Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1959 и 1946 годов, Москва.
Таблица принадлежности автотранспорта по сериям 1959 года.
В левой колонке - первые две буквы номера, вверху - последние буквы номера.
Буквы в самой таблице означают:
Г - грузовые, С - служебные легковые, Ч - частные, А - рейсовые городские автобусы Мосгортранса, Т - такси,
П - правительственная серия (МОС), "-" - не выдавалась.
- А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
МО Ч Ч Г С Ч Г Г Г Ч С Ч С Г Г Ч Г П Ч Г Ч Г С Г Г Ч Г Ч Г
МК С Г Г Ч Г Ч С Г Ч Г Ч Ч Г С Ч Г Г Ч Ч Ч Г Ч Ч Г Ч Ч Ч Г
ММ А Ч Ч Г Ч Ч С Ч Ч Ч Т Т А Ч Г Ч Г Т Ч Ч Ч Ч Г Ч Ч Г Ч Ч
МН С Ч Г Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Г Ч С Ч Г Ч Ч Г Ч Ч Ч Ч Ч Ч Г Ч С Ч
МТ Ч Ч Ч - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Замечания к таблице:
Серии выдавались от МОА до МОЭ, затем от МКА до МКЯ, от ММБ до ММЯ, от МНА до МНЯ, МТА, МТБ, МТВ.
Буквы МО - от 1959 до конца 1960-х, каждые следующие 28 букв выдавались всё быстрее и быстрее.
В Москве последняя серия МТВ выдана весной 1981 года.
Исключения из серийного ряда:
Автобусные серии. С самого начала (1959) была только серия ММА. По номеру автобуса можно было определить,
к какому парку принадлежит машина - по первой цифре. Вторая цифра - номер автоколонны.
С ростом количества автобусных парков (более 10) в середине 1970-х появилась вторая автобусная серия - ММН.
Номера этих серий переходили по наследству от списанных машин к новым, тогда как на
других автомобилях номера почти никогда не жили дольше самого автомобиля.
Всё, сказанное об автобусных сериях, можно сказать и о сериях таксопарков - ММТ, ММЛ, МММ.
Самая ранняя - ММТ, Парки, начинающиеся с цифры 10 имели уже номера ММЛ. Эта серия тоже очень старая,
точно с 60-х годов. Серия МММ появилась во второй половине 70-х, всего было 23 таксопарка.
Правительственная серия МОС тоже шла от самого 1959 до 1980, в основном это чёрные Волги и Чайки, реже ЗИЛы.
(01-хх МОС - ТЧ УД ЦК КПСС, 05-хх МОС - а/м Моссовета, 11-хх МОС - Совмин, 15-хх МОС - а/м 4 ГУ при Минздраве СССР и пр).
Серии МОЮ и МОЯ сильно опоздали. Их выдавали одновременно с посленими сериями МН в конце 70-х.
Серия МОН - одна из самых старых, но в конце 1970-х вдруг появились новенькие грузовики с номерами этой
серии (и совсем немного тоже древней серии МОО). Видимо, в начале 60-х эти серии не были выданы полностью.
Серия ММЗ года на три отстала от соседей. Её выдача - примерно 1977 год, серия ММК - 1975 года.
Не могу утвержать наверняка, но, кажется я видел чёрную серию МПА уже когда пошли новые белые номера. Буквы МП были тоже предназначены Москве.
Мотоциклетные серии шли от МОА до МОС, кажется, без деления на частные/служебные.

Таблица принадлежности автотранспорта по сериям образца 1947 года (ГОСТ 1946 года) (жёлтые и чёрные, см. цвет серий в верхней строке таблицы).
Буквы типа серии в самой таблице означают:
Г - грузовые, С - служебные легковые, Ч - частные, В - все типы автомобилей, А - рейсовые городские автобусы Мосгортранса, Т - такси.
Ниже под буквой типа серии указаны годы (год) выдачи серии. Информация по годам во многом обрывочна, возможны ошибки. Прошу указывать мне на них!
В последней строке таблицы: "1" - у этой серии выдавался только задний номер, "2" - серия с передним и задним номерами.
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЖ МЗ МИ МК МЛ ММ МН МО МП МР МУ МЩ МЮ МЯ ЭА ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭИ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП
С С+Т Г Г Г Г Г С Ч С Г Г Г В Г Г Г С С А+Г Г Ч Г Г Г Т Ч Ч Ч Г Г Г Ч Г
47,
58-60
47-
49+?
47-
?
47-
49?
47-
49?
47-
48?
47-
?
47?-
50?
47-
52/53?
?-49-
50?
47-
?
49?-
53?
49?-
54
49?-
54
49?-
53
?-
54
53?-
57?
?-53-
60?
?-53-
60?
?-53-
60
53?-
57?
53?-
54?
54?-
57?
55?-
57?
?-
57?
53?-
60/61
54?-
56?
57?-
58?
57?-
58?
57-
57
57-
58
58-
59
58-
59
59?-
60?
47 - 1
58-60 - 2
1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 до 54 - 1
с 54 - 2
2 1 2 2 2 1 1
2?
2 2 2 2 2 2 2

