Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1937, 1934, 1932 годов,
Белоруссия, 1932-1948.
Номера образца 1937 года (чёрные).
2 XI 1939 В состав Белоруссии включена Западная Белоруссия.
4 XII 1939 на территории Западной Белоруссии образованы 5 новых областей: Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская (указ Президиума ВС СССР).
25 XI 1940 изменена граница между Белоруссией и Литвой (указ Президиума ВС БССР).
20 IX 1944 17 районов Белостокской области переданы Польше.
20 IX 1944 Вилейская область переименована в Молодечненскую область, а центр области перенесён из Вилейки в Молодечно.
16 VIII 1945 из Брестской области в Польшу переданы Семятичский район, Гайновский район (кроме Беловского сельсовета), Клещельский район (кроме Бушличского, Волковичского и Омеленецкого сельсоветов) и четыре сельсовета Высоковского района (Гольский, Лумненский, Токарский и Тымянковский).
В 1932-1948 номера были общими для всей Белоруссии, за исключением освобождённых от пилсудополяков западных областей, у которых в 1940-1941 годах были свои серии, начинавшиеся на О.
Серии автомобилей старых областей Белоруссии в 1937-1941, - БР, БC, БТ, БХ, БЦ.
БР 40-58 (передний номер от ГАЗ-АА с мест боёв, 133кБ).
БР 75-46 (ГАЗ-АА скорая помощь, Прилуки, 1937, 224кБ, вид сзади, 148кБ).
БС 75-49 (ГАЗ-АА бортовая учебная, Западная Украина, довоенное, 39кБ).
БC 97-24 (задний номер с мест боёв, 125кБ).
БТ 02-03 (задний номер с мест боёв, 40кБ).
БТ 19-54 (ГАЗ-АА бортовой, 37кБ).
БТ 22-71 (ГАЗ-АА зенитка ЗСУ-4М, немецкая фотография, 17кБ).
БХ 15-59 (ГАЗ-АА бортовой, 108кБ).
БХ 18-73 (ГАЗ-АА бортовой, 1941, немецкая фотография, 35кБ).
БХ 93-06 (передний номер с мест боёв, 21кБ).
БЦ 19-72 (ЗиС-5 бортовой, немецкая фотография, 43кБ).
БЦ 28-84 (ГАЗ-М1, 1941, немецкая фотография, 186кБ).
БЦ 30-54 (ГАЗ-42 бортовой, 1941, немецкая фотография, 71кБ).
БЦ 31-88 (ГАЗ-АА бортовой, Литва, 1941, немецкая фотография, 17кБ).
Cтарший известный мне номер - БЦ 82-74 (уменьшенный - образца 1941 года).
До войны легковым машинам Минска выдавался только задний знак. Считалось, что огромный передний номер портит вид. В остальной Белоруссии передние знаки у легковушек были.
Легковые без передних номеров (ЗиС-101 и ГАЗ-М1, Минск, театр оперы и балета, 1939-1940, 232кБ).
Серия мотоциклов старых областей Белоруссии в 1937-1941 - БР.
БР 03-3? (Иж-7, 1939, 81кБ).
БР 03-92 (Л-300 "Красный Октябрь", 1939, 131кБ), это старший известный мне номер.
Серия прицепов старых областей Белоруссии в 1937-1941 - БР.
прицеп БР 02-0? (просто номер с мест боёв, 95кБ).
Серии автомобилей западных областей Белоруссии в 1940-1941 - ОГ, ОД, ОЕ, ОЖ, ОЗ.
Номера на О относятся к пяти новым областям (образованы 4 XII 1939) освобождённой в 1939-м Западной Белоруссии.
Белостокская область - ОГ.
Брестская область - ОЗ.
ОЗ 11-79 (Шевроле седан 1936 года, Брест, район Большого рынка, 1941, 34кБ).
ОЗ 20-41 (ГАЗ-АА бортовой, немецкая фотография, 1941, 70кБ).
серия мотоциклов - ОЗ.
ОЗ 01-29 (Пух-200, Брестская крепость, 1941, 59кБ), это старший известный мне номер.
Остальные три серии - ОД, ОЕ, ОЖ - принадлежали Барановичской, Вилейской и Пинской областям, пока непонятно, кому какая.
ОД 01-02 (ГАЗ-М1, Минск, 1941, немецкая фотография, 33кБ).
ОД 14-51 (ГАЗ-АА, 1941, немецкая фотография, 140кБ).
