Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1959, 1947, 1937 и 1934 годов,
Коми АССР.
Номера образца 1959 года (чёрные).

23 XI 1959 в Коми АССР из Архангельской области переданы рабочие посёлки Хальмер-Ю и Цементнозаводский с прилегающей к ним территорией залегания угольного пласта: Воргашорского, Сырягинского и Хальмер-Юского угольных месторождений.

Таблица выдачи автомобильных серий.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
Буквы в самой таблице означают:
В - все типы, Г - государственные, Ч - частные.
- КМА КМБ КМВ КМГ КМД КМЕ КМЖ КМЗ КМИ КМК КМЛ КММ КМН КМО КМП КМР КМС КМТ
тип В В В В Г Ч Г Г Ч Г Г Ч Г Г Г В Г Чг
годы 61
62
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
76
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?

В сериях КМА...КМГ частников очень мало, это было время государственных машин.
В серии КМР частников раза в три больше, чем государственных машин.
В серии КМТ государственные машины составляют примерно десятую часть, большинство - частники.
УАЗ-450А, Базевская участковая больница, весна 1962, 85кБ 23-78 КМА (УАЗ-450А, Базевская участковая больница, весна 1962, 85кБ).
38-56 КМА (ЗАЗ-965А "Запорожец" 1962-1964 годов, Инта, 27 VI 1965, 230кБ).
45-49 КМА (Москвич-407 1960-1961 годов, 54кБ).
66-85 КМА (Москвич-423 1958-1960 годов, Ухтинский ремонтно-механический завод, 179кБ).
97-92 КМА (ПАЗ-652, 203кБ).
05-18 КМБ (ГАЗ-21 "Волга" такси, Инта, улица Кирова перед стадионом, 1960, 282кБ).
08-59 КМБ (ЗиЛ-ММЗ-585, Жешарт, Усть-Вымский район, 1965, 80кБ).
11-52 КМБ (ЗиС-5 бортовой довоенный, временный мост через Ухту в Рабочем посёлке, 167кБ).
37-71 КМБ (ПАЗ-651, временный мост через Ухту в Рабочем посёлке, 167кБ).
74-60 КМБ и 72-92 КМБ (ГАЗ-51А бортовые, Воркута, 1964, 200кБ).
15-53 КМВ (ЗиЛ-164 автокран, 128кБ).
23-06 КМВ (КАвЗ-651, 1969, 224кБ).
44-46 КМВ (ГАЗ-21 "Волга", Воркута, 162кБ).
66-30 КМВ (ГАЗ-51 автобус, Инта, 1971-1972, 217кБ).
71-15 КМВ (ЗиЛ-157 бортовой, 1967, 80кБ).
00-12 КМГ (ГАЗ-21 "Волга", Ухтинская ТЭЦ-2, 10 X 1976, 240кБ).
00-29 КМГ (ГАЗ-69А, Ухта, Первомайская площадь, 93кБ).
02-94 КМГ (ГАЗ-51А водовоз, 24кБ).
22-13 КМГ (ГАЗ-21 "Волга", Инта, 71кБ).
40-00 КМГ (ГАЗ-21 "Волга", Изваиль, 1967, 88кБ).
52-76 КМГ (ЛиАЗ-158В, Ухта, перекрёсток Октябрьской и Первомайской улиц, 215кБ).
60-10 КМГ (Москвич-403 семьи Березиных, у машины Эмма Валентиновна, Ухта, Загородная улица, дом 2, 139кБ, семейный архив Галины Сергеевой).
77-94 КМГ (ПАЗ-652Б, Ижма, Советская улица, 1968, 109кБ).
38-39 КМД (УАЗ-452А, Микунь, 1968, 40кБ).
54-08 КМД (ЗиЛ-130В рефрижератор, Ухтинское грузовое автохозяйство, Куратово, 1968, 220кБ).
78-18 КМД (КАвЗ-651, Ухта, Чибьюсская улица, 262кБ).
20-60 КМЕ (ГАЗ-21 "Волга", Инта, угол улиц Кирова и Лунина, 271кБ).
