Галерея автомотостарины. Номерные знаки образца 1934 года.
20k нормальный номер на Форде 1935 года (Москва)
В этом стандарте страна поделена на 45 регионов (дортрансов), в каждом из
которых выдавались свои уникальные номера, отличающиеся от других дортрансов
указанием названия дортранса во второй строке номера.
Статья в журнале "Дорога и автомобиль" №3, 1934: страница 51, страница 52.

На время действия этого стандарта пришлось интенсивное изменение границ административных территорий, поэтому число дортрансов увеличилось.
Условные названия дортрансов на начало 1934 года (в скобках - состав из областей СССР на 1991):
1. Северный (Архангельская и Вологодская обл., Коми АССР (с какого-то времени отделилась))
   44 СЕВЕР (ГАЗ-А, Емецк, автопробег Петрозаводск - Архангельск, 1934, 43кБ).
   9-46 СЕВЕР (ГАЗ-А, Кадниковский р-н, 1935, 84кБ).
   23-50 СЕВЕР (ГАЗ-АA, 103кБ), это старший известный мне номер.
2. Карельский (Карелия примерно без Лахденпохского, Питкярантского, Сортавальского и Суоярвского р-нов)
   7-93 [КАРЕЛИЯ] (ГАЗ-3, Кемь, 1935, 262кБ), 13-55 КАРЕЛИЯ на ЗиС-5 1935-1937 года - старший известный мне номер.
3. Ленинградский (Ленинградская без Выборгского и Приозёрского р-нов, Мурманская, часть Калининской, Новгородской и Псковской обл.)
   Легковые автомобили - от 1 до 99-99 ЛЕН-ГРАД, грузовые - от 1-00-01 ЛЕН-ГРАД и выше.
   3-52 ЛЕН-ГРАД (Opel, Ленинград, 61кБ, передний номер, 73кБ).
   4-81 ЛЕН-ГРАД (Ford V8 1932 года, Ленинград, 86кБ, передний номер, 79кБ).
   14-20 ЛЕН-ГРАД (Overland 1927 года, Гатчина, 6 IX 1936, 81кБ).
   17-25 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-М1 1936-37 года, 97кБ), задний номер, 79кБ).
   18-28 ЛЕН-ГРАД (Ford V8 1933 года, Ленинград, 84кБ, передний номер, 74кБ), старший известный мне легковой номер - 29-42 (Луга, 1936).
   2-22-39 ЛЕН-ГРАД (Ford AA 1928-1929 года с бампером от Ford BB 1932 года, 85кБ).
   2-22-70 ЛЕН-ГРАД (АМО-3 ранний, 79кБ).
   2-88-98 ЛЕН-ГРАД (ЗиС-5 ассенизационный, 78кБ), задний номер, 55кБ.
   3-00-30 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-АА автобус-фургон, 87кБ), задний номер, 83кБ)
   6-13-33 ЛЕН-ГРАД (ЗиС-5 или 11 пожарный, Ленинград, 297кБ).
   6-59-23 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-А, 94кБ), это старший известный мне номер. И это - у легкового автомобиля (все остальные были до 99-99)!
   1-00-03 ЛЕН-ГРАД ("Красный Октябрь", 1937, 91кБ), это 3-й зарегистрированный и старший известный мне областной мотоцикл, в Ленинграде старший известный мотономер - 6-05 (IV 1935).
4. Западный (Смоленская, Брянская, часть Псковской, Калининской (до 29 I 1935), Калужской и Орловской обл.)
   2-77 ЗАПАД (ГАЗ-А, Смоленск, 31кБ), старший известный мне номер - 3-27.
5. Московский (Московская, Рязанская, Тульская, часть Владимирской, Калининской и Калужской обл.)
   0-00-60 МОСКВА (Ford A Tudor 1931 года, 141кБ).
   0-01-53 МОСКВА (ЗиС-5 передвижная радиостанция ОРУДа, Москва, 1935, 146кБ).
   0-70-33 МОСКВА, 1-78-70 МОСКВА (ГАЗ-АА и Ford-A 1930 года, Москва, 1935, 219кБ).
