Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1959, 1947, 1937 и 1934 годов,
Калининская область.
Номера образца 1959 года (чёрные).
Автомобильные серии:
В Калининской области не было разделения на частные/грузовые/служебные серии.
Таблица известных времён выдачи серий.
Цифры в таблице - годы выдачи серии. Указаны известные годы, диапазон мог быть шире.
- КАА КАБ КАВ КАГ КАД КАЕ КАЖ КАЗ КАИ КАК КАЛ КАМ КАН КАО КАП КАР КАС КАТ КАУ КАФ КАХ КАЦ КАЧ КАШ КАЩ КАЭ
годы
выдачи
XII 59
61
62
63
63
64
64
67
65
69
65
71
69
72
67
69
69
71
70
73
не
было
72
74
73
74
73
74
74
75
75
76
75
76
76
77
77
80
77
80
77
80
79
81
80
80
81
82
81
82
?
?
55к фото Москвич-410НВыдана небольшая часть последней серии КАЭ, видел два номера, начинающиеся на 01 (белая Нива) и 10 (серая ГАЗ-24). Все серии от КАА до КАЭ выдавались, кроме серии КАЛ.
Частные автомобили в серии КАА регистрировались в общем потоке с государственными, частников тогда было совсем мало. В сериях КАБ, КАВ и КАГ для частных машин были выделены номера от 00-01 до 10-00. В остальных номерах этих серий частные машины зарегистрированы в общем потоке. В серии КАД так же номера с 00-01 по 10-00 - частные серии, среди номеров 10-01 по 99-99 частников уже среди моих записей нет, впрочем, и самих записей уже не так много - 29 (старинные грузовики в сериях конца 60-х годов уже редкость, а меня интересовали только старинные, и это был 1981 год, т.е. ЗиС-150 и МАЗ-200, например, к старинным не относились). В серии КАЕ частники регистрируются в общем потоке среди государственных машин. В серии КАЖ опять для частников выделены номера от 00-01 до 10-00, в остальных номерах КАЖ частники тоже попадаются среди грузовиков. В серии КАЗ частники и госмашины идут вперемешку. В сериях КАИ и КАК номера с 00-01 до 10-00 - частные, в остальных номерах есть и частники и государственные машины.
Особенность Калининской области в том, что очень много мотоколясок С3А имели автомобильные номера (не могу утверждать, что все, - мотоциклы меня тогда не интересовали, и на мотосерии в картотеке я даже не взглянул). В остальных областях С3А регистрировались мотоциклетными знаками, за редкими исключениями, которые я отношу скорее к "ошибкам" сотрудников ГАИ, всё-таки С3А - маленький, но автомобиль.
Серии КАM...КАЭ я тогда не просматривал, так как старинных машин там почти не было, а не переборку карточек одной серии уходит обычно почти целый рабочий день.
"Латинская" серия для машин, выезжающих за пределы страны - ВЕТ.
01-98 КАА (МАЗ-200В, 112кБ)
03-96 КАА (Москвич-410Н, 1960, 69кБ)
04-20 КАБ (Москвич-410Н, 55кБ)
06-58 КАБ (Москвич-407, 1962, 31кБ)
85-81 КАБ (Москвич-407 1963 года выпуска, 38кБ)
93-94 КАВ (КАЗ-606А, 156кБ)
08-38 КАГ (Москвич-403, 16кБ)
49-42 КАД (КАвЗ-663, 104кБ)
70-40 КАД (Škoda 706RTO, 63кБ)
71-08 КАД (Ikarus 55, 1968, 65кБ)
55-65 КАЕ (МАЗ-503А, 1980, 142кБ)
