Галерея автомотостарины. Номерные знаки образца 1937 (и 1940) года.
61к задний номер на мотоцикл (Московская обл.), вид сзади69к задний номер на мотоцикл (Московская обл.)
Здесь даны собранные по фрагментам и очень далёкие от
полноты картины данные об областной принадлежности
машин, имеющих в номере следующие буквы.
Использовались только 28 букв: АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Азово-Черноморский край (до 1937 года, номера, возможно, и дольше) - АЧ, АШ, АЭ, мотоциклы - АЧ.
Башкирия - БА, ББ, БВ
Бурят-Монголия - БМ (1938), ...
Владимирская область (образована в 1944) - ВД (только эта серия)
Вологодская область - ВА, ...
Воронежская область - ВО, ...
Горьковская область - ГК (это передний мотономер, были и автомобильные), ГЛ, ...
Дальневосточный край (до 20 X 1938) - ДВ, ДГ, ДД.
22k обычный задний номер на 1937 Шевроле55k фото обычный передний номер на  ГАЗ-ААЗападно-Сибирский край (30.07.1930 - 28.09.1937, номера, возможно, и дольше) - ЗС(?), ЗТ, ...
Ивановская область - ИВ, ИГ, ...
Калининская область - КЛ, КМ
Калужская обл. - ДН, ...
Кировская обл. - КИ, ...
Краснодарский край (с 13 IX 1937, был в составе Азово-Черноморского края) - АЧ, АШ, АЭ, КЧ, КШ, ШК (1940), ШЛ, мотоциклы - АЧ, КЧ.
Крымская область - КТ, ...
Куйбышевская обл. - ВК, ...
Ленинград - ЛА, ЛБ, ЛВ, ЛГ, ЛД, ЛЕ, ЛЖ, ЛЗ, ЛИ
Ленинградская область - ЛО, ЛП, ЛР, ЛС, ЛТ (послевоенная серия)
Москва и Московская область (выделены серии МА ... МС) -
МА (служебные), МБ (служебные), МВ (мне попадались только на номерах ПРОБА), МГ (грузовые), МД (пассажирский
транспорт, такси, грузовые), МЖ (грузовые), МЗ (грузовые и
легковые), МИ (грузовые), МН (грузовые), МП (грузовые), МР (грузовые), ...
(Серии МА ... МИ ... - только городские, а ... МН ... МС - только областные.)
Мотоциклы: МА - Москва (город), 1945; МЕ - Москва (город), 1946; МО - Москва (область), 1944, 1945.
Омская область - ОН, ...
Оренбургская область (с 26 XII 1938 - Чкаловская) - ОР, ОС, ОТ, мотоциклы - ОР.
Орловская область - ОГ?, ...
Пермская область - ПА, ...
Приморский край (с 20 X 1938) - ДВ, ДГ, ДД, ДЕ, ДЖ, ДК(?), ПО, ПН, ПТ, ПУ.
Ростовская область (с 13 IX 1937, была в составе Азово-Черноморского края) - АЧ, АШ, АЭ, АА, АГ (1940), ШЗ (1940), мотоциклы - АЧ.
Свердловская область - СВ (мото, 1944 и 1945), СЕ, СЖ, ...
Смоленская область - ЗЯ 54-85 (3 VII 1947)
Сталинградская область - СТ, СУ, СХ (1940), мотоциклы - СУ.
Татарская АССР - ТТ, ...
Тульская область - ТО, ...
Удмуртская АССР - УЯ, ...
Хабаровский край (с 20 X 1938) - ДВ, ДГ, ДД, ДЕ(?), ДЖ(?), ДЗ, ДИ, ДК(?).
Челябинская область - ЧБ, ЧВ, ЧГ, ЧЕ (1940), ЧЖ, ЧЖ (1940), мотоциклы - ЧБ, проба - ЧБ.
Чечено-Ингушская АССР (до 7 III 1944) - ЧИ.
Читинская область (с 26 IX 1937) - ЧО, мотоциклы - ЧО.
Чкаловская область (до 26 XII 1938 - Оренбургская) - ОР, ОС, ОТ, мотоциклы - ОР.
Чувашская АССР - ЧА.
Южно-Сахалинская (2 II 1946 - 2 I 1947) - ДИ, ... (это серия Хабаровского края)
Якутская АССР - ЯР, ...
67к номер экспериментальных машин (АР-НАТИ 2)39к номер экспериментальных машин, Ярославская область - ЯО, ЯЩ, ...
Карело-Финская ССР - ЛК, ...
Эстония - ER (довоенные), ЭТ, ... (послевоенные)
Латвия (стандарт не этот, а довоенный латвийский, обе серии) - LS (с 1940 года), ЛЦ (1944-1947)
(про латвийские знаки спрашивайте у Алексея Попова из Риги)
Литва - RL (с 1940 года), ЛЛ 55-94 (Каунас, 10 V 1946), ЛЛ 20-11 (мото, Каунас, 21 VI 1946).
Белоруссия - БC(?), БТ(?), ..., ОД (Минск), ..., ОЗ, ..., ЗБ (Орша или Витебск), ...
Украина - УВ (Винница), УК, УЛ (Киев), УП (Днепропетровская обл.), УФ, УХ (Харьков), УЮ (Киевская обл.), ФВ (Станиславская обл. ?-1945-?), ЮЮ (Измаильская обл.), ...
Дрогобычская область (с 4 XII 1939) - ШБ.
Грузия - ГА, ГР, ...
Азербайджан - АЗ, АК, ...
Казакская АССР - КА, ...
Киргизия - РК, РН(?), ...
Узбекистан - УЗ, ...
Туркмения - ТР, ...
Таджикистан - ТД, ...