31-51 КМЕ (самоделка "Ухтинец", Ухта, 15кБ).
69-03 КМЕ (ЗАЗ-966В "Запорожец", 198кБ).
17-05 КМЖ (ЛиАЗ-158, Инта, Индустриальная улица, 133кБ).
50-09 КМЖ (КАвЗ-651, Ухтинский ремонтно-механический завод, 185кБ).
ГАЗ-66, 109кБ 50-91 КМЖ (ГАЗ-69, Ухта, 1970, 166кБ).
62-48 КМЖ (УАЗ-450А, Сыктывкар, 58кБ).
34-76 КМЗ (ГАЗ-53 бортовой, Сосногорск, 1980, 25кБ).
62-24 КМЗ (ГАЗ-69 учебный, Ухтинский клуб ДОСААФ, 23 VI 1972, 219кБ, вид сзади, 78кБ).
06-47 КМИ (Иж-412, ресторан "Ухта", Ухта, 15 VII 1976, 290кБ).
40-57 КМИ (Иж-412, Инта, Новая площадь, 61кБ).
61-87 КМИ (Иж-412, Сосногорск, 37кБ).
62-91 КМИ (ЗАЗ-968А "Запорожец", Печора, 22 VIII 1976, 112кБ).
84-50 КМИ (ВАЗ-21013 "Жигули", Ухта, Горбатый мост на въезде в город, 1982, 143кБ).
89-64 КМИ (Иж-412, Инта, улица Горького, 1977, 170кБ).
37-25 КМК (ЗиЛ-157 бортовой, Усинск, 158кБ).
63-60 КМК (ГАЗ-53А, 125кБ).
05-92 КМЛ (ГАЗ-66, 109кБ).
33-00 КМЛ (УАЗ-469, Усинск, 159кБ).
38-42 КМЛ (КрАЗ-255 плетевоз, 121кБ).
96-18 КМЛ (ЛиАЗ-677, Ухтинское ПАТП, 87кБ).
59-39 КММ (ВАЗ-21013 "Жигули", Печора, Печорский проспект, 1985, 160кБ).
11-07 КМН (КрАЗ-256Б Комиэнергостроя, Печора, 18 VI 1979, 117кБ).
16-78 КМН (ЛиАЗ-677, Инта, улица Кирова, 1982, 151кБ).
82-65 КМН (МАЗ-503А, Усинск, 243кБ).
87-74 КМН (ГАЗ-24 "Волга", гостиница "Воркута", Воркута, 1978, 144кБ).
10-19 КМО (ГАЗ-53, совхоз "Луговой", Печорский район, VI 1985, 144кБ).
41-24 КМО (РАФ-2203, Анапа, 1983, 233кБ).
28-07 КМП (КАвЗ-685, Кожва, Печорский район, 226кБ).
42-35 КМП (Татра-148С, Сосногорск, 186кБ).
47-44 КМП, 42-33 КМП, 42-32 КМП (Татры-148С Сосногорской автобазы, 53кБ).
28-14 КМР (Иж-412, Водный, улица Гагарина, 178кБ).
29-81 КМР (ВАЗ-2101 "Жигули" у горкома КПСС, Ухта, Первомайская площадь, 6 VII 1988, 372кБ).
39-07 КМР (ВАЗ-2101 "Жигули", Усть-Вымь, 24кБ).
40-92 КМР (Урал-375 Усинскнефти, 148кБ).
Иж-412 1976 года, 122кБ 66-88 КМР (ВАЗ-2101 "Жигули", Воркута, бульвар Пищевиков, X 1996, 130кБ).
02-82 КМС (ЗиЛ-ММЗ-554, Ухта, Горбатый мост на въезде в город, 1982, 143кБ).
61-06 КМС (Сису лесовоз, Сыктывкар, 178кБ).
91-90 КМС (ЛАЗ-695Н, Сосногорск, 61кБ).
92-19 КМС (УАЗ-452Д, Усинск, 1 V 1982, 159кБ).
93-69 КМС (ЗиЛ-130, Микунь, 9 V 1985, 141кБ).
16-43 КМТ (Москвич-412ИЭ у горкома КПСС, Ухта, Первомайская площадь, 6 VII 1988, 372кБ).
20-94 КМТ (ВАЗ-2103 "Жигули", 190кБ).
78-02 КМТ (ВАЗ-2102 "Жигули", Уса, 134кБ).
87-82 КМТ (Урал-375 вахтовый автобус, 133кБ, вид сзади, 129кБ).
Серия КМТ выдана полностью.
"Латинская" серия для машин, выезжающих за пределы страны, - РАН, но не известно ни одного номера. Их, конечно, было исчезающе мало, а, возможно, и не было вовсе, - часто в областях с обычными сериями, подходящими под "латинские", выездные серии не использовали, обходясь простыми номерами.

