Галерея автомотостарины.
Номерные знаки СССР образца 1959, 1947, 1937 годов,
Эстония.
Номера образца 1959 года (чёрные).
Таблица выдачи автомобильных серий.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
Буквы в самой таблице означают:
В - все типы, Г - государственные (грузовые и служебные легковые), П - правительственные, Ч - частные.
- ЭСА ЭСБ ЭСВ ЭСГ - ЭСЕ ЭСЖ - ЭСИ ЭСК ЭСЛ - - - ЭСП - - ЭСТ - - - - - - - - - ЭСЯ
тип Ч Ч Г Г - Г Г - Г Г Г - - - П - - П - - - - - - - - - Ч
годы 13 VIII 59
68
60
67
V 60
VI 65
I 60
63
- 65
67
65
VII 67
- II 68
X 69
V 69
II 71
III 70
V 72
- - - ?
?
- - ?
83
- - - - - - - - - 67
71
- ЕАА ЕАБ ЕАВ ЕАГ ЕАД ЕАЕ ЕАЖ ЕАЗ ЕАИ ЕАК - ЕАМ ЕАН ЕАО ЕАП ЕАР ЕАС ЕАТ ЕАУ ЕАФ ЕАХ ЕАЦ ЕАЧ ЕАШ ЕАЩ ЕАЭ ЕАЮ ЕАЯ
тип Ч Ч Ч Г Ч Г Ч Ч Г В - Ч Г Г Ч Ч Ч Ч Ч Г Ч Ч Ч Ч Г Ч Г Ч
годы 70
71
75
81
71
73
XII 75
III 78
80
81
II 71
VII 73
75
76
80
81
80
83
V 71
XI 73
-
-
74
75
VIII 73
I 75
74 - IX 76
+80-81
76
77
76-78
+81-82
72
73
75
76
74
75
III 77
XII 78
73
74
77
78
77
78
78
79
VIII 78
X 81
79
80
III 79
V 81
79
80

В 1970-м году эстонцы добились выделения им нового сочетания ЕА, мотивируя неудобством номеров с русскими буквами для документооборота. Получив разрешение, они забросили выдачу номеров на ЭС и до 1975 года использовали только ЕА с "латинскими" окончаниями. Эти 11 серий быстро были исчерпаны, и пришлось опять вспоминать русские буквы. На документооборот это никак не повлияло, потому что старые серии ЭС никуда не делись и ещё встречались во множестве в 1980 году.
Номер 03-06 ЭСА выдан 13 VIII 1959.
ГАЗ-53 бортовой, Ревель, Епископский сад, 1976, 175кБ 09-32 ЭСА (Москвич-407 1958-1960 годов, 235кБ).
72-27 ЭСА (ЗАЗ-966В "Ялта", 182кБ).
80-24 ЭСА (ЗАЗ-965А "Запорожец" 1967 года, экспортный вариант, 168кБ).
85-45 ЭСА (Москвич-408 1968 года, Аренсбург, Ратушная улица, 1969, 386кБ).
31-15 ЭСБ (Паккард-Супер 8 кабриолет, Рига, 1981, 162кБ).
48-63 ЭСБ (Иж-412 образца 1969 года, 66кБ).
52-04 ЭСБ и 51-25 ЭСБ (ЗАЗ-965А "Запорожцы", паром на остров Даго, 142кБ).
03-17 ЭСВ (ЗиЛ-164 бортовой, 272кБ).
11-83 ЭСВ (ТА-9Т автолавка, Юрьевский район, 98кБ).
17-94 ЭСВ (ГАЗ-51А бортовой, 37кБ).
62-13 ЭСВ (ГАЗ-93, 188кБ).
67-96 ЭСВ (ЗиЛ-130В фургон, 169кБ).
70-44 ЭСВ (ГАЗ-53Ф бортовой, Ревель, вид на ратушу с площади Старого рынка, 1964, 191кБ).
79-39 ЭСВ (ГАЗ-51 бортовой, Ревель, площадь Старого рынка, 1964, 146кБ).
81-20 ЭСВ (Икарус 630, Рига, 1961, 188кБ).
82-14 ЭСВ (ЭТ-600 на испытаниях, 150кБ).
91-83 ЭСВ (ЭТ-500 на испытаниях, 59кБ).
02-38 ЭСГ (Икарус 66 1959 года, Ревель, 76кБ).
44-50 ЭСГ (ЛАЗ-695Б, Пернов, Центральная площадь, 1966, 158кБ).
53-38 ЭСГ (Икарус Люкс 1961 года, Ленинград, 1961, 187кБ).
53-41 ЭСГ (Икарус Люкс 1961 года, 175кБ).
62-27 ЭСГ (ЗиС-150 бортовой, Ревель, Широкая улица, VIII 1969, 164кБ).
65-64 ЭСГ (УАЗ-450Д бортовой с тентом, Ревель, Стеновая улица, 61кБ).
67-42 ЭСГ (ГАЗ-21 "Волга", 104кБ).
76-56 ЭСГ (ГАЗ-51А, 145кБ).
78-96 ЭСГ (ГАЗ-51 автолавка, 63кБ).
91-53 ЭСГ (ЛАЗ-697, Ревель, 94кБ).
Серии ЭСД не было.
32-09 ЭСЕ (ЗиЛ-ММЗ-585, 164кБ).
78-58 ЭСЕ (ЗиЛ-164 пожарный, 1968, 110кБ).
93-43 ЭСЕ (УАЗ-452, 178кБ).
ГАЗ-САЗ-53, 339кБ 95-17 ЭСЕ (ЗиЛ-ММЗ-555, Юрьевский элеватор, 43кБ).
96-20 ЭСЕ (ЛАЗ-697, Юрьев, 152кБ).
28-65 ЭСЖ (ЛАЗ-695Е, Пернов, Центральная площадь, 1971, 190кБ).
34-23 ЭСЖ (ГАЗ-53 бортовой с тентом, Ревель, Глиняная улица, 89кБ).
35-66 ЭСЖ (ГАЗ-21 "Волга", 1965, 252кБ).
62-30 ЭСЖ (Кубань-63, 165кБ).
79-47 ЭСЖ (УАЗ-452Д бортовой, Юрьев, площадь Советов, 149кБ).
83-09 ЭСЖ (Икарус 601, Феллин, 1969, 150кБ).
88-07 ЭСЖ (Икарус-180 1967 года, 159кБ).
89-32 ЭСЖ (ГАЗ-21 "Волга", Юрьев, площадь Советов, 1973, 211кБ).
Серии ЭСЗ не было.
03-12 ЭСИ (КАЗ-608, 208кБ).
05-29 ЭСИ (ГАЗ-51А учебный, Террефер, 71кБ).
09-28 ЭСИ (ЛАЗ-697, 26кБ).
32-20 ЭСИ (ТА-9 бортовой, 58кБ).
34-37 ЭСИ (ГАЗ-93, Виннисте, 120кБ).
43-00 ЭСИ (ГАЗ-66 пожарный, 160кБ).
04-47 ЭСК (Икарус-Люкс 1969 года, Ревель, 75кБ).
67-26 ЭСК (Икарус-556 1969 года, Ревель, 114кБ).
90-61 ЭСК (ГАЗ-24 "Волга" такси, 44кБ).
19-72 ЭСЛ (Кубань-Г1Б, 130кБ).
37-36 ЭСЛ (Ныса-521, Ревель, Ратушная площадь, 1972, 222кБ).
48-26 ЭСЛ (ЛАЗ-695Е, паром на остров Даго, 142кБ).
Серия ЭСЛ выдана не полностью, только 00-01...50-00 ЭСЛ.
Серия ЭСП - ранняя правительственная, только 01-хх ЭСП, старший известный мне номер - 01-33 ЭСП. Заменена серией ЭСТ.
Серия ЭСТ - правительственная, только 00-01...04-?? ЭСТ, других не было.
01-07 ЭСТ, 03-43 ЭСТ, 01-37 ЭСТ, 01-26 ЭСТ (две ГАЗ-24 "Волги" и две ГАЗ-13 "Чайки", правление рыболовецкого колхоза им. С.М. Кирова, Абнеме, 181кБ).
03-03 ЭСТ (ГАЗ-24 "Волга", Иевве, городской комитет народного контроля, 1978, 103кБ).
57-80 ЭСЯ (Москвич-401, Ревель, Стеновая улица, 1979, 124кБ).
62-31 ЭСЯ (Роллс-Ройс Рэйз наркома иностранных дел В.М. Молотова, 91кБ).
10-58 ЕАА (Опель-Капитан 4-дверный лимузин, 42кБ).
Серия ЕАБ выдавалась Автоцентром ВАЗ в Ревеле, почти все машины этой серии - ВАЗы.
89-07 ЕАБ (ВАЗ-2106 "Жигули", санаторий "Здоровье", Пернов, 1983-1984, 219кБ).
07-88 ЕАВ (Хорьх-830 кабриолет, 54кБ).
58-73 ЕАГ (УАЗ-469, 195кБ).
номер 50-81 ЕАЦ, 116кБ ??-?3 ЕАД (ГАЗ-21 "Волга", 309кБ).
74-44 ЕАЕ (Кубань-Г1А1, Феллин, краеведческий музей, 172кБ).
61-43 ЕАЖ (БМВ-326 лимузин, Ленинград, 1979, 326кБ).
05-82 ЕАЗ (ВАЗ-2121 "Нива", 238кБ).
25-13 ЕАИ (РАФ-22031, районная больница в Пёльве, 1983-1984, 99кБ).
В серии ЕАК частными были номера 50-01...70-00 и 96-01...99-99 ЕАК, остальные выданы госмашинам.
48-75 ЕАК (Икарус, Юрьев, 93кБ).
Серии ЕАЛ не было.
85-02 ЕАМ (ВАЗ-2101 "Жигули", Ревель, Большая Перновская улица, 1976, 43кБ).
21-39 ЕАН (ГАЗ-53 бортовой, Ревель, Епископский сад, 1976, 175кБ).
В серии ЕАО выданы только номера 00-01...40-00 и 70-01...99-99. Последняя сотня - в 1980-1981, остальные - в 1974-1976.
22-13 ЕАО (МАЗ-500А мусоровоз, Ревель, 97кБ).
31-73 ЕАП (ВАЗ-2103 "Жигули", Ревель, площадь Победы, 1987, 181кБ).
09-62 ЕАР (ВАЗ-2103 "Жигули", Ревель, Глиняная улица, 1976, 220кБ).
64-86 ЕАС (Паккард седан 1934 года, Ленинград, 1979, 316кБ).
53-73 ЕАТ (Адлер-10 лимузин, 55кБ).
37-95 ЕАУ (Опель-Капитан кабриолет, 132кБ).
81-82 ЕАУ (Москвич-424, 89кБ).
83-89 ЕАФ (ЗиЛ-130В бортовой из Ревеля, 115кБ).
29-42 ЕАХ (ВАЗ-2101 "Жигули", Ревель, площадь Сталина, гостиница "Виру", 141кБ).
35-27 ЕАХ (ВАЗ-2101 "Жигули", Тайбель, 182кБ).
41-60 ЕАХ (ВАЗ-2101 "Жигули", 155кБ).
50-81 ЕАЦ (просто номер, 116кБ, обратная сторона, 94кБ).
18-17 ЕАЧ (ВАЗ-21011 "Жигули", 31кБ).
83-99 ЕАЧ (БМВ-327 кабриолет, Гапсаль, 61кБ, задний номер, 129кБ).
65-76 ЕАШ (ГАЗ-М20 "Победа", 123кБ).
Номера 50-00...99-99 ЕАЩ выданы в Ревеле.
05-70 ЕАЩ (ЛАЗ-695Е, Гапсаль, 163кБ).
30-91 ЕАЭ (ЗАЗ-968А "Запорожец", 30 VIII 1980, 127кБ).
32-08 ЕАЮ (ЗиЛ-130 кран, переход Эстонии из социализма в фашизм, Юрьев, 23 VIII 1990, 202кБ).
41-34 ЕАЯ (Москвич-2137, Ревель, 1981, 67кБ).
"Латинская" серия для машин, выезжающих за пределы страны, - SSA.
00-10 SSA (Икарус-55 1957 года, прежний номер РФ 70-32 (остался грязевой след на бампере), отправка своим ходом в музей завода Икарус, VII 1966, 144кБ). Это единственный известный мне номер. Вообще-то, Эстонии была выделена серия ССА, но в реальности как-то получилась латинская SSA. С 1971 года начались обычные серии ЕАх, в которых было достаточно "латинских" сочетаний, и необходимость в серии SSA отпала. А серию ССА с 1974-го начали выдавать в Ставропольском крае.
Бумажный транзитный номер.
Транзит ?? 62-17, две буквы неразличимы (ТА-9, Юрьев, 159кБ).

