Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1959, 1947 и 1937 годов,
Литва (до 1983 года).

VII 1944 ... I 1945 - 11 III 1991 Литовская С.С.Р. в составе С.С.С.Р., столица Вильнюс
22...29 VI 1941 - VII 1944 ... I 1945 - часть территории Остланд в составе Германии
3 VIII 1940 - 22...29 VI 1941 - Литовская С.С.Р. в составе С.С.С.Р., столица Вильнюс
21 VII 1940 - 3 VIII Литовская С.С.Р., столица Каунас
VIII 1919 - 15 VI 1940 - Литовская Республика, временная столица Каунас (это официальное название)
II 1919 - VIII 1919 - Литовско-Белорусская С.С.Р. (Литбел), столица II ... IV - Вильнюс, IV ... VIII - Минск
1795 - I 1919 - в составе России.
Вильнюс с прилегающими районами:
IX 1939 - 10 X 1939 - занят Красной Армией, с 10 октября 1939 передан Литве.
1920 - IX 1939 - Вильно, центр Виленского воеводства Польши

Клайпеда (Мемель) с окрестностями (Клайпедский край, Мемельланд):
до 1919 и с 23 III 1939 по 1944-45 в составе Германии (номера восточно-прусской серии IC-.....)
В 1919 - 15 I 1923 - под управлением Лиги Наций, тёмные на белом(?) номера серий M.G. (Memel Gebiet).

Эта страница почти полностью подготовлена по материалам Люциюса Суславичюса (Вильнюс).
Номера образца 1959 года (чёрные).
В Литве не было разделения на частные/грузовые/служебные серии
(за небольшим исключением, см. комментарий после таблицы).
Таблица известных времён выдачи автомобильных серий.
В левой колонке - первые две буквы номера, вверху - последние буквы номера.
Цифры в таблице - даты выдачи серии.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЛИ- 16
IV
59

62
17
II
60

62
11
IX
61

64
24
V
62

63
3
IV
63

65
23
VIII
63

65
23
VIII
65

67
15
XIII
65

66
5
VIII
66

67


67

68


68

69,75


68

68,72


69

69,75


69

71


71

72


70

71


70

71,75


71

72


?

72


72

?


74

74


?

72


73

73


73

?


75

76


73

73,76


74

?


74

74
ЛЛ- ?
?
75
75
?
75
75
?
?
76
76
?
?
?
?
?
76
?
?
?
77
78
77
?
?
?
77
?
79
?
?
?
78
79
?
?
79
80
?
?
80
81
?
?
79
?
81
82
81
83
?
83
?
?
?
?
ЛК- ?
?
81
?
80
80
81
81,83
?
?