Таблица известных времён выдачи серий мотоциклов.
- КМА КМБ КМВ КМГ КМД КМЕ КМЖ КМЗ КМИ КМК
годы ?
?
66
?
66
?
?
?
?
?
?
?
?
?
77
?
?
?
?
?

58-48 КМА (Иж-56К, ясли №48, Микунь, 213кБ).
18-65 КМБ (Иж-Планета-2К 1966 года, 147кБ).
01-52 КМВ (Восход, 181кБ).
32-55 КМГ (Минск, Ухта, поликлиника на улице Косолапкина, 16 VI 1975, 161кБ).
Про серию КМД мне ничего не известно. Возможно, её не было.
81-39 КМЕ (Иж-Планета-3К, 136кБ).
03-19 КМЖ (Иж-Юпитер-3, 154кБ).
37-94 КМЗ (Иж-Юпитер-3К 1977 года, 136кБ).
32-15 КМИ (Иж-Юпитер-К, Ветлосяновский завод стройматериалов, 80-е годы, 307кБ).
08-80 КМК (просто номер, 21кБ, обратная сторона, 17кБ).
Старший известный мне номер - 34-50 КМК. Серия выдана не полностью.

Серия мопедов - КМА.
14-25 КМА (просто номер, 14кБ).
Старший известный мне номер - 24-02 КМА. Серия выдана не полностью.

Серия тракторов (с 1966 года) - КП. Часто одна серия была в разных областях, но эта нигде больше не замечена.
92-19 КП тр-р (Т-16М, 187кБ).

Серии автомобильных прицепов - КМ, ХП, в таком порядке.
19-79 КМ прицеп (ОдАЗ-885, Ухтаснабсбыт, 70-е годы, 125кБ).
25-66 ХП прицеп (КМЗ-8119, 176кБ), номер кустарно перекрашен под следующий стандарт.
Это старший известный мне номер. Вряд ли серия ХП перевалила за 40-00.

Серия тракторных прицепов (с 1966 года) - КП. Часто одна серия была в разных областях, но эта нигде больше не замечена.
23-12 КП пр-п (на тракторе, Сосногорский район, 162кБ).

Номера образца 1947 года (жёлтые).

Выдача номеров этого "жёлтого" стандарта происходила с 1947-1948 годов. Номера образца 1937 и 1940 подлежали полной замене (как было и во все предшествующие смены). В свою очередь на смену этим жёлтым номерам пришли чёрные номера образца 1959 года. Старые жёлтые номера при этом не изымались. В конце 1960-х годов у ГАИ было негласное распоряжение заменить старые жёлтые номера новыми. У машин государственной принадлежности их почти удалось извести. С частниками оказалось сложнее. Сохранили старые номера те машины и мотоциклы, которые простояли в гараже опасный период охоты, продолжавшийся несколько лет. Жёлтые номера и сейчас можно встретить (1 раз в пятилетку), они вполне легальны. Но это должна быть техника до 1961 года, владелец которой её тогда зарегистрировал на себя, и до сих пор жив и ездит. В 50-х годах в ГАИ ещё не было моды 60-80-х менять номер при всяком удобном случае (смена владельца, адреса, двигателя, кузова, утеря документов). В старый техпаспорт вписывали нового владельца/адрес/данные, поэтому машина сохраняла старый номер, если только не меняла прописку на другой регион. Деления серий по принадлежности на грузовые/служебные/частные не было.