   3-38-21 МОСКВА (ГАЗ-M1 1936-37 года, 225кБ). Номера на 0, 1, 2, 3 - Москва, это старший известный мне номер.
   5-86-39 МОСКВА (ЗиС-8, Орехово-Зуево, 1935, 206кБ). Номера на 5 - Московская область, это старший известный мне номер. Номеров на 4, 6, 7, 8, 9 не было.
   0-02-50 МОСКВА (Harley-Davidson VS 1931 года, 61кБ, передний номер, 101кБ).
   0-10-37 МОСКВА (просто мотономер, 16кБ).
   0-27-39 МОСКВА (ПМЗ-А750 1935-37 года, 76кБ), это старший известный мне номер.
   12 МОСКВА (странный номер в инверсной окраске, журнал "За рулём", №1 1940, 95кБ).
6. Иваново-Промышленный (Ивановская, Костромская (часть ушла 11 III 1936), Ярославская (до 11 III 1936), часть Владимирской обл.)
64k нормальный номер 44-54 Горький   2-37 ИВАНОВО (Mercedes-Benz пожарный, Иваново, 146кБ)
   3-18 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Родники, 1935, 175кБ)
   37-54 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Борисоглеб, 80кБ)
   50-96 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Рыбинск, 1936, 76кБ), старший известный мне номер - 66-27.
   2-26 и 2-33 ИВАНОВО (Иж-7, 1934, 91кБ).
   2-33 ИВАНОВО (Иж-7, 1934, 130кБ).
   5-56 ИВАНОВО (Иж-7 1936 года, 149кБ), старший известный мне номер - 8-03.
7. Горьковский (Горьковская, Кировская (до 7 XII 1934), восток Владимирской обл., Удмуртия (до 7 XII 1934) и (скорее всего) Мордовия и Марийская автономная область)
   25 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-А, Сормово, 137кБ)
   5-16 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА цистерна, Горький, 1936, 58кБ)
   6-35 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-М1 прототип, Горький, 8кБ)
   6-35 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-М1 более поздний прототип с тем же номером (другая облицовка и колёса, номер слева), Горький, 70кБ и 37кБ)
   26-51 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА, 106кБ).
   40-10 ГОРЬКИЙ (трактор Фордзон-Путиловец дорожных ремонтников, Горький, 1936, 70кБ), старший известный мне номер - 44-54, мотономер - 14.
8. Чувашский (Чувашия)
   91 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-А, Чебоксары, 1934, 20кБ)
   4-14 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-А, 25кБ).
   6-87 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-АA, 64кБ), это старший известный мне номер.
нормальный номер на прототипе ГАЗ-М1 (Горький)9. Татарский (Татария)
   4 ТАТАРИЯ, 9-01 ТАТАРИЯ (Buick 1933 года и ГАЗ-АА, Казань, 100кБ)
   39 ТАТАРИЯ, 30-20 ТАТАРИЯ (ГАЗ-АА, Лаишевская автошкола, 28 I 1937, 39кБ)
   5-42 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, Верхний Услон, 287кБ)
   17-10 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, Рыбная Слобода, 78кБ)
   21-98 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, 6 I 1936, 46кБ)
   34-20 ТАТАРИЯ (ГАЗ-АА, Казань, 156кБ), это старший известный мне номер.
10. Центрально-Чернозёмный (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и часть Орловской обл.),
   13 VI 1934 разделён на Воронежский и Курский автодоры. Изображений номеров ЦЧО пока не найдено.
11. Средне-Волжский (Куйбышевская, Пензенская, Оренбургская (до 7 XII 1934) и Ульяновская обл.), переименован в Куйбышевский 27 I 1935.
   9-44 СР.ВОЛГА (ЗиС-8, Куйбышев, лето 1935, 66кБ), это старший известный мне номер, старший известный мне мотономер - 67.
   93-58 КУЙБЫШЕВ (ГАЗ-АА, Пенза, 1937, 78кБ), это старший известный мне номер.