Таблица выдачи серий мотоциклов.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
- ЭСА ЭСБ ЭСВ ЭСГ ЭСД ЭСЕ ЭСЖ ЭСЗ ЭСИ ЭСК ЭСЛ ЭСМ ЕАА ЕАВ ЕАЕ ЕАК ЕАМ ЕАО ЕАТ
годы 59
60
60
62
61
63
61
64
63
65
63
67
66
69
65
67
67
71
66
71
70
76
69
73
71-73
+79
80
82
72
76
74
77
76
89
77
83
80
89

В номерах ЕА использовались только полностью "латинские" сочетания букв.
Тула-Т200М 1963 года, 178кБ 47-40 ЭСА (Вятка-МГ150Ф, 109кБ).
97-99 ЭСБ (Вятка-ВП150, 1963, 85кБ).
04-43 ЭСВ (техпаспорт 1961 года на Тулу-Т200, 143кБ, номер, 143кБ).
34-08 ЭСВ (Тула-ТГ200М бортовой с тентом, 57кБ).
99-17 ЭСГ (Тула-Т200М 1963 года, 168кБ).
66-00 ЭСД, 64-34 ЭСД (Явы, 1964, 107кБ).
67-35 ЭСД, 64-51 ЭСД (Ява-350 и ЧеЗет-250, 106кБ).
82-54 ЭСД (К-175 "Ковровец", 137кБ).
93-98 ЭСЕ (просто номер, 28кБ).
63-79 ЭСЖ (просто номер, 13кБ).
98-38 ЭСЗ (Иж-Планета, 169кБ).
75-58 ЭСИ (просто номер, 4кБ). Это не ЭОИ, это дорисованные ЭСИ.
39-78 ЭСК (Минск, 145кБ).
59-32 ЭСЛ (Иж-56, Ревель, 1972, 171кБ).
53-56 ЭСЛ (Урал, 82кБ).
07-07 ЭСМ (НСУ-Д, 122кБ).
32-48 ЭСМ (Ява 1971 года с более поздними узлами, 164кБ).
57-18 ЕАА (Ява-350, 35кБ).
36-38 ЕАВ (Иж-49К, 163кБ), номер покрашен в фантазийные цвета.
10-73 ЕАЕ (просто номер, 23кБ).
56-43 ЕАК (Иж-Планета-К, 141кБ).
40-41 ЕАМ (Ариэль, 122кБ).
72-00 ЕАО (просто номер, 38кБ).
09-50 ЕАТ (просто номер, 82кБ, обратная сторона, 29кБ).

Серия мопедов - ЭСХ.
68-21 ЭСХ (Ява-50 тип 555 "Пионир", 183кБ).
Старший известный мне номер - 89-47 ЭСХ.

Серии тракторов (с 1966 года) - ЭЯ, ЭК, ЕС, ЕХ, ЕЕ, ЕА, ЕВ, ЕТ, ОВ, ЗЮ*. Часто одна серия была в разных областях.
95-82 ЭЯ тр-р (автогрейдер Д-512, 108кБ), в других областях серия не замечена.
24-92 ЭК тр-р (просто номер, 63кБ), в других областях серия не замечена.
Серия ЕС тр-р упоминается в литературе, но мне не встречалась.
ЕХ тр-р, в других областях серия не замечена.
02-83 ЕЕ тр-р (Т-40, колхоз "Народная победа", Гарриенский район, 123кБ), 10-67, 40-42 - тоже Эстония, 82-35 - Самаркандская область.
46-69 ЕА тр-р - Эстония, 55-87 - Андижанская область.
80-14 ЕВ тр-р (Т-74, колхоз "Речной", Гапсальский район, 125кБ), в других областях серия не замечена.
46-71 ЕТ тр-р (просто номер, 5кБ), в других областях серия не замечена.
58-15 ОВ тр-р (ХТЗ-7, 178кБ), 10-24, 25-89 - тоже Эстония, 80-26 - Вологодская область.
* Серия ЗЮ принадлежала эстонским республиканским министерствам и ведомствам. Была только в Эстонии.

Серии автомобильных прицепов - ЭС (1960?-1969), ЭТ (1969-1971), ЕА (71-1976), ЕЕ (1974-1980), ЕН (1979-1984).
20-60 ЭС прицеп (прицеп-дача, 302кБ).
60-85 ЭС прицеп (хлебный 1-осный прицеп-фургон, 75кБ).
В серии ЭТ выданы только номера 00-01...30-00 ЭТ прицеп.
23-28 ЭТ прицеп (полуприцеп-муковоз, паром на остров Даго, 142кБ).
12-24 ЕА прицеп (прицеп-дача, 135кБ).
В серии ЕЕ выданы только номера 00-01...10-00 и 25-01...99-99 ЕЕ прицеп.
44-80 ЕЕ прицеп (прицеп-дача, 231кБ).
08-06 ЕН прицеп (прицеп-дача, 89кБ).

Серии тракторных прицепов (с 1966 года) - ЭН, ЕК, ЕВ, ЗЯ*. Часто одна серия была в разных областях.
02-74 ЭН пр-п (бортовой прицеп, колхоз "Линнамяэ", Гапсальский район, 98кБ), в других областях серия не замечена.
61-48 ЕК пр-п (просто номер, 5кБ), в других областях серия не замечена.
22-78 ЕВ пр-п - Эстония, 53-37 - Бухарская область.
* Серия ЗЯ принадлежала эстонским республиканским министерствам и ведомствам.
09-34 ЗЯ пр-п - Эстония, 04-79, 05-82 - Днепропетровская область, эти знаки отличаются нестандартным шрифтом.

Номера образца 1946/1947 года (жёлтые).