27k фото M-20, 74-32 лис 01-76 ЛИА - Steyr 50, 148кБ.
17-11 ЛИБ - ЛиАЗ-158, Каунас, аллея Свободы, 323кБ.
24-37 ЛИВ - УАЗ-450Д бортовой, Подбродье (Пабраде), Свенцянская улица, 255кБ.
41-95 ЛИГ - ЛАЗ-695Б, Каунас, 177кБ.
08-30 ЛИД - Москвич-403, 90кБ.
55-63 ЛИД - ГАЗ-21 "Волга" такси, Паланга, 145кБ.
15-99 ЛИЕ - Москвич-408 милиция, 52кБ.
48-71 ЛИЕ - ГАЗ-21 "Волга" такси, 78кБ.
99-04 ЛИЗ - ЗАЗ-965 "Запорожец", 52кБ.
31-15 ЛИИ - ЛАЗ-695Е, Вильнюс, улица Пожело, 1969, 144кБ.
41-17 ЛИК - Шкода-706РТТН рефрижератор, Клайпеда, 189кБ.
59-82 ЛИК - ЛАЗ-695Е 1968 года, 122кБ.
58-08 ЛИЛ - УАЗ-450Д фургон, Вильнюс, улица Ужупио, 1969, 175кБ.
96-49 ЛИМ - Opel Admiral кабриолет, Каунас, аллея Свободы, 1984, 119кБ.
10-06 ЛИН - ГАЗ-21 "Волга", Каунас, аллея Свободы, 1970, 133кБ.
   Серия ЛИН выдавалась не только в Литве, но и на Сахалине. Это не единственный случай кражи чужих серий Сахалином.
   62-75 ЛИН - ГАЗ-66, порт Москальво, VII 1976, 46кБ.
   74-44 ЛИН - ГАЗ-66, совхоз "Оленевод", село Виахту, 60кБ.
   74-45 ЛИН - ГТ-СМ ГАЗ-71, Сахалин, 64кБ.
41-49 ЛИП - ВАЗ-2101 "Жигули", 168кБ.
83-39 ЛИП - Maybach SW38 6-просветный лимузин, 34кБ.
85-05 ЛИП - Иж-434, Вильнюс, улица М. Горкио, 1971, 130кБ.
66-36 ЛИР - Москвич-412, 112кБ.
04-59 ЛИС - ЗАЗ-966В "Запорожец", Вильнюс, улица М. Горкио, 1973, 61кБ.
16-00 ЛИС - ГАЗ-24-01 "Волга" такси, Вильнюс, 1975, 166кБ.
58-15 ЛИС - ЗиЛ-130 пожарный, 153кБ.
Некоторые сотни серии ЛИТ были выделены:
00-.. ЛИТ - ЦК Компартии Литвы и Совет Министров Литовской С.С.Р.
10-.. ЛИТ, 33-.. ЛИТ, 44-.. ЛИТ - министерства и ведомства
Опель-Капитан, 82-29 лич 24-21 ЛИТ - Москвич-401, 91кБ.
00-80 ЛИУ - ВАЗ-2101 "Жигули", Клайпеда, 1972, 76кБ.
12-10 ЛИУ - Форд седан, 111кБ.
31-99 ЛИФ - ЗиЛ-130 пожарный, Вильнюс, улица Архитекту, 1 V 1974, 272кБ.
73-56 ЛИФ - ВАЗ-2101 "Жигули", Вильнюс, Завод топливной аппаратуры, 104кБ.
78-25 ЛИФ - ВАЗ-2101 "Жигули", 162кБ.
78-25 ЛИХ - Opel Admiral лимузин, Рига, 1975, 192кБ.
89-66 ЛИХ - ВАЗ-2101 "Жигули", Калининград, 1981, 300кБ.
50-50 ЛИЦ - ЗАЗ-968Б "Запорожец", 200кБ.
08-96 ЛИЧ - Иж-412, Вильнюс, Завод топливной аппаратуры, 104кБ.
69-28 ЛИШ - ВАЗ-2101 "Жигули", Вильнюс, Завод топливной аппаратуры, 104кБ.
59-43 ЛИЭ - ВАЗ-2101 "Жигули", Вильнюс, Романовская церковь, 160кБ.
88-58 ЛИЮ - ГАЗ-69 подделка под милицейский, 181кБ.
27-16 ЛИЯ - ВАЗ-2103 "Жигули", Вильнюс, улица Й. Гарелио, 237кБ.
11-49 ЛЛА - Бюик 1954 года, 185кБ.
14-30 ЛЛБ - ЛАЗ-697Е, 117кБ.
53-77 ЛЛВ - ЗАЗ-968 "Запорожец", 74кБ.
06-14 ЛЛГ - Москвич-412ИЭ, Вильнюс, улица Людо Гирос, 1981, 212кБ.
55-98 ЛЛЕ - ВАЗ-2101 "Жигули", Клайпеда, 212кБ.
46-44 ЛЛЖ - ВАЗ-21011 "Жигули", 39кБ.
32-07 ЛЛЗ - Москвич-407, 78кБ.
79-36 ЛЛИ - ВАЗ-2103 "Жигули", Каунас, аллея Свободы, 1978, 141кБ.
74-45 ЛЛК - ГАЗ-24 "Волга", 153кБ.
89-90 ЛЛЛ - Иж-412, 120кБ.
50-84 ЛЛН - ГАЗ-63 бортовой, 196кБ.
00-98 ЛЛО - ВАЗ-2106 "Жигули", 78кБ.
12-19 ЛЛП - Opel Olympia OL38 2-дверный лимузин, 63кБ, вид сзади, 74кБ.
56-68 ЛЛС - ВАЗ-2101 "Жигули", Вильнюс, улица А. Виенуолио, 1985, 195кБ.
39-07 ЛЛТ - ВАЗ-2103 "Жигули", Каунас, аллея Свободы, 1985, 341кБ.
63k фото Opel Olympia Ol38, 12-19 ллп74k фото Opel Olympia Ol38, 12-19 ллп 63-33 ЛЛУ - УАЗ-452В милиция, Таллин, 1980, 65кБ.
39-66 ЛЛФ - передний номер, 72кБ.
79-09 ЛЛХ - ГАЗ-21 "Волга", раскрашенная под машину ГАИ, 26кБ.
23-75 ЛЛШ - ЛАЗ-697, Клайпеда, улица Лепу, 162кБ.
80-62 ЛЛЩ - ГАЗ-51 бортовой, 129кБ.
98-02 ЛЛЮ - ГАЗ-24 "Волга", раскрашенная под такси, 157кБ.
73-09 ЛЛЯ - Москвич-2140, 170кБ.
19-17 ЛКБ - ГАЗ-53А молоковоз, хутор Бяндоришке, Игналинский район, 1982, 134кБ.
76-52 ЛКБ - УАЗ-469, 171кБ.
25-85 ЛКВ - ВАЗ-2105 "Жигули", 100кБ.
36-32 ЛКГ - ГАЗ-20В "Победа", 145кБ.
06-38 ЛКД - Иж-2125, 84кБ. Это старший известный мне номер. Серия выдана не полностью.
"Латинская" серия для машин, выезжающих за пределы страны - РТВ, имевшая шутливую расшифровку "Родина тебе верит".
01-95 РТВ - ЗАЗ-966 "Ялта", ралли "XXVIII рейд польский", 1968, 34кБ.

Таблица известных времён выдачи мото-серий.
В левой колонке - первые две буквы номера, вверху - последние буквы номера.
Цифры в таблице - даты выдачи серии (годы без дат даны по известным мотоциклам).
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЛИ- 12
V
59

?
21
IX
59

?
5
II
60

?
2
VI
60

?
9
IX
60

?
28
XI
61

?
5
II
62

63
7
VIII
61

?
24
VII
63

?
26
VIII
63

64
10
III
65

?
6
XI
65

?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


?

