Галерея автомотостарины. Номерные знаки
образца 1959, 1947, 1937 (+1940), 1934, 1932 и ранних годов,
Ленинград (только город, в области с 1937 года были свои серии номеров).
"Боже мой, как люблю, как люблю я домой возвращаться…
Как молитву читать номера ленинградских машин..."         
(Александр Розенбаум)

Номера 1959 - 1982 годов (ГОСТ 3207-58 1958 года).
Выдача номеров образца 1959 года началась в Ленинграде в 1960-м, закончилась в 1982-м. Эти номера до сих пор действительны, однако, при смене владельца транспорта их требуют заменить на новые.
Автомобильные серии:
Таблица принадлежности автотранспорта по сериям 1959 года. Информация по годам во многом обрывочна.
Буквы в самой таблице означают:
Г - грузовые + служебные легковые, С - только служебные легковые, Ч - частные, Т - такси, А - рейсовые автобусы.
- ЛЕА ЛЕБ ЛЕВ ЛЕГ ЛЕД ЛЕЕ ЛЕЖ ЛЕЗ ЛЕИ ЛЕК ЛЕЛ ЛЕМ ЛЕН ЛЕО ЛЕП ЛЕР ЛЕС ЛЕТ ЛЕУ ЛЕФ ЛЕХ ЛЕЦ ЛЕЧ ЛЕШ ЛЕЩ ЛЕЭ ЛЕЮ ЛЕЯ
- АГ С ЧГ ТА Г Г Г Ч ЧГ Г Ч Г Г ЧГ ТАГ Г ЧА Г Г Г Ч Ч Ч Ч ГЧ ЧГ Г Ч
годы
выдачи
60-
66
- - - - - - 62-
63
65 66 66-67
74
67 67 67-
70
- - 70-
71
71 72 73 72-
73
73 73-
74
73-
74
74-
75
74-
76
76-
77
75-
76
- ЛДА ЛДБ ЛДВ ЛДГ ЛДД ЛДЕ ЛДЖ ЛДЗ ЛДИ ЛДК ЛДЛ ЛДМ ЛДН ЛДО ЛДП ЛДР ЛДС ЛДТ - - - ЛОО ЛОП ЛОЦ ЛОШ ЛОЭ - -
- ЧГ ЧГ Ч Г Ч Ч Ч ЧГ ЧГ ЧГ ЧГ Ч Г ГЧ Г Ч Ч ЧГ - - - Г Г Г ГЧ Г - -
годы
выдачи
75-
76
76-
77
76-
77
76-
77
77-
78
77-
78
78 78-
79
79 79-
80
79-
80
80-
81
81 81 81-
82
81-
82
80-
81
81-
82
- - - 74 75 78 79 80 - -

Продолжилась традиция деления серий по типам автомобилей. Служебным машинам выдавали номера грузовых серий. С середины 70-х многие серии выдавали без разбора и частникам, и гос-машинам, однако некоторые серии остались чисто государственными или чисто частными. С 1974 года, в предчувствии, что все номера на ЛЕ скоро закончатся, Ленинград захватил себе 5 областных серий на ЛО и в 1974-1975 успел использовать 2 из них. Через год началась выдача номеров на ЛД, но оставшиеся три нетронутые областные серии Ленинград не вернул в область и выдал их у себя позже, в 1978-1980. Серия ЛОО выдана в области с 00-01 по 10-00 ЛОО, все остальные номера этой областной серии выданы в Ленинграде. В Ленинграде же выданы полностью и "областные" серии ЛОП, ЛОЦ, ЛОШ, ЛОЭ. Зачем было вообще заимствовать у области? Видимо, номера на ЛД не успели заказать, а, скорее всего, заказать успели, но не успели напечатать. Сотни 00-??, 66-??, 77-??, 88-?? в частных сериях обычно выдавались государственным автомобилям.
Номера 20-01...40-00 ЛЕА выделены для рейсовых городских и экскурсионных автобусов ЛУАТ. Номера были скользящими как минимум до 1966 года (номер снимался со списанного автобуса и вешался на новый). После этого автобусам стали выдавать номера текущих грузовых серий. Номера 40-01...45-00 ЛЕА - грузовые такси, 66-01...67-00 ЛЕА и 77-01...78-00 ЛЕА - правительственные машины.
26-68 ЛЕА (ЗиЛ-158 у Поклонной горы, 1962, 255кБ).
66-23 ЛЕА ("Волга" ГАЗ-21Л у Эрмитажа, 1964, 425кБ).
77-17 ЛЕА ("Чайка" ГАЗ-13 у крыльца гостиницы "Ленинград", 1974, 87кБ).
97-21 ЛЕА (ЗиЛ-585 и Москвич-403, 58кБ).
Серия ЛЕБ была закреплена исключительно за служебными машинами и выдавалась с начала 60-х чуть ли не до 80-х годов.
55-54 ЛЕБ (ГАЗ-24-02 у Дворца бракосочетаний на Английской набережной, 1972, 218кБ, автор - Thomas T. Hammond).
07-02 ЛЕВ (ГАЗ-21 на Большом проспекте П.С., 1970, 123кБ).
99-82 ЛЕВ (Москвич-402 на Лиговском проспекте, 1969-1970, 240кБ).
Серия ЛЕГ сначала была закреплена за такси (первая цифра - номер таксопарка, тоже скользящие номера), сотни 77, 81, 92 (и, возможно, другие) выдавались автобусам ЛУАТ. Примерно в 1982, после прекращения использования номеров ЛЕГ для такси, часть номеров этой серии выдана в Ленинградской области государственным автомобилям.
37-81 ЛЕГ и 92-96 ЛЕГ (ГАЗ-21 такси и ЛАЗ-697 у Исаакиевского собора, 1964, 213кБ, автор - Harrison Forman).
87-68 ЛЕД (Шкода-1201 на Большом проспекте П.С., 1962, 296кБ, из коллекции Владимира Медведя).
36-61 ЛЕЕ (служебный ГАЗ-21 у канала Грибоедова, 1967-1972, 202кБ).
66-59 ЛЕЕ (ПАЗ-651 у Исаакиевского собора, 1964, 211кБ, автор - Harrison Forman).
31-80 ЛЕЖ (Tatra-111S, 89кБ).
56-29 ЛЕЗ (Москвич-403 на Наличной улице, 1965, 156кБ, из архива И. Житомирской).
33-32 ЛЕИ (частный ГАЗ-21 1960 года выпуска, 68кБ).