12. Саратовский (Саратовская обл. без АССР Немцев Поволжья (Красноармейский, Краснокутский, Ровенский, Советский, Фёдоровский, Энгельсский р-ны))
   2-83 САРАТОВ (ГАЗ-АА автобус, 90кБ)
   4-98 САРАТОВ (ГАЗ-А, 31кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 9-10.
13. Сталинградский (Астраханская, Сталинградская обл. (без Жирновского и Старополтавского р-нов), Калмыкия)
   5 СТАЛИНГРАД (Buick 1933 года, 108кБ).
   31-67 СТАЛИНГРАД (просто номер, 196кБ).
   31-94 СТАЛГРАД (ГАЗ-АА, Тормосин Чернышковского р-на, 443кБ).
   53-59 СТАЛИНГРАД (ГАЗ-АА, 10 VIII 1936, 104кБ), старший известный мне номер - 66-02.
14. Немцев-Поволжья (АССР Немцев Поволжья (Красноармейский, Краснокутский, Ровенский, Советский, Фёдоровский, Энгельсский р-ны Саратовской обл., Жирновский и Старополтавский р-ны Волгоградской обл.))
   13-54 Н.ПОВОЛЖ. (ГАЗ-АА интегральный фургон, 175кБ), это старший известный мне номер
15. Башкирский (Башкирия)
   26-90 БАШКИРИЯ (ГАЗ-АA, 1 V 1937, 191кБ), старший известный мне номер - 47-01.
16. Свердловский (Пермская и Свердловская обл.), 17 I 1934 переименован из Уральского в Свердловский, на номерах это отразилось в 1936-м.
   00-67 УРАЛ (ГАЗ-А, Свердловск, 1934, 194кБ).
   30-53 УРАЛ (ГАЗ-АА ПМГ-1, Красный Камень, Новый Тагил, 31 XII 1935, 198кБ).
   54-65 УРАЛ (ЯС-1, Красный Камень, Новый Тагил, 31 XII 1935, 164кБ), это старший известный мне номер.
   02-77 СВЕРДЛОВСК (ЯГ-4 поливалка, Свердловск, 101кБ).
   14-15 СВЕРДЛОВСК (ГАЗ-АА скорая помощь, 1936, 139кБ), старший известный мне номер - 63-73 СВЕРДЛОВСК.
17. Челябинский (Челябинская обл.)
   1 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, 4кБ)
   20-74 ЧЕЛЯБ-СК (ГАЗ-А, подаренный горновому Магнитогорского комбината Герасимову Г.И., 1935, 104кБ).
   27-00 ЧЕЛЯБ-СК (ГАЗ-А, Кизильское, 57кБ).
   34-50 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, 139кБ).
   40-98, 40-96, 40-97 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-АА, Миньяр, 359кБ).
   60-45 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, Верхний Уфалей, 23 VIII 1934, 75кБ), старший известный мне номер - 84-03 ЧЕЛЯБИНСК.
   00-19 ... (Л-300 "Красный Октябрь", Магнитогорск, 58кБ), старший известный мне номер - 00-40 ЧЕЛЯБИНСК.
48k нормальный 2-значный номер на санитарном ГАЗ-А18. Обско-Иртышский (Курганская, часть Омской, Тюменская обл.), до 7 XII 1934. Изображений номеров ОБЬ-ИРТЫШ пока не найдено.
19. Крымский (Крымская обл.)
   1-01 КРЫМ (ГАЗ-А, Алушта, 1935, 139кБ).
   10-15 КРЫМ (ГАЗ-АА, 149кБ).
   14-24 КРЫМ (ГАЗ-АА автобус, Судак, 1935, 107кБ), старший известный мне номер - 44-04.
   1-22 КРЫМ (Harley-Davidson JS или JDS 1928 года, 99кБ).
   1-66 КРЫМ (Mabeco, Батурин Черниговской обл., 15 VIII 1935, 163кБ), это старший известный мне номер.
20. Северо-Кавказский (Ставропольский край и республики Северного Кавказа, кроме Дагестана), 13 III 1937 переименован в Орджоникидзевский.