Таблица выдачи автомобильных серий.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
ХП ХФ ХШ
48
50
55
57
58
60

Около половины серии ХП ушло на замену старых номеров при переходе на новый стандарт знаков.
ГАЗ-69 милиция, Ухта, 328кБ ХП 07-62 (ГАЗ-ММ бортовой, 1950, 78кБ).
ХП 56-17 (ГАЗ-ММ бортовой, Инта, улица Кирова, 283кБ).
ХП 94-10 (ГАЗ-51Б бортовой газобаллонный 1950-1951 годов, Ухта, 1954, 165кБ).
ХФ 02-07 (ЗиС-150 бортовой, 53кБ).
ХФ 42-52 (ГАЗ-51 автобус, Инта, 61кБ).
ХФ 43-27 (ПАЗ-653 1953-1956 годов, Сосногорск, 179кБ).
ХФ 44-16 (ЗиС-150 бортовой 1955-1956 годов, 200кБ).
ХФ 49-37 (ГАЗ-63 санитарный фургон 1957 года, Инта, 270кБ).
ХФ 59-00 (ГАЗ-М20В "Победа" 1955 года, Ухта, 138кБ).
ХФ 62-44 (МАЗ-200 бортовой, Ухтинский ремонтно-механический завод, 1964, 182кБ).
ХФ 70-95 (ГАЗ-21 "Волга" 1957-1958 годов, Печора, 125кБ).
ХФ 98-27 (УралЗиС-5 лесовоз, Щугром, Сысольский район, V 1959, 237кБ).
ХШ 10-40 (ГАЗ-М20 "Победа", Инта, улица Кирова перед стадионом, 1960, 282кБ).
ХШ 25-82 (ГАЗ-51А бортовой, Выльгорт, 260кБ).
ХШ 28-79 (ГАЗ-51А грузовое такси 1957-1959 годов, Визинга, 169кБ).
ХШ 30-90 (ГАЗ-51А бортовой 1957-1959 годов, Ижма, 260кБ).
ХШ 38-92 (ЗиЛ-ММЗ-585, 56кБ).
ХШ 48-29 (ГАЗ-М20 "Победа", Инта, улица Кирова перед стадионом, 1960, 282кБ).
ХШ 49-49 (ЗиЛ-ММЗ-585, Инта, улица Кирова, 1962-1963, 202кБ).
ХШ 58-17 (ГАЗ-51А бортовой, Ижма, 31кБ).
ХШ 68-00 (ЗиЛ-ММЗ-585 1957-1959 годов, Воркута, 1962, 115кБ).
ХШ 72-76 (ГАЗ-51А бортовой 1959-1960 годов, Ижма, 260кБ).
ХШ 74-70 (ГАЗ-21 "Волга" 1958-1959 годов, Микунь, улица Ломоносова, 1959, 136кБ).
ХШ 83-41 (ЗиЛ-ММЗ-585, Инта, улица Кирова, 1962-1963, 202кБ).
ХШ 85-24 (УралЗиС-355 бортовой 1955-1958 годов, Печора, Пионерская улица, 68кБ).
ХШ 86-81 (ЗиЛ-ММЗ-585, Печора, Печорский проспект, 82кБ).
ХШ 94-52 (ГАЗ-69 милиция, Ухта, 328кБ).
ХШ 97-16 (ГАЗ-93 1957 года, 66кБ).
ХШ 97-16 (ГАЗ-93 1957 года, 68кБ).

Серия мотоциклов - ХП.
ХП 19-12 (Иж-49, 39кБ).
ХП 90-05 (К-175 "Ковровец" 1959-1960 годов, 219кБ).

Серия прицепов - ХП.

Номера образца 1937 года (чёрные).

25 X 1940 в Коми АССР из Архангельской области передан посёлок Воркута в связи со строительством железной дороги Ухта - Печора - Инта - Воркута.