В период 10 V 1952 - 28 IV 1953 Эстония была поделена на три области (Пярнусская, Таллинская и Тартусская). На выдаче номеров это никак не отразилось.
31 X 1957 из Эстонии во Псковскую область передана восточная часть Ряпинаского района с населёнными пунктами Малая Кулиска, Ключи и Тамме.
31 X 1957 в Эстонию из Псковской области переданы населенные пункты Подмочилье и Пердагу.

Таблица выдачи автомобильных серий.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
- РР РС РТ РУ РФ РХ
годы V 47 - XI 52
+55
47-51
+57
I 53 - III 55
+57
55
57
II 56
X 57
III 58
1 X 59

Начало серий РР и РС ушло на обязательную замену старых знаков в 1947 году.
12k задний автомобильный знак рт 06-54 РР 01-45 (ЗиС-5 бортовой, Ревель, 106кБ).
РР 03-28 и РР 03-20 (Додж-ВФ32 и ГАЗ-ММ грузовые такси, 69кБ).
РР 03-28 (Додж-ВФ32 бортовой, грузовое такси, 57кБ).
РР 03-38 (Форд-6 бортовой, 82кБ).
РР 03-68 (Опель-Блитц 3-тонный бортовой, 64кБ).
РР 05-38 (ГАЗ-12 ЗиМ, Ленинград, 1959, 226кБ).
РР 19-50 (неустановленный бортовой грузовик, 62кБ).
РР 20-29 (Мерседес-Бенц-170Фау лимузин, Ревель, 126кБ).
РР 26-66 (ГАЗ-51 бортовой 1947-1951 годов, 14кБ).
РР 39-25 (ЗиС-5 фургон, Ревель, 78кБ).
РР 55-25 (ЗиС-150 бортовой 1950 года, Ревель, 1 V 1953, 70кБ).
РР 59-36 (ТА-1А, Ленинград, 114кБ).
РР 71-12 (ЗиС-16, 75кБ).
РР 71-12 (ЗиС-16, 32кБ).
РР 71-40 (Форд-6 фургон, 65кБ).
РР 71-45 (Бюссинг-НАГ-4500С бортовой с облицовкой от 8-тонной цугмашины Краусс-Маффей, 83кБ).
РР 71-72 (ГАЗ-03-30, 73кБ).
РР 71-76 (Форд-6 бортовой, 67кБ).
РР 75-38 (ЗиС-154, 209кБ).
РР 77-17 (Мерседес-Бенц-290 кабриолет, 1950, 79кБ).
РР 94-26 (ГАЗ-51 бортовой 1947-1949 годов, Ревель, угол Фабричной и Пушечной улиц, 1958, 98кБ).
РС 03-99 (ГАЗ-51 бортовой, Нарва, 30кБ).
РС 09-70 (ГАЗ-93, Ревель, 105кБ).
РС 46-50 (ГАЗ-ММ бортовой, Ревель, 118кБ).
РС 54-15 (УралЗиС-5 бортовой, Ревель, Центральный рынок, 63кБ).
РС 54-82 (ЗиС-5 бортовой, 106кБ).
РС 58-00 (ГАЗ-410, Гапсаль, 1 V 1949, 83кБ).
РС 66-60 (ТА-6, принадлежащий ТАРу, Пушкинские Горы, 72кБ).
РС 71-86 (ГАЗ-ММ фургон, ТАР, Юрьев, 36кБ).
Москвич-кабриолет, 23кБ РС 77-20 (ГАЗ-М20 "Победа" такси, 161кБ).
РС 83-72 (Грэхэм-Пэйдж седан 1929 года, 97кБ).
РС 84-10 (УралЗиС-5 бортовой, Ревель, 91кБ).
РТ 17-78 (ГАЗ-ММ грузовое такси, 110кБ).
РТ 20-27 (ГАЗ-51 автобусный фургон, 74кБ).
РТ 25-26 (Москвич, 72кБ).
РТ 28-94 (Москвич-400, Ревель, Ратушная площадь, 156кБ).
РТ 33-00 (ГАЗ-12Б ЗиМ, 24кБ).
РТ 52-77 (ГАЗ-М20 "Победа" такси, 164кБ).
РТ 55-61 (ЗиС-150 бортовой, Феллин, 54кБ).
РТ 58-55 (ГАЗ-51 бортовой, Рыбоконсервный комбинат, Пернов, 150кБ).
РТ 74-74 (ГАЗ-51А бортовой, рыболовецкий колхоз, остров Даго, 82кБ).
РТ 86-91 (ТА-6 опытный 1955 года, 1959, 35кБ).
РТ 89-53 (ЗиС-151 бортовой 1955-1957 годов, 41кБ).
РТ 95-45 (ЗиС-ММЗ-585Е 1955-1956 годов, Юрьевский элеватор, 1957, 35кБ).
Серия РУ выдавалась вне Ревеля.
РУ 08-84 (ГАЗ-21 "Волга" 1957-1958 годов, Ленинград, 1964, 300кБ).
РУ 23-54 (ЗиС-ММЗ-585 1954-1955 годов, колхоз "Будущее", Аренсбургский район, 1955, 68кБ).
РУ 42-94 (ГАЗ-51 бортовой 1947-1951 годов, Везенберг, 62кБ).
РУ 55-25 (ЗиС-150 бортовой с тентом, Феллин, 54кБ).
РУ 57-29 (ГАЗ-ММ бортовой, 67кБ).
РУ 60-98 (ГАЗ-51 1951-1955 годов, остров Даго, 52кБ).
РУ 85-81 (Москвич-кабриолет, 23кБ).
РУ 94-48 (Мерседес-Бенц-320 лимузин, Верро, 131кБ).
РУ 95-50 (ГАЗ-51 бортовой 1956-1959 годов, Валк, 56кБ).
РФ 02-01 (ЗиС-127 1955-1956 годов, 77кБ).
РФ 09-02 (ЗиС-155 1955-1956 годов, 64кБ).
РФ 12-66 (ГАЗ-51 автобусный фургон 1955-1956 годов, 72кБ).
РФ 30-74 (Крайслер-Роял 4-дверный седан 1937 года, номер выдан в январе 1957, 20кБ).
РФ 34-88 (ТА-6 1957-1960 годов, 34кБ).
РФ 39-18 (Форд-Эйфель кабриолет 1937-1939 годов, 62кБ).
ГАЗ-69, 72кБ РФ 68-02 (ТА-6 Эстонского радио, 70кБ).
РХ 14-16 (УАЗ-450Д бортовой, 73кБ).
РХ 17-18 (АГ-5 агитационный, 1959, 97кБ).
РХ 20-56 (ГАЗ-51А грузовое такси 1957-1959 годов, 188кБ).
РХ 22-90 (ГАЗ-51 фургон, 1963, 85кБ).
РХ 32-11 (ГАЗ-51А бортовой, Гапсаль, 17 VII 1960, 77кБ).
РХ 49-14 (ЗиЛ-158 передвижной магазин самообслуживания, Вейсенштейн, 1984, 44кБ).
РХ 67-15 (ГАЗ-М20 "Победа" универсал, 46кБ).
РХ 82-80 (ЗиЛ-164 бортовой, Юрьевский элеватор, 1964, 49кБ).
РХ 84-29 (ЛАЗ-695Б, Валк, 97кБ).
РХ 92-57 (Москвич-407, 183кБ).
РХ 94-42 (ГАЗ-69, 72кБ).
РХ 94-44 (ГАЗ-М20 "Победа" пикап с тентом, 170кБ).
РХ 95-54 (ГАЗ-63 бортовой, 273кБ).
РХ 99-94 (ГАЗ-93, Ратсхоф, Юрьевский район, 234кБ).
Все серии выданы полностью.

Таблица выдачи мотосерий.
- РР РС РТ РУ
годы ?
?
?
?
?
?
?
?

РР 26-?? (М-72, 59кБ).
РР 71-52 (Иж-49, 170кБ).
РС 23-24 (Иж-49, 94кБ).
РС 94-36 (М-72, 85кБ).
РТ 44-79 (Иж-49, 1958, 117кБ).
РТ ??-46 (Иж-56, 117кБ).
РУ 31-04 (Вятка-ВП150, IX 1959, 80кБ).
Старший известный мне номер - РУ 45-55.

Серия автомобильных прицепов - РР.
РР прицеп 41-55 (бортовой 2-осный прицеп, 43кБ).
РР прицеп 43-34 (просто номер, 6кБ).
Это старший известный мне номер. Серия выдана не полностью.

Права шофёра-любителя ЭССР 1954 года (88кБ), Права мотоциклиста ЭССР 1958 года (93кБ) и Штрафной талон мотоциклиста ЭССР 1958 года (66кБ), которые сосканировал и прислал Сергей Найденков.

Номера СССР 1944-1947 годов (чёрные).

23 VIII 1944 из Эстонии во вновь образованную Псковскую область переданы Паниковская, Печорская, Слободская волости и часть Избарской волости, "за исключением части населенных пунктов этих волостей с преобладающим эстонским населением и составляющих ныне волости Мяэ и Мяремяэ Эстонской ССР", - так в указе Президиума ВС СССР..
24 XI 1944 из Эстонии в Ленинградскую область передан весь правый берег реки Нарва, включая правобережную часть города Нарва - Ивангород.