   0-09-31 С-КАВКАЗ (ГАЗ-АА, 19кБ).
   0-74-xx С-КАВКАЗ (ГАЗ-3, Пятигорск, 28 X 1935, 98кБ), старший известный мне номер - 0-79-96.
   1-57-02 ОРДЖ.КРАЙ (ЗиС-5, 68кБ), это старший известный мне номер.
21. Азово-Черноморский (Ростовская обл. и Краснодарский край)
   0-03-01 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Ростов, 1934, 97кБ).
   0-12-72 АЗОВ-ЧЕР (Steyr VII, Красный Сулин, 101кБ).
   0-28-92 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, 66кБ).
   0-29-00 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Сочи, 245кБ, номер крупно, 10кБ).
   0-72-22 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, 193кБ).
   0-80-94 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, 1937, 96кБ).
   1-00-30 АЗОВ-ЧЕР (FIAT, Ростов, 1 IX 1934, 191кБ).
   1-23-39 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, Анапский винкомбинат, 1935, 74кБ).
   2-02-30 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-М1 писателя Николая Островского, Сочи, 1936, 203кБ).
   2-30-90 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, коммуна "Сеятель" Сальского р-на, 67кБ), это старший известный мне номер.
   0-02-79 АЗОВ-ЧЕР (Harley-Davidson с чужим мотором, 68кБ), это старший известный мне номер.
22. Дагестанский (Дагестан), старший известный мне номер - 04-76 ДАГЕСТАН.
23. Казакский (Казахстан), старший известный мне номер - 94-47 КАЗАКСТАН.
24. Киргизский (Киргизия)
   0-40-32 КИРГИЗИЯ (ГАЗ-М1, Фрунзе, 65кБ), это старший известный мне номер.
25. Кара-Калпакский (Кара-Калпакия), изображений номеров КАРАКАЛП пока не найдено.
79k нормальный номер на Рено такси (Москва)26. Западносибирский (Алтайский и часть Красноярского (до 7 XII 1934) края, Кемеровская, Новосибирская, часть Омской (до 7 XII 1934), Томская обл.)
   23-36 и 23-03 З-СИБИРЬ (ГАЗ-А, Тара, 1934, 372кБ)
   2-05-50 З-СИБИРЬ (ЗиС-5, Кривощёковский выселок, 307кБ), старший известный мне номер - 2-26-74.
27. Восточносибирский (Иркутская и запад Читинской обл., часть Красноярского края (до 7 XII 1934))
   14-63 В-СИБИРЬ (ГАЗ-А, 210кБ), старший известный мне номер этого написания - 43-87.
   2-39-97 В С (ГАЗ-АА, станция Шилка Забайкальской ж.д., 11кБ), это единственный известный мне номер этого написания.
28. Бурято-Монгольский (Бурятия)
   08-98 БМАССР (Buick 1933 года выпуска, Улан-Удэ, 1934, 183кБ), это единственная известная мне фотография.
29. Якутский (Якутия без части районов, принадлежавших тогда Дальневосточному краю)
   xx-x0 ЯКУТИЯ (ГАЗ-А, Якутск, 189кБ), это единственная фотография в моём распоряжении, старший известный мне номер - 03-67.
30. Дальневосточный (Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская обл., Чукотка, Камчатка, восток Читинской обл., часть Якутии, северный Сахалин)
   30-19 ДВК (просто номер, треугольная печать, 163кБ), размер знака 36 х 18,5 см.
   75-82 ДВК (ГАЗ-АA, треугольная печать, Переяславка, 127кБ).
   86-31 ДВК (ГАЗ-А, Вяземский район, 333кБ).
   86-34 ДВК (ГАЗ-А, Комсомольск-на-Амуре, 10 IV 1936, 103кБ).
   2-55-39 ДВК (ГАЗ-А, круглая печать, 52кБ), это старший известный мне номер.
   00-23 ДВК (Indian, Владивосток, 93кБ), это старший известный мне мотономер.
31. Одесский (Николаевская, Одесская и (скорее всего) Херсонская обл.)
