Галерея автомотостарины. Номерные знаки образца 1937 года.
задний номер на автомобиль (Московская обл.)передний номер на автомобиль (Ленинград)
Здесь даны собранные по фрагментам и очень далёкие от
полноты картины данные об областной принадлежности
машин, имеющих в номере следующие буквы.
Использовались только 28 букв: АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Россия
Азово-Черноморский край (до 1937 года, номера остались дольше) - АЧ, ...
Алтайский край - АЛ, ЭА
Башкирия - БА, ...
61к задний номер на мотоцикл (Московская обл.), вид сзади69к задний номер на мотоцикл (Московская обл.)Бурят-Монголия - БМ (1938), ...
Владимирская область (образована в 1944) - ВД (только эта серия)
Вологодская область - ВА, ...
Воронежская область - ВО, ...
Горьковская область - ГК (это передний мотономер, были и автомобильные), ГЛ, ...
Западная область - ЗА
Западно-Сибирский край (30.07.1930 - 28.09.1937, номера, возможно, и дольше) - ЗС, ЗТ, ...
задний номер ПРОБА на автомобиль (Горьковская обл.)передний номер ПРОБА на автомобиль (Горьковская обл.)Ивановская область - ИВ, ИГ, ...
Казакская АССР - КА, ...
Калининская область - КЛ, КМ, ...
Калужская обл. - ДН, ...
Кировская обл. - КИ, ...
Красноярский край - КР, КЭ, ЭЛ
Крымская область - КТ, ...
Куйбышевская обл. - ВК, ...
Ленинград - ЛА, ЛБ, ЛВ, ЛГ, ЛД, ЛЕ, ЛЖ, ЛЗ, ЛИ
Ленинградская область - ЛО, ЛП, ЛР, ЛС, ЛТ (послевоенная серия), ...
Москва - МА (легковые), МБ (легковые и грузовые), МВ (грузовые), ПРОБА МВ, МГ (грузовые), МД (пассажирский транспорт, такси, грузовые), МЕ (грузовые), МЖ (грузовые), МЗ (грузовые и легковые), МИ (грузовые), МИ нового образца (с 1940) (грузовые), МЛ нового образца (с 1940) (легковые и грузовые)
22k обычный задний номер на 1937 Шевроле 55k фото обычный передний номер на  ГАЗ-ААМотоциклы: МА, МЕ.
Московская область - МО, МП, МР, МС, МФ, МХ, МН нового образца (с 1940)
Мотоциклы: МО.
Новосибирская обл. (с 28.09.1937) - ЗС, ЗТ, ЗУ
Омская область - ОМ, ОН, ...
Орловская область - ОЦ
Пермская область - ПА, ...
Свердловская область - СВ, СГ, СД, СЕ, СЖ, ...
Смоленская область - ЗА, ЗБ, ЗЯ 54-85 (3 VII 1947)
Сталинградская область - СТ, СУ, ...
Татарская АССР - ТТ, ...
Тульская область - ТО, ТЛ(?)
Удмуртская АССР - УЯ
Ульяновская область - ВЭ
Челябинская область - ЧБ, ЧВ, ЧГ, ЧЕ, ЧЖ
Чечено-Ингушская АССР - ЧИ
Читинская область - ЧО
Чувашская АССР - ЧА
Южно-Сахалинская (2 II 1946 - 2 I 1947) - ДИ(?), ... (возможно, это серия Хабаровского края)
Якутская АССР - ЯР, ...
67к номер экспериментальных машин (АР-НАТИ 2)39к номер экспериментальных машин, Ярославская область - ЯО, ЯЩ
Карело-Финская ССР - ЛК, ...
Эстония - ER (довоенные), ЭТ, ... (послевоенные). Номера не соответствуют стандарту, хотя и близки к нему.
Латвия (стандарт не этот, а довоенный латвийский, обе серии) - LS (с 1940 года), ЛЦ (1944-1947)
(про латвийские знаки спрашивайте у Алексея Попова из Риги)
Литва - ЛЛ (ЛЛ 55-94, Каунас, 10 V 1946; ЛЛ 20-11, мото, Каунас, 21 VI 1946).
Белоруссия - до оккупации - БР, БC, БТ, БУ, БФ, БХ, БЦ, ОГ, ОД, ОЗ, после оккупации - БЧ, НЛ, НМ. Серии ОГ, ОД, ОЗ, возможно, принадлежали Западной Белоруссии (1939-1941).
Украина
Аккерманская обл. (с 7 VIII по 7 XII 1940, далее Измаильская обл.) - ЮЮ
Винницкая обл. (22 IX 1937 уменьшена за счёт новой Каменец-Подольской обл.) - УВ, УГ
Волынская обл. (с 4 XII 1939) - ?
Ворошиловградская обл. (с 3 VI 1938, бывш. часть Донецкой обл.) - ФГ
Днепропетровская обл. - УП, УР, УФ, ЦД
Донецкая (3 VI 1938 разделена на Ворошиловградскую и Сталинскую обл.) - УД, УЕ, УЖ
Дрогобычская обл. (с 4 XII 1939) - ?
Житомирская обл. (с 22 IX 1937, бывш. часть Киевской обл.) - ФМ
Запорожская обл. (с 10 I 1939, образована из районов Днепропетровской и Николаевской обл.) - ХА
Измаильская обл. (с 7 XII 1940, бывш. Аккерманская обл.) - ЮЮ
Каменец-Подольская обл. (с 22 IX 1937, бывш. часть Винницкой обл.) - УТ
Киев - УК, УЛ, ФО, ФП(?)
Киевская обл. (22 IX 1937 уменьшена за счёт новой Житомирской обл.) - УЭ, УЮ, ФС
Кировоградская обл. (с 10 I 1939, образована из районов Николаевской, Киевской, Одесской и Полтавской обл.) - ФЖ(?), ХК
Львовская обл. (с 4 XII 1939) - ФК
Молдавская АССР (в составе Украины до 28 VI 1940, далее разделена между Одесской обл. и вновь образованной МССР) - УМ
Николаевская обл. (с 22 IX 1937, бывш. часть Одесской обл.) - УН, УБ
Одесская обл. (22 IX 1937 уменьшена за счёт новой Николаевской обл.) - до оккупации - УН, УО, УС, ..., после оккупации - ФФ, ФХ
Полтавская обл. (с 22 IX 1937, бывш. часть Харьковской обл.) - УУ, ЮА
Ровенская обл. (с 4 XII 1939) - ?
Сталинская (с 3 VI 1938, бывш. часть Донецкой обл.) - УД, УЕ, УЖ
Станиславская обл. (с 4 XII 1939) - ФВ
Сумская обл. (с 10 I 1939, образована из районов Харьковской, Черниговской и Полтавской обл.) - ХС
Тарнопольская обл. (с 4 XII 1939, с 9 VIII 1944 Тернопольская обл.) - ?
Харьковская обл. (22 IX 1937 уменьшена за счёт новой Полтавской обл.) - УХ, УЦ, УШ, ФЮ
Херсонская обл (30 III 1944, образована из районов Николаевской, Запорожской и Одесской обл.) - ХН
Черниговская обл. - УЧ, ...
Черновицкая обл. (с 7 VIII 1940) - ХХ(?), после оккупации - ЮЧ
Молдавия - УМ
Грузия - ГА, ГР, ...
Азербайджан - АЗ, АК, ...
Казахстан - КА, ЩА
Киргизия - РК, РН(?), ...
Узбекистан - УЗ, УА
Туркмения - ТР, ...
Таджикистан - ТД, ...