Послевоенные знаки (1944-1947).
Осенью 1944 года Красная армия освободила Эстонию от немецкого фашизма, и уже в октябре 1944 на дорогах появились номера серии ЭТ.
Знаки продолжали "стандарт" довоенных советских номеров 1941 года для Эстонии и отличались от знаков остального СССР. В отличие от 1941 года, теперь на номере были русские буквы.
Серия автомобилей - ЭТ. Допускались самодельные знаки в связи с послевоенной нехваткой металла.
ЗиС-5 бортовой, Гапсаль, автобаза №6, 60кБ ЭТ 00-99 (Опедь-Блитц автобус с эстонским кузовом, Ревель, 1946, 112кБ).
ЭТ 02-01 (Бюссинг-НАГ газогенераторный автобус 1940 года с кузовом АС Х. Унгерн-Штернберг & Ко (Феллин), 1945, 98кБ).
ЭТ 02-02 (неустановленный автобус с газогенератором Имберт, 1945, 103кБ).
ЭТ 02-05 (Скания-Вабис газогенераторный автобус, 1945, 107кБ).
ЭТ 05-16 (Скания-Вабис автобус, 1946, 80кБ).
ЭТ 06-49 (Аэро-30 4-местный родстер с кузовом Содомка, Ревель, 89кБ).
ЭТ 11-71 (ЗиС-5 бортовой, Усть-Нарва, 27 VI 1947, 56кБ).
ЭТ 12-00 (Интернационал Д похоронный автобус с кузовом АС Х. Унгерн-Штернберг & Ко (Феллин), 46кБ).
ЭТ 20-59 (Опедь-Блитц бортовой 3-тонный, Верро, 1947, 112кБ).
ЭТ 27-13 (ГАЗ-АА бортовой, 99кБ).
ЭТ 46-01 (Крупп специальный автобус с эстонским кузовом, 84кБ).
ЭТ 47-04 (ЗиС-5 бортовой, Гапсаль, автобаза №6, 60кБ).
ЭТ 51-22 (Матфорд-Ф917ВС бортовой, Новгородок, 7 VII 1946, 116кБ).
ЭТ 50-23 (Хеншель(?) бортовой, VIII 1947, 74кБ).
ЭТ 51-17 (ЗиС-5 бортовой, 103кБ).
ЭТ 72-47 (МАН автобус с эстонским кузовом, 59кБ).
ЭТ 74-94 (Додж бортовой 1940 года с эстонской(?) кабиной и кузовом, 94кБ).
ЭТ 75-22 (Бюссинг-НАГ газогенераторный автобус 1940 года с кузовом АС Х. Унгерн-Штернберг & Ко (Феллин), 46кБ).
ЭТ 77-22 (Мерседес-Бенц газогенераторный автобус с эстонским кузовом, 81кБ).
ЭТ 78-30 (Рено-АГК бортовой с тентом, 51кБ).
ЭТ 80-24 (Рено автобус с эстонским кузовом, Феллин, 1947, 83кБ).
ЭТ 81-40 (Магирус автобус(?), 50кБ).
ЭТ 82-24 (Хеншель-33Д1 бортовой c кабиной от Берлие, 72кБ).
ЭТ 85-97 (Опедь-Блитц бортовой 3-тонный, 43кБ).
ЭТ 86-03 (МАН автобус с эстонским кузовом, 87кБ).
ЭТ 94-30 (Форд-6 бортовой, 72кБ).

Серия мотоциклов - ЭТ. Поначалу допускались самодельные знаки в связи с нехваткой металла.
ЭТ 06-39, самодельный знак (Цюндапп-КС600, 100кБ).
ЭТ 50-43 (немецкий Триумф-С350, 86кБ).
ЭТ 53-28 (Иж-8 1938 года, 46кБ).
Это старший известный мне номер.

Серия прицепов - ?

Номера автомобилей Красной армии 1942-1962 годов. Приложение с фотографиями.
Ф-6-29-67 (Шевроле-Г7107 бортовой ВМФ, Ревель, VIII 1954, 71кБ).
Л-20-87 и Л-11-58 (БМВ-Р12 и НСУ, 59кБ).
Л-20-87 (БМВ-Р12, 42кБ).

Номера времён фашистской оккупации 1941-1944 годов (белые).

Техника вермахта.
В годы первой фашистской оккупации 1941-1944 в Эстонии были немецкие военные номера и гражданские номера всех земель и ведомств Германии на мобилизованных машинах.
WH-247459 (Крупп-Протце Кфц.70 транспортёр пехоты, Эстония, 150кБ).
WH-330512 (Уайт 1940 года, Юрьев, 47кБ).
WH-330521 (Берлие, Юрьев, 78кБ).
WH-330531 (Рено АГР бортовой, Юрьев, 72кБ).
Серия МО командующего вермахтом на Восточных землях (кроме Польши и Украины - А.Б.)
MO-??? (Рено АДХ с газогенератором Имберт бортовой с тентом, Юрьев, вокзал, 81кБ).

Техника аборигенов.
В июле-сентябре 1941 автомобили в Эстонии имели номера разных времён выдачи (см. довоенные разделы ниже): примерно 85% - советские серий ER и ES, остальные - эстонские 1940 года, которые ещё не успели поменять на советские, и небольшое количество эстонских номеров 1939 года, которые не успели заменить на 1940 и советские. Автомобили Красной армии в Эстонии носили обычные гражданские номера ER, ES и эстонские 1940 года (в остальном СССР у них номеров ещё не было).
18 XI 1941 "эстонское самоуправление" придумало новые номера на замену всех предыдущих, в пару к которым требовалось бумажное разрешение за ветровым стеклом. Это были типично немецкие номера от Est-10000 до Est-39499. Весь диапазон был поделен между округами и городами и по типам транспорта:
Автомобили - 11000...13999 (Ревель), 14000...14499 (Гарриен), 14500...14999 (Викк), 15000...15499 (Пернов), 15500...15999 (Эзель), 20000...20999 (Юрьев), 21000...21999 (округ Юрьев), 22000...22499 (Феллин), 22500...22999 (округ Феллин), 23000...23999 (Валк), 24000...24999 (Верро), 25000...25999 (Печоры), 30000...34999 (Вирланд), 35000...35999 (Ервен). Вероятно, 10000...10999 были у "эстонского самоуправления", но у меня нет данных.
Мотоциклы - 16000...16999 (Ревель), 17000...17499 (Гарриен), 17500...17999 (Викк), 18000...18499 (Пернов), 18500...18999 (Эзель), 26000...26499 (Юрьев), 26500...26999 (округ Юрьев), 27000...27199 (Феллин), 27200...27499 (округ Феллин), 27500...27999 (Валк), 28000...28499 (Верро), 28500...28999 (Печоры), 36000...37999 (Вирланд), 38000...38999 (Ервен).
Прицепы - 19000...19499 (Ревель), 19500...19599 (Гарриен), 19600...19699 (Викк), 19700...19799 (Пернов), 19800...19899 (Эзель), 29000...29199 (Юрьев), 29200...29399 (округ Юрьев), 29400...29499 (Феллин), 29500...29599 (округ Феллин), 29600...29699 (Валк), 29700...29799 (Верро), 29800...29899 (Печоры), 39000...39399 (Вирланд), 39400...39499 (Ервен).
Размеры автомобильных знаков: передний - 450 х 100 мм, задний - 450 х 100 мм или 300 х 230 мм; мотознаки: передний - 300 х 60 мм, задний - 200 х 130 мм.
Эта холопская самодеятельность с собственными "немецкими" номерами не понравилась рейхскомиссару Эстлянда обергруппенфюреру СА барону Литцманну, и он прекратил её в начале января 1942. Теперь на дорогах были местные номера уже четырёх типов, разрешённые до 31 XII 1942.
В октябре 1942 года и до конца войны немцы ввели для местных гражданских машин оккупированных восточных земель серию RO (Reichskomissar Ost). Эстланду достался диапазон RO-10000...RO-26999, тоже разделённый на поддиапазоны: 10000...10199 ("Эстонское самоуправление"), 10200...13999 (Ревель), 14000...14499 (Гарриен), 15000...15999 (Ервен), 16000...16499 (Викк), 16500...16999 (Эзель), 17000...17999 (Пернов), 18000...18999 (округ Пернов), 19000...19999 (Феллин), 20000...21999 (Юрьев), 22000...22999 (округ Юрьев), 23000...23999 (Валк), 24000...24999 (Верро), 25000...25999 (Печоры), 26000...26999 (Вирланд). Номера автомобилей и мотоциклов по немецкой традиции шли в одном списке, то есть, не было автомобилей и мотоциклов с одинаковыми номерами.
До 1 I 1943 все прежние гражданские знаки требовалось заменить на серию RO.
RO-11684 (ЗиС-16 газогенераторный, 1942, 72кБ).
RO-11817 (Вольво бортовой газогенераторный с эстонской кабиной, 1943, 72кБ).
RO-14016 (Шевроле 1940 года бортовой с эстонской кабиной, 1942, 66кБ).
RO-16700 (немецкий Триумф-98 херренмофа, 53кБ).
RO-21028 (Вольво бортовой с эстонской кабиной, 68кБ).