?


74

?


?

?


?

?


?

?


?
ЛЛ- ?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
81
?
?
?
?
?
?
?

БМВ Р-35, 69-67 лииСерии 1959 - первой половины 1960-х выдавались параллельно 2-3 серии в одно время, так как тогда в Литве был бум мотоциклов.
39-31 ЛИА (просто номер, 40кБ).
41-92 ЛИВ (Иж-56, 47кБ).
81-02 ЛИД (Иж-49?, 40кБ).
39-21 ЛИЕ (Jawa 360, 89кБ).
48-18 ЛИЖ (Jawa 250, 182кБ).
14-31 ЛИЗ (просто номер, 27кБ).
63-14 ЛИИ (Jawa, 56кБ).
54-77 ЛИК (неустановленный мотоцикл, 28кБ).
71-04 ЛИЛ (просто номер, 86кБ).
58-58 ЛИМ (Днепр, Пицунда, III 1969, 217кБ).
39-13 ЛИН (Иж-49, 188кБ).
58-87 ЛИО (Минск М105, 119кБ).
66-25 ЛИП (Минск М106, 99кБ).
10-18 ЛИР (Pannonia T5, 149кБ).
99-78 ЛИС (просто номер, 20кБ).
14-31 ЛИТ (Минск, 193кБ).
73-81 ЛИУ (просто номер, 34кБ).
58к Ява-ЧЗет-450-02 1961 года 96-10 ЛИФ (Тула-200М 1963 года, 89кБ).
51-18 ЛИХ (Днепр МТ-9, 39кБ).
48-40 ЛИЦ (просто номер, 28кБ).
88-60 ЛИЧ (Минск-3.112, 148кБ).
64-67 ЛИШ (Днепр МТ-9 1974 года, 155кБ).
54-96 ЛИЩ (просто номер, 38кБ).
48-18 ЛИЭ (Днепр, 58кБ).
81-33 ЛИЯ (Иж, 47кБ).
58-13 ЛЛА (Иж-56, 173кБ).
80-73 ЛЛБ (просто номер, 53кБ).
36-58 ЛЛВ (Восход, 44кБ).
04-28 ЛЛГ (просто номер, 14кБ).
82-15 ЛЛД (Jawa, 184кБ).
19-36 ЛЛЕ (Тула-ТГА200-01 1981 года, 31кБ).
02-34 ЛЛЖ (Jawa-ČZ 450-02 1961 года, 58кБ).
96-00 ЛЛЗ (Jawa-634, 26кБ). Самодеятельный перекрас под следующий стандарт.
Старший известный мне номер - 02-03 ЛЛИ. Вряд ли серия ЛЛИ выдана полностью.

Серии мопедов - ЛИА, ЛИБ.
71-32 ЛИА (Jawa 50, 90кБ).
Старший известный мне номер - 68-00 ЛИБ.

Таблица известных времён выдачи серий автомобильных прицепов.
Цифры в таблице - даты выдачи серии (указаны даты начала, даты окончания пока мне неизвестны).
ЛИ ЛТ ЛЦ ЛЧ ЛШ
даты 12 XI 59
?
61
?
5 X 70
?
74
?
26 XI 76
?

63-36 ЛТ прицеп (полевая кухня, 164кБ).
25-29 ЛЦ прицеп (просто номер, 10кБ).
69-47 ЛЧ прицеп (цистерна АЦПТ-0,9 для продажи кваса, 91кБ).
83-26 ЛШ прицеп (Скиф-8106, 99кБ). Серия ЛШ выдана полностью.
Белая прицепная серия последующего стандарта (ЛИ) начата 16 III 1982.

Серии тракторов (с 1966 года) - ЛУ, ПШ, ТД, ТХ, ЛС, ЧЩ, ТК, ТС, ТЛ, ТЕ, ЗР, ЗЛ. Часто одна серия была в разных областях. Серии ЗР и ЗЛ принадлежали республиканским министерствам и ведомствам.
50k фото тракторного номера 14-81 пш 14-81 ПШ тр-р (просто номер, Литва, 50кБ), в других областях серия не замечена.
63-17 ТХ тр-р (просто номер, Литва, 41кБ), в других областях серия не замечена.
16-24 ЛС тр-р (ДТ-20, Литва, 141кБ), в других областях серия не замечена.
43-86 ЧЩ тр-р (просто номер, Литва, 43кБ), в других областях серия не замечена.
85-77 ТК тр-р (Беларусь МТЗ, Литва, 156кБ), 27-93, 40-66, 72-51 - тоже Литва, 17-40 - Татария.
06-94 ТС тр-р (просто номер, Литва, 20кБ), 32-84, 60-80, 89-43 - Томская область, 87-32 - Татария.
07-84 ТЛ тр-р (Fordson Super Major 1964 года, Литва, 107кБ), 16-81 - тоже Литва, 17-52, 66-хх, 88-72 - Татария.
14-15 ТЕ тр-р (Т-74 1980 года, Литва, 205кБ), 05-32, 07-70, 29-44, 57-35 - тоже Литва, 33-хх, 36-хх, 45-23, 71-53, 78-хх - Тульская область, 08-35, 55-57, 63-24 - Тюменская область.