49-35 ЛЕИ (МАЗ-205 на улице Трефолева, 1970, 156кБ, автор - Hans Oerlemans).
66-72 ЛЕИ (поливо-моечный ЗиЛ-130 у станции метро Василеостровская, 1970, 311кБ, автор - Hans Oerlemans).
64-71 ЛЕК (бензовоз ЗиЛ-130 на улице Пестеля, 1970, 202кБ, автор - Rosalie Beasley).
08-86 ЛЕЛ (Москвич-408 на Невском проспекте, 1969, 215кБ).
27-08 ЛЕМ (АвстроФИАТ рентгеновский кабинет у школы №349 на Канатной улице, IX 1968, 327кБ, из архива Юрия Грозмани).
86-99 ЛЕМ (ЛАЗ-695 на Преображенской площади, 1970, 242кБ, автор - Rosalie Beasley).
10-53 ЛЕН (Ikarus-180 2-го маршрута на Невском проспекте, 1970, 163кБ, автор - Rosalie Beasley).
10-87 ЛЕН (Москвич-433 в сквере на площади Островского, V 1968(?), 272кБ).
25-23 ЛЕН (санитарная "Волга" ГАЗ-22 у Таврического дворца, 1970, 74кБ, автор - Rosalie Beasley).
28-99 ЛЕО (частный ГАЗ-21 1958 года выпуска, 33кБ).
Вторая серия такси - ЛЕП (первая цифра - номер таксопарка, тоже скользящие номера). Появилась в конце 60-х, когда серии ЛЕГ не стало хватать. Часть серии выдана грузовикам и автобусам ЛУАТ.
23-16 ЛЕП (ГАЗ-24-02 такси у Московского вокзала, 1 V 1978, 115кБ).
67-33 ЛЕП (Ikarus-255 у гостиницы "Прибалтийская", 1982, 223кБ, автор - Gerhard Palnstorfer).
80-55 ЛЕП и ??-39 ЛЕП (ГАЗ-21 такси и почтовый фургон, Черниговская ул., 1970, 135кБ, фото Игоря Стесева).
12-46 ЛЕР (ЛАЗ-697Е на площади Революции, 1976, 375кБ, автор - David Taylor).
94-40 ЛЕР (Москвич-427 на Садовой улице, 1974, 111кБ, автор - Pentti Yli-Karjanmaa).
37-32 ЛЕС (ГАЗ-12 "ЗиМ" 1957 года выпуска, 132кБ).
88-15 ЛЕС (Ikarus-180 22-го маршрута на Невском проспекте, 1972, 102кБ, автор - Ilmar Adamson).
16-47 ЛЕТ (служебный ГАЗ-21 у Смольного собора, 1974, 125кБ, автор - Doris Shipway).
65-16 ЛЕТ (ЗиЛ-130 с пожарной кабиной на Садовой улице, 1979-1980, 88кБ).
93-30 ЛЕТ (ЛАЗ-697М на площади Искусств, VII 1972, 89кБ).
16-13 ЛЕУ (ЛАЗ-697М на Дворцовой площади, X 1972, 141кБ).
17-19 ЛЕУ (ЗиС-150 у храма Св. Екатерины на Невском проспекте, 1973, 266кБ).
35-91 ЛЕФ (ГАЗ-93 у Нахимовского училища, XI 1978, 200кБ).
47-27 ЛЕФ (Ikarus-180 73-го маршрута на ул. Зины Портновой, 220кБ).
49-40 ЛЕХ (Москвич-403 во дворе дома №22 по ул. Кораблестроителей, 1975-1979, 275кБ).
47-94 ЛЕЦ (Москвич-412 на Исаакиевской площади, 1973-1975, 216кБ, фото Ильи Голанда).
20-97 ЛЕЧ (ГАЗ-12 "ЗиМ" 1953 года выпуска, 15кБ)
10-36 ЛЕШ (ЗАЗ-968 на площади "Расстания", 1979, 173кБ).
93-65 ЛЕЩ (ВАЗ-21011, 52кБ).
39-33 ЛЕЭ (ВАЗ-2103, Эдита Пьеха и ансамбль под руков. Григория Клеймица на въезде в Ленинград с Приморского шоссе, 1977, 251кБ, фото Юрия Белинского / ТАСС).
30-48 ЛЕЮ (ЛАЗ-697Н на Невском проспекте, 1981, 341кБ, автор - Hanoix Jorgensen).
93-15 ЛЕЮ (ГАЗ-51 на Пушкинской ул. в Пушкине, 7 XI 1980, 243кБ, фото В.Р. Голенкова).
68-58 ЛЕЯ (ЗАЗ-965 в Дачном, 1976-1977, 105кБ, автор - Иржи Тондл).
66-19 ЛОО (ЗиЛ-ММЗ-555 на заводе "Химволокно", 1977, 105кБ, из фотоколлекции Павла Галишева).
38-47 ЛОП (подметально-уборочный ГАЗ-53 у Зимнего дворца, 1975, 85кБ).
75-15 ЛОП (ГАЗ-24-03 у Аничкова моста, 1976, 137кБ, автор - Roger Lipsett).
85-90 ЛОП (ЛАЗ-695Н на Исаакиевской площади, 1980, 143кБ, автор - Walter Rudolph).
22-98 ЛОЦ (Ныса-522, 1982, 111кБ).
44-80 ЛОШ (ЗиС-101 с переделанной передней частью, метро Купчино, 1987, 75кБ, фото Петра Амелина).
72-03 ЛОШ (УАЗ-452Д на Невском проспекте, 1981, 259кБ, автор - Hanoix Jorgensen).
02-26 ЛОЭ (пожарный ЗиЛ-130 на пожаре в Библиотеке АН СССР, 1988, 112кБ).
48-99 ЛДА (ВАЗ-21011 на Измайловском проспекте, 105кБ).
87-62 ЛДБ (ЗАЗ-968, 164кБ).
83-02 ЛДВ (ЛуАЗ-969А 1978 года выпуска, 136кБ).
10-50 ЛДГ (ГАЗ-53 фургон на площади Восстания, 1985, 92кБ).
55-34 ЛДГ (ГАЗ-13 "Чайка" на Адмиралтейской набережной, 1981, 222кБ).
63-74 ЛДД (ГАЗ-24 1977 года выпуска, 139кБ).
54-56 ЛДЕ (Москвич-2140 на Дворцовой набережной, "Аврора" идёт на ремонт, 1984, 424кБ, фото Павла Маркина).