Вторая волна фашизма. В 1990 году Эстония получила независимость и сразу стала болонкой США, тявкающей на Россию. Вместо сохранения добрососедских отношений, Эстония 33 года потратила на гадости в сторону России, на осквернение кладбищ бойцов Красной армии и на парады эсэсовцев. Мы в России помним всё, нам такой сосед-вредитель не нужен, и теперь фашистскую шавку уже ничто не спасёт. Мы освободили Эстонию от немецкого фашизма в 1944-м, - вылечим эту заблудившую провинцию России и от фашизма эстонского, восстановим Бронзового солдата, площадь Победы и площадь Сталина.

Номера СССР 1941 года (чёрные).

6 VIII 1940 Эстония вошла в состав СССР.

Решение о выдаче советских знаков - 19 IV 1941. Завершить обмен планировалось до 1 VI 1941, однако, до прихода немцев примерно 15% старых эстонских номеров так и не успели заменить. Эти номера были действительны до 31 XII 1942.

Автомобили - ER, ES, передний и задний знаки одинаковые, размер - 340 х 112 мм.
ER 01-04 (Бюссинг-НАГ автобус, 1941, 82кБ).
ER 04-95 (Моррис бортовой с эстонской кабиной, 1941, 275кБ).
ER 17-64 (Интернационал Д похоронный автобус с кузовом АС Х. Унгерн-Штернберг & Ко (Феллин), 23 XI 1941, 62кБ).
ER 21-86 (просто номер, 22кБ).
ER 81-24 (Вольво автобус с кузовом Аугуст Казак (Верро), 9 VII 1941, 89кБ).
ER 98-45 (Форд(?) 1932 года 4-дверный седан, 124кБ).
ES 16-14 (Даймонд-Т интегральный фургон 1935 года, Пернов, 1941, 82кБ).
Старший известный мне номер - ES 27-43.
Мотоциклы - ER, передний и задний знаки одинаковые по размеру, но передний - двусторонний, размер - 255 х 85 мм.
ER 22-60 (просто номер, 18кБ).
ER 53-53 (неустановленный мотоцикл, 124кБ).
Это старший известный мне номер.

Номера буржуазной Эстонии 1918-1940.

Номера 1939/1940 и 1940/1941 годов.
20 V 1938 вышел указ, меняющий регистрационные знаки. Изменились размеры и шрифт. Две цифры года теперь располагались над разделяющим дефисом и стали мельче. От старой системы остались те же буквы обозначения региона и система нумерации (Х-1...Х-9999), одинаковые размеры передних и задних знаков, ежегодная (до 15 мая) смена номеров, которые были признаком уплаты налога, традиционная окраска "чёрный фон - белые символы" на знаках, выданных в нечётные годы, "белый фон - чёрные символы" на знаках, выданных в чётные годы. Нумерация автомобилей и мотоциклов шла независимо друг от друга и начиналась с 1. Этот указ не успел к смене знаков в 1938 году, поэтому затронул только знаки 1939 и 1940 годов выдачи.
Высота знаков автомобилей - 110 мм, мотоциклов - 75 мм. Длина по-прежнему зависела от количества символов на номере, но теперь это правило строго соблюдалось.
Буквенные обозначения регионов на номерах 1929-1941 годов:
А - Ревель
B - Юрьев
E - Нарва
H - Гарриен
J - Ервен
L - Викк
N - Печоры
O - Верро
P - Пернов
R - Валк
S - Эзель
T - Юрьев, сельские районы
U - Вирланд
V - Феллин
К - армейский транспорт (с 1 I 1931)

1940/1941, белые (срок действия продлён до 31 XII 1942)
Автомобили
ДКВ-КС200, Эзель, 1939, 232кБ    А-1475 (Форд-А родстер с тёщиным местом, Ревель, Ратушная площадь, 272кБ).
   B-382 (ДКВ-Ф8 люксус-кабриолет, 80кБ).
   J-126 (автомобильный номер, 14кБ).
   U-95 (Мерседес-Бенц-170Фау 4-дверный лимузин, 72кБ).
   V-9 (Рено автобус с эстонским кузовом, 72кБ).
   V-132 (Додж автобус с эстонским кузовом, 85кБ).
Мотоциклы
   E-36 (БМВ-Р23, 71кБ).
1939/1940, чёрные
Автомобили
   A-2134 (ДКВ-Ф5 кабриолет, 83кБ).
   O-6 (Интернационал-Ц бортовой 1934-1937 годов с эстонской кабиной и кузовом, 119кБ).
   P-10 (Ситроен-ТА берлин, 119кБ).
   U-334 (Опель-Олимпия лимузин 1937 года, 96кБ).
Мотоциклы
   H-177 (ДКВ-КС200, 232кБ).

Номера 1937/1938 и 1938/1939 годов.
19 IX 1936 вступила в действие поправка к порядку регистрации транспорта. Ежегодный крайний срок замены номеров на новые был передвинут с 1 апреля на 15 мая. Введены знаки длиной менее 366 мм для коротких номеров вида Х-9 и Х-99. Высота осталась прежней - 140 мм. В Ревеле в знаках 1937/1938 годов впервые достигнуто значение A-2000, и длину для них увеличили с 436 до 481 мм. Часть регионов проигнорировала укороченные знаки, вероятно, по техническим причинам. В остальном всё осталось, как в номерах 1933 года. При ежегодной замене знаков машина как правило получала ту же комбинацию цифр, что и в предыдущем сезоне.
1938/1939, белые
Автомобили
Форд-В8 бортовой 1938 года с эстонской кабиной и кузовом, 131кБ    A-830 (Плимут такси, 88кБ).
   A-2110 (Шевроле седан 1938 года, 56кБ).
   A-2169 (Форд-В8 фордор 1937 года, Ревель, памятник "Русалке", 66кБ).
   B-350 (Адлер-Трумпф-1,7-литра лимузин 1936-1937 годов, 78кБ).
   E-122 (Вольво автобус с кузовом АС Х. Унгерн-Штернберг & Ко (Феллин), 67кБ).
   P-8 (Грэхем Пэйдж 1936 года, 88кБ).
   P-17 (Олдсмобиль такси, 133кБ).
   P-523 (Опель-Олимпия лимузин 1935-1936 годов, 96кБ).
   T-311 (Форд-В8 бортовой 1938 года с эстонской кабиной и кузовом, 131кБ).
   T-334 (Форд-В8 бортовой 1937 года с эстонской кабиной и кузовом, 65кБ).
   U-458 (Шевроле седан 1929-1930 годов, 118кБ).
   V-347 (Форд-А тюдор 1930 года, 89кБ).
Мотоциклы
   P-133 (ФН, 78кБ).
   P-152 (ФН, 115кБ).
   S-62 (мотономер, 24кБ).
НСУ, 36кБ 1937/1938, чёрные
Автомобили
   A-498 (Остин-10 салон 1937-1938 годов, 82кБ).
   A-728 (Крайслер 4-дверный седан, 69кБ).
   A-1414 (Опель-Супер 6 4-дверный лимузин 1937 года, 136кБ).
   A-2352 (Рено-Сельтакатр берлин такси, 68кБ).
   B-172 (Хапмобиль аэроседан 1935 года, 98кБ).
   N-77 (Виллис-37 4-дверный седан 1937 года, 108кБ).
   P-404 (английский Форд-В8 62 1937 года, 65кБ).
   S-173 (ФИАТ-500 берлина, 63кБ).
   U-24 (Опель-Супер 6 4-дверный лимузин 1937 года, 43кБ).
   U-280 (Форд-А фордор такси 1930 года, 65кБ).
   V-166 (неустановленный 4-дверный седан, на облицовке Bedford, но Бедфорд не делал седанов, 98кБ).
Мотоциклы
   A-172 (НСУ, 36кБ).
   B-5, T-26, B-35, B-55, B-4, B-89 (два Руджa и другие, Юрьев, весна 1937, на половине ещё номера 1936 года, 126кБ).
   B-133, B-5, B-190, B-21, B-38, B-95 (БМВ и другие, Юрьев, 101кБ).

