Галерея автомотостарины. Военные номерные знаки С.С.С.Р. 1942-1962-? годов.
Приложение - страница фотографий.
51k фото М-72
Номерные знаки появились на автомобилях и мотоциклах Красной Армии весной
1942 года (самое раннее упоминание - 4 IV 1942, если есть данные о более ранних, прошу сообщить).
До этого армейская автомототехника вообще обходилась без знаков регистрации.
Прежние гражданские номера были только на мобилизованном в 1941-м транспорте из народного
хозяйства. По крайней мере до 20 V 1962 года стандарт военных времён на армейские номера ещё
применялся в Советской армии, но в том же году он был заменён на стандарт,
схожий с гражданскими номерами 1959 года, только с двумя, а не с тремя буквами.
Автомобильные знаки в военные годы как правило писались вручную прямо поверх
краски на дверцах кабины и на заднем борту грузовиков и джипов, если дверей не
было (как на Додж-3/4) - то на переднем буфере, у Виллисов-джипов - под левым
ветровым стеклом, там было удобное для этого место, на Фордах-амфибиях - как у
лодок - на бортах выше ватерлинии в районе ветрового стекла. У одной из "Эмок"
виден номер, нарисованный на заднем стекле. Иногда применялись чёрные номерные
таблички с номером, написанным белой краской от руки (иногда чёрным по белому),
а в послевоенные годы такие таблички стали нормой.

Автомобильные номера (см. страницу фотографий).
34k фото Мерседес-Бенц 230 W143 или 320Состояли из буквы и пяти цифр. Использовались, те же буквы, что и в
гражданских сериях, за исключением букв З, Ч, Щ:
АБВГДЕЖИКЛМНОПРСТУФХЦШЭЮЯ.
Буква О - с 1956 года, Ц - с 1957 года.
При этом какой-либо системы в сериях не было (чтоб враг не догадался, и это
правильно).
До 1944 года буквы были одного размера с цифрами. Самым распространённым
написанием было:
H-5-73-33
28k фото ЗиС-6 аэродромный заправщикно встречались и варианты
H 5-73-33
H 5-7333
Начиная с 1944 года буква стала выше ростом, а над первой или над последней
цифрой довольно часто ставилась пятиконечная звёздочка. Но старое написание тоже
имело хождение и применялось на вновь регистрируемых машинах.
Для номеров с высокой буквой нередко применялось такое написание:
87k фото ЯГ-6H-57-333
хотя прежний вариант
H-5-73-33
встречался ничуть не реже.