61-43 ЛДЖ (Москвич-412 1972 года выпуска, 106кБ).
16-17 ЛДЗ (ВАЗ-2101 на площадке учебной езды около ВАМИ, 1980, 74кБ, из архива И. Житомирской).
36-59 ЛДИ (Иж-412 1969 года выпуска, 177кБ).
51-88 ЛДК (Mercedes-Benz 290 Lang (W18) пулльман-лимузин на стадионе им. Кирова, 1988, 114кБ).
77-48 ЛДК (Tatra-148S1 на мосту Лейтенанта Шмидта, 1984, 87кБ, автор - Christian Pischinger).
66-80 ЛДЛ (КамАЗ-5511 на улице Димитрова, 1987, 284кБ, фото Петра Амелина).
72-46 ЛДЛ (ГАЗ-М20В Победа 1956 года, 34кБ и 35кБ).
84-18 ЛДЛ (Москвич-2140 на Невском проспекте, 1985-1988, 356кБ).
49-71 ЛДМ (ВАЗ-2103 у истока канала Грибоедова, 1988-1989, 130кБ, фото В.П. Мельникова).
19-94 ЛДН (ПАЗ-672 в Петропавловской крепости, 1982, 203кБ, автор - Gerhard Palnstorfer).
46-90 ЛДО (Москвич-2140 на Невском проспекте, 1981, 341кБ, автор - Hanoix Jorgensen).
77-09 ЛДО (ГАЗ-53 фургон у памятника Пушкину, 1983, 128кБ, фото Григория Барама).
37-39 ЛДП (ЗиЛ-130(?) фургон на Московском проспекте, 1984-1985, 118кБ).
45-58 ЛДР (ГАЗ-21 "Волга" на Исаакиевской площади, 1981, 107кБ, автор - Jan Nuijten).
71-71 ЛДС (ВАЗ-2105 у Казанского собора, 1981, 60кБ, автор - Gustav Neuenschwander).
56-82 ЛДТ (ВАЗ-21013 1981 года выпуска, 18кБ).
Последняя серия ЛДТ выдана не полностью. Самый старший известный мне номер - 79-26 ЛДТ.
Серия АВЕ - выездная серия для заграничных поездок (с латинскими буквами, выдана не полностью, дошло по крайней мере до 19-80 АВЕ):
06-09 АВЕ (Икарус-250 на Дворцовой набережной, 182кБ).
11-32 АВЕ (МАЗ-5429 у гостиницы "Пулковская", 1983-1984, 140кБ).
Мотосерии: (деления серий на частные/государственные не было):
Таблица мототранспорта по сериям 1959 года. Информация по годам во многом обрывочна.
- ЛЕА ЛЕБ ЛЕВ ЛЕГ ЛЕД ЛЕЕ ЛЕЖ ЛЕЗ ЛЕИ ЛЕК ЛЕЛ ЛЕМ ЛЕН
годы
выдачи
60 - 65 - - - - 74 - - - 78 -

22-85 ЛЕА (М-72 с коляской на Кондратьевском проспекте у ларька приёма стеклотары, 1960-1962, 191кБ, фото А.А. Рюрикова).
61-71 ЛЕА (мотороллер Вятка ВП-150 1960года выпуска, 23кБ, техпаспорт, номер выдан 2 IX 1960, 115кБ).
22-07 ЛЕГ (Pannonia T5, Павловск, Мариентальский пруд, 1966, 191кБ).
98-45 ЛЕЕ (Рига-3 1966 года выпуска, 72кБ, вряд ли это её номер, мопедам давали номера меньшего размера).
10-91 ЛЕЖ (Ява-175, Купчино, VI 1972, 17кБ, из архива Юлии Алексеевой).
25-25 ЛЕЗ (Ява-175, ул. Толмачёва, 115кБ).
техпаспорт, номер 93-05 ЛЕЗ выдан 30 IX 1974 на Иж-Юпитер 2 1971 года выпуска (85кБ).
Последняя серия ЛЕН выдана по крайней мере до 32-18 ЛЕН.
Выездная мотосерия: АВЕ, выдана по крайней мере до 01-72 АВЕ.
Мопеды: серия ЛЕА, выдана по крайней мере до 38-61 ЛЕА.
Прицепы: ЛГ, ЛД, ЛЕ, ЛЖ, ЛЗ.
54-79 ЛГ (субботник на Ржевке, 21 IV 1978, 224кБ).
70-91 ЛГ (полуприцеп ОдАЗ-885 в паре с тягачом КАЗ-608, Лиговский проспект, 1970, 224кБ, автор - Gerald Solomon).

Номера 1947 - 1960+ годов (ГОСТ 3207-46 1946 года).
Выдача номеров этого "жёлтого" стандарта происходила примерно с февраля - апреля 1947 года. Номера образца 1937 и 1940 подлежали полной замене (как было и во все предшествующие смены). С 1960 года в Ленинграде начата выдача чёрных номеров образца 1959 года, но жёлтые номера не изымались. В 1962 году тех и других было на улицах примерно поровну. В конце 1960-х годов у ГАИ было негласное распоряжение заменить старые жёлтые номера новыми. У машин государственной принадлежности их почти удалось извести. С частниками оказалось сложнее. Сохранили старые номера те машины и мотоциклы, которые простояли в гараже опасный период охоты, продолжавшийся несколько лет. Жёлтые номера и сейчас можно встретить (1 раз в пятилетку), они вполне легальны. Но это должна быть техника до 1960 года, владелец которой её тогда зарегистрировал на себя, и до сих пор жив и ездит. В 50-х годах в ГАИ ещё не было моды 60-80-х менять номер при всяком удобном случае (смена владельца, адреса, двигателя, кузова, утеря документов). В старый техпаспорт вписывали нового владельца/адрес/данные, поэтому машина сохраняла старый номер, если только не меняла прописку на другой регион. Впервые в Ленинграде автомобильные серии были разделены по принадлежности на грузовые/служебные/частные.
Автомобильные серии:
1947, нанесение на борт пятитонки ЯГ-6 нового номера (виден старый довоенный номер ЛБ) (169кБ, домашний архив Курановых).
Серия ЛА. Выдавалась с самого начала стандарта, с 1947 года, была чисто грузовой серией и к 1952 году (или раньше) выдана полностью. В 1956 и 1957 годах появляются новенькие марки машин с номерами этой серии, большинство из которых - частные. Нельзя сказать, что это выданы нерозданные ранее запасы номеров, потому что охвачен весь диапазон, известны от ЛА 00-04 до ЛА 99-03. Предполагаю, что номера вымерших с 1947 года машин были выданы повторно. И на то была причина (см. ниже серию ЗМ). Выдавалась, вероятно, до 1960, когда её сменила чёрная серия ЛЕВ.