   4-60-45 Одесса (ГАЗ-АА самодельная скорая помощь конструкции С.К.Карасёва, 26 X 1936, 52кБ), старший известный мне номер - 4-62-16.
32. Харьковский (Харьковская и (скорее всего) Сумская и Полтавская обл.)
   1-71-32 ХАРЬКОВ (какой-то циклекар, не исключено, что кустарной сборки, 88кБ).
   1-78-11 ХАРЬКОВ (ГАЗ-А, 90кБ).
   2-09-24 ХАРЬКОВ (ГАЗ-М1, 76кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 2-22-67.
33. Киевский (Киевская и Черкасская обл.)
   25 КИЕВ (ГАЗ-А, Киев, круглая печать, 1934, 163кБ).
   24-57 КИЕВ (Chevrolet санитарный 1929 года, Киев, круглая печать, 259кБ).
   1-21-93 КИЕВ (ГАЗ-АА санитарная, Киев, круглая печать, 199кБ).
   1-41-73 КИЕВ (ГАЗ-М1, Киев, треугольная печать, 1936-37, 240кБ), это старший известный мне номер.
   72 КИЕВ (неустановленный мотоцикл, 81кБ), это старший известный мне мотономер.
34. Черниговский (Черниговская обл.)
   5-93-60 ЧЕРНIГIВ (Ford-A 1930 года, 20кБ), старший известный мне номер - 5-99-73 ЧЕРНИГОВ (по-русски).
43k нормальный номер 0-01-32 Москва35. Днепропетровский (Днепропетровская и (скорее всего) Запорожская и Кировоградская обл.)
   0-06-19 ДНЕПР (ЗиС-5 1935-1937, 88кБ), старший известный мне номер - 0-14-45.
36. Донецкий (Донецкая и (скорее всего) Луганская обл.)
   2-48-78 ДОНЕЦ (ГАЗ-4, 59кБ).
   2-70-83 ДОНЕЦ (ГАЗ-А, 86кБ, номер крупно, 78кБ), старший известный мне номер - 3-08-94, мотономер - 2-40-87.
37. Винницкий (Винницкая и (скорее всего) Житомирская обл.), единственный известный мне номер - 5-20-47 ВИННИЦА.
38. Молдавский (левобережная Молдавия), единственный известный мне номер - 7-26-58 МОЛДАВИЯ.
* В Молдавии не было 72658 автомобилей! Есть уверенность, что восемь украинских дортрансов (№№ 31-38) заранее распределили числовые диапазоны. Только Днепропетровск противоречит этой теории. Впрочем, и его номера не пересекаются ни с кем, поскольку начинаются с незначащих нулей, в отличие от Киева.
39. Армдортранс (Армения), ??? АРМЕНИЯ (ГАЗ-АА, Ереван, 1934-1936, 34кБ). Это всё, что удалось найти.
40. Груздортранс (Грузия, с какого-то года без Абхазии и Аджарии)
   41-3x ГРУЗИЯ (ГАЗ-4, Цхалтубо, 29 V 1935, 189кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 1-42.
41. Аздортранс (Азербайджан)
   23-92 БАКУ (ЗиС-5 автобус бакинского производства, 188кБ), это старший известный мне номер.
42. ГДТ БССР (Белоруссия в границах до 1939 года)
   42-46 БССР (Packard 1927 года, 11 VII 1935, 96кБ), старший известный мне номер - 48-25.
43. ГДТ УзбССР (Узбекистан без Каракалпакии)
   2-07 УЗБ-СТАН (Ford-A 1928 или 1929 года, 57кБ)
   47-72 УЗБ-СТАН (ГАЗ-3, Самарканд, 1935, 108кБ)
   1-35-90 УЗБ-СТАН (ЗиС-5 бортовой автобус, Ташкент, 44кБ), это старший известный мне номер.
   66 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 79кБ, задний номер, 88кБ).
   68 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 88кБ), заднего номера нет или потерян.
   68 и 76 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 111кБ), это старший известный мне номер.