Статистика написания номеров по годам по точно датированным фотографиям:
1942 (буква и цифры одной высоты)
Е-6-16-43 (10 разных номеров на фотографиях)
1943 (буква и цифры одной высоты)
Д-2-00-98 (8 номеров)
М4-95-61 (2 номера без дефиса после буквы)
ФА-60-65 (1 номер, серия Балтфлота, похожая на гражданскую)
1944 (первые номера с высокой буквой, первые таблички номеров у легковых автомобилей)
А-4-16-68 (15 номеров, старый тип)
С-55-867 (4 номера, высокая буква, со звездой, на 2 из этих фотогафий звезда заслонена, возможно, её там и нет)
П-79-773 (1 номер, новый формат, но низкая буква и без звезды)
1945 (первые таблички передних и задних номеров у грузовых автомобилей)
Т-65-119 (25 номеров, высокая буква, со звездой)
Р-96-064 (20 номеров, высокая буква, без звезды)
С-59-434 (4 номера, невысокая буква, без звезды, на 1 из этих фотографий звезда заслонена)
К-8-14-89 (3 номера, тип 1942 года)
Ш5-65-00 (2 номера без дефиса после буквы)
К-1-14-39 (2 номера, высокая буква, без звезды)
Х-5-51-59 (1 номер, высокая буква, со звездой)
Я52-045 (1 номер, высокая буква, со звездой, без дефиса после буквы)
Л-?76-241 (1 номер, с 6 цифрами)
1946
С-53-531 (3 номера, высокая буква, со звездой)
В-0-41-92 (2 номера, высокая буква, со звездой)
С-2-28-93 (2 номера, тип 1942 года)
Ф2-25-12 (1 номер без дефиса после буквы)
М-88-866 (1 номер, невысокая буква, без звезды)
П-63-271 (1 номер, невысокая буква, со звездой)
Е-94-373 (1 номер, высокая буква, без звезды)
1947
Ш-91-660 (1 номер, высокая буква, без звезды)
В2-20-72 (1 номер, высокая буква, со звездой, без дефиса после буквы)
1948
П-5-81-15 (1 номер, тип 1942 года)
У-5-28-85 (1 номер, высокая буква, без звезды)
Т-0-43-26 (1 номер, высокая буква, со звездой)
М-66-141 (1 номер, высокая буква, со звездой)
1949 (написание вида М-66-141 в 1949-м и позже не встречается)
Ф-9-49-33 (1 номер, высокая буква, флотский с якорем)
Ф-9-12-15 (1 номер, высокая буква, флотский со звездой)
С-8-81-21 (1 номер, высокая буква, без звезды)
Ф-9-47-98 (1 номер, высокая буква, без звезды, без дефиса после буквы)
П5-85-20 (1 номер, невысокая буква, без звезды, без дефиса после буквы)
1950
Д-7-30-49 (1 номер, высокая буква, со звездой)
С-4-57-06 (1 номер, высокая буква, без звезды)
1951
Н-9-92-01 (1 номер, высокая буква, со звездой)
Ф-9-42-23 (1 номер, высокая буква, без звезды)
К5-26-96 (1 номер, высокая буква, со звездой, без дефиса после буквы)
А-8-61-08 (1 номер, тип 1942 года)
1952 (только одна датированная фотография с тракторным номером-исключением P-02-30)
1953 (номера со звездой почти исчезли, последний известный - в 1957-м)
Р-0-25-17 (1 номер, высокая буква, без звезды)
И-6-44-57 (1 номер, тип 1942 года)
1954
П-5-23-32 (2 номера, высокая буква, без звезды)
Ф-3-07-15 (1 номер, высокая буква, с якорем)
1955
Э-8-30-62 (2 номера, тип 1942 года)
Б-9-34-52 (1 номер, высокая буква, без звезды)
Т8-27-18 (1 номер, высокая буква, без звезды, без дефиса после буквы)
1956 (дефис после буквы исчезает)
У6-19-20 (5 номеров, невысокая буква, без звезды)
У6-19-09 (3 номера, высокая буква, без звезды)
1957 (последнее появление звезды)
Ц2-59-77 (2 номера, высокая буква, без звезды)
О9-42-97 (1 номер, высокая буква, со звездой)
1958
У9-36-03 (3 номера, высокая буква)
У1-17-23 (2 номера, невысокая буква)
1959
М9-18-36 (3 номера, высокая буква)
И4-59-81 (1 номер, невысокая буква)
1960
Ю6-71-07 (4 номера, высокая буква)
Е6-28-06 и Е6-28-10 (3 номера, невысокая буква)
1961
У5-61-49 (2 номера, высокая буква)
Ю-9-15-23 (1 номер, высокая буква, дефис после буквы (!), машина до 1951-1957 годов выпуска, возможно, датировка 1961 ошибочна)
1962 (20 V 1962 ещё действовал этот стандарт)
У1-08-15 (2 номера, высокая буква)
В том же году все армейские номера поменяли на такие: 70-59 СЕ.

Вот требования о размерах знаков из руководства 1962 года:
на табличках, дверцах и задних стенках кабины:
60k фото Шевроле 3116Буква (в примере приведена буква Ш, которая во многих шрифтах шире остальных букв):
Высота - 110мм, ширина - 80мм, толщина штриха - 10мм
Цифры:
Высота - 80мм, ширина - 40мм, толщина штриха - 8мм
Дефис:
Ширина - 20мм, толщина штриха - 8мм
на заднем борту грузовиков:
Буква (в примере приведена буква Ш, которая во многих шрифтах шире остальных букв):
Высота - 300мм, ширина - 150мм, толщина штриха - 30мм
Цифры:
Высота - 300мм, ширина - 120мм, толщина штриха - 30мм
Дефис:
Ширина - 80мм, толщина штриха - 30мм

Мотоциклетные номера (см. страницу фотографий).
В 1942-м не отличались от автомобильных по написанию Н-6-72-04, был передний и задний номер.
В 1944-1946 вариант написания был таким, из буквы и четырёх цифр: Л-84-23 (как у военных тракторов).
Датированных фотографий после 1946 года у меня пока нет.
Подтверждающая статистика основана на имеющихся у меня фотографиях:
1942 год - 2 номера.
1944 год - 2 номера.
1945 год - 3 номера.
1946 год - 2 номера, один из которых со звездой.

Источники фотографий и информации:
Архив атомобильного журналиста-историка Дениса Станиславовича Орлова (Москва).
Коллекция Владимира Колотовкина (Москва, Клуб РККА).
Центральный Государственный Архив Фото- и Кинодокументов.
Альбом техники, поставляемой по ленд-лизу в СССР.
Архив Совета Ветеранов Карельского фронта.
Воспоминания ветеранов Великой Отечественной - сайт, созданный Артёмом Драбкиным, Москва.
Статья Николая Поликарпова "ЯГ-6" в журнале М-Хобби, Nr. 1, 1999.
Архив Евгения Игнатьевича Прочко (Москва).
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Auction.ru.

Вход   Галерея    Номерные знаки    С.С.С.Р.   Ссылки

Последняя правка 10 V 2022. Андрей Богомолов. Контакт.