ЛА 26-76 ("Волга" на ул. Фурманова, 1958, 249кБ, автор фото - Евгений Анспок).
ЛА 43-29 (ЗиС-5, Аничков мост, 1 V 1949, 64кБ).
ЛА 50-11 (Москвич-407 1958 года на Невском проспекте, 1965, 82кБ, автор фото - Всеволод Тарасевич).
ЛА 74-52 (талон техосмотра на ветровое стекло, 1963, 36кБ).
Серия ЛБ. Грузовая. Выдавалась с 1947 года взамен старых серий. Исчерпана в 1947. Выбывшие из обращения номера выдавались повторно до появления номеров нового стандарта в 1960-м. В тысячах ЛБ 1?-?? и ЛБ 2?-?? много автобусов.
ЛБ 20-07 (учебный ГАЗ-51 1955-1956 годов выпуска, 38кБ)
ЛБ 74-82 (поливо-моечная пятитонка ЯГ-6 на пл. Революции, 1947-1950, 224кБ)
ЛБ 75-43 (поливо-моечная пятитонка ЯГ-6 у Летнего сада, 1947-1948, 361кБ)
Серия ЛВ. Служебная. Выдавалась с 1947 года до примерно 1954. Случаев перевыдачи не замечено.
ЛВ 70-13 (Vauxhall 14, V 1953, 99кБ)
ЛВ 71-88 ("Победа", 1950-1955, 338кБ, из блога https://prostislav1.livejournal.com).
ЛВ 80-35 ("Победа"-такси на Невском проспекте, 1948-1950, 225кБ).
Серия ЛГ. Грузовая. Выдавалась с 1947 года взамен старых серий. Исчерпана примерно в 1950-1951. Случаев перевыдачи не замечено. Интересно, что почти все ГАЗ-51 и -93 тех лет получали именно серию ЛГ. Случайность? Кроме того, этих самых многочисленных в СССР грузовиков в Ленинграде почему-то было заметно мало.
ЛГ 17-49 (ЗиС-150 1947-1948 года выпуска, роторный снегоуборщик РС-1, Дворцовая площадь, 1947-1952, 396кБ).
ЛГ 37-35 (ЗиС-150, Дворцовый мост, 1959, 161кБ, автор - Ray DeGroote).
ЛГ 98-84 (ЗиС-155 6-го маршрута на Адмиралтейском проспекте, 1950-1952, 148кБ, из блога avp23649.livejournal.com).
Серия ЛД. Грузовая. Выдача началась примерно в 1948, исчерпана примерно в 1953. Выбывшие из обращения номера выдавались повторно до появления номеров нового стандарта в 1960-м и позже. Номер ЛД 40-13 принадлежал санитарному РАФ-977И (выпускались с 1962 года).
ЛД 58-09 (ЗиС-585, Невский проспект, 1951, 266кБ, из коллекции Анны Vitabell).
ЛД 63-80 (ЗиС-155 44-го маршрута на Невском проспекте, 1955, 399кБ, из блога avp23649.livejournal.com).
ЛД 85-75 (пожарный ЗиС-150, Леонтьевская ул., из фильма "Черёмушки", 1962, "Ленфильм", 77кБ).
Серия ЛЕ. Первая частная в Ленинграде. Теоретически выдача могла начаться в 1947, но по составу автомобилей начало пришлось, скорее, на 1948-1949. Исчерпана около 1954 года.
ЛЕ 27-05 ("Москвич"-кабриолет, видна рамка-обогреватель ветрового стекла, 86кБ)
ЛЕ 42-68 ("Москвич" на площади Искусств, 99кБ)
ЛЕ 52-98 ("Победа" на ул. Комиссара Смирнова, 1960, 203кБ, фото из архива Виктора Трофимовича Лаптева).
Серия ЗМ. Грузовая. Эта серия была выделена не Ленинграду, а Ленинградской области. Известно, что в области выдан номер ЗМ 15-05, в Ленинграде - сотни 64, 78, 69 (все - Колпинский район). Про остальные - нет данных (судя по фотографиям ЗМ60 и ЗМ61 - тоже городские, а ЗМ 19-92 - областная, поскольку это санитарный "Москвич", который не относится к грузовикам, а в области не было деления серий по типам машин). Последние два номера сотни ЗМ 69-01 - ЗМ 70-00 выданы в Колпинском районе 3 и 7 января 1956 года, 10 января начали выдавать сотню ЛК 31-01 - ЛК 32-00, сотни ЗМ64 и ЗМ78 выданы до ЗМ69. Серия ЗМ выдавалась с примерно 1955 по точно 1957 год. Причину отъёма серии у области вижу в стремительной автомобилизации страны в 50-х годах, из-за чего "жёлтый" двухбуквенный стандарт приближался к исчерпанию всех буквенных комбинаций. В середине 50-х свободные комбинации букв ещё были. Я не знаю, почему Ленинград не запросил их у центра, а залез "в карман" к области и начал повторную выдачу своих собственных списанных номеров. Практика заимствования областных серий продолжилась в 70-х и 80-х годах.
ЗМ 24-67 (ГАЗ-51, Дворцовый проезд, 1958, 103кБ)
ЗМ 60-73 (ГАЗ-51, сброс снега в канал Грибоедова, 1956, 83кБ)
ЗМ 61-20 и ЗМ 61-?? (два МАЗ-205, просп. Стачек, 1957, 264кБ)
Серия ЛЖ. Служебная. Выдавалась с примерно 1953 года до появления номеров нового стандарта в 1960-м и позже. Номер ЛЖ 69-93 принадлежал ГАЗ-22 (выпускались с 1962 года). Сотня ЛЖ44 принадлежала Колпинскому району, ЛЖ 44-64 - ЛЖ 44-68 - 1955 год, ЛЖ 44-69 - ЛЖ 44-72 - 1956 год.
ЛЖ 22-84 (ГАЗ-69, Автово, из фильма "Черёмушки", 1962, "Ленфильм", 75кБ).
ЛЖ 46-62 ("Победа" ГАЗ-20В на Старорусской улице, 1958, 167кБ).
ЛЖ 87-62 (Москвич-407 "неотложная помощь" на улице Гоголя, 1962-1965, 140кБ).