48-87 КАЖ (Ikarus 180, 69кБ)
66-20 КАЗ (ЗАЗ-965А 1968 года выпуска, 78кБ)
93-32 КАЗ (ЛиАЗ-158В, Торжок, 201кБ)
30-74 КАИ (Москвич-424, 26кБ, задний номер, 52кБ, Калинин, 1980)
60-91 КАИ (Ford-6 выпуска 12 VI 1943, принадлежавший калининскому комбинату "Искож", 82кБ, 1980)
Эту машину с 1981 года я отслеживал, чтобы сохранить. Договорился с завгаром комбината, чтобы они дали знать нам в Московский клуб автомотостарины САМС, когда соберутся списывать машину. Но, зная, как "свято" обычно соблюдаются такие договорённости, раз в пару лет приезжал в Калинин узнать о машине и напомнить о договоре. Приехав в очередной раз, узнал, что машину порезали на металлолом.
37-89 КАК (РАФ-977ДМ, 55кБ)
73-76 КАК (Opel Olympia OL38LZ 1938 года, 206кБ)
78-12 КАМ (ВАЗ-2103, 20кБ)
25-55 КАН (ГАЗ-22, 34кБ)
48-05 КАО (ЗАЗ-968 1973 года выпуска, 171кБ, задний номер, 151кБ)
31-10 КАП (ЛиАЗ-677, Торжок, 107кБ)
21-50 КАР (Москвич-2140, 109кБ)
05-19 КАС (ГАЗ-52-04, 1978, 87кБ)
36-16 КАС (МАЗ-502, 1978, 267кБ)
42-67 КАС (ЗиЛ-130 пожарный, 1976, 181кБ)
22-54 КАТ (Opel 12N Lieferwagen 1933 года выпуска, по документам - Adler 1929 года, 13кБ)
28-91 КАТ (ВАЗ-21011 1977 года выпуска, 50кБ, задний номер, 68кБ)
08-75 КАУ (Москвич-2140 1977 года выпуска, 1995, 171кБ)
65-53 КАФ (ВАЗ-2101, 175кБ, задний номер, 177кБ)
08-62 КАХ (КАЗ-608В, 1978, 168кБ)
33-22 КАХ (РАФ-2203, 1978, 168кБ)
33-78 КАХ (РАФ-22031, 1978, 174кБ)
35-63 КАЦ (ГАЗ-69А учебный, 123кБ)
17-46 КАЧ (Иж-Москвич-412ИЭ, 140кБ, задний номер, 117кБ)
91-53 КАШ (ЗАЗ-965А, 91кБ, задний номер, 165кБ)
04-83 КАЩ (Москвич-412ИЭ 1974 года выпуска, регистрация - 20 V 1981, 193кБ, задний номер, 88кБ)
Фотографии серии КАЭ пока нет.
Серия КАЯ - не калининская, выдавалась в начале 60-х годов в закрытом городе Красноярск-26 ("Девятка", Железногорск).
Мотосерии: (деления серий на частные/государственные не было):
Таблица мототранспорта по сериям 1959 года. Информация по годам во многом обрывочна.
- КАА КАБ КАВ КАГ КАД КАЕ КАЖ КАЗ КАИ КАК КАЛ КАМ КАН КАО КАП КАР КАС КАТ КАУ КАФ
годы
выдачи
- 62 - - - 66 - - - - не
было
- - 76 77 77
78
- 79 - -
Мотоциклетные серии - с КАА по КАФ, без серии КАЛ.
06-42 КАА (Восход, 106кБ)
12-32 КАБ (Jawa-350 1962 года выпуска, 149кБ)
45-34 КАВ, 65-41 КАВ (Pannonia T1, 159кБ)
07-75 КАГ (Ковровец К-175 с баком от Восхода, 37кБ)
87-64 КАД (Иж-Юпитер-3, 151кБ)
06-30 КАЕ (Jawa-250 1966 года выпуска, 63кБ)
71-59 КАЖ (Иж-49 1956 года выпуска, 57кБ)
42-24 КАЗ (Восход, 102кБ)
56-51 КАИ (Иж-49 1953 года выпуска, 173кБ)
89-41 КАК (Jawa-350, 43кБ)
06-44 КАМ (Урал, 71кБ)
05-29 КАН (К-750, 80кБ)
77-62 КАО (Днепр 1976 года выпуска, 108кБ)
12-48 КАП (Jawa-350 1977 года выпуска, 175кБ)
27-20 КАР (Иж-Юпитер-3К 1978 года выпуска, 109кБ)
53-94 КАС (Урал, 43кБ)
75-01 КАТ (Днепр-МТ10 1979 года выпуска, 179кБ)
11-81 КАУ (Днепр, 75кБ)
Серия КАФ выдана не полностью. Известен номер 14-88 КАФ.