Номера этого стандарта выдавались с мая 1937 года и к осени принудительно заменили белые номера предыдущего стандарта. Однако в некоторых отдалённых от Москвы регионах старые номера дожили до 1938 года. Начиная с 1940 года на дорогах появляются в небольшом количестве номера меньшего размера, в них буквы становятся значительно мельче и на задних номерах расположены не по центру, а слева. Номера 1937 года остаются в употреблении одновременно с номерами 1940. В некоторых областях номеров 1940 года не было вообще, но где-то, например, в послевоенной Москве, знаки образца 1940 года составляли подавляющее большинство.
Весной-летом 1947 года знаки этого стандарта были принудительно заменены жёлтыми номерами следующего стандарта, но в некоторых отдалённых от Москвы регионах продержались и даже выдавались до 1948.
Номера с надписью ПРОБА и более мелкими буквами серии выдавались экспериментальным автомобилям и были большой редкостью.
Номера с надписью ТРАНЗИТ имели над этим словом цифровой код автозавода и порядковую букву. В правой части номера были стандарные четыре порядковые цифры. (Имеются в виду передние номера, вид задних номеров мне неизвестен).
На мотоциклетных знаках буквы и цифры были меньшего размера, чем на автомобильных. Это последний советский стандарт, когда выдавались и передние номера на мотоциклы (крепились на переднем крыле вдоль направления движения и были прямоугольными или реже изогнутыми по форме крыла).
Размеры переднего автознака - 56 х 14 см.
Размеры изображённого здесь заднего мотознака - 219 х 141 мм.
И буквы и окантовка выпуклые.
Обратите внимание, что буквы по размеру немного больше, чем цифры.

Источники фотографий:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Архив Льва Михайловича Шугурова, Москва,
Архив ГАЗ,
Фотоальбом "Москва", 1939,
Архив Евгения Игнатьевича Прочко, Москва,
Андрей Никитин-Перенский (Редкие публикации из истории автомобиля в России).
Раритеты фотохроники СССР. Великая Отечественная война. - сайт мэтра отечественной фотографии Льва Бородулина, который любезно разрешил использовать здесь фотографию с его сайта.
eBay Deutschland.
Архив музея ГК "Мосгортранс",
Журнал "Автомобили", 1, 2001,
Журнал "4х4", фото из коллекции Андрея Мятиева (Музей истории велосипедного дела в России, Москва),
Retro-STYLE, Фрунзе.
Петрозаводский автобус.
Троллейбус на Вятке (Киров).
История Нижнего Тагила.
Музей истории автомобильного транспорта Якутии.
Urbantransport (Киев).
Журнал "Огонёк", 1947.
Eesti Antiikautode Galerii (эст.) - старинные автомобили в Эстонии.
Алматы - 150 лет (1854-2004).
Семейный альбом Ефима Ванчугова (ВА 06-30).
Фото Георгия Липскерова (БМ 03-11, 1938) с сайта http://kilpio.com/GAZ21/BooK_foto_20-60/
Спасибо за дополнения Валдо Праусту (Эстония), Алексею Попову (Рига), Евгению Бочкину (Москва), Владимиру Колотовкину (Москва), Евгению Смирнову (Киев-Москва), доктору Сергею Суворову (страницы истории карет скорой помощи, Москва), Александру Аникину (Израиль), Руслану Козыреву (Москва), Райну Вайкла (Эстония), Петру Шляхину (Москва), Александру Малицкому (Москва), Николаю Кочневу.
Огромную помощь в подборе материала оказали Александр Корчак и Борис Корчак (Рига).
Pastvu.com.
Meshok.net.

Вход Галерея Номерные знаки Магазин Ссылки

Последняя правка 15 IX 2021. Контакт. Андрей Богомолов.