Серия ЛЗ. Грузовая (однако ЛЗ 00-08 - легковая BMW-340, впрочем, с номерами 00-0? бывают чудеса). Выдача началась не раньше 1949, исчерпана до 1956, возможно, раньше. Случаев перевыдачи не замечено. Интересно, что именно в этой серии особенно много автомобилей ЗиС. Грузовиков ЗиС в Ленинграде почему-то заметно больше (в процентном отношении), чем в среднем по СССР. См. мой комментарий к серии ЛГ: ЛГ - лениградский ГАЗ, ЛЗ - ленинградский ЗиС?
ЛЗ 58-36 (ЗиС-150, Средний просп. В.О., 1960-1965, 136кБ).
ЛЗ 70-48 (ГАЗ-ММ ульяновской сборки у станции метро "Технологический институт", 1960-1965, 251кБ).
ЛЗ 71-46 (ЗиС-155 22-го маршрута на набережной канала Грибоедова, 1955, 208кБ, фото А.Лысенкова, из архива Александра Гуськова).
Серия ЛИ. Частная. Начало выдачи - 1953-1954, окончание выдачи - 1956-1957. В январе-мае 1956 года в Колпинском районе выдавались номера ЛИ 47-24 - ЛИ 47-37 (8 "Москвичей", 5 "Побед", 1 - марка не указана). Возможно, серия выдана не полностью. Самый старший известный мне номер - ЛИ 73-49.
ЛИ 24-14 ("Москвич" на Невском проспекте, 1961, 88кБ)
ЛИ 45-47 ("Москвич" у Петровского дуба на Каменном острове, 1957, 130кБ)
ЛИ 68-28 ("Победа" ГАЗ-20В, 1957, 113кБ).
Серия ЛК. Грузовая. Начало выдачи - 1956, окончание выдачи, - 1958-1959. В январе-мае 1956 года в Колпинском районе выдавались номера ЛК 31-01 - ЛК 31-64.
ЛК 28-09 (ГАЗ-51 или -63 на 2-й линии Васильевского острова, 1956-1965, 163кБ, Фотоархив Василеостровского р-на)
ЛК 75-57 (подметально-уборочный ГАЗ-51 на Невском проспекте, 1 V 1959, 290кБ, фото Виктора Трофимовича Лаптева).
ЛК 79-18 (ГАЗ-51 фургон на Исаакиевской площади, 1957-1959, 110кБ).
Серия ЛН. Грузовая. Начало выдачи - 1958-1959, окончание выдачи, - 1960 и позже. Номер ЛН 00-44 принадлежал испытательному Икарусу-180 1964 года, ходил по 3 маршруту. Вряд ли серия ЛН выдана полностью, самый старший известный мне номер - ЛН 52-08.
ЛН 01-17 (ЗиС-150 фургон у Зимнего дворца, 1964, 381кБ).
ЛН 52-08 (ГАЗ-51 фургон на площади Льва Толстого, 1962, 296кБ, из коллекции Владимира Медведя).
Мотосерии: (деления серий на частные/государственные не было):
ЛА - первая серия, сотня ЛА 87-хх выдавалась в Колпинском районе в 1955-1956 годах. Вероятно, ей на смену пришла серия ЛБ в 1956-1957 годах.
ЛБ 66-00 (К-125 с баком от К-175, Пулковское шоссе, 1960-1965, 399кБ). Это - самый старший известный мне номер.
ГАИ 724 (мотоциклы ГАИ имели собственную нумерацию в каждой области, 29 VII 1959, 186кБ).
ОРУД 757 (начало 1950-х, 140кБ).
Прицепы:
ЛА 17-03 (Суворовская пл., 1950, 76кБ, фрагмент фото Виктора Трофимовича Лаптева).
ЛА 90-14 (просп. Обуховской обороны, 1959, 256кБ, автор - Ray DeGroote).
ЛБ 48-53 (182кБ). Это самый старший известный мне номер.
Номера 1937-1947 годов
Выдача происходила с мая по осень 1937. С 1940 года параллельно с номерами образца 1937 года выдавались номера меньшего размера (особенно заметно по буквам). Заменены на номера образца 1947 года примерно в феврале-апреле 1947. Причина замены, - во время войны пропали регистрационные документы на многих оккупированных территориях. В начале войны транспорт всех регионов был почти полностью мобилизован на фронт с номерными знаками, и война разметала уцелевшие автомобили и мотоциклы по огромной территории, часто с утратой документов.
Легковые автомобили имели только задние номера (в Москве и в Ленинграде, в остальном СССР - оба знака). Знаки 1937 года - самые огромные из всех, когда-либо выпускавшихся в СССР (размер переднего - 56х14 см). Считалось, что знаки портят внешний вид легковых автомобилей в столицах.