ОД 20-31 (ЗиС-5 бортовой, 1941, немецкая фотография, 69кБ), это старший известный мне номер.
ОД ??-?? (ЗиС-6 летучка типа Б, Ломжа, 26 VI 1941, немецкая фотография, 79кБ)
ОЕ, старший известный мне номер - ОЕ 06-19.
ОЖ 03-04 (задний номер с мест боёв, 11кБ), это старший известный мне номер.
В годы фашистской оккупации 1941-1944 во временно оккупированных областях были немецкие военные номера и гражданские номера всех земель и ведомств Германии на мобилизованных машинах.
WH-42591 (лёгкий командирский автомобиль вермахта, Быхов, 1941, 277кБ).
Номера автомобилей Красной армии 1942-1962 годов. До этого - без номеров. Приложение с фотографиями.
Б-0-36-50 (ГАЗ-АА санитарный фургон, 3-й Белорусский фронт, 1944, 108кБ).
Серии автомобилей, общие для всех областей Белоруссии в 1944-1948 (в основном данные от Бориса Корчака), - НЛ, НМ, БУ, БЧ, БП, перевыдача довоенной БР. В стране была нехватка металла, поэтому ГАИ выдавала только сочетания на номере, а знаки изготавливали сами водители из подручных материалов. В Белоруссии все известные знаки 1944-1948 годов - самодельные.
Таблица выдачи послевоенных автомобильных серий.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
- |
НЛ |
НМ |
БУ |
БЧ |
БП |
БР |
годы |
? 45 |
? 46 |
? ? |
? 48 |
48 48 |
48 48 |
НЛ 64-45...64-51 - номера выданы 4...20 VI 1945.
НЛ 69-64 (передний номер, 133кБ).
НЛ 80-77 (ЗиС-5 бортовой, 69кБ).
НЛ 98-37 - ГАЗ-АА, Бегомльский лесхоз, старший известный номер серии.
НМ 58-86 (МАЗ-205, Минск, 25кБ).
НМ 96-78...96-82 - номера выданы 12...23 XI 1946.
НМ 98-21 - ГАЗ-АА, Минск, старший известный номер серии.
БУ 00-17 (ГАЗ-ММ, Пинск, 45кБ).
проба БЧ 33-80 (МАЗ-205, Минск, площадь Ленина, 111кБ), проба дорисована к обычному знаку.
БЧ 78-40 (ГАЗ-АА бортовой, Могилёвский пункт "Заготзерно", 45кБ).
БЧ 92-00 - ГАЗ-АА, Борисовский мелькомбинат, старший известный номер серии в Борисовской группе районов, выдан 5 III 1948.
БП 00-01...01-05 выданы последними до реформы номеров Борисовской группе районов с 8 III по 19 VII 1948. Жёлтые номера БП 1948-1949 годов нового стандарта выданы с 00-01 по 99-99, и это другие машины.
БР 00-01...04-14 выданы последними после серии БЧ Минской группе районов, это перевыдача довоенной серии БР, номера БР 04-11...04-14 выданы 28 и 30 VII 1948.
Серия мотоциклов, общая для всех областей Белоруссии в 1944-1948 (данные Бориса Корчака), - НЛ, причём, у мотоциклов своя нумерация, не связанная с автомобильной серией НЛ. Удивляют огромные цифры на номерах. В Белоруссии не было столько мотоциклов. Там какая-то хитрость в нумерации.
НЛ 46-72 - Иж-350, последний мотономер старого образца в Минской группе районов, выдан 28 VII 1948.
НЛ 64-49...64-58 все выданы 31 XII 1945 на частные мотоциклы, все немецкие.
Старший известный номер - НЛ 64-99 (ДКВ, номер выдан 8 IV 1946).
Серия прицепов, общая для всех областей Белоруссии в 1944-1948 (данные Бориса Корчака), - НЛ, НМ. Создаётся впечатление, что обе выданы полностью, но в Белоруссии не могло быть 20 тысяч прицепов на 45 тысяч автомобилей. Предположение, что это повторение номеров тягачей, опровергается документами.
НЛ 64-05 и 64-06 - одноосные прицепы, номера выданы 25 IX 1946.
НМ 26-25 - одноосный прицеп, последний номер прицепа старого образца и вообще последний дореформенный номер в Минской группе районов, выдан 31 VII 1948.
НМ 96-67, 96-68 и 96-30 - одноосные прицепы, номера выданы 14 XI 1946.
Номера образца 1934 года (белые) (см. п. 42).
В нижней строке - БССР.