Серии тракторных прицепов (с 1966 года) - ЛС, ЛК, ТС, ЗР. Часто одна серия была в разных областях. Серия ЗР принадлежала республиканским министерствам и ведомствам.
68-90 ЛС пр-п (просто номер, Литва, 36кБ), в других областях серия не замечена.
65-19 ЛК пр-п (просто номер, Литва, 30кБ), в других областях серия не замечена.
23-49 ТС пр-п - Литва, 30-хх ТС пр-п - Татария.

Номера образца 1947 года (жёлтые).
Таблица известных времён выдачи автомобильных серий.
Цифры в таблице - даты выдачи серии (указаны даты начала, даты окончания - по реальным машинам и не окончательные).
ЛС ЛТ ЛУ ЛШ ЛЭ ЛЩ ЛЧ ЛЮ ЛЛ
даты 5 IV 47
?
14 V 48
?
24 V 50
55
16 IV 54
?
31 I 55
?
10 I 56
59
1 I 57
59
20 IX 57
61
15 VIII 58
?

Промежуточные известные даты выдачи: ЛС 50-01 - 14 VI 1947; ЛТ 50-01 - 20 IV 1949.
В период 20 VI 1950 - 28 V 1953 Литва формально состояла из четырёх областей (Вильнюсская, Каунасская, Клайпедская, Шяуляйская области, были обкомы КП Литвы, но не было облисполкомов), но в смысле выдачи номеров этих областей не существовало, а номера выдавались сотнями (например ЛЛ 15-01 ... ЛЛ 16-00) из Вильнюса сразу в районные отделы милиции (ОВД). Известно, что блок ЛС 00-01 ... ЛС 15-00 был выдан городу Вильнюсу, блок ЛС 15-01 - ЛС 17-00 был зарезервирован за гаражом МВД Литовской С.С.Р., а блок ЛУ 50-** за гаражом ЦК Компартии Литвы, причём последние использовались ещё в 1970 году, довольно редкий случай для номеров этого стандарта.
183к ГАЗ-21 ЛС 15-31 - Dodge-3/4 WC51 с кабиной от Chevrolet или GMC, Вильнюс, проспект Сталина, 1 V 1950, 150кБ.
ЛС 30-84 - ГАЗ-67Б 1948-1951 годов, Вильнюс, 59кБ.
ЛТ 12-13 - ГАЗ-М20 "Победа", 51кБ.
ЛУ 10-61 - ГАЗ-М20 "Победа", Вильнюс, угол улиц Комъяунимо и Виктора Яценевичяуса, 112кБ.
ЛУ 15-99 - Москвич медицинский, Вильнюс, 90кБ.
ЛУ 74-73 - ЗиС-ММЗ-585 1949-1952 годов, Вильнюс, улица Пожело, 1953-1954, 274кБ.
ЛШ 46-55 - ЗиС-5 бортовой, Алитус, 1958, 294кБ.
ЛШ 68-73 - Москвич-401, Алитус, 1958, 239кБ.
ЛЭ 42-18 - КАГ-1, Юнигеда, 1958, 93кБ.
ЛЩ 59-39 - ЗиЛ-127, 66кБ.
ЛЩ 99-21 - КАГ-3, 161кБ.
ЛЧ 33-37 - Москвич-401, 74кБ.
ЛЧ 83-15 - КАГ-3, Каунас, улица Жемайчю, 143кБ.
ЛЧ 90-09 - ГАЗ-21 "Волга", Каунас, аллея Свободы, 1962, 183кБ.
ЛЮ 69-04 - ЗиЛ-158, Клайпеда, 104кБ.
ЛЛ 38-70 - ГАЗ-М20 "Победа", 242кБ.
Последняя серия ЛЛ выдана до номера ЛЛ 66-00, и это подтверждается всеми фотографиями, кроме одной (см. ниже).
ЛЛ 92-27 - Mercedes-Benz 290(?), 165кБ. Номер похож на настоящий.

Таблица известных времён выдачи мото-серий.
Цифры в таблице - даты выдачи серии (указаны даты начала, даты окончания пока мне неизвестны).
ЛС ЛТ ЛШ ЛЭ
даты 5 IV 47
?
15 II 51
?
18 V 56
?
5 II 58
?

ЛС 17-64 - просто номер, 103кБ.
ЛС 37-53 - БМВ-Р35, 42кБ.
ЛТ 50-81 - М-72, 78кБ.
ЛШ 79-09 - Иж-350, 137кБ.
ЛЭ 41-26 - Иж-56, 93кБ. Старший известный мне номер - ЛЭ 69-51.

Серия прицепов - ЛС. Старший известный мне номер - ЛС прицеп 44-79.
Советские номера образца 1940 года (чёрные)., 1944-1947

Сразу после освобождения Литвы на дорогах были только машины с номерами Красной Армии.
А-3-83-79 - KdF-82, Вильно, Ратушная площадь, VII 1944, 334кБ.