Автомобильные серии:
ЛА 83-70 (агитационная полуторка ГАЗ-АА, просп. 25 Октября (с 13 I 1944 - Невский проспект), XII 1937, 137кБ)
ЛБ 09-04 (подметально-уборочный ГАЗ-АА ПУ-5, Международный просп. (в 1950-1956 - просп. имени Сталина, затем - Московский просп.), 13 VI 1938, 152кБ, фото Э.М. Хайкина)
ЛБ 55-95 (ЗиС-8 "Интурист", 211кБ)
ЛБ 57-55 (санитарный ГАЗ-АА, бойцы ПВО выносят раненую после артобстрела на ул. Белинского, 1941-1943, 95кБ, фото Бориса Павловича Кудоярова)
ЛБ 97-98 (эмка и трамвай ЛМ-33 "американка", враг на Петергофском ш., 1941-1942, 94кБ)
ЛВ 42-63 (трёхтонка ЗиС-5 привезла из эвакуации фонды Публичной библиотеки, пл. Островского, X 1945, 101кБ)
ЛВ 93-04 (дата выдачи - 27 III 1945) (техпаспорт полуторки 1942 года, 82кБ, правила, 121кБ, обложка, 73кБ)
ЛГ 37-78 (ЗиС-5 хлебный фургон с прицепами, I 1941, 306кБ)
ЛГ 44-82 (ГАЗ-03-31 прожектор, 26кБ)
ЛГ ??-?9 (полуторка-вышка, покраска светофора на Аничковом мосту, 22 VI 1944, 168кБ, фото Сигизмунда Евстафьевича Кропивницкого)
ЛГ ??-?? (трёхтонка, эвакуация населения, просп. Стачек, 18 IX 1941, 176кБ, фото Василия Гавриловича Федосеева)
ЛД 10-30 (ГАЗ-03-30, линия Маннергейма, 1940, 73кБ)
ЛД 55-34 (просп. 25 Октября, 1 IV 1942, 257кБ, фото Бориса Павловича Кудоярова, полуторка)
ЛД 64-43 (трёхтонка на учениях дегазационного подразделения МПВО Октябрьского района, Исаакиевский собор, VIII 1943, 113кБ, фото Всеволода Сергеевича Тарасевича)
ЛД 90-?? (полуторка химической защиты на учениях, Загородный просп., VIII 1943, 119кБ)
ЛД 91-91 (трёхтонка, жители берут воду из водопроводного люка, просп. Володарского (с 13 I 1944 - Литейный проспект), 2 II 1942, 181кБ, фото Георгия Фёдоровича Коновалова)
ЛЕ 12-86 (обр. 1940), ЛД 00-25 (ЗиС-11 пожарные ПМЗ-2, Колпино, просп. Ленина, 1942, 174кБ)
ЛЕ 61-97, ЛЕ 45-86, ЛД 85-17 (трёхтонка, две полуторки и бронированная на Ижорском заводе трёхтонка впереди, отряд особого назначения "Ленэнерго", Марсово поле, X 1941(?), 104кБ)
ЛЕ 19-54 (ЗиС-6 бензозаправщик БЗ-35 у дальнего бомбардировщика ДБ-3, Балтийский флот, 1943, 91кБ)
ЛЕ 44-37 (ЗиС-12, у театра им. Кирова (Мариинского), 1941, 125кБ)
ЛЕ 49-67 (трёхтонка, угон скота в город, Новосивковская ул. (с V 1965 - ул. Ивана Черных), 17 IX 1941, 125кБ, фото Василия Гавриловича Федосеева)
ЛЕ 93-28 (ЯС-3, улица Некрасова, 43 (до 1918 - Бассейная, дом восстановлен), 1942, 162кБ)
ЛЕ 06-04 или ЛЖ 06-04 (обр. 1940) (санитарная полуторка, просп. 25 Октября, 1 V 1942, 110кБ)
ЛЗ 62-78 (послевоенная трёхтонка ЗиС-5, серия ЛЗ - послевоенная, 273кБ)
ЛИ 55-67 (поливо-моечная пятитонка ЯГ-6 на Кировской площади, серия ЛИ - послевоенная, 1946, 147кБ)
Мотосерия:
ЛА 00-82 (Л-300 "Красный Октябрь", 328кБ), самый большой известный мне номер - ЛА 48-82 (выдан до 1943 года включительно). Ленинградские мотономера образца 1940 года мне не попадались.
В этом и в более ранних стандартах мотоциклам выдавались 2 номера - задний и двусторонний на переднее крыло. Передние номера отменены в 1947 из-за травмоопасности при наезде.
ГАИ (Харлей-Дэвидсон ВЛА, мотоциклы ГАИ имели собственную нумерацию в каждой области, на переднем номере писали просто ГАИ или МИЛИЦИЯ, 148кБ).
Прицепы:
ЛА 35-27 (1,5-тонный прицеп 2-П-1,5, восстановительный субботник на заводе "Химволокно", 1947, 413кБ)
ЛА 36-44 (3-тонный прицеп АПУ, 5-я Советская, 24, 1942, 118кБ).
ЛА 46-94 (3-тонный прицеп АПУ, виден сам номерной знак образца 1940 года, 1941-1944, 222кБ).
ЛГ 21-38 и ЛГ 21-30 (тягач - ЗиС-5 хлебный фургон с прицепами, 332кБ)
Это - первый стандарт, в котором прицепам требовались собственные номера. Раньше надо было задний номер тягача перевешивать на прицеп. ЛА 46-94 - самое большое число у прицепов, мне попадавшееся.
Аккумуляторный блокадный светофор (сделано 100 шт., когда не стало электричества, пл. Урицкого (Дворцовая), 1942, 92кБ).
Эта сторона улицы больше не опасна. (Владимирский просп. (до 13 I 1944 просп. Нахимсона), 12, театр им. Ленсовета, 1944, 125кБ, фото Давида Михайловича Трахтенберга).
Номера 1934-1937 годов
Выдача происходила в начале 1934 года, до 1 июля, замена - май - осень 1937. Причина замены - после создания ГАИ в 1936 году учёт автотранспорта переложили с дортрансов на НКВД, а заодно и увеличили количество центров регистрации, создав их в каждой области и разделив на городские и областные в Москве и Ленинграде.
Номера выдавались Ленинградским Дортрансом (управлением дорожного транспорта), включавшим в себя Ленинградскую и Мурманскую область, часть Новгородской и Псковской областей.
Автомобильные номера с 1 по 99-99 были выделены исключительно легковым автомобилям, но исчерпаны меньше, чем на треть. Самый старший на фотографиях в Ленинграде - 22-45 (легковушек было в пять-шесть раз меньше, чем грузовых и автобусов). Пятизначные номера - только на грузовых и автобусах. Грузовые Ленинграда - пятиразрядные и все начинаются на 2, реже - на 3, самый старший - 3-14-66 (фото 1937 года). Зато в Ленинградской области все номера грузовых автомобилей 5-значные и начинаются с 4, 5 или 6 (5-02-71 - Мончегорск (3 VII 1937), 5-54-04 - Боровичи, 6-48-33 - Кировск (1935)). Самый старший из них - 6-48-33 ЛЕН-ГРАД. Единственный на областных фотографиях легковой автомобиль (ГАЗ-А) около гостиницы "Луга" в Луге (1936) имеет номер 29-42. Он или ленинградский, или областные легковушки тоже укладывались в 99-99. Особый случай - пятизначные, начинающиеся на 1. Такая фотография у меня только одна - полуторка 1-55-94 ЛЕН-ГРАД. Этот номер сильно отличается от всех. У него полоса между цифрами и ЛЕН-ГРАД, и девятки с кругленькими хвостами, тогда как у остальных номеров хвосты девяток и шестёрок почти прямые. Полоса встречается только ещё на одном снимке - 22 ЛЕН-ГРАД, где цифры 22 наклеены или привинчены. На всех остальных номерах ЛЕН-ГРАД полосы нет. Логично предположить, что 1-55-94 - какой-то областной номер.