Номера этого стандарта выдавались с весны-лета 1937 года, а в некоторых регионах и позже. В 1940 году параллельно стали выдавать номера несколько изменённого стандарта (описан чуть ниже). Оба стандарта действовали до 1947 года, когда были принудительно заменены новым стандартом. Одной из причин их замены была потеря документации бывших оккупированных областей.
Номера с надписью ПРОБА в левой части номера и уменьшенными буквами серии под ней, и такими же, как в обычных номерах, четырьмя порядковыми цифрами в правой части выдавались экспериментальным автомобилям и были большой редкостью.
Номера с надписью cлева ТРАНЗИТ имели под этим словом цифру кода автозавода (1 - московские, 2 - ГАЗ). В правой части номера были стандарные четыре порядковые цифры. (Имеются в виду передние номера, вид задних номеров мне неизвестен).
Дипломатические номера несли большую букву Д, две буквы региона более мелким шрифтом и три переменные цифры, из которых старшая отделена от остальных двух дефисом. Форд-В8 эстонского посольства в Москве
На мотоциклетных знаках буквы и цифры были меньшего размера, чем на автомобильных. Это был последний советский стандарт, когда выдавались и передние номера на мотоциклы (крепились на переднем крыле вдоль направления движения и были вытянутой прямоугольной формы или изогнуты по форме крыла).
Размеры переднего автознака - 56 х 14 см, заднего - 36 х 24,5 см.
Размеры изображённого здесь заднего мотознака - 219 х 141 мм.
И буквы и окантовка выпуклые.
Обратите внимание, что буквы по размеру немного больше, чем цифры.
Начиная с 1940 года размеры номера становятся заметно меньше, буквы мельче и на обоих номерах расположены в левом верхнем углу. Цифры мельче, более узкие.
Номера с надписью ПРОБА тоже уменьшились в размерах.
На транзитных номерах надписью ТРАНЗИТ переехала под код завода, к которому справа добавилась порядковая буква.

Источники фотографий:
Архив Льва Михайловича Шугурова, Москва,
Архив ГАЗ,
Фотоальбом "Москва", 1939,
Архив Евгения Игнатьевича Прочко, Москва,
Андрей Никитин-Перенский (Редкие публикации из истории автомобиля в России).
Раритеты фотохроники СССР. Великая Отечественная война. - сайт мэтра отечественной фотографии Льва Бородулина, который любезно разрешил использовать здесь фотографию с его сайта.
eBay Deutschland.
Архив музея ГК "Мосгортранс",
Журнал "Автомобили", 1, 2001,
Журнал "4х4", фото из коллекции Андрея Мятиева (Музей истории велосипедного дела в России, Москва),
Retro-STYLE, Фрунзе.
Петрозаводский автобус.
Троллейбус на Вятке (Киров).
История Нижнего Тагила.
Музей истории автомобильного транспорта Якутии.
Urbantransport (Киев).
Журнал "Огонёк", 1947.
Eesti Antiikautode Galerii (эст.) - старинные автомобили в Эстонии.
Алматы - 150 лет (1854-2004).
Семейный альбом Ефима Ванчугова (ВА 06-30).
Фото Георгия Липскерова (БМ 03-11, 1938) с сайта http://kilpio.com/GAZ21/BooK_foto_20-60/
Спасибо за дополнения Валдо Праусту (Эстония), Алексею Попову (Рига), Евгению Бочкину (Москва), Владимиру Колотовкину (Москва), Евгению Смирнову (Киев-Москва), доктору Сергею Суворову (страницы истории карет скорой помощи, Москва), Александру Аникину (Израиль), Руслану Козыреву (Москва), Райну Вайкла (Эстония), Петру Шляхину (Москва), Александру Малицкому (Москва).
Огромную помощь в подборе материала оказали Александр Корчак и Борис Корчак (Рига).

Вход Галерея Номерные знаки Магазин Ссылки

Последняя правка 21 III 2011. Контакт. Андрей Богомолов.