Номера 1933/1934, 1934/1935, 1935/1936 и 1936/1937 годов.
1 IV 1933 изменился внешний вид номеров. По сравнению с номерами образца 1929 года в левой части знака появились две последние цифры года над жёлтой печатью региона по финскому образцу. Отныне фон знаков стал меняться каждый год, в нечётные годы - чёрный, в чётные - белый. Размер автомобильных знаков - высота 140 мм, а длина зависела от числа на номере - 366 мм (Х-1...Х-199), 411 мм (Х-200...Х-999), 436 мм (Х-1000...Х-1999). Дата обязательной замены знаков на новые устанавливалась 1 апреля каждого года.
1936/1937, белые
Автомобили
ОК-Суприм и мотогонщица Агнесса Мянни, 25 VII 1936, 123кБ    A-833 (Адлер-Трумпф-Юниор лимузин, 125кБ).
   A-941 (Студебекер-Президент седан 1936 года, 95кБ).
   A-1221 (Бюик седан 1936 года, 140кБ).
   A-1669 (Шевроле седан 1936 года, 104кБ).
   A-1815 (Мерседес-Бенц-290 лимузин, 98кБ).
   P-330 (Додж-ДЦ 1930-1932 годов, 95кБ).
   S-34 (автономер, 11кБ).
   V-87 (Рено берлин 1933 года, 99кБ).
   V-178 (Шевроле бортовой 1936 года с эстонской кабиной и кузовом, 94кБ).
Мотоциклы
   A-9 (ОК-Суприм и мотогонщица Агнесса Мянни, 25 VII 1936, 123кБ).
   A-123, A-454, H-162, A-20, A-367 и другие (VIII 1936, на А-454 международный овал Эстонии "EW", 178кБ).
   P-125 (Дуглас, 91кБ).
Прицепы, вероятно, у них, как и у мотоциклов, был отдельный счёт номеров, начинавшийся с 1.
   A-200 (прицеп роспуск, тягач - Мерседес-Бенц А-710, 50кБ).
Нью-Империал и мотогонщица Агнесса Мянни, 161кБ 1935/1936, чёрные
Автомобили
   A-589 (О.Д. Рекс 3 бортовой, 134кБ).
   A-1109 (Бюик седан 1928 года, 76кБ).
   O-100 и O-40 (Шевроле седан 1934 года и Форд-А 1930 года, 67кБ).
   O-105 (Форд-В8 бортовой 1935 года с кабиной и кузовом Августа Казака (Верро), стоит у машины, 63кБ).
   O-122 (Студебекер бортовой 1934-1935 годов с кузовом Августа Казака (Верро), 94кБ).
   U-235 (Вольво автобус с кузовом Ёханнеса Арака (Везенберг), 117кБ).
   V-21 (Шевроле седан 1928 года, 109кБ).
   V-112 (РЕО бортовой 1935 года с эстонской кабиной и кузовом, 110кБ).
   V-242 (Бюик седан такси 1928 года, 80кБ).
   V-267 (Форд-Эйфель лимузин 1935 года, 74кБ).
Мотоциклы
   A-323 (Нью-Империал и мотогонщица Агнесса Мянни, 161кБ).
Прицепы
   A-200 (прицеп роспуск, 23 XII 1935, 42кБ).
1934/1935, белые
Автомобили
Индиан-Скаут 1924-1925 годов, 159кБ    A-18 (Остин-7 салон, модель 1935 года, Ревель, у памятника "Русалке", 55кБ).
   A-319 (Н.А.Г.-Форан-220 лимузин 1933-1934 годов, 144кБ).
   A-908 (Стандард-9 2-дверный салон 1934 года, 104кБ).
   A-1345 (Матис родстер с тёщиным местом, 89кБ).
   A-1345 (Матис родстер с тёщиным местом, 76кБ).
Мотоциклы
   A-104 (Нью-Империал, 172кБ).
1933/1934, чёрные
Автомобили
   A-1536 (Рено берлин такси, 61кБ).
   V-29 (Интернационал бортовой 1930 года, 65кБ).
   V-166 (Шевроле 1928 года, 65кБ).
Мотоциклы
   H-73 (Индиан-Скаут 1924-1925 годов, 159кБ).
   S-32 (мотономер, 17кБ, печать крупнее, 18кБ).

Номера 1929-1933 годов.
С 14 V 1929 введены общеэстонские номера. 1 VI 1929 (продлено до 1 VII 1929) все прежние знаки становились недействительными. Знаки выдавались по регионам, буква в номере была кодом региона (см. таблицу выше, в самом начале раздела номеров 1918-1940). Справа внизу была жёлтая печать региона. В каждом регионе счёт начинался с 1, автомобили и мотоциклы считались независимо, то есть были автомобиль и мотоцикл с одинаковым номером.
Передние и задние знаки одинаковые. Фон чёрный, надписи белые. Размер автомобильных знаков - высота 140 мм, а длина зависела от числа на номере - 390 мм (Х-1...Х-999), 442 мм (Х-1000...Х-1999). Размер мотознаков - 280 х 85 мм, передний знак двусторонний.

Автомобили
Оберн седан 1931 года, 202кБ    A-1 (президентский Кадиллак фаэтон, визит шведского короля Густава V, 27-29 VI 1929, 106кБ).
   A-2 (президентский Мерседес-Бенц Нюрбург лимузин, визит польского президента Мосьцицкого, 11 VIII 1930, 138кБ).
   A-343 (Оверланд-Виппет фаэтон, 160кБ).
   A-444 (Эссекс фаэтон, VIII 1929, 106кБ).
   A-787 (Шевроле фаэтон такси 1929 года, 100кБ).
   A-843 (Рено берлин, 97кБ).
   A-944 (Шевроле лесовоз 1929-1930 годов с эстонской кабиной, 18 VI 1930, 59кБ).
   A-1080 и A-1180 (Виппет такси и Дюран такси, 1930, 78кБ).
   A-1208 (Грэхэм-Пэйдж седан 1930 года, 134кБ).
   A-1452 (Оберн седан 1931 года, 202кБ).
   B-258 (Шевроле фаэтон, VII 1931, 75кБ).
   J-27 (Шевроле грузовой 1927 года с эстонской кабиной, 100кБ).
   L-103, L-90 и L-36 (два Форд-АА автобуса с эстонскими кузовами 1931 и 1928-1929 годов и Рено фаэтон, 116кБ).
   O-2 (Шевроле фаэтон 1928 года, 114кБ).
   O-19 (Шевроле бортовой 1929-1930 годов с эстонской кабиной, 1931, 339кБ).
   P-14 и P-16 (Форд-А тюдор такси 1928-1929 годов и Форд-Т тюдор такси, 1930, 59кБ).
   P-278 (Шевроле пожарный 1929-1930 годов с кузовом машинного завода Карла Зэбульке (Пернов), 75кБ).
   P-286 (Шевроле автобус 1931-1932 годов с эстонским кузовом, 97кБ).
   R-6 (Форд-А 4-просветный фордор такси 1928-1929 годов, 206кБ).
   S-72 (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, Аренсбург, 68кБ).
   U-187 (Шевроле бортовой 1929-1930 годов с эстонской кабиной, 90кБ).
   V-147 (Форд-АА шасси 1928-1929 годов, 109кБ).
Мотоциклы
   A-262 (Харлей-Дэвидсон В 1931-1932 годов, 113кБ).
   A-281 (Харлей-Дэвидсон В 1931-1932 годов, 226кБ).
   H-49 (А.Ж.С., 263кБ).
   V-54 (Ф.Н., 61кБ).

Армейские номера.
С 1 I 1931 введены новые армейские номера, в стиле гражданских, но начинающиеся на букву K. В отличие от гражданских знаков, военные не меняли цвет ежегодно и были белыми с чёрными надписями, с жёлтой печатью под дефисом и с окрашенной в цвет фона окантовкой (то есть без окантовки). Размер автомобильных знаков - 390 x 140 мм. Размер мотознаков - 280 х 95 мм, передний знак двусторонний. Личный транспорт военнослужащих, если он использовался в служебных целях, получал армейские номера.
Ф.Н., 1932-1933, 177кБ Автомобили
   K-8 (Шевроле фаэтон 1925-1926 годов, 210кБ).
   K-133 (неустановленный родстер с тёщиным местом, Ревель, 73кБ).
   K-138 (Рено фаэтон, Ревель, 64кБ).
   K-148 (Нэш седан 1930 года, Ревель, 64.5кБ).
   K-149 (Нэш седан 1930 года, 108кБ).
   K-239 (Холт 5-тонный трактор, 90кБ).
   K-244 (Додж санитарный с эстонским кузовом, 87кБ).
   K-244 (Додж санитарный с эстонским кузовом, 90кБ).
   K-408 (Тэмпо-Г1200, 88кБ).
Мотоциклы
   K-145 (Ф.Н., 1932-1933, 177кБ).

До 31 XII 1930 у военного транспорта были номера с синими буквами SM и тремя цифрами на белом фоне, перечёркнутые по диагонали зелёной чертой. Действовали, как минимум, с 1925 года. Размер переднего автомобильного знака - 350 х 100 мм.
   SM 296 (Альбион бортовой, 120кБ).

Пробные номера.
Выдавались в качестве временных автомобильным- и мотодилерам. Были такими же, что и обычные номера, но цвет шрифта был красным или оранжевым, отчего на старых фотографиях видны только номера на чёрном фоне, с трудом читаемые, а номера на белом фоне ничем не отличаются от обычных. Счёт чисел этих номеров в 1930-е годы обычно начинался с 1, но не везде, судя по B-165.
Автомобили
   37 V-1 (Амилькар ЦГС 1926-1929 годов, 1937-1938, 35кБ).
   33 B-165 (РЕО с эстонской кабиной, 1933-1934, 100кБ).
   A-11 (БМВ-Дикси, VII 1931, 63кБ).
Мотоциклы
   A-16 (ДКВ-ТМ200(?), 1932-1933, 177кБ).

Номера 27 VIII 1920 - 14 V 1929 (1 VII 1929)
В каждом городе собственные номера, меняющиеся каждый год.