44. ГДТ ТуркССР (Туркмения), единственный известный мне номер - 2-67 ТУРК-СТАН.
45. ТаджССР (Таджикистан), ТАДЖ-СТАН? Ни одной фотографии мне не известно.

Позже добавились:
Воронежский (Воронежская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская обл.), с 13 VI 1934, выделен из Центрально-Чернозёмной обл..
   42-26 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА дезавтомашина, Воронеж, 1936, 56кБ)
   47-06 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА дезавтомашина, Воронеж, 1936, 35кБ).
   58-77 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА, Усмань, 156кБ), это старший известный мне номер.
Курский (Курская обл.), с 13 VI 1934, выделен из Центрально-Чернозёмной обл..
   34-98 КУРСК (ГАЗ-АА, V 1936, 137кБ).
   66-30 КУРСК (ЗиС-5, 88кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 7.
Кировский (Кировская обл., Удмуртия), с 7 XII 1934, выделен из Горьковской обл., с 28 XII 1934 Удмуртия (кроме Сарапульского округа) стала отдельным автодором.
   55 КИРОВ (трактор Fordson, Киров, 1935, 121кБ)
   4-16 КИРОВ (ГАЗ-А, гараж Сарапульской МТС, 12 VIII 1935, 215кБ), старший известный мне номер - 19-x0, мотономер - 38.
Красноярский (Красноярский край), с 7 XII 1934, выделен из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского дортранса.
   08-69 КРАС-ЯРСК (Buick 1931 года, Большая Мурта, 18 VI 1936, 79кБ).
   35-46 КРАС-ЯРСК (ГАЗ-АА, Боготол, 369кБ).
   42-02 КРАС-ЯРСК (ГАЗ-АA, Игарка, VI 1938(!), 107кБ), это старший известный мне номер, однако был ещё и такой самодельный номер:
   КРАС. КРАЙ Е-60-01 (ГАЗ-АА бортовой, Енисейск?, 61кБ).
Омский (Омская обл.), с 7 XII 1934, выделен из Западно-Сибирского и Обско-Иртышского.
   07-86 ОМСК (ЗиС-5, Омск, 1 V 1937, 144кБ), старший известный мне номер - 38-08, мотономер - 00-07.
Оренбургский (Оренбургская обл.), с 7 XII 1934, выделен из Средне-Волжского.
   2-34 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Оренбург, 102кБ).
   20-72 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Оренбург, 186кБ), это старший известный мне номер.
Удмуртский (Удмуртия без Сарапульского округа, присоединится только в 1937-м), с 28 XII 1934, выделен из Кировской обл..
   1-20 УДМУРТИЯ (ГАЗ-4, Глазов, 111кБ).
   1-61 УДМУРТИЯ (ГАЗ-3, Ижевск, 1935, 120кБ), это старший известный мне номер.
   0-1 УДМУРТИЯ (Иж-7, Ижевск, 1936, 142кБ)
   22 УДМУРТИЯ (Иж-8, XI 1937, 103кБ), это старший известный мне номер.
Калининский (Калининская обл.), с 29 I 1935, из 51 района Московской, Западной и Ленинградской областей.
   0-06-19 КАЛИНИН (ГАЗ-А, Калинин, 18 X 1936, 228кБ).
   0-13-60 КАЛИНИН (ГАЗ-АА пожарный ПМГ-1, посёлок ТОС, 51кБ).
   0-22-49 КАЛИНИН (ГАЗ-АА, 71кБ), это старший известный мне номер.
Ярославский (Ярославская и часть Костромской обл.), с 11 III 1936, выделен из Иваново-Промышленной обл..
   89-58 ЯРОСЛАВЛЬ (ЗиС-5 и три полуторки ГАЗ-АА, Судиславль, 104кБ), старший известный мне номер - 1-05-10.
Коми АССР (время выдачи неизвестно), единственный известный мне номер - 13-31 КОМИ АССР.
Абхазия (время выдачи неизвестно), единственный известный мне номер - 00-47 АБХАЗИЯ.
