Галерея автомотостарины. Военные номерные знаки С.С.С.Р. 1942-1962 годов.
Приложение - страница фотографий.

51k фото М-72
Номерные знаки появились на автомобилях и мотоциклах Красной Армии весной
1942 года (самое раннее упоминание - 4 апреля 1942, если есть данные о более ранних, прошу сообщить).
До этого армейская автомототехника вообще обходилась без знаков регистрации.
Прежние гражданские номера были только на мобилизованном в армию гражданском
транспорте. В 1962 году стандарт военных времён был заменён на стандарт,
схожий с гражданскими номерами 1959 года, только с двумя, а не с тремя буквами.
Автомобильные знаки в военные годы как правило писались вручную прямо поверх
краски на дверцах кабины и на заднем борту грузовиков и джипов, если дверей не
было (как на Додж-3/4) - то на переднем буфере, у Виллисов-джипов - под левым
ветровым стеклом, там было удобное для этого место, на Фордах-амфибиях - как у
лодок - на бортах выше ватерлинии в районе ветрового стекла. У одной из "Эмок"
виден номер, нарисованный на заднем стекле. Иногда применялись чёрные номерные
таблички с номером, написанным белой краской от руки, а в послевоенные годы
такие таблички стали нормой.
Автомобильные номера.
34k фото Мерседес-Бенц 230 W143 или 320Состояли из буквы и пяти цифр. Использовались, по-видимому, те же 28 букв, что и в
гражданских сериях:
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ.
При этом какой-либо системы в сериях не было (чтоб враг не догадался, и это
правильно).
До 1944 года буквы были одного размера с цифрами. Самым распространённым
написанием было:
H-5-73-33
28k фото ЗиС-6 аэродромный заправщикно встречались и варианты
H 5-73-33
H 5-7333
Начиная с 1944 года буква стала выше ростом, а над первой или над последней
цифрой довольно часто ставилась пятиконечная звёздочка. Но старое написание тоже
имело хождение, а возможно, даже и применялось на вновь регистрируемых машинах.
Для номеров с высокой буквой нередко применялось такое написание:
87k фото ЯГ-6H-57-333
хотя прежний вариант
H-5-73-33
встречался ничуть не реже.

Вот требования о размерах знаков из руководства 1962 года:
на табличках, дверцах и задних стенках кабины:
60k фото Шевроле 3116Буква (в примере приведена буква Ш, которая во многих шрифтах шире остальных букв):
Высота - 110мм, ширина - 80мм, толщина штриха - 10мм
Цифры:
Высота - 80мм, ширина - 40мм, толщина штриха - 8мм
Дефис:
Ширина - 20мм, толщина штриха - 8мм
на заднем борту грузовиков:
Буква (в примере приведена буква Ш, которая во многих шрифтах шире остальных букв):
Высота - 300мм, ширина - 150мм, толщина штриха - 30мм
Цифры:
Высота - 300мм, ширина - 120мм, толщина штриха - 30мм
Дефис:
Ширина - 80мм, толщина штриха - 30мм
Нередко на фотографиях первой половины войны видны машины, на которых явно вообще нет номеров.

Мотоциклетные номера.
Их отличием было то, что они состояли из буквы и четырёх цифр.
У меня небольшая статистика, но варианты написания были такими:
Б-92-25
Б-9-225
Других букв, кроме Б, мне не встречалось, но у меня мало данных.
Чаще всего, особенно на фотографиях первой половины войны, на мотоциклах вообще нет номеров, или номера имеют танковую систему, то есть чисто цифровые, до 4 цифр, нарисованные на колясках и явно выданные не в общеармейском масштабе, а местными воинскими подразделениями.

Источники фотографий и информации:
Архив атомобильного журналиста-историка Дениса Станиславовича Орлова (Москва).
Коллекция Владимира Колотовкина (Москва, Клуб РККА).
Центральный Государственный Архив Фото- и Кинодокументов.
Альбом техники, поставляемой по ленд-лизу в СССР.
Архив Совета Ветеранов Карельского фронта.
Воспоминания ветеранов Великой Отечественной - сайт, созданный Артёмом Драбкиным, Москва.
Статья Николая Поликарпова "ЯГ-6" в журнале М-Хобби, Nr. 1, 1999.
Архив Евгения Игнатьевича Прочко (Москва).
Информация Петра Шляхина, Москва.
Вход Галерея Номерные знаки С.С.С.Р. Ссылки

Последняя правка 28 V 2010. Андрей Богомолов. Контакт.