Теперь о мотоциклах. Мне известны три: 1-00-03 ЛЕН-ГРАД (20 V 1936), 6-05 ЛЕН-ГРАД (IV 1935) и 54 ЛЕН-ГРАД. Все три - с полосой между цифрами и ЛЕН-ГРАД. В предыдущем стандарте 1932 года мотоциклы и автомобили уже были разделены (можно было встретить автомобиль и мотоцикл с одинаковыми номерами), поэтому вряд ли с 1934 года номера давались вперемешку машинам и мотоциклам. Десяти тысяч мотоциклов в Ленинграде просто не было, от силы 2-3 тысячи. Значит, этот 1-00-03 - на самом деле третий по счёту областной? Тогда это совпадает с версией про областной автомобильный 1-55-94.
Автомобильные (включая трактора, в дальнейшем, с 1937 по 1966 у тракторов не было номеров):
   2 - 9 2
ЛЕН-ГРАД
1 8 - 5 2
ЛЕН-ГРАД
2 - 0 4 - 8 7
ЛЕН-ГРАД
2 - 1 2 - 7 9
ЛЕН-ГРАД
2 - 6 0 - 7 6
ЛЕН-ГРАД
3 - 1 4 - 6 6
ЛЕН-ГРАД
Мотоциклетные:
1 - 0 0 - 0 3
ЛЕН-ГРАД
(ст. лейтенант Георгий Филонов прыгнул на мотоцикле с трамплина на рекордные 13 метров, 20 V 1936).
Номера 1932-1934 годов (1-й общесоюзный стандарт)
Выдача происходила в I половине 1932 года, замена на стандарт 1934 года - в I половине 1934 года, до 1 июля. Причина - приближающееся исчерпание 4-значных чисел в некоторых регионах и небольшой запас свободных букв. Москва истратила три буквы автомобилей - Г, Д, Я.
Автомобильные: А-33-67 (438кБ), А-52-40 (666кБ), А-66-47 (1933, 74кБ), А-70-28 (1933, 151кБ), А-92-28 (171кБ). Это - численно самый большой из известных мне номеров.
Мотоциклетные: Г-14-20 (4 V 1932, 81кБ), Г-13-41, Г-21-59, пробный 33, пробный 3, пробный 2 (IX 1933, 375кБ), Г-26-52 (148кБ). Это - численно самый большой из известных мне номеров.
Номера до 1932 года
До 1932 года в каждой губернии были свои собственные стандарты номеров для автомобилей, мотоциклов, извозчиков и велосипедов. Номера в разные годы выдавались на полгода или на год и отличались цветом. Датированных точно фотографий мало, поэтому прошу указывать мне на ошибки, которые здесь наверняка есть.
Автомобильные:
В первой половине 1932 года вся страна переходила на номера общесоюзного стандарта (см. выше). Какое-то время на улицах были и старые, и новые номера.
1932, первая половина года (тёмные на светлом) 814 (877кБ), 888 (896кБ). Обе фотографии сняты Бранзоном ДеКу (САСШ).
1931, вторая половина года (светлые на тёмном) 3-10 (421кБ), 49-48 (7 XI 1931, 115кБ), на велосипеде номер не виден, потому что в то время были каплеобразные номера на переднее колесо (см. ниже), 87 и 2-33 (924кБ) (87 - прежний стандарт, см. ниже, 2-33 - новый стандарт).
1930, вторая половина года, - 1931, первая половина года (светлые на тёмном) 87 и 2-33 (см. выше) (924кБ), 2684 (1 V 1931, 352кБ), 1229 (109кБ).
1930, первая половина года(?) (тёмные на светлом) 2890 (107кБ).
1928, вторая половина года, - 1929 (тёмные на светлом) 1470 (965кБ), 725 и 759 (1019кБ), 730 (428кБ), 591 (150кБ), 750 (X 1928, 54кБ), 156/Ч (частный) (VIII 1928, 144кБ).
1928, первая половина года (светлые на тёмном) 768, пробный 24, пробный 2 (767кБ, пробные номера были треугольными до начала 30-х годов), 763 (850кБ), 64 (117кБ), 212-Ч (частный) (735кБ).
1927 (светло-тёмные на среднем) ?2?2 (52кБ).
1926 (светлые на тёмном) 213(?) (94кБ), ???? (1 IX 1926, 45кБ).
1925 (светлые на тёмном) 947, 948 (1 V 1925, 76кБ).
1924 поздние - 1925 ранние (чёрные на светлом) 497 (18 IX 1924, 78кБ), наводнение 23 IX 1924 (143кБ).
1924 ранние (светлые на тёмном) 497 (375кБ), 28 (250кБ), прощание с Лениным 21 I 1924 (425кБ).
1923 (тёмные на светлом) 127(?) (80кБ).
1922 (тёмные на светлом) 409 (127кБ), 268 (и за стеклом уже полученный на следующий период(?) 386) (274кБ).
1921 нет данных.
13 VI 1920 "Декрет о номерных знаках" ввёл передние номерные знаки. Впрочем, до 1926 на некоторых грузовых автомобилях передних номеров не видно. До 1920 года требовались только задние знаки.
1920 (светлые на тёмном) 305 (1 V 1920, 117кБ).
1919 (тёмные на светлом) 1?13 (379кБ).
У машин из царского гаража номеров не было.
1915 обратите внимание, что требовалось два знака - табличка и ночной ацетиленовый фонарь с прорезанными цифрами. Вероятно, по этой причине само числовое значение номера автомобиля не менялось при ежегодной смене типов номерных жестянок.
1915 (светлые на тёмном) 7 (27 III 1915, 118кБ, пленные немцы на Невском), виден номер на Форде-Т на середине улицы, круглого номера нет. (27 III 1915, 182кБ, пленные немцы на Невском).
на 1 VII 1913 было 2069 автомобилей (119кБ)
1913 поздний (светлые на тёмном) 1615 (271кБ).
1913 права шоффера (117кБ). В документе явно указана дата 24 февраля 1913 года, но имя Петроград появилось в августе 1914. Возможно, это дубликат взамен утерянных прав.
1912 поздний - 1913 ранний (тёмные на светлом) 299 (2-99) (303кБ, 1913), 18?? (480кБ, 1912).
1912 ранний (светлые на тёмном) 58-Т (такси) (911кБ).
1911 годовой или полугодовой, действителен до 1912 (светлые на тёмном) 165 (385кБ).
1911 МАРIЯ (274кБ). Имя собственное вместо номера, грузовиков было мало. По данным Станислава Кирильца обе машины немецкой марки Гаггенау, у дальней машины было имя Николай.