Серия для мопедов - КАА (22-46 КАА, коллекция Петра Шляхина, 15кБ). Предположительно, серия выдана на три четверти. Старший известный номер 63-08 КАА.
Серии автомобильных прицепов - КА, ДС (68k), ДТ (61k, похоже, выдана не до конца, номеров на 8 и 9 не замечено).
Серии тракторов - КВ (15к, 1980 год регистрации), КИ (121к), КЛ (19к), КО, КН, ЖО (64к), ЖЯ (15к).
Серии тракторных прицепов - КВ (30к), КН, КЛ (8к), КО.

60к фото ГАЗ-67
Номера образца 1947 года (жёлтые).
Автомобильные серии:
В Калининской области не было разделения на частные/грузовые/служебные серии.
Таблица известных времён выдачи серий.
Цифры в таблице - годы выдачи серии. Указаны известные годы, диапазон мог быть шире.
- КЗ КИ ДК ДЛ ПЦ
годы
выдачи
47
49
50
54
54 57 58
59
Судя по нескольким фотографиям, у легковых машин были только передние номера, как и в Москве. Возможно, только у калининских машин. Примеры:
84к фото ЗиС-51951 (трофейный Wanderer, Калинин, 79кБ)
1959 (Москвич, Калинин, 76кБ)
Последняя серия ПЦ, вероятно, выдана полностью. Старший известный номер - ПЦ 71-65.
КЗ 60-19 (ГАЗ-АА, Кувшиново, 112кБ)
КЗ 73-87 (ГАЗ-51, Кашин, 313кБ)
КИ 02-xx (ГАЗ-51, Калинин, 38кБ)
КИ 05-24 (ГАЗ-51, Калинин, 1955, 33кБ)
КИ 44-82 (УралЗиС-5М, Калинин, 84кБ)
ДК 09-14 (ГАЗ-51, Калинин, 67кБ)
ДК 40-99 (ГАЗ-67, Кимры, если я правильно помню, 60кБ)
ДЛ 51-14 (номера принадлежали Москвичу-401, коллекция Петра Шляхина, 36кБ)

Серия прицепов - КЗ. КЗ прицеп 03-37 (39кБ)

Серии мотоциклов - КЗ (1947 - 1958?), КИ (1958? - начало 60-х). Серия КИ, предположительно, выдана только наполовину.
КЗ 26-15 (Иж-350, музей в Перми, 169кБ)
КЗ 37-43 (Москва М-1-А, 117кБ)
КЗ 49-21 (Иж-49, 58кБ)
КЗ 95-31 - Иж-49, Красный Холм.
КИ 03-30 (М-72, Калинин, не раньше 1958, 19кБ)
КИ 27-52 (неустановленный мотоцикл, Вышний Волочёк, конец 50-х, 96кБ)

Номера образца 1937 года (чёрные).

Серии автомобилей - КЛ (1937 - ?, выдана до войны), КМ (до- и послевоенная, до 1947). В 1947 году все номера этого стандарта заменены жёлтыми номерами нового образца.
В середине 1937 все старые номера были заменены новыми, на чёрном фоне. При этом сразу была израсходована почти половина первой серии КЛ. Дальше серия КЛ выдавалась медленнее, потихоньку ускоряясь с увеличением автомобилизации страны. Думаю, что смена серий с КЛ на КМ произошла в первой половине 1941 года.
КЛ 19-54 (ГАЗ-М1, Калинин, 1939, 72кБ)
КЛ 45-хх (ЗиС-5, Ленинград, 18 IX 1941, 124кБ)
КЛ 91-50 - довоенная полуторка ГАЗ-АА.
КМ 03-55 - трофейный 1,5-тонный Opel-Blitz.
КМ 09-07 - довоенная полуторка ГАЗ-АА, довоенная фотография, бойцы в будённовках и с петлицами.
Номер КМ 03-55 выдан годами позже КМ 09-07. Это несложно объяснить. Номера выдавали в районы ящиками, каждый из которых содержал сотню знаков, например, сотня КМ 03-01... КМ 04-00. Машин было мало, особенно в сельских районах, и номера из сотни выдавались вяло, поэтому номер 04-00 мог быть выдан значительно позже, чем 03-01. Следует учитывать, что значительная часть Калининской области попала в зону оккупации, и там регистрация прекратилась. На неоккупированных территориях выдача гражданских серий автомобилям прекратилась по другой причине, - всё, что можно, передавалось Красной Армии.
Серия КМ явно выдана не полностью и вряд ли далеко превысила КМ 15-00. С 1947 года начата реформа номерных знаков, главной причиной которой была прошедшая война, - многие регистрационные журналы были утрачены, а автомобили, ушедшие на фронт с гражданскими знаками сильно перемешались по фронтам, и значительная их часть была уничтожена и попала в плен в ещё начале войны.
Номеров малого размера образца 1940 года в Калининской области пока не замечено. В некоторых областях знаки 1940 года так и не появились, до реформы 1947 года вполне хватило номеров образца 1937.
Серия прицепов - КЛ, но не известно даже ни одной фотографии.

Серия мотоциклов - КЛ. Едва ли выдано больше 500-600 номеров. До 1947 года мотоциклов в стране было совсем мало.
КЛ 03-52 (Иж-7, 125кБ)

Номера во время оккупации и освобождения.
В начале войны у автомобилей и мотоциклов Красной Армии номеров не было, но было призвано много машин с гражданскими номерами образцов 1937 и 1940 года.
У оккупантов были номера серий WH (сухопутные силы), WL (люфтваффе и зенитчики), SS (войска CC), Pol (полиция). Встречались и гражданские серии земель, - у немцев тоже почти всё было подметено в армию. Подробнее о немецких номерах времён войны здесь.
На машинах Красной Армии