Известно, что ГАИ в Вильнюсе было организовано в августе 1944 года (город освобожден в июле). Номера присваивались в ГАИ, а изготовлялись по образцу в "Правилах Дорожного Движения" самими автотранспортными предприятиями.
Литве была выделена серия ЛЛ, - серия Карелии. До войны в Карелии была серия ЛК образца 1937 года, а после войны там стали выдавать серию ЛЛ образца 1940 года. Свободных комбинаций букв хватило бы ещё на четыре Советских Союза. Почему Литве выделили уже занятую серию, неизвестно. Известно, что это не было выделением разных блоков номеров, - в Карелии и Литве попадаются совпадающие номера. Как только в 1946 году номера стали изготавливать заводским способом, литовские знаки стали отличаться похожими на довоенные большими угловатыми цифрами, такими же, но меньшего размера, буквами ЛЛ, а также выпуклыми огромными "канавами" в верхней и нижней части номера, налезающими на шрифт и искажающими его.
ЛЛ 11-84 - передний номер, 24кБ.
ЛЛ 53-06 - передний номер, 16кБ.
ЛЛ 55-94 (Каунас, номер выдан 10 V 1946)
ЛЛ 61-05 - Opel Olympia 1935-1936 годов, Рига, 1946, 155кБ.
мотоциклы
ЛЛ 20-11 (Каунас, номер выдан 21 VI 1946).

Номера немецко-фашистской оккупации 1941-1944 годов.

В годы оккупации 1941-1944 в Литве были немецкие военные номера и гражданские номера всех земель и ведомств Германии на мобилизованных машинах.
Гражданская серия на территории Литвы - RO-..... (Reichkomissariat Ostland).
V-62780 - Mercedes-Benz 170V кабриолимузин, Вильно, улица Йоно Басанавичяус на пересечении с улицей Комъяунимо, VI 1941, 172кБ.
WH-189910 - Wanderer W11 кюбельваген, Вильно, проспект Сталина, VI 1941, 82кБ.
IIIZ-806 - Opel Blitz 1-тонный фургон, Вильно, VI 1941, 64кБ.
IY-65794 - Krupp автобус, Ковно, 7 VII 1941, 23кБ.
RO-54?7? - Ford Eifel лимузин у костёла святой Екатерины, Вильно, V 1943, 82кБ.
WH-395042 - Triumph BD250W, Вержболово, Базарная площадь, Вилкавишкский район, 96кБ.
WH-181503 - NSU, Виленское гетто, 41кБ.
Мемельланд (немецкий с 22 III 1939 по 1944, номера восточнопрусской серии IC-......)
IA-148764 - Mercedes-Benz 770 пулльман-кабриолет, жители Клайпеды радостно встречают Гитлера, улица Малку, 23 III 1939, 339кБ.
2022 год - Литва опять празднует Гитлера и продолжает мелко пакостить России, не понимая, что мир изменился, - Россия больше не потерпит нацизма в соседних странах и глумления над могилами солдат Красной армии. Не хотите быть добрыми соседями - заставим. А американцы в очередной раз наделают в штаны и не вмешаются. Они сами нацисты и считают себя людьми высшего сорта, они путают Литву с Латвией и не станут рисковать жизнью ради туземцев.
IC-173342 - просто номер, Мемель, 179кБ.

Советские номера образца 1937 года (чёрные)., 1941.

Литва вошла в состав СССР 25 VIII 1940, но номера советского образца серии RL начали выдавать только в мае 1941 года после прохождения техосмотра.
RL 14-60 - передний номер с мест боёв, 34кБ.
RL 26-89 - ГАЗ-55, 1941, 64кБ.
RL 77-91 - бортовой грузовик, 1941, 57кБ.

Гражданские номера Литвы 1932-1940 годов.