Комментарии.
1947-й год - массовая обязательная замена номеров образца 1937 и 1940 годов на новые, для чего в Москве потребовалось сразу много серий, поэтому так много серий ведут начало от 1947 года.
Московские легковые номера (служебные и частные) были окрашены по-довоенному - белые надписи на чёрном фоне. Такая раскраска с отсутствием номера спереди отличала московские легковые машины. С конца 50-х годов новые частные номера выпускались уже с обоими знаками. Грузовики и автобусы изначально имели обычные жёлтые с чёрными надписями номера, передние и задние. И только линейные автобусы (имели знаки серии МЯ) получили передний номер только в 1954 году.
Номера служебной серии МА. В 1947 выдано небольшое количество (известен МА 04-82), видимо, без передних знаков, но основная масса - с 1958 по 1960, и эти были, кажется, единственными в Москве служебными номерами с обязательным передним знаком в дополнение к заднему.
МИ - первая московская серия для частных автомобилей. Потребовались годы, чтобы истратить её полностью.
МЯ - серия, специально выделенная для линейных автобусов и маршрутных такси. При этом автобусы ЗиЛ-127, ходившие по маршруту "Пл. Революции - Аэропорт" и из Москвы в другие города, несли номера грузовых серий. Номера МЯ имели расшифровку: МЯ 26-56 - 2-й автобусный парк, 6-я колонна, 56-я машина в колонне. Поскольку парков было меньше 10, не в каждом парке было 10 колонн и не в каждой колонне было 100 автобусов, в 1957 году часть свободных номеров отдали грузовикам (известны МЯ 03-47 - ЗиЛ-150 бортовой, МЯ 68-00 - ГАЗ-51 мебельный фургон).
В первой половине 50-х годов (не раньше 1953 года) серии, начинавшиеся буквой М, были близки к исчерпанию (некоторые М-серии изначально были отданы другим регионам). Для Москвы были открыты совсем не использованные серии, начинающиеся на Э (эстонские начинались на Р). Тогда же для легковых такси была впервые выделена отдельная серия ЭЖ (до неё на такси были номера обычных служебных серий МБ, МК, МО, МЩ, МЮ). До самого начала 60-х годов, до замены серией ММТ, легковые такси несли только задний номер. Цифры серий ЭЖ расшифровывались так же, как и номера автобусной серии МЯ (номер парка, номер автоколонны).
Частная серия ЭИ была с обоими номерами, а её предшественница, серия ЭЗ мне попадалась только с задними номерами. На всех фотографиях моей коллекции московские двухбуквенные частные номера 1947-1959 годов окрашены только в чёрный цвет, хотя по моим детским воспоминаниям были и жёлтые номера по крайней мере серий ЭИ и ЭК. Или и вправду часть из них были жёлтыми, или это более позднее самодеятельное перекрашивание руками владельцев этих автомобилей (зачем?).
По моим ощущениям, номера образца 1959 года в Москве были введены в 1959-м только для частников (серия МОА), а грузовикам и служебным машинам продолжали выдавать остатки старых серий до 1960 года. Если мои ощущения верны, становится понятно, почему следующую серию МОБ (с 1960 года) тоже отдали частникам и только третью и четвёртую МОВ и МОГ - грузовикам и служебным соответственно. В таком случае получается, что Москва несколько отстала от соседних регионов. Это подтверждается московскими фотографиями 1959 года - грузовики с новыми номерами имеют подмосковные серии ЮАА и ЮАБ.

Мотоциклетные серии образца 1946 года (начало выдачи - не раньше 1947).

МА
МБ
МВ
МГ
47?-? ?-53-? ?-? ?-?

Деления мотосерий на частные/государственные не было, однако государственные номера были чёрные с белыми символами, частные - жёлтые с чёрными символами. Мотоциклы кремлёвского эскорта, например, несли чёрные номера серии МГ, однако серия МГ на инвалидных мотоколясках была жёлтого цвета.
Серии прицепов - МА, МБ, МВ. Мне попадались жёлтый номер МБ (грузовой) и чёрные номера МВ (легковой и прицеп-роспуск).
Спасибо за дополнение Сергею Суворову (Москва), Алексею Антоненко (Москва), Сергею Ионесу (Москва), Петру Шляхину (Москва).
Буду рад вашим письмам, исправлениям и добавлениям: Контакт. Андрей Богомолов.
Вход Галерея Номерные знаки Знаки 1959 года Знаки 1946 года Магазин Ссылки

Последняя правка 4 IX 2002.