Галерея автомотостарины. Номерные знаки образца 1934 года.
20k нормальный номер на Форде 1935 года (Москва)
В этом стандарте впервые страна поделена на 45 регионов (Дортрансов), в каждом из
которых выдавались свои уникальные номера, отличающиеся от других Дортрансов
указанием названия Дортранса во второй строке номера.

Условные названия Дортрансов:
1. Северный - Север
2. Карельский - Карелия
3. Ленинградский - Ленинград (на практике - Лен-град - правило 8 букв)
4. Западный - Запад
5. Московский - Москва
6. Иваново-Промышленный - Иваново
7. Горьковский - Горький
8. Чувашский - Чувашия
нормальный номер на прототипе ГАЗ-М1 (Горький)9. Татарский - Татария
10. Центрально-Чернозёмный - ЦЧО
11. Средне-Волжский - Ср. Волга
12. Саратовский - Саратов
13. Сталинградский - Сталинград (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)
14. Немцев-Поволжья - Н.-Поволжья (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)
15. Башкирский - Башкирия
16. Свердловский - Урал
17. Челябинский - Челябинск (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)
48k нормальный 2-значный номер на санитарном ГАЗ-А18. Обско-Иртышский - Обь-Иртыш
19. Крымский - Крым
20. Северо-Кавказский - С.-Кавказ
21. Азово-Черноморский - Азов.-Чер.
22. Дагестанский - Дагестан
23. Казакский - Казакстан (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)
24. Киргизский - Киргизия
25. Кара-Калпакский - Кара Калп.
79k нормальный номер на Рено такси (Москва)26. Западносибирский - З. Сибирь
27. Восточносибирский - В. Сибирь
28. Бурято-Монгольский - Бур. Монг.
29. Якутский - Якутия
30. Дальневосточный - ДВК
31. Одесский - Одесса
32. Харьковский - Харьков
33. Киевский - Киев
34. Черниговский - Чернигов
43k нормальный номер 0-01-32 Москва64k нормальный номер 44-54 Горький35. Днепропетровский - Днепр
36. Донецкий - Донец (именно так в стандарте)
37. Винницкий - Винница
38. Молдавский - Молдавия
39. Армдортранс - Армения
40. Груздортранс - Грузия
41. Аздортранс - Баку
89к 1936 фото осмотр прототипа ЗиС-101 в Кремле42. ГДТ БССР - БССР
43. ГДТ УзбССР - Узбекистан (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)
44. ГДТ ТуркССР - Туркестан (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)
45. ТаджССР - Таджикистан (какие 8 букв были на самом деле - неизвестно)

Этот стандарт был введён в действие с 1 января 1934 года, причём предписывалось изъять из обращения знаки предыдущего стандарта (типа Ш-52-12) к 1 июля 1934 года. Отменено существовавшее ранее правило закрепления знака за машиной постоянно. Теперь при переходе из одного Дортранса в другой следовало сдать прежний знак и получить новый. Знаки нормального размера устанавливались на грузовых и легковых автомобилях, тягачах, транспортных тракторах и прицепках. Знаки на мотоциклах были точно такими же, но уменьшенного размера.
Номерной знак представлял собой прямоугольную дощечку, где на белом фоне чёрным написано:
в верхней строке - порядковый номер до пяти знаков, при этом каждая пара знаков от правого края отделялась знаком тире (для 3, 4 и 5-значных номеров);
в нижней строке - условное обозначение Дортранса (до 8 букв).
Нормальный (автомобильный) номерной знак:
Размеры 35,5 на 18 см.
Высота цифры - 7 см, ширина - 4 см, расстояние между цифрами без тире - 2,5 см, с тире - 3,5 см.
Толщина штриха цифр - 1,2 см.
Длина тире - 1,7 см, толщина тире - 1 см.
Высота буквы - 4 см, ширина - 2,5 см, расстояние между буквами - 2 см, толщина штриха - 0,5 см.
Расстояние между строчками - 3 см, поля - 2 см.
Уменьшенный (мотоциклетный) номерной знак:
Размеры 25 на 13 см.
Высота цифры - 5 см, ширина - 3 см, расстояние между цифрами без тире - 1,5 см, с тире - 2,5 см.
Толщина штриха цифр - 1 см.
Длина тире - 1,2 см, толщина тире - 0,5 см.
Высота буквы - 3,5 см, ширина - 2 см, расстояние между буквами - 1 см, толщина штриха - 0,4 см.
Расстояние между строчками - 2,5 см, поля - 1 см.
Передний номер мотоцикла - двусторонний, задний - односторонний.
Стандарт требовал линию размером 20 на 0,5 см между строчками, но на практике я таких номеров не встречал ни на автомобилях ни на мотоциклах.

Если номер не 5-значный или название Дортранса менее 8 букв, надписи ставились симметрично относительно центральной вертикальной оси, а поля естественным образом увеличивались.
Буквы, цифры и кайма были выпуклыми, штампованными.
Стандарт запрещал красить кайму знака, но на практике такие номера были.
Также стандарт требовал наличия печати учреждения, выдавшего знак, в правом нижнем углу, однако на фотографиях и сохранившихся знаках следов такой печати я не встречал.

Для новых машин, следующих с автозаводов вводились знаки светло-жёлтого фона с чёрными надписями,
отличающиеся тем, что вместо названия Дортранса во второй строке было слово Транзит и цифра, своя для каждого автозавода.

Для автомастерских и заводов, производящих пробу машин выпускался специальный знак, отличающийся от нормального тем, что во второй строке вместо Дортранса было слово Проба с горизонтальными полосками 6 на 1 см справа и слева от него. У меня нет информации, почему на фотографии этот знак окрашен в инверсные цвета.

При работе с прицепом задний знак автомобиля-тягача переносился на заднюю сторону прицепа.

Номера этого стандарта ещё действовали в мае 1937. В 1937-м же году, была проведена их полная замена на номера нового стандарта (в Харькове - начиная с июля).


Вся информация и часть фотографий предоставлена Евгением Сергеевичем Бабуриным (Москва).
Остальные источники:
Общесоюзный стандарт номер 6291(61), напечатанный в журнале "Автомобиль", Nr.3, 1934.
Europlate - Registration Plates of the World (in English).
Журнал "За рулём".
Сайт AutoCityChannel.com
Архив Льва Михайловича Шугурова (его книга "Автомобили России и СССР", 1993, том 1).
Архив атомобильного журналиста-историка Дениса Станиславовича Орлова (Москва).
Буду рад вашим письмам, исправлениям и добавлениям: Контакт. Андрей Богомолов.
Вход Галерея Номерные знаки С.С.С.Р. Магазин Ссылки

Последняя правка 12 VIII 2002.