85k номер 1939 на Форд(?) Игрек 1933-193760k фото 1937-39 годов, Рено Сэльтакатр около 1934 года, Каунас90k фото 1938 года, Терраплан 1937 года, Каунас Белый фон, чёрные надписи.
Номер состоял из одно- или
двухбуквенного кода города или
административного округа и
порядкового номера (максимально -
4-значного), разделённых нижней
точкой, впрочем, не всегда. В каунасских номерах эта точка квадратная, но в других
сериях попадаются круглые и треугольные остриём вверх. На заднем знаке 1939 года
93k фото 1937-39 годов, Форд Игрек 1933-37 годов, Каунас71k после 1932, автобус Шевроле 1929-30 года, линия Вилкавишкис-КаунасT-235 разделитель имеет форму тире
на уровне середины надписи. Если в
коде есть вторая буква, то она обычно
маленькая, но не всегда. В известном
номере Ba 171 вторая буква
маленькая, но тем не менее имеет
форму не "a", a "A". В остальных известных номерах вторые буквы имеют форму
строчных, а не заглавных. На заднем номере 1939 видны дополнительные мелкие цифры "39". Пока нет
информации, является ли это признаком заднего номера, или такое добавление появилось в 1939 году. На
70k фото Корд Л29 c номером K.560, Каунас28k фото номер 1932 года на Ауди, Каунаснекоторых передних номерах стоит жёлтая или синяя круглая печать в левом нижнем углу (?-1937-1938-?). На более ранних номерах этой печати не видно (?-1932-?). Шрифт на номерах разнообразный. Одинаковый он только на каунасских знаках, но и среди них есть исключения. Упомянутый задний номер 1939 года имеет рельефные надписи и окантовку (совпадающую по цвету с фоном). Рельефность остальных номеров определить трудно, каунасский знак 1932 года скорее плоский, чем рельефный, более поздние скорее рельефные. На большинстве каунасских номеров окантовка чёрная, но на некоторых она совпадает с фоном (ранние?). Вероятно, что нестоличные знаки начала 30-х годов нарисованы от руки. У номеров с 1-2 разрядной регистрацией ненужные старшие разряды просто отсутствовали. Номер при этом не становился меньше по длине, а только увеличивались боковые поля. Вероятно, это правило изменилось к 1938 году (см. размеры номеров после таблицы региональных кодов).
Номера для испытаний - белый фон, красные надписи. До 1934 года были точно такие же, как и основные номера, с кодом округа и цифрами, и отличались только цветовым сочетанием. С 1934 года после кода региона добавлялась буква O (KO 123 - Kaunas; K.M.O. 345 - Клайпедский край).
Транспорт регистрировался и гос. номера присваивались местными самоуправлениями. Дорожная полиция (основана 1 X 1932) вопросами регистрации не занималась.
Таблица кодов городов и округов (1932-1940):
A - Алитус город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Aa - Алитус округ (1934-1940)
B - Биржай город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Ba - Биржай округ (1934-1940)
Ež - Эжеренай (в 1919-1929), современное название (c 1929) - Зарасай
K - Каунас город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Кa - Каунас город и округ (1932-1934), только округ (1934-1940)
K.A.M. - военные номера (1934-1940, см. ниже)
Kd - Кедайняй город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Km - Кедайняй округ (1934-1940)
K.M. - Клайпеда (Клайпедский край) (1932-1940)
Kr - Кретинга (1932-1940)
M - Мариямполе город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Ma - Мариямполе округ (1934-1940)
Mm - Мариямполе город и округ (1932-1934)
Mž - Мажейкяй (1932-1940)
P - Паневежис город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Pa - Паневежис округ (1934-1940)
Pm - Паневежис город и округ (1932-1934)
R - Расейняй (1932-1934)
Ra - Расейняй (1934-1940)
Rk - Рокишкис (1932-1940)
S - Сейнай город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Sa - Сейнай округ (1934-1940)
Šk - Шакяй (1932-1940)
Šl - Шяуляй город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Šm - Шяуляй (город 1932-1934, округ 1932-1940)
T - Таураге город (1932-1940, также и округ в 1932-1934)
Ta - Тяльшяй город (1934-1940)
Tg - Таураге округ (1934-1940)
Tl - Тяльшяй (город в 1932-1934, округ в 1932-1940)
Tr - Тракай (1932-1940)
U - Утяна (1932-1934), Укмерге город (1934-1940)
Uk - Укмерге (город и округ в 1932-1934, только округ в 1934-1940)
Um - Укмерге город и округ (1932-1934)
Ut - Утяна (1934-1940)
V - Вилкавишкис город (1934-1940)
Va - Вилкавишкис округ (1934-1940)
Vl - Вилкавишкис город и округ (1932-1934)
Z - Зарасай (? 1932-1934)
Za - Зарасай (1934-1940)
В таблице отсутствуют коды Вильнюса (XI 1939 - VIII 1940). Может быть, эти серии просто не успели ввести. Гостранспорт для Вильнюса был прикомандирован из Каунаса.
K.85 - неустановленный мотоцикл, Каунас, 44кБ.
K.170 - G.M.C. автобус с литовским кузовом, Каунас, аллея Свободы, 1931, 143кБ. Ошибка в датировке?
K.725 - грузовой велосипед для продажи мороженого у Дворца правосудия и парламента, Каунас, 1938, 106кБ.
Sa.14 - Volvo автобус с литовским кузовом, 37кБ.
Vl.m.3 - Chevrolet автобус 1929-1930 годов с литовским кузовом, Вилкавишкис, 225кБ.

Размеры автомобильных гражданских знаков по правилам дорожного движения 1938 года:
передний знак: высота - 135 мм, длина по числу символов; высота букв и цифр - 68 мм, ширина - 40 мм;
задний знак: высота - 150 мм, длина по числу символов; высота букв и цифр - 100 мм, ширина - 50 мм.

Первые автомобили и мотоциклы в буржуазной Литве зарегистрированы в начале 1919 года. Это был транспорт, купленный у германской армии.
Количество зарегистрированных автомобилей и мотоциклов в целом по республике
год 1927192819291930193119321933 193419351936193719381944
легковые 79792610101002127112541237 12561319135417931790-
грузовые 120186309365431414355 336322393564570-
автобусы 124139270298362360303 282302284319370-
всего
автомобилей
971
(другие
данные
- 1041)
125115891665206420281895 18741943203126762730596
мотоциклы 279464747804120812211168 11271157267613821380198
автомобили
+ мотоциклы
1250171523362469327232493063 30013100273040584110794
год 1945194619471948194919501951 195219531954195519561957
автомобили 8612806443466147155877810852 125861460316990197022296126997
мотоциклы 2763737241081123919592357 3468415954547359987512153
автомобили
+ мотоциклы
113731795158769583941073713209 160541876222444270613283639150
год 1958195919601961196219631964 196519661967196819691970
автомобили 32418371244184249071539635772962578 6712972803785768537694192103665
мотоциклы 17507277404322360727777278400299528 108257128196139403137773151725164531
автомобили
+ мотоциклы
499256486486065109798131690141731162106 175386200999217979223149245917268196
год 1971197219731974197519761977 197819791980198119821983
автомобили 112866129481149745173026210898239655271734 307405326798352841377824399653413667
мотоциклы 187616204005222123233683255192263200270282 275711279802276690275340257724244485
автомобили
+ мотоциклы
300482333486371868406709466090502855542016 583116606600629531653164657377658152