Ревель
27 VIII 1920 введены задние номера с порядковым номером. Автомобили и мотоциклы регистрировались в одном потоке. Каждый год - смена номера, номера следующего года отличались цветом фона и цифр.
1922
   144 (неустановленный дубль-фаэтон, Ревель, 14 VII 1922, 81кБ).
   188 (неустановленный дубль-фаэтон, 1922(?), 77кБ).
1923-1925
7 XII 1922 введены передние автознаки, размер 350 х 100 мм, задние знаки больше, размеры пока не знаю, были введены знаки "Проба" другого цвета и формы для тест-драйва перед техосмотром. Определена крайняя дата ежегодной смены номеров - 15 мая. Цвет обычных знаков [1923 года] установлен как "белый фон - чёрные надписи".
С 1923 года счёт номеров Общества Автовладельцев Эстонии вёлся от 1001, остальные машины получали номера от 2001, номера "Проба" - от 3001 (красные цифры), мотоциклы - от 101. Такая практика продолжалась до 1926 года, когда все номера начинались с 2001.
   1018 (Форд-Т фаэтон, Пернов, 1923, 80кБ), номер Общества Автовладельцев Эстонии.
   2420 (Форд-ТТ автобус, Ревель, 1923, 82кБ).
   1049 (Бюик фаэтон 1923 года, 1923-1924, 91кБ).
   1040 (неустановленное ландоле, 1924, 69кБ).
   2130 (Маннесманн-Мулаг бортовой, Ревель, 1924, 64кБ).
   2244 (Шевроле родстер, Кош, Вирланд, 3 VII 1924, 73кБ).
   1050 (Форд-Т фордор, Ревель, 58кБ).
   2001 (А.Г.А. торпедо, авторалли Ревель - Раппель - Ревель, 211кБ).
   2345 (Шевроле фаэтон, Репник, Везенбергский уезд, 39кБ).
1925-1929
Красивые штампованные знаки, в сезоне 1928/1929 - зелёные с чёрными символами. Размеры автознаков: передний - 340 х 105 мм, задний - 340 х 210 мм; мотознаков: передний двусторонний - 210 х 105 мм, задний - 210 х 150 мм. В 1928 году введены красные с чёрными буквами номера "Проба" для частников, начинавшиеся с 3001 у автомобилей и с 301 у мотоциклов.
ФИАТ фаэтон, Юрьев, 43кБ    2161 (Рено фаэтон, 7 VI 1925, 89кБ).
   2201 (А.Г.А. фаэтон, Ревель, 11 IX 1926, 99кБ).
   2291 (Рено бортовой, Ревель, 1926, 57кБ).
   2559 (Форд-ТТ автобус, Ревель, 1926, 109кБ).
   2190 (Н.А.Г.-К2 фаэтон 1912-1916 годов, Кош, Вирланд, 1927, 106кБ).
   2232 (Рено бортовой, Ревель, 1927, 54кБ).
   2246 (Шевроле фаэтон такси 1927 года, Ревель, 1 VIII 1927, 98кБ).
   2382 (Паккард фаэтон, Ревель, 6 VII 1927, 113кБ).
   2412 (Форд-ТТ автобус, Ревель, зима 1927/1928, 87кБ).
   2?23 (Пежо фаэтон, Раасику, Вирланд, 1927, 67кБ). Какой идиот придумал номера с чёрным текстом на чёрном фоне!
   Проба 3020 и обычный 2012 (Опель фаэтон и неустановленный фаэтон, Ревель, V-VI 1928, 94кБ).
   Проба 3020 и N 9 E из Неме (Опель фаэтон и неустановленный фаэтон, 1928, 104кБ).
   2265 (Крайслер фаэтон, Ревель, 1928, 63кБ).
   2396 (Шевроле седан такси 1927 года, Ревель, 1928-1929, 75кБ).
   2444 (Форд-А тюдор, Ревель, 1928, 85кБ).
   2532 (неустановленный седан, Ревель, Ратушная площадь, 1928, 94кБ).
   2571 (Грэхэм автобус с кузовом деревообрабатывающего завода АС Силва (Ревель), 1928, 67кБ).
   2580 + T-71 (Грэхэм автобус с кузовом деревообрабатывающего завода К. Юргенса (Ревель), 1928, 76кБ), второй номер - междугородний (см. ниже).
   3019 (Эссекс фаэтон такси, Ревель, 1929, 67кБ). Судя по 3019, это должен быть номер "Проба", но у него цвета обычного номера.
   2033 (Ганза-Ллойд бортовой, Закк, 59кБ).
   Эстонский автоклуб 2135 (Бюик фаэтон, Вирланд, 112кБ).
   Эстонский автоклуб 2412 (ФИАТ фаэтон, Юрьев, 43кБ).
   2536 (ФИАТ фаэтон, 65кБ).
   2626 (ФИАТ ландоле, Ревель, 56кБ).

Пернов
   26 (Альбион-А5 бортовой, Уддофер, 80кБ).
   105 (Рено фаэтон, Пернов, 1927, 87кБ).
   P37L и P9L (Аполло фаэтон и неустановленный фаэтон, Пернов, 78кБ).
   PL-116 (Эссекс Супер 6 седан, Пернов, 27 VII 1928, 99кБ).
   PL-121, PL-24, PL-64 (Шевроле фаэтон 1928 года и другие, Пернов, 1928, 139кБ).

Гарриен
   5H (Мерседес 22 Л.С. фаэтон, Гарриен, 1923, 63кБ).
   139H (Форд-ТТ автобус, Иервакан, 1928, 104кБ).
   27H (Вандерер, 132кБ).
Неме (Гарриен)
   N 9 E и ревельская проба 3020 (неустановленный фаэтон и Опель фаэтон, 1928, 104кБ).

Вирланд
   Эстонский автоклуб Viru 8. (Бюик фаэтон, Вирланд, 28 VIII 1927, 55кБ).
Тапс (Вирланд)
   N 1 TAPA (Оверланд фаэтон, Тапс, 1928, 170кБ).

Юрьев
26 IV 1926 вступил в действие новый порядок регистрации, заменивший старый, установленный ещё в 1913 с поправками 1914 года. Чёрные номера несли только белый порядковый номер. Размер передних номеров был всего 300 х 70 мм, задних - 300 х 210 мм, там под порядковым номером была надпись TARTU. У мотоциклов - только задний номер размером 160 х 120 мм. У знаков "Проба" перед номером стоял незначащий ноль, как в Германии, а по диагонали шла надпись "PROOW".
   175 и 93 (Шевроле фаэтон 1927 года и Додж фаэтон, Юрьев, 15 I 1928, 111кБ).
   183 (Форд-А седан, Юрьев, зима 1927/1928, 152кБ).
   192 (Эрскин седан такси, Юрьев, 1928, 124кБ).
   193 (неустановленный фаэтон, Юрьев, 1928, 93кБ).
   130 (Бюик фаэтон, Юрьев, 80кБ).
   171 и 123 (Эссекс фаэтон такси и Шевроле фаэтон такси 1927 года, Юрьев, 99кБ).
   235 (Эссекс фаэтон такси, Юрьев, 72кБ).

Верро
   Wöru №6 и Wöru №8 (Оклэнд фаэтон 1928 года и Шевроле фаэтон 1928 года, 14 VII 1928, 120кБ).
   №10 (Олдсмобиль фаэтон 1927 года, 14 VII 1928, 107кБ).
   Vöru 7 (Студебекер фаэтон 1926 года, озеро Кубья, 1928, 168кБ).

Феллин
   Номер 6 (Шевроле фаэтон 1927 года, Феллин, 28 VII 1928, 91кБ).
   Номер 4 (Шевроле фаэтон 1928 года, Феллин, 95кБ).

Нарва
   53 (Нэш-Квад бортовой, Нарва, 1928, 110кБ).

Викк
   13 (Шевроле бортовой 1927 года, "дорога из Ревеля, мост в Пяярду", 6 X 1928, 50кБ). Это не обязательно номер Викка, но дальше по дороге только Пернов, а номер не перновский и не ревельский, а по другим уездам эта дорога не проходит.

Эзель
   S111M (Шевроле бортовой 1927 года, Эзель, 1928-1929, 79кБ).
   S58M (неустановленный мотоцикл, 139кБ).

Автомобили междугородних перевозок, в основном, автобусы, имели в 1923-1929 годах свои номера.
Общие номера для всей Эстонии. Формат номеров 1923-1928 - T<номер>M, белый фон, чёрные символы, но каждый год цветные добавки: 1923 - красные наклонные линии, 1924 - синие наклонные линии, 1925 - синие вертикальные линии, 1926 - красные углы, 1927 - синие углы. Формат номеров сезона 1928-1929 - Т-<номер>, чёрный фон, белые символы и окантовка, - точная копия юрьевских сельских номеров 1929-1933. Размеры знаков: 1923-1926 передние - 313 х 130 мм, задние - 340 х 220 мм; 1927-1928 - оба знака 316 х 128 мм, 1928-1929 - оба знака 338 х 130 мм.
1923-1928
Форд-ТТ автобус, Эзель, 1926, 60кБ    T 3 M (Ровер автобус, Валк, 1923, 117кБ).
   T 4 M (Форд-ТТ автобус, Верро, 1924, 84кБ).
   T 7 M (Форд-ТТ автобус, Ревель, 1924, 92кБ).
   T 20 M (Шевроле автобус 1924 года, Феллин, 1925, 94кБ).
   T 13 M и T 14 M (Форд-ТТ автобус и Опель автобус, Юрьев, 26 V 1926, 70кБ).
   T 35 M (Форд-ТТ(?) автобус, Ревель, 1926, 48кБ).
   T 47 M (Уайт автобус, Ревель, 1926, 90кБ).
   T 55 M (Паккард автобус, Ревель, 1926, 108кБ).
   T 66 M (Форд-ТТ автобус, Эзель, 1926, 60кБ).
   T 66 M (Форд-ТТ автобус, Эзель, 1926, 88кБ).
   T 5 M, T 47 M, T 13 M, T 4 M (три Форда-ТТ автобуса и Рено автобус, Пернов, 1927, 87кБ).
   T 45 M, T 4 M (два Рено автобуса, Пернов, 1927, 87кБ).
   T 41 M (Додж автобус, Ревель, 1927, 60кБ).
1928-1929
   T-5 (Форд-ТТ автобус, Гарриен, 65кБ).
   T-10 (Шевроле автобус 1927 года, 104кБ).
   T-33 (Шевроле фаэтон 1928 года, 14 VII 1928, Верро, 82кБ).
   2580 + T-71 (Грэхэм автобус с кузовом деревообрабатывающего завода К. Юргенса (Ревель), 1928, 76кБ), верхний номер - ревельский (см. выше).
   T-80 (Форд-АА автобус 1928-1929 годов, железнодорожная станция Лодензе, Гарриен, 129кБ).