Эти номера были во всей республике. В 1937 году обменяны на номера образца 1937 года (см. выше).
Автомобили:
29-23 БССР (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, 129кБ).
42-46 БССР (Паккард фаэтон 1927 года, М.И. Калинин, Минск, Привокзальная площадь, 11 VII 1935, 96кБ).
Старший известный мне номер - 48-25.
Фотографий с номерами мотоциклов у меня пока нет.
Номера образца 1932 года (белые) (часть диапазона литеры Т).
Общие знаки для всей республики.
Т-58-86
Т-58-86 (ГАЗ-3, Могилёв, 126кБ).
Фотографии номеров до общесоюзного образца 1932 размещаются на страницах областей.
Номера Западной Белоруссии до 1939 в составе Польши.
Номера 1937-1939 годов.
Номера вида A20-058, где A - автомобили, 20...24 - диапазон кодов воеводства (это Белосток), 058 - порядковый номер.
Буквы означали: A, B - легковые и автобусы, C - коммерческие, M, N - транзитные, T - такси, W - военные, I - велосипеды.
A20-231 (Польски ФИАТ, 57кБ).
A50-???? (Мерседес-Бенц автобус, 36кБ). 50-54 - коды Новогрудка.
A55-380 (Польски ФИАТ 508 почтовый фургон, Пинск, 177кБ). 55-59 - коды Полесья.
A90-130 (Заурер автобус на линии Церковь - Антоколь, Вильно, 1935, 55кБ). 90-94 - коды Вильно.
Номера 1922-1937 годов.
Белый фон, красные буквы кода воеводства, чёрные цифры и каёмка. Типа WN-38-407. WN - код Вильно, BL - Белосток, NW - Новогрудок, PL - Полесье.
BL-77284 (Эссекс седан 1928 года, Гродно, Северная улица, 1929-1930, 123кБ).
BL-77208 (Шевроле седан 1929-1930 годов, Гродно, Гарнизонный костёл, 265кБ).
NW-79084 и NW-79113 (Шевроле автобусы 1929-1930 годов, Новогрудек, автобусная станция, 1930, 103кБ).
WN-38605, NW 9584, WN-38654, WN-38618 (мотоциклы, Бенякони, у железнодорожной станции, Гродненское воеводство, 1938, 65кБ).
WN-38 033 (Шевроле турер 1929 года, Вильно, Зигмунтовская улица, 1931, 312кБ).
WN-38-407 (Польски ФИАТ автобус на линии Вильно - Нововилейка, 35кБ).
Армейские номера.
9088 (ФИАТ(?) фаэтон, Брест-над-Бугом, 61кБ).
1486 (Сокол ЦВС М111 с коляской, Брест-над-Бугом, 45кБ).
5045 (Харлей-Дэвидсон с коляской, Брест-Литовск, 29 IX 1921, 27кБ).
У президента Польши.
Герб вместо номера (Кадиллак фаэтон 1928 года, Игнаций Мосцицкий в Бресте-над-Бугом, VII 1928, 125кБ).
Номера велосипедов.
I32-276 (Краков (коды 30-34), 1935-1939, найден в Новогрудке, 111кБ).
1450 (Барановичи, 1934, 81кБ).
317 (Барановичи, 1934, 9кБ).
68 (Клецк, 1933, 49кБ). Номер бронированный, толщина более 3мм (44кБ).
Номера извозчиков (в каждом городе - свои).
166 (извозчик у церкви Параскевы Пятницы, Вильно, 1938-1939, 218кБ).
Номер 2 (извозчик, рынок у костёла, Пинск, 1936, 332кБ).
225 (извозчик, Вильно, улица 3 Мая, 1935-1939, 213кБ).
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Фото Льва Абрамовича Бородулина, известного фотографа, прошедшего всю отечественную войну. Его уже нет с нами, а у меня осталось его любезное разрешение использовать его работы здесь на сайте.
Минск, фото, история, новости.
avto-nomer.ru.
Avito.ru.
Архив Кирилла Чудакова.
Архив журнала "За рулём".
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
МАЗ, официальный сайт.
Фото Henryk Poddebski.
Аукционы Беларуси - Ay.by.
История – Пинский период.
Гродненский Форум.
Брест-Литовский (история Бреста).
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.
Архив Алексея Бурычева.
Архив Бориса Корчака.
Фото А. Рывкина.
Вход Галерея Номерные знаки Знаки 1937 1934 1932 Магазин Ссылки
Последняя правка 10 VI 2025. Андрей Богомолов. Контактная информация.