ОА 00-03 (ГАЗ-АА бортовой с тентом, Сыктывкар, 62кБ), номер нестандартный, начало серии могли не успеть напечатать, или это послевоенная перевыдача, когда в связи с нехваткой металла допускались самодельные номера.
ГАЗ-АА бортовой, Сыктывкар, 62кБ ОА 05-24 (ГАЗ-42 бортовой, Сыктывкар, 1946, 95кБ).
ОА 18-56 (ГАЗ-03-30, Княжпогост, 57кБ).
ОА 25-86 (ЗиС-5 бортовой, строительство Воркутинской железной дороги, 64кБ).
ОА 28-91 (ГАЗ-03-30, Сыктывкар, 1946, 72кБ).
ОА 29-65 (ГАЗ-03-30, Сыктывкар, 354кБ).
ОА 33-58? (ЗиС-5 бортовой, Дырносский кирпичный завод, 1939, 69кБ).
ОА 54-04 (ГАЗ-AA бортовой, эпидбригада, Сыктывкар, 1946, 71кБ).
ОА 61-24 (ГАЗ-03-30, Сыктывкар, 1946, 72кБ).
ОА 61-97 (ГАЗ-AA бортовой, автокурсы, Сыктывкар, 1946, 63кБ).
Номера образца 1940 года (в Коми АССР - послевоенные), уменьшенного размера, ходили одновременно с номерами образца 1937 года.
ОА 68-?? (ЗиС-10 бензовоз, Сыктывкар, 1946, 73кБ).
Это старший известный мне номер. Серия выдана не полностью.
А у лимузинов ЗиС-101 передних номеров не было, как в Москве.
Без переднего номера (два ЗиС-101, сзади и спереди, Сыктывкар, улица Кирова, 1938, 58кБ).
Без переднего номера (ЗиС-101, Сыктывкар, Коми филиал АН СССР, 1947, 84кБ).

Номера образца 1934 года (белые). (п. 55)

5 XII 1936 образована Коми АССР из Автономной области Коми (Зырян), выведенной из состава Северного края.

В нижней строке надпись КОМИ АССР, но не всегда:
10-39 (ГАЗ-М1, Сыктывкар, 294кБ).
Старший известный мне номер - 13-31 с КОМИ АССР в нижней строке.

До 1937 года здесь были номера Северного края с нижней надписью "СЕВЕР".

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Автобусный транспорт.
Avito.ru.
avto-nomer.ru.
Фото В.А. Семёнова.
Ретро Ухта.
Семейный архив Ольги Стояновой.
Архив Дмитрия Баталина.
Архив Андрея Дрюкова.
Фото Ю.А. Блудау.
Фото А.К. Ольцмана.
Музей истории города Микунь.
Магия Ретро.
Интинский музей Куропаткина Д.
Фото Юозаса Мечинскаса.
Фото М. Терентьева.
Фотоальбом "Ухта", 1979.
Фото В.П. Надеждина.
Фото М.Н. Зыкова.
Фото Николая Иванова.
Дорогие товарищи. Архивные фото Сыктывкара.
Архив Сосногорского историко-краеведческого музея.
Фото А.И. Гончарова.
Фото В.В. Михеева.
Фотограф Р.Д. Юнитер.
Старый Сыктывкар: фотоистория столицы Коми.
Газета Моя Воркута.
Фото И. Долбничева.
Архив Дмитрия Ордина.
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
Фото Д. Юльева.
МБУ "Воркутинский муниципальный архив".
Архив Юрия Ольшанского.
Auction.ru.
Семейный архив Галины Сергеевой.
Фото В. Евграфова.
Транспорт Архангельской области в период СССР.
Как в Инте хотели запустить трамваи.

Отдельное спасибо жителям Ухты за дружескую помощь при создании этой страницы!

Вход    Галерея    Номерные знаки    Знаки 1959   1947   1937   1934 годов   Ссылки

Последняя правка 19 VI 2023. Контакт. Андрей Богомолов.