1918 - 27 VIII 1920 - без номеров. Только номера оккупантов.
   VIII-1204 (немецкие армейские санитарные автомобили, Нарва, Йоахимсталь, 8 IX 1918, 239кБ).
   LX-4191 (английские войска в Юрьеве, 74кБ).

Номера северной Лифляндии и Эстляндии в составе Российской империи.

1 VII 1907 в Ревеле введены номерные знаки (тогда их называли жестянками). Требовался только задний знак. По примеру Ревеля, знаки ввели и другие города. В каждом городе были свои правила, цвет и размер знаков. Обычно на знаке был только порядковый номер.
1914
   Номера неразличимы (Бюссинги омнибусы, Ревель, полуостров Коппель, 175кБ).
1913
   У мотоциклов велономера, номер на велосипеде - спортивный (Юрьев(?), 1913, 164кБ).
1910, номер поразительно похож на московский. Видимо, он московский и есть.
   559 (Ля Бюир дубль-фаэтон, 1910, 145кБ).

Армейские автомобили.
У автомобилей Русской армии обычно не было номеров, но были и с номерами.
1916
   5068 (Напир шасси, 22 I 1916, 84кБ).
Год не установлен, возможно, это и после 1917.
   2098 (Спа(?) бортовой, 44кБ).

Номера велосипедов и лёгких мопедов.

Выдавались на один год. В каждом городе и райцентре были свои, отличающиеся формой и окраской, на следующий год окраска менялась. В 1960-х годах велономера почти везде признаны ненужными, но где-то их выдавали аж до 80-х годов.

1967 и позже
С 1967 года с номеров исчез год действия, остался только код региона или городка, или полное имя + порядковый номер. Окраска знаков в разных регионах осталась разной, но смены цветов в одном регионе больше, похоже, не было. Видимо, смены номеров каждый год (или три года) больше не было.
   C 5290 (10кБ).
   U 900 (Вирланд(?), 168кБ).
   VR 3230 (18кБ).
   Vastseliina 326 (Новгородок, Верро, 4кБ).
[1944]1948-1966 (номера 1944-1947 мне не встречались, но это не значит, что их не было)
Сохранилась довоенная система номеров, но теперь букв региона стало больше, появились двухбуквенные коды, а на некоторых знаках вместо кода стали указывать полное название городка. На некоторых знаках 60-х годов вместо последних двух цифр года указывали диапазон лет действия знака, - где-то властям надоело менять знаки каждый год. Длина знака - 125 мм.
1966
велономер 1963, 78кБ    RP 9473 (1966, 34кБ).
1964
   Ri 4952 (1964, 7кБ).
1963
   N 0329 (1963, 78кБ).
1960-1962
   Võru 1745 (Верро, 1960-1962, 4кБ).
1956
   H 529 (Гарриен, 1956, 30кБ).
1953
   H 1342 (Гарриен, 1953, 17кБ).
(1938?)1939-1941
В левой части буква региона, такая же, как и у автомобилей и мотоциклов (см. выше) над двумя последними цифрами года, справа - порядковый номер. В Печорах 1941 год полностью в верхней строке знака, N и номер - в нижней строке. Это может быть уже советский вариант, хотя знаки старого типа 1941 года тоже были.
1939
велономер, Пернов, 1939, 19кБ    P 15930 (Пернов, 1939, 19кБ).
1933-1937(1938?)
Двусторонние номера в виде лепестка на гайку переднего колеса. Порядковый номер с мелкими двумя последними цифрами года в правом нижнем углу.
1937
   16444 (1937, 13кБ).
1936
   16026 (1936, 13кБ).
1934
   4271 (велосипед "Титан", 1934, 135кБ).
1933 или 1934
   TM 3165 (Новгородок, Верро, 1933 или 1934, 69кБ).
1933
Год полностью под порядковым номером.
   624 (Гарриен, 1933, 61кБ).
1930
Год полностью ближе к гайке крепления, чёрные цифры на голубом фоне.
   3240 (1930, 81кБ).
1928-1936, номера спортивных велосипедов Юрьева.
   13 (Юрьев, 1936, 447кБ).
   13 (велосипед "Марс", Юрьев, 29 VII 1932, 166кБ).
   51 (Рига, но номер юрьевский, 1931, 273кБ).
   Номер 1 (Юрьевский уезд, 1931, 288кБ).
   33 и 34 (Юрьев, 1930, 168кБ).
   Номер 3 (Юрьев, XI 1928, 187кБ).
Дальше разнообразие древних номеров, которые трудно систематизировать из-за их редкости.
   Paide 1929 20 (Вейсенштейн, 1929, год мелко между Paide и 20, 3кБ).
   688 (Юрьев, 1926, 164кБ).
   23, 275, 634, 555 (Пернов, 1924-1925, 343кБ).
   Номера неразличимы (Юрьев(?), 1913, 164кБ). У мотоциклов велономера, а у велосипеда спортивный номер.
   7493 (год не установлен, 49кБ).
   623 (год не установлен, 55кБ).
   362 (год не установлен, 77кБ).
Дореволюционные знаки
   23085 (год не установлен, 86кБ).
   20216 (год не установлен, 89кБ).
   16038 (год не установлен, 79кБ).

Номера извозчиков.

К сожалению, у меня только недатированные фотографии, сделанные в Ревеле, предположительно, в 20-е годы.
   290 (легковой извозчик, Ревель, Глиняная улица, гостиница и ресторан "Золотой лев", 1920-е, 218кБ).
   32 (легковой извозчик, Ревель, 103кБ).

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Ajapaik.
Eesti Antiikautode Galerii.
Райн Вайкла.
Тармо Рийсенберг.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
avto-nomer.ru.
Автобусный транспорт.
Veeremi nimekiri. Tallinna Autobussipark.
Old-ikarus.hu.
Сайт об истории советской и российской дорожной и строительной техники.
Коллекция и фотографии Ааре Оландера.
Фото Ээро Оландера.
Фото Сильвера Куйка.
ТАР.
Фотограф Х. Пилтер.
Фотографии архитектора и фотохудожника Владимира Алексеевича Бруханского (1916-2010).
Retro Latvija club.
Фото Маарит Ёкинен.
Архив Валдо Прауста.
Беседы о Риге, форум.
Фотограф Б. Мяэметс.
Фотограф Г. Йыэлайд.
Фото Юрия Николаевича Грозмани (Калининград).
Архив Павла Блинова, Рыбинск.
Фото Erhard Kranz.
Фото П.Н. Порфирьева.
Volgaklubi kodu.
Фото Игоря Дудина.
Книга "Советская Эстония", изд. "Ээсти раамат", Таллин, 1985.
Рейнгольд Йоост "Вильянди", изд. "Периодика", Таллин, 1985.
Фото Timo Heinonen.
Retro Tallinn.
Фото Сергея Ионеса.
Коллекция Дмитрия Пантелеева.
Фото Густава Германа.
Книга "Таллин", изд. "Eesti Raamat", 1978.
Francoplaque.
Avito.ru.
Фото Владимира Горбунова.
Питер. Взгляд назад.
Архив Натальи Флоренской (РР 05-38).
Фотографии Виталия Анатольевича Ананьева.
Фото А. Чепрунова.
Фото Виктора Салмре.
Архив Ростислава Иванова.
Auction.ru.
Семейный альбом Мадиса Рятсепа.
Фото Ruudu Kalk.
Фото К. Крийби.
Магия Ретро.
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
Automoto.ee, форум.
Eesti Vanamootorrattaklubi "Unic-Moto".
Francoplaque.
"Registration Plates of the World", Neil Parker, John Weeks, Reg Wilson, Europlate, 3rd edition.
Музей мопедов Владимира Гордеева.
Фото Rainer Eidemiller.
Коллекция Михаила Кулькова.
Фото Otto Kletzl.
Валдеко Венде.
Фотоальбом "Старая Нарва", 1910-1919.
Коллекция Рейна Велди.
Фото H. Ots.
Коллекция Андреса Тынисте.
Магазин WW2 - военный антиквариат.

Вход    Галерея    Номерные знаки   СССР    Знаки 1959   1947   1937 годов   Ссылки

Последняя правка 13 X 2023. Контакт. Андрей Богомолов.