Аджария (время выдачи неизвестно), единственный известный мне номер - 4-39 АДЖАРИСТАН.
Неустановленные знаки
   00-35 СИБИРСК. (ГАЗ-А, 91кБ).
   1-57-73. (ЗиС-5, 198кБ).

Специальные знаки:
Транзит (незаводской, чёрные символы на светло-жёлтом).
   01-47 ТРАНЗИТ (Renault, Канчалан, Чукотка, X 1936, 63кБ), это единственный известный мне номер.
Транзит 1 (ЗиС, чёрные символы на тёмно-жёлтом, вопреки стандарту).
   22-25 ТРАНЗИТ 1 (ГАЗ-А, 31 VII 1935, пригнанный из Москвы в Ленинград, 106кБ).
   23-80 ТРАНЗИТ 1, задний номер (шасси ЗиС-5 1935-1937, пригнанное из Москвы на ленинградский завод АТУЛ для установки автобусного кузова, 88кБ и 87кБ), это старший известный мне номер.
Проба (ГАЗ - чёрные символы на белом, ЗиС - белые символы на чёрном, вопреки стандарту).
89к 1936 фото осмотр прототипа ЗиС-101 в Кремле   25 ПРОБА, номер крупно (ГАЗ-3 1935 года, 169кБ), старший известный мне номер - 66.
   3-74 ПРОБА (ЗиС-101, 116кБ).
   3-77 ПРОБА (De Soto Airflow 1935 года, зима 1936/37, Москва, 108кБ), это старший известный мне номер.
   18 [ПРОБА?] (ГАЗ-М1 такси, ГАЗ, 139кБ).
Номера дипломатического корпуса иностранных государств (сначала ничем не отличались, вскоре добавились буквы ДК)
   0-28-64 МОСКВА, 0-26-22 МОСКВА (автомобили эстонского посольства Chevrolet 1934 года (0-28-64) и Buick 1931 года (0-26-22), Москва, 106кБ).
   ДК 0-27-22 МОСКВА (Hanomag Sturm эстонского посольства, 39кБ), это единственный известный мне номер.
Сборка (внутризаводской номер ГАЗа, возможно, имели право выезда в город для обкатки. Цвет неизвестен.)
   18 СБОРКА (ГАЗ-М1, 1936/37, 163кБ), это единственный известный мне номер.
Номера автопробегов (обычно огромные, с порядковыми номерами машин и надписями)
   женский автопробег 1 (Ford-A родстер с облицовкой ГАЗ, женский автопробег, 1936, 30кБ, схема автопробега, 109кБ).
   женский автопробег 6 (ГАЗ-А, женский автопробег, Татария, 1936, 177кБ).
   3 Горький-Памир-Москва (ГАЗ-М1, автопробег ГАЗа, Куня-Ургенч, Туркмения, 1936, 70кБ).

Этот стандарт был введён в действие с 1 января 1934 года, причём предписывалось изъять из обращения знаки предыдущего стандарта (типа К-52-12) к 1 июля 1934 года (в Кирове ещё были в начале 1935). Отменено существовавшее ранее правило закрепления знака за машиной постоянно. Теперь при переходе из одного Дортранса в другой следовало сдать прежний знак и получить новый. Знаки нормального размера устанавливались на грузовых и легковых автомобилях, тягачах, транспортных тракторах и прицепках. Знаки на мотоциклах были точно такими же, но уменьшенного размера.
Номерной знак представлял собой прямоугольную дощечку, где на белом фоне чёрным написано:
в верхней строке - порядковый номер до пяти знаков, при этом каждая пара знаков от правого края отделялась знаком тире (для 3, 4 и 5-значных номеров);
в нижней строке - условное обозначение Дортранса (до 8 букв).
Нормальный (автомобильный) номерной знак:
Размеры 35,5 на 18 см.
Высота цифры - 7 см, ширина - 4 см, расстояние между цифрами без тире - 2,5 см, с тире - 3,5 см.
Толщина штриха цифр - 1,2 см.
Длина тире - 1,7 см, толщина тире - 1 см.