1910 (светлые на тёмном) 12?-Т (такси) (18 V 1910, 140кБ), 621 (140кБ). Вряд ли в гонке участвовал 621 автомобиль, значит, это городской номер, если не номер военного ведомства и не иностранный участник, а такие были. Кстати, под 621 различима прежняя надпись номера.
Мотоциклетные:
1931-1932 (светлые на тёмном) 78 (4 V 1932, 1429кБ). В том же соревновании видны мотоциклы с номерами стандарта 1932 года.
(1931), но скорее всего, 1930 (тёмные на светлом) 44 (126кБ).
1930, тот же стандарт (тёмные на светлом) 104 (сентябрьский номер 17-18 "За рулём", 49кБ).
1928 (тёмные на светлом) 77, 106, 2 (29 VII 1928, номер 5 "За рулём", 172кБ).
1925 (светлые на тёмном) три номера видны, если приглядеться (11 X 1925, 85кБ). На самом правом и на двух слева.
До революции у велосипедов и мотоциклеток были одинаковые номера (см. ниже раздел велономеров).
Извозчики:
У карет и у крестьянских телег номеров не было. Номера требовались тем, кто регулярно занимался легковым или ломовым (т.е. грузовым) извозом. При этом у возницы должен быть при себе жетон с тем же числом, какое было на экипажной жестянке (номерные знаки тогда называли жестянками).
1930-1935, точный год не известен (светлые на тёмном) 143 (658кБ). Число 143 совсем небольшое, в середине 30-х извозчики ушли в историю.
1915 (светлые на тёмном) пленные немцы на Невском (27 III 1915, 233кБ).
2 V 1914 - 1 XI 1914 (светлые на тёмном) 9326, жетон ломового извозчика (40кБ), 8163 (134кБ), день объявления войны (20 VII 1914, 328кБ).
2 XI 1913(?) - 1 V 1914 (светлые на тёмном) 439, жестянка и жетон легкового извозчика (41кБ)
1906-1914 (год неизвестен) А вот этот экипаж явно без номера. И так слишком заметный? Или считается телегой? (288кБ).
1909 малоинформативно, но номер виден (45кБ). 5369 (843кБ, 1907 или 1909. Отнесу к 1909, потому что написание цифр не такое, как на датированной 1907 фотографии, хоть это и слабый аргумент).
1908 (светлые на тёмном) 13415(!) (371кБ), 3138? (574кБ). Неужели их было больше 13 тысяч?!
1907 (светлые на тёмном) 13762 (317кБ).
1906 малоинформативно, но номера видны (357кБ).
? - 1 XI 1904 (светлые на тёмном) 18395, 6381, 7214 (762кБ), 8279 (607кБ). Кажется, я знаю, откуда взялось это огромное число 18395. Вероятно, из года в год за каждым извозчиком был закреплён один и тот же номер. Новичкам давали новые номера по порядку. Многие из "старых номеров" реально уже не работали, и на самом деле извозчиков было совсем не 18395. Такая вот версия.
1903 (светлые на тёмном) 9073 (130кБ), 1434 (27 V 1903, 294кБ), а эти все почему-то без номеров (158кБ), ретушёр поработал?
1900 (светлые на тёмном) 2455? (114кБ).
1896 (номера нет!) (154кБ, автор - Frantisek Kratky, Австро-Венгрия). По тени хорошо видно, как выглядел этот экипах сбоку.
В коллекции Петра Шляхина есть жетон ярославского "лехкового" извозчика, действительный до 1851 года. Уж в столице явно тоже должны были быть. По крайней мере, в Москве 1892 года точно были жестянки, прикреплённые к экипажу, а не только жетоны.

Велосипедные номера до 1960 года
До 1960 года (в некоторых областях позже, в некоторых их опять вводили, но скоро отменяли) в каждом населённом пункте выпускали собственные велосипедные номера, которые надо было менять каждый год. У детских и подростковых велосипедов номеров не было. Причина отмены велосипедных номеров, - ими занимался не ОРУД ГАИ, а местные власти, у которых много сил уходило на отслеживание велосипедов, печатание и выдачу знаков. Решили на этом сэкономить.
1955 00404 (39кБ).
1954 03784 (205кБ).
1945-1946 14324 (31кБ).
1943 блокадные связные на Кировском мосту (176кБ).
1941 50322 (6кБ).
1939 51950 в рамке тех времён с клеймом Кировского завода (16кБ) и обратная сторона (16кБ), размер - 125 на 80 мм, 24595 (20кБ).
1938 33305 (20кБ).
1931-1932 14084 (65кБ), обратная сторона (46кБ), 13653 (83кБ), обратная сторона (63кБ), размер - 170 на 103 мм, обычно крепился к оси переднего колеса справа.
1927-1928 11687 (35кБ)
До революции у велосипедов и мотоциклов были одни и те же знаки.
1916-1917 14181 (83кБ).
1909-1910 3281 (60кБ).
1900-е годы 32662 (11кБ), 29559 (138кБ), 28474 (38кБ), другая сторона (38кБ), штамп (32кБ), 15610 (74кБ), 6312 (99кБ), 5848 (83кБ).

Использована информация от:
Avtonomer.net.
Александра Федотова.
Автобусный транспорт.
avto-nomer.ru.
Источники фотографий:
архив автора.
Коллекция Петра Шляхина.
архив Андрея Мятиева.
Алексей Рязанцев (Ленинград).
Avito.ru.
Магия Ретро.
Юла.
eBay Deutschland.
Pastvu.com.
Vk.com.
Auto.ru.
ГрузовикПресс.ru.
Newauction.ru.
kapuchin.livejournal.com.
avp23649.livejournal.com.
За рулём.
Веломузей Андрея Мятиева (Москва).
Алексей Попов (Рига).
Василий Бернштейн (Санкт-Петербург).
Алексей Клишин (Москва).
Евгений Абушек (Омск).
Музей истории энергетики Северо-Запада.
"Государственная Автомобильная Инспекция/Санкт-Петербург и Ленинградская область" (издание к 65 летию ГАИ), издательство «Лики России», СПБ, 2001.
"Государственная Автомобильная Инспекция Санкт-Петербурга и Ленинградской области", издательство «Лики России», СПБ, 1996.
Ugo Condzedo.
Вход   Галерея   Номерные знаки
Знаки 1959 года   1947 года   1937 года   1934 года   1932 года   Ссылки

Последняя правка 9 I 2019. Контакт. Андрей Богомолов.