Военные номера 1930-1940

19k фото 1928-1929 Форд-А с армейским номером86k фото Лейланд с армейским номером74k фото Индиан с армейским номером Передний знак - равносторонний
треугольник углом вверх, чёрные
цифры на белом фоне. Известны
номера до 4-х цифр (по крайней
мере дошло до 1217).
191 (Вандерер-В24 лимузин 1937-1938 годов, Либава, Железный мост, 188кБ).
Задний знак
овальный, с буквами К.А.М. (с 1934
года?) и порядковым номером.
У грузовиков задний знак - прямоугольник.
На танках номера нарисованы на броне:
K.A.M.63 - литовские танки Виккерс, парад у кафедрального собора в Вильнюсе, 1940, 42кБ.
K.A.M.104 - литовские танки Виккерс в только что полученном от СССР Вильнюсе, улица Пилес, 29 X 1939, 177кБ.

Размеры военных номеров:
автомобили:
передний знак: сторона треугольника - 26 см, ширина каймы - 3 мм, отступ каймы от края - 5 мм; высота цифр - 6 см
задний знак: оси эллипса, горизонтальная - 37 см, вертикальная - 24 см, ширина каймы - 3 мм, отступ каймы от края - 5 мм; высота цифр - 8 см
прямоугольный задний знак грузовиков: высота - 24 см. В стандарте на этом номере нет каймы.
мотоциклы:
передний знак: длина вверху - 33 см, длина внизу - 27 см, высота (непонятно, какая) - 11 см, ширина каймы - 3 мм, отступ каймы от края - 5 мм; высота букв и цифр - 7 см
задний знак (прямоугольный): длина - 30 см, высота - 12 см, ширина каймы - 3 мм, отступ каймы от края - 5 мм; высота букв и цифр - 7 см

Гражданские номера до 1932 года

78k фото 1928 Студебекер(?) Диктатор с номером до 1932 года37k фото 1917-1925 Форд-Т с номером до 1932 года81k фото литовских номеров до 1932 годаИзвестно немногое. Первоначально
номера были из 4-х цифр на чёрном
фоне, потом - 4 цифры чёрные на
белом фоне. Позднее появились
административные коды (те же коды, что и в 1932 году),
но номера были и с чёрным фоном.
77k фото литовских номеров до 1932 годаНа одном номере три буквы и четыре
цифры KDA1364. Это, по-видимому,
ошибка владельца, номера делались
вручную самими владельцами.
А это выписка из приказа окружного начальника от 7 IX 1921:
,,Табличка должна быть из твёрдой жести, окрашенной в чёрный цвет, а цифры на ней - белые. Размер таблички для автомобилей - 40x25 сантиметров, для мотоциклов - 18x13 сантиметров. Табличками обеспечивает начальник округа."

Данные о досоветском периоде также приведены по материалам Люциюса Суславичюса и книги "Registration Plates of the World", издание 3, Англия, 1994 год, составленной Нейлом Паркером совместно с Джоном Уиксом и Рэгом Уилсоном. Впрочем, "литовский" раздел энциклопедии также составлен по материалам Люциюса Суславичюса.
Фотографию "Корда" Л29 (К.560) из альбома П. Хикса любезно прислал Видас Григорайтис (Вильнюс).

А эта информация также от Видаса Григорайтиса:
Автомобили президентов Литовской Республики (1918-1940).
Польоваться автомобилями в Литовской Республике стали не сразу. Как и в любой другой стране, в Литовской Республике президенты пользовались автомобилями прежде всего в представительских целях.
Пока неясно, пользовался ли автомобилем первый президент Республики Антанас Сметона (с 4 IV 1919 по 12 VI 1920).
Иначе обстоят дела со вторым президентом Республики (Александрас Стулгинскис, с 12 VI 1920 по 7 VI 1926). На снимке он идёт, а за ним стоит первый представительский автомобиль "Delaunay Belleville" (85k фото). Также известно, что во время своего президентства он пользовался и другим автомобилем - "Benz" (7k фото, 9k фото). В это время на задних дверях президентского автомобиля появляется исключительный президентский знак - Vytis (витязь на коне). На переднем правом крыле - флажок, у которого с одной стороны - Gedimino stulpai (столбы Гедиминаса), а с другой - Vytis (витязь на коне).
Наверное, на этом автомобиле ездил по стране и третий президент - Казис Гринюсь (с 7 VI 1926 по 18 XII 1926).
C 19 XII 1926 года у руля страны во второй раз стал Антанас Сметона (до 15 VI 1940). Наверное, в это время появляется третий президентский автомобиль - "FIAT" (46k фото). Самоуправление временной столицы - города Каунаса - дало президентскому автомобилю исключительный регистрационный номер - "К.1.".
Четвёртый представительский президентский автомобиль покупается в 1936 году. Это был новый "Lincoln" серии К (тип 327B, No двигателя - 6596, No шасси - 33-335). Старому президентскому автомобилю "FIAT" меняют регистрационный номер на "К.2.", а "Lincoln" в это время получает его номер - "К.1." (210k фото (внимание - большой объём), 82k фото, 72k фото).
В 1937 году покупается новый "Buick" серии 90 (тип 90D, No двигателя - 3208219, No шасси - 122B11BXB). Со старого президентского автомобиля "FIAT" снимается регистрационный номер "К.2." и присваивается "Бьюику".
Фото из Литовского национального музея, Литовского центрального архива и из коллекции Видаса Григорайтиса

Польские номера Виленского воеводства.
Номера 1937-1939 годов.

Белые надписи на чёрном фоне, белая каёмка. Типа А91-314.
Для Виленского воеводства был выделен блок номеров от 90-000 (или 90-001?) до 94-999.
Буквы означали: A, B - легковые и автобусы, C - коммерческие, M, N - транзитные, T - такси, W - военные.
A90-130 - Saurer автобус на линии Церковь - Антоколь, Вильно, 1935, 55кБ.
166 - извозчик у церкви Параскевы Пятницы, Вильно, 1938-1939, 218кБ.
225 - извозчик, Вильно, улица 3 Мая, 1935-1939, 213кБ.

Номера 1922-1937 годов.

Белый фон, красные буквы кода воеводства, чёрные цифры и каёмка. Типа WN-38-407. WN - код Вильно.
WN-14-480 - неустановленный фаэтон, 1931, 82кБ.
WN-38 033 - Chevrolet турер 1929 года, Вильно, Зигмунтовская улица, 1931, 312кБ.
WN-38-407 - Polski FIAT автобус на линии Вильно - Нововилейка, 35кБ.
251 - извозчик у костёла Святой Терезы, Вильно, 1935, 96кБ.

В 1930 году в Виленском воеводстве было зарегистрировано всего 637 средств транспорта. Из них 157 частных легковых автомобилей и 39 мотоциклов.

Данные о польском периоде также приведены по материалам книги "Registration Plates of the World", издание 3, Англия, 1994 год, составленной Нейлом Паркером совместно с Джоном Уиксом и Рэгом Уилсоном, а также использованы данные Люциюса Суславичюса.
Немецкая оккупация 1915-1918 годов.

Известны только немецкие армейские номера.
Без номера - Мерседес фаэтон, кайзер Вильгельм в Вильне, ступени собора святого Николая, 28 VII 1917, 94кБ.
X 33 - неустановленный армейский фаэтон, кайзер Вильгельм в Вильне, собор святого Николая, 28 VII 1917, 345кБ.
Без номера - Opel(?) бортовой германской армии, Свенцяны, Рыночная площадь, 1916, 50кБ.
IC-2??? - неустановленный гражданский фаэтон, Кибарты, церковь Александра Невского, 1916-1918, 346кБ.

Данных о номерах Виленской и Ковенской губерний в составе Российской Империи нет, кроме того, что они были чёрные на белом.
Номера не различимы - извозчики у железнодорожного вокзала, Вильна, 28 XII 1915, 82кБ.

Кроме помощи упомянутых выше уважаемых специалистов, использованы данные и фотографии от:
интернет-альбом Аудрюса Лапе (Foxas) (Литва).
Видас Григорайтис (Вильнюс).
eBay.
Автомобильные регистрационные номера 1944-1990 г., на форуме Miestai.net (лит.).
Вильнюс. Форум.
Автобусный транспорт.
avto-nomer.ru.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Narodowe Archivum Cyfrowe, Польша.
Архив Николая Кочнева.
Коллекция Петра Шляхина, Москва.
Kestas Rinkunas (IC-173342).
Семейный архив Jay Konoplyanska.
Фото Ильи Фишера.
Фото Витаутаса Станиониса.
Фотоальбом "Fotografijos 1945-1959".
Delcampe.
"Auto Ekspresas", 1997.
Старые альбомы.
Фотоархив Ивана Бая.
Адметныя мясціны і помнікі.
Railwayz.info, сайт о железных дорогах и путешествиях.
Фото Dr. Steponas Kolupaila.
Фото Романа Косарева.
Фото Бернардаса Алекнавичюса.
Naftalinas.lt.
Альбом Игоря Рюдникова.
Фото Марюса Баранаускаса.
Архив Сергея Ионеса.
Фото Анатолия Логачёва.
Семейный архив Александра Назарова.
Фотоколлекция Людмилы Николаевны Пущиной.
Архив А. Манчутина.
Avito.ru.
Antik-war.lv.
Архив Евгения Баландина.
Коллекция Ивана Ковалёва.

https://terpe.lt/ - вирус на сайте (15 VIII 2022).

Что ещё в интернете:
Valstybes Imone "Regitra" (Lietuva) (лит.).
Europlate - Европейский клуб коллекционеров номерных знаков (англ.).
Автомобильные регистрационные номера 1944-1990 г., форум (лит.).

Буду рад вашим письмам, исправлениям и добавлениям: Контакт. Андрей Богомолов.
Вход   Галерея   Номерные знаки   Магазин   Ссылки
Знаки 1959 года   Знаки 1947 года   Знаки 1937 года   Знаки Германии до 1945 года   Знаки Польши до 1945 года

Создана 19 I 2003. Последняя правка 17 VIII 2022.