Высота буквы - 4 см, ширина - 2,5 см, расстояние между буквами - 2 см, толщина штриха - 0,5 см.
Расстояние между строчками - 3 см, поля - 2 см.
Уменьшенный (мотоциклетный) номерной знак:
Размеры 25 на 13 см.
Высота цифры - 5 см, ширина - 3 см, расстояние между цифрами без тире - 1,5 см, с тире - 2,5 см.
Толщина штриха цифр - 1 см.
Длина тире - 1,2 см, толщина тире - 0,5 см.
Высота буквы - 3,5 см, ширина - 2 см, расстояние между буквами - 1 см, толщина штриха - 0,4 см.
Расстояние между строчками - 2,5 см, поля - 1 см.
Передний номер мотоцикла - двусторонний, задний - односторонний.
Стандарт требовал линию размером 20 на 0,5 см между строчками, но на практике я таких номеров не встречал ни на автомобилях ни на мотоциклах.

Если номер не 5-значный или название Дортранса менее 8 букв, надписи ставились симметрично относительно центральной вертикальной оси, а поля естественным образом увеличивались.
Буквы, цифры и кайма были выпуклыми, штампованными.
Стандарт запрещал красить кайму знака, но на практике такие номера были.
Также стандарт требовал наличия печати учреждения, выдавшего знак, в правом нижнем углу, однако на фотографиях и сохранившихся знаках такой печати может и не быть - небольшая часть номеров вообще самодельная. Печати были круглые или треугольные, и только в Челябинске - овальные. В Киеве начали с круглых, а закончили треугольными, на Дальнем Востоке, - наоборот, сначала были треугольные, затем - круглые. Печати могли иметь подштамповку или быть нанесены просто краской.

Для новых машин, следующих с автозаводов вводились знаки светло-жёлтого фона с чёрными надписями,
отличающиеся тем, что вместо названия Дортранса во второй строке было слово Транзит и цифра, своя для каждого автозавода.

Для автомастерских и заводов, производящих пробу машин выпускался специальный знак, отличающийся от нормального тем, что во второй строке вместо Дортранса было слово Проба с горизонтальными полосками 6 на 1 см справа и слева от него. У меня нет информации, почему на некоторых фотографиях эти знаки окрашены в инверсные цвета.

При работе с прицепом задний знак автомобиля-тягача переносился на заднюю сторону прицепа.

Номера этого стандарта начали менять в мае 1937. В течение тёплого сезона 1937 год была проведена их полная замена на номера нового стандарта (в Харькове - начиная с июля). Фотография 42-02 КРАС-ЯРСК - доказательство, что ещё в июне 1938 (выборы в Верховный Совет РСФСР) в Игарке были незаменённые номера.

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Архив Евгения Сергеевича Бабурина (Москва).
Общесоюзный стандарт номер 6291(61), напечатанный в журнале "Автомобиль", Nr.3, 1934.
Europlate - Registration Plates of the World (in English).
Журнал "За рулём".
Сайт AutoCityChannel.com
Архив Льва Михайловича Шугурова (его книга "Автомобили России и СССР", 1993, том 1).
Архив атомобильного журналиста-историка Дениса Станиславовича Орлова (Москва).
Автомобильные номера СССР.
Отдельное спасибо участникам форума этого сайта, нашедших многие редчайшие фотографии!
Molotok.ru (исчезнувший сайт).
Александр Федотов (С.П.Б.).
Алексей Рязанцев (С.П.Б.).
Вадим Матвеенко (С.П.Б.).
Коллекция Петра Шляхина (tank-21) на Drive2.ru.
Видас Григорайтис (Вильнюс).
Форум Магия Ретро.
Минск Фото История Новости.
Сергей Суворов (Москва).
ГрузовикПресс.ru.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Eto-retro.ru (исчезнувший сайт).
Pastvu.com
Meshok.net

Вход    Галерея   Номерные знаки    Номерные знаки С.С.С.Р.   Магазин    Ссылки

Последняя правка 22 XI 2021. Андрей Богомолов. Контактная информация.