Галерея автомотостарины. Номерные знаки образца 1937 (и 1940) года.
Эта страница была бы менее информативной без знаний коллекционера номеров Петра Шляхина.
И, тем не менее, картина остаётся неполной. Дополнения и корректировки приветствуются.
Номера этого стандарта (ГОСТов ещё не было) выдавались с мая 1937 года и к осени принудительно заменили белые номера предыдущего стандарта. Однако в некоторых отдалённых от Москвы регионах старые номера дожили до 1938 года. Начиная с 1940 года на дорогах появляются в небольшом количестве номера меньшего размера, в них буквы становятся значительно мельче и на задних номерах расположены не по центру, а слева. Номера 1937 года остаются в употреблении одновременно с номерами 1940. В некоторых областях номеров 1940 года не было вообще, но где-то, например, в послевоенной Москве, знаки образца 1940 года составляли подавляющее большинство. В Москве и некоторых крупных городах на легковые автомобили выдавались только задние номера. Считалось, что огромный номерной знак портит внешний вид машины. Летом-осенью 1937 года в Москве было 5700 служебных и 1000 частных легковушек, большинство из которых составляли фаэтоны ГАЗ-А, Форд-А (собиравшиеся в Нижнем Новгороде в 1930-1931 годах). Все эти машины были заменены правительством на новенькие эмки ГАЗ-М1, а открытые газики были сданы на сборный пункт и отправлены на периферию. Закрытые Форд-А и ГАЗ-6 не трогали.
Весной-летом 1947 года знаки этого стандарта были принудительно заменены жёлтыми номерами следующего стандарта, но в некоторых отдалённых от Москвы регионах продержались и даже выдавались до 1949 (Якутия, оба типа - 1937 и 1940).
Использовались только 28 букв: АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Азово-Черноморский край (до 13 IX 1937, разделён на Краснодарский край и Ростовскую обл., которой достались старые серии) - АЧ, АШ, АЭ, мотоциклы - АЧ.
Алтайский край (с 27 IX 1937, был в составе Западно-Сибирского края) - АН, АО, АП, ЭА, мотоциклы - АН, проба - АН.
Архангельская область (с 23 IX 1937, была в составе Северной обл.) - СР, СС (1940) мотоциклы - СР.
Астраханская область (с 27 XII 1943) - КЦ, мотоциклы - КЦ.
Башкирская АССР - БА, ББ, ББ (1940), БВ, мотоциклы - БА.
Брянская область (с 5 VII 1944, была в составе Орловской обл.) - БЯ, мотоциклы - БЯ.
Бурят-Монгольская АССР - БМ.
Великолукская область (с 22 VIII 1944) - ?
Владимирская область (с 14 VIII 1944) - ВД (1940).
Вологодская область (с 23 IX 1937, была в составе Северной обл.) - ВА, мотоциклы - ВА.
Воронежская область - ВО, ВП, ВР, ВЧ, мотоциклы - ВО.
Восточно-Сибирская область (до 26 IX 1937, номера дольше, разделёна на Читинскую и Иркутскую обл., которой достались старые серии) - ВС, ВТ, мотоциклы - ВС.
92к Москвич ДБ 06-01 (Дагестан, 1948)Горьковская область - ГК, ГЛ, ГЛ (1940), ГМ, мотоциклы - ГК, проба - ГК, ГМ, ГН.
Грозненская область (с 22 III 1944) - ?
Дагестанская АССР - ДА, ДБ.
Дальневосточный край (до 20 X 1938, разделён на Приморский и Хабаровский края) - ДВ, ДГ, ДД, мотоциклы - ДВ.
Западная область (до 27 IX 1937) - ЗА, мотоциклы - ЗА.
Западно-Сибирский край (до 28 IX 1937, разделён на Алтайский край и Новосибирскую обл., которой достались старые серии) - ЗС, ЗТ, мотоциклы - ЗС.
Ивановская область - ИВ, ИГ, ИД, мотоциклы - ИВ.
Иркутская область (с 26 IX 1937, была в составе Восточно-Сибирской обл.) - ВС, ВТ, ВУ, мотоциклы - ВС.
Кабардино-Балкарская АССР (с 8 IV 1944 - Кабардинская АССР) - РБ.
Калиниградская область (с 4 VII 1946, ранее называлась Кёнигсбергская обл.) - ?
Калининская область - КЛ, КМ, мотоциклы - КЛ.
Калмыцкая АССР (до 27 XII 1943) - КЦ, мотоциклы - КЦ.
Калужская область (с 5 VII 1944) - ДН.
Кемеровская область (с 26 I 1943, была в составе Новосибирской обл.) - ЕЖ.
Кёнигсбергская область (с 7 IV 1946, 4 VII 1946 переименована в Калиниградскую обл.) - ?
Кировская обл. - КИ, ИК, НН, мотоциклы - КИ.
62к ГАЗ-АА ОА 00-03 (Сыктывкар)Коми АССР - ОА.
Костромская область (с 13 VIII 1944, была в составе Ивановской обл.) - ДП.
Краснодарский край (с 13 IX 1937, был в составе Азово-Черноморского края) - КЧ, КШ, ШК (1940), ШЛ, мотоциклы - КЧ.
Красноярский край - КР, КЭ, ЭЛ, мотоциклы - КР.
Крымская область (до 30 VI 1945 - Крымская АССР) - КТ, ЦТ, КД, КЕ (1940, послевоенная).
Куйбышевская область - ВК, ВЛ, ВМ, ВН, ВН (1940), мотоциклы - ВК, ВЛ, ВЛ (1940). Характерная только для этой области буква К в номерах.
Курганская область (с 6 II 1943) - БК.
Курская обл. - КО, КП, ОК (1940), ИО, мотоциклы - КО.
Ленинград - ЛА, ЛБ, ЛВ, ЛГ, ЛД, ЛЕ, ЛЖ, ЛЖ (1940), ЛЗ, ЛЗ (1940), ЛИ, мотоциклы - ЛА, прицепы - ЛА (1940), ЛГ. Серия ЛИ, первая половина серии ЛВ, часть сери ЛБ выполнены "московским" круглым шрифтом.
Ленинградская область - ЛО, ЛП, ЛР, ЛС, ЛС (1940), ЛТ (послевоенная серия), мотоциклы - ЛО. Часть серии ЛО и серия ЛП до ЛП 40-82 была с московским круглым шрифтом, после ЛП 83-50 - с обычным угловатым шрифтом.
Марийская АССР - МЦ, мотоциклы - МЦ.
Молотовская область (до 8 III 1940 - Пермская обл.) - ПА, ПБ (1940), мотоциклы - ПА.
Мордовская АССР - МЯ, мотоциклы - МЯ.
Москва (город) - МА, МБ, МВ, МГ, МД, МЕ, МЖ, МЗ, МИ, МЛ, ММ. Серии 1937 года отличались от знаков других областей круглыми, а не угловатыми цифрами и буквами.
61к задний номер на мотоцикл (Московская обл.), вид сзади69к задний номер на мотоцикл (Московская обл.)Московская область (без Москвы) - МО, МП, МР, МР (1940), МС, МН (1940, все типы), МФ, МФ (1940), МХ, мотоциклы - МО.
Мурманская область (с 28 V 1938, была в составе Ленинградской обл.) - МЮ, ЭД.
АССР Немцев Поволжья (до 28 VIII 1941) - НП.
Новгородская область (с 5 VII 1944) - НГ (1940), НВ.
Новосибирская область (с 27 IX 1937, была в составе Западно-Сибирского края) - ЗС, ЗТ, ЗУ, ЗУ (1940).
Омская область - ОМ, ОН, ОП, мотоциклы - ОМ.
Орджоникидзевский край (с 12 I 1943 - Ставропольский край) - СК, СЛ, СМ, СН (1940), мотоциклы - СК.
Оренбургская область (с 26 XII 1938 - Чкаловская) - ОР, ОС, ОТ, мотоциклы - ОР.
Орловская область (с 27 IX 1937) - ОЦ, ОЧ (1940), мотоциклы - ОЦ.
Пензенская область (с 4 II 1939, была в составе Тамбовской обл.) - ФБ (1940).
Пермская область (с 3 X 1938 (номера с 1939), была в составе Свердловской обл., с 8 III 1940 - Молотовская обл.) - ПА, ПБ (1940), мотоциклы - ПА.
Приморский край (с 20 X 1938, был в составе Дальневосточного края) - ДЕ, ДЖ, ПО, ПН, ПТ, ПУ (1940), мотоциклы - ПО.
Псковская область (с 23 VIII 1944) - ПК.
Ростовская область (с 13 IX 1937, была в составе Азово-Черноморского края) - АЧ, АШ, АЭ, АА, АГ (1940), ШЗ (1940), мотоциклы - АЧ.
Рязанская область (с 26 IX 1937) - РО, РС, РС (1940), мотоциклы - РО.
Саратовская область - СА, СБ, СЧ (1940), мотоциклы - СА.
Сахалинская область (со 2 I 1947) - возможно, уже зная о грядущей реформе номеров, оставили номера хабаровских серий (ДИ, фото 1947).
Свердловская область - СВ, СГ, СД, СЕ, СЖ, СЖ (1940), мотоциклы - СВ. У номеров серий СВ, СГ и у мотоциклов - московский круглый шрифт, у серии СД - обычный угловатый.
Северная область (до 23 IX 1937, разделена на Архангельскую и Вологодскую обл., серия СР осталась в Архангельской обл.) - СР, мотоциклы - СР.
Северо-Осетинская АССР - СО, мотоциклы - СО.
81к задний номер на автомобиль (Смоленская обл.)26к передний номер на мотоцикл (Тамбовская обл.)Смоленская область (с 27 IX 1937) - ЗА, ЗБ, ЗЯ (1940), ЗЯ 54-85 (3 VII 1947), мотоциклы - ЗБ.
Ставропольский край (до 12 I 1943 - Орджоникидзевский край) - СК, СЛ, СМ, СН (1940), мотоциклы - СК.
Сталинградская область - СТ, СУ, СХ (1940), мотоциклы - СУ.
Тамбовская область (с 27 IX 1937) - ТА, ТГ, мотоциклы - ТА.
Татарская АССР - ТТ, ТУ, ТУ (1940), мотоциклы - ТТ.
Томская область (с 13 VIII 1944, была в составе Новосибирской обл.) - ТК?
Тувинская АО (с 11 X 1944) - в 1944-м в Танну Туве зарегистрирован 136-й автомобиль (с 1932 года). Судя по этой фотографии трассы Кызыл-Туран (1946), тувинским машинам не стали выделять серию, а выдавали красноярские номера серии КЭ.
Тульская область - ТО, ТЛ, мотоциклы - ТО.
Тюменская область (с 14 VIII 1944) - ТЮ.
Удмуртская АССР - УЯ, мотоциклы - УЯ (ранний), УЯ (стандартный), ПРОБА УЯ.
Ульяновская область (с 19 I 1943, была в составе Куйбышевской обл.) - ВЭ, проба - ВЭ.
Хабаровский край (с 20 X 1938, был в составе Дальневосточного края) - ДВ, ДГ, ДД, ДЗ, ДИ, ДК, ДЛ, мотоциклы - ДВ.
Челябинская область - ЧБ, ЧВ, ЧГ, ЧЕ (1940), ЧЖ, ЧЖ (1940), мотоциклы - ЧБ, проба - ЧБ.
Чечено-Ингушская АССР (до 7 III 1944) - ЧИ.
Читинская область (с 26 IX 1937, была в составе Восточно-Сибирской области) - ЧО, мотоциклы - ЧО.
Чкаловская область (до 26 XII 1938 - Оренбургская) - ОР, ОС, ОТ, мотоциклы - ОР.
Чувашская АССР - ЧА, мотоциклы - ЧА.
Южно-Сахалинская (со 2 II 1946, 2 I 1947 вошла в состав Сахалинской обл.) - возможно, уже зная о грядущей реформе номеров, оставили номера хабаровских серий (ДИ, фото 1947).
68к ГАЗ-М20 Победа ЯР 76-45 (Якутия)Якутская АССР - ЯР (ранний шрифт, сменился между 07-56 и 11-94), ЯР (обычный шрифт), ЯР (1940, 1948 год выдачи), мотоциклы - ЯР.
Ярославская область - ЯО, ЯЩ, ЯГ(?), мотоциклы - ЯО, проба - ЯО (ранний тип), ЯО (поздний тип).
Карело-Финская ССР - ЛК, ЛК (1940), ЛЛ (1940), мотоциклы - ЛК. Автомобильная серия ЛЛ (1940) выдавалась также в Литве. Совпадали цифрами полностью, но литовские знаки имели угловатые цифры обр. 1937 и большие полукруглые полосы сверху и снизу.
Эстонская ССР (с 2 VII 1940) - довоенные: ER, ER, ES, мотоциклы - ER, послевоенные - ЭТ, мотоциклы - ЭТ. Все знаки сделаны в старом эстонском формате.
Латвийская ССР (с 21 VII 1940) - довоенные: LS, LR старого латвийского образца, послевоенные - до X 1945 - московские МЖ и МЗ, обе 1940 года, но на заднем буквы в центре, а не слева, а на переднем буквы на середине, а не у верхней кромки, с X 1945 - ЛЦ (1940, стандартный), мотоциклы - ЛР, ЛЦ (1940, стандартная).
Литовская ССР (с 25 VIII 1940) - довоенные: RL (с 1940 года), послевоенные - ЛЛ, ЛЛ 55-94 (Каунас, 10 V 1946), мотоциклы - ЛЛ (1940, стандартные), ЛЛ 20-11 (Каунас, 21 VI 1946). Автомобильная серия ЛЛ (1940) выдавалась также в Карелии. Совпадали цифрами полностью, но литовские знаки имели угловатые цифры обр. 1937 и большие полукруглые полосы сверху и снизу.
Белорусская ССР - довоенные - БР, БC, БТ, БУ, БХ, БЦ, БЧ, ОГ, ОД, ОЗ, мотоциклы - БР, ОЗ, прицепы - БР, ОГ (подозрительно большое число, дублирование номера тягача?), послевоенные - БЧ, НЛ, НМ, мотоциклы - НЛ.
   Номера на О относятся к освобождённой в 1939-м Западной Белоруссии. Из серии прицепов ОГ и мотосерии ОЗ можно сделать вывод, что "освобождённые" серии были как-то поделены между Белостокской и Брестской областями. Тогда ОГ - Белосток, ОЗ - Брест. Эмка ОД 01-02 снята в Минске, что не помогает нам определить её область. Максимальный известный ОЗ - ОЗ 20-41, максимальный известный ОГ - ОГ 80-73. Вероятно, ОД принадлежит Белостоку.
Аккерманская область (с 7 VIII 1940 до 7 XII 1940, переименована в Измаильскую) - ЮЮ, мотоциклы - ЮЮ.
Винницкая область - УВ, УГ, мотоциклы - УВ.
Волынская область (с 4 XII 1939) - ФЖ, ФЖ (1940).
Ворошиловградкая область (с 3 VI 1938, была в составе Сталинской обл.) - ФГ, мотоциклы - ФГ.
Днепропетровская область - УП, УП (1940), УР, УФ, ЦД (1940), мотоциклы - УП.
Дрогобычская область (с 4 XII 1939) - ШБ.
Житомирская область (с 22 IX 1937, была в составе Киевской обл.) - УЭ, ФМ.
Закарпатская область (с 22 I 1946) - ?
Запорожская область (с 10 I 1939) - ХА, ХА (1940), мотоциклы - ХА.
Измаильская область (с 7 XII 1940, бывшая Аккерманская) - ЮЮ, мотоциклы - ЮЮ.
Каменец-Подольская область (с 22 IX 1937, была в составе Винницкой обл.) - УТ, мотоциклы - УТ.
Киев (город) - УК, УЛ, ФО, ФП, ФП, ЮГ, мотоциклы - УК, ФО, прицепы - ФП (1940, известен 2-строчный "ФП прицеп / 05-98"). Довоенная часть автомобильной серии ФП (минимум до ФП 22-34), серия УЛ до УЛ 29-49 - "московский" круглый шрифт, УЛ 88-09 - опять обычный угловатый шрифт, как и у первой серии УК.
Киевская область - УЮ, ФС, ФС (1940), мотоциклы - УЮ.
Кировоградская область (с 10 I 1939) - ХК, мотоциклы - ХК, ХЛ.
132к Опель-Кадетт К38 ФК 03-92 (Львов, 10 VIII 1940)Львовская область (с 4 XII 1939) - ФК, ЦО (1940), мотоциклы - ФК, ЦО (1940, послевоенная).
Молдавская АССР (до 2 VIII 1940) - УМ, УМ (1940), мотоциклы - УМ.
Николаевская область (с 22 IX 1937) - УН, мотоциклы - УН.
Одесская область - УО, УС, ФФ, ФХ (1940), мотоциклы - УО.
Полтавская область (с 22 IX 1937, была в составе Харьковской обл.) - УУ, ЮА, мотоциклы - УУ, ЮА (из Политехнического музея, Москва).
Ровенская область (с 4 XII 1939) - ФЩ.
Сталинская область - УД, УЕ, УЖ, ФЧ (1940), мотоциклы - УД.
Станиславская область (с 4 XII 1939) - ФВ, мотоциклы - ФВ.
Сумская область (с 10 I 1939) - УЩ, ХС.
Тарнопольская область (с 4 XII 1939, 9 VIII 1944 переименована в Тернопольскую обл.) - ?
Харьковская область - УХ, УЦ, УШ, ФЮ, мотоциклы - УХ.
Херсонская область (с 30 III 1944) - ХН.
Черниговская область - УЧ, мотоциклы - УЧ.
Черновицкая область (с 7 VIII 1940) - ЮЧ, ХХ?.
Молдавская ССР (со 2 VIII 1940) - УМ, УМ (1940), мотоциклы - УМ.
Грузинская ССР - ГР, ГС, ГТ, ГУ (1940), ГФ, мотоциклы - ГР. Характерные только для серий ГР, ГА и ранней ГС до 22-63 двойки с кружочками и свой шрифт цифр. На ГС 30-98 и ГС 31-82 уже обычные цифры.
Абхазская АССР - ГА, мотоциклы - ГА.
Армянская ССР - АР, АФ (1940), мотоциклы - АР.
Азербайджанская ССР - АЗ, АЖ, АИ, АК, мотоциклы - АЗ.
Акмолинская область (с 14 X 1939) - ?.
Актюбинская область - КБ.
57к ГАЗ-М1 АЗ 85-27 (Баку)60к ГАЗ-М1 КА 04-42 (Алма-Атинская обл., 1938)Алма-Атинская область - КА, ЩА, ЩА (1940), мотоциклы - КА.
Восточно-Казахстанская область - КВ.
Гурьевская область (с 15 I 1938) - ?.
Джамбулская область (с 14 X 1939) - ?.
Западно-Казахстанская область - КЗ, мотоциклы - КЗ.
Карагандинская область - КГ, мотоциклы - КГ.
Кзыл-Ординская область (с 15 I 1938) - ?.
Кокчетавская область (с 16 III 1944) - ЩЗ.
Кустанайская область - ?.
Павлодарская область (с 15 I 1938) - мотоциклы - КЯ.
Северо-Казахстанская область - КС.
Семипалатинская область (с 14 X 1939) - ?.
Талды-Курганская область (с 16 III 1944) - ?.
Южно-Казахстанская область - КЮ, мотоциклы - КЮ.
Киргизская ССР - РК, РЛ, мотоциклы - РК, прицепы - РК.
Узбекская ССР (до 15 I 1938 везде, кроме Каракалпакии, выдавалась общереспубликанская серия УЗ, после разделения на области 15 I 1938 серия УЗ и послевоенная РХ выдавались в Ташкенте и Ташкентской области, а в остальных новых областях выдавалась серия УА, затем РУ и послевоенная РФ (и РП?).)
   УЗ, РХ, мотоциклы - УЗ (ранний), УЗ (стандартный).
   УА, РУ, РФ, мотоциклы - УА.
Андижанская область (с 6 III 1941) - мотоциклы - ЕА (1947 или 1948). Номера по стандарту 1937 года, но это, вероятно, такое местное начало жёлтой андижанской серии ЕА образца 1947 года.
Бухарская область (с 15 I 1938).
Каракалпакская АССР (с начала действия стандарта) - КК.
Кашкадарьинская область (с 20 I 1943).
Наманганская область (с 6 III 1941).
Самаркандская область (с 15 I 1938).
Сурхандарьинская область (с 6 III 1941).
Ташкент (город, с 15 I 1938).
Ташкентская область (с 15 I 1938).
Ферганская область (с 15 I 1938).
Хорезмская область (с 15 I 1938).
Туркменская ССР - ТР, ТШ (1940), ПЛ (1940), мотоциклы - ТР.
Таджикская ССР (общие серии для всей республики) - ТД, ТЕ.
Балтийский флот - в 1942-1943 в Ленинграде были машины с номерами серии ФА (ФА-13-33, ФА-60-65). У них не было жестянок, а номера были нарисованы на дверцах и на заднем борту, как и положено военным автомобилям.
Серии неустановленной приписки - ДУ, ОЕ, ОЖ, УБ.

Транзитные номера - ТРАНЗИТ 1 06-19, ТРАНЗИТ 1 57-хх. Оба номера московские, с характерным шрифтом цифр.
Номера с надписью ТРАНЗИТ имели под этим словом цифровой код автозавода (правильнее сказать - автозаводского города) и использовались на автомобилях, перегоняемых своим ходом в другой регион. В правой части номера были стандарные четыре порядковые цифры. (Имеются в виду передние номера, у задних номеров было три строки ТРАНЗИТ / 1 / 06-19).

Дипломатические номера - МБ Д (у легковых автомобилей - только задние знаки, про грузовые неизвестно).

Номера военных автомобилей 1942-1962.

У милиции были собственные номера с надписью "МИЛИЦИЯ" и порядковым номером, без признака региона.

Шрифты. Угловатые буквы и цифры (исключения - круглые буквы и цифры в Москве и в некоторых сериях других регионов, см. выше по тексту). Были региональные особенности - буква К в серии ВК, двойки с головами-кружочками на ранних грузинских номерах, применение досоветских стандартов в республиках Советской Прибалтики.

67к номер экспериментальных машин (АР-НАТИ 2)Номера с надписью ПРОБА и более мелкими буквами серии выдавались экспериментальным автомобилям и автомобилям, которым по каким-либо причинам нельзя выдать постоянный номер. Были похожими на транзитные номера, но под словом ПРОБА была не цифра, а две буквы кода региона. Эти номера были большой редкостью. Известны передние мотономера "ПРОБА 00-04" и "ПРОБА 00-06" без букв региона, висевшие на М-72, первый с огнемётом, второй - с пулемётом Максим в колясках, Горький, май 1941.
На мотоциклетных знаках буквы и цифры были меньшего размера, чем на автомобильных. Это последний советский стандарт, когда выдавались и передние номера на мотоциклы (крепились на переднем крыле вдоль направления движения и были прямоугольными или реже изогнутыми по форме крыла).

Размеры знаков заводского изготовления (было много самодельных, особенно сразу после войны):
передний автомобильный знак 1937-1949 - длина 55-59 см, высота 11-14 см.
задний автомобильный знак 1937-1949 - длина 33-36 см, высота 21-24 см.
передний автомобильный знак 1940-1949 - длина 37-39 см, высота 12-13 см.
задний автомобильный знак 1940-1949 - длина 27-28 см, высота 16-17 см.
передний мотоциклетный знак 1937-1949 - длина 30 - 31,5 см (прямоугольный вариант), высота 7,5 - 9 см.
задний мотоциклетный знак 1937-1949 - длина 20-22 см, высота 12-14 см.
Размеры изображённого здесь заднего мотознака МО 55-48 - 219 х 141 мм.
И буквы, и окантовка выпуклые.
Обратите внимание, что буквы автомобильных знаков 1937 года по размеру немного выше, чем цифры.

Источники фотографий:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Архив Льва Михайловича Шугурова, Москва,
Архив ГАЗ,
Фотоальбом "Москва", 1939,
Архив Евгения Игнатьевича Прочко, Москва,
Андрей Никитин-Перенский (Редкие публикации из истории автомобиля в России).
Раритеты фотохроники СССР. Великая Отечественная война. - сайт мэтра отечественной фотографии Льва Бородулина, который любезно разрешил использовать здесь фотографию с его сайта.
eBay Deutschland.
Архив музея ГК "Мосгортранс",
Журнал "Автомобили", 1, 2001,
Журнал "4х4", фото из коллекции Андрея Мятиева (Музей истории велосипедного дела в России, Москва).
Retro-STYLE, Фрунзе.
Петрозаводский автобус.
Троллейбус на Вятке (Киров).
История Нижнего Тагила.
Музей истории автомобильного транспорта Якутии.
Urbantransport (Киев).
Журнал "Огонёк", 1947.
Eesti Antiikautode Galerii (эст.) - старинные автомобили в Эстонии.
Алматы - 150 лет (1854-2004).
Семейный альбом Ефима Ванчугова (ВА 06-30).
Фото Георгия Липскерова (БМ 03-11, 1938) с сайта http://kilpio.com/GAZ21/BooK_foto_20-60/
Архив Текелинского Свинцово-Цинкового Комбината 1939-1945.
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
Automoto.ee, форум.
Eesti Vanamootorrattaklubi "Unic-Moto".
Евгений Абушек (Омск).
Autobuy.ru.
РГАКФД.
Магия Ретро.
anna-ufa.livejournal.com.
Avito.ru.
Архив Кирилла Чудакова.
Советские автотракторные прицепы 1941-45.
avto-nomer.ru.
Энциклопедия бронетехники РККА.
Большой Русский Альбом.
ReviewDetector.ru, форум кладоискателей.
SA-kuva-arkisto.
Магазин WW2 - военный антиквариат.
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.
Архив Александра Федотова.
Макс Пензон.
УВЗ. Завод №183 имени Сталина.
Сульфат от начала и до наших дней.
Интервью И.В. Михалкиной, дочери маршала артиллерии В.М. Михалкина и внучки генерал-полковника артиллерии М.С. Михалкина.
Архив Александра Малицкого.
Наш полк. Опудало Семен Степанович.
Auction.ru.
Тайны и легенды Измаила.
Архив журнала "За рулём".
История гражданской обороны Ивановской области.
Cars Photo.
Архив Александра Зозуляка.
Книга Андрея Мятиева "История советского мотоцикла, часть I", издательство "ЗахаровПадерин".
МАЗ, официальный сайт.
Шебекинский историко-художественный музей.
Спасибо за дополнения Валдо Праусту (Эстония), Алексею Попову (Рига), Евгению Бочкину (Москва), Владимиру Колотовкину (Москва), Евгению Смирнову (Киев-Москва), доктору Сергею Суворову (страницы истории карет скорой помощи, Москва), Александру Аникину (Израиль), Руслану Козыреву (Москва), Райну Вайкла (Эстония), Петру Шляхину (Москва), Александру Малицкому (Москва), Николаю Кочневу.
Огромную помощь в подборе материала оказали Александр Корчак и Борис Корчак (Рига).

Вход   Галерея    Номерные знаки   Магазин    Ссылки

Последняя правка 4 VII 2022. Контакт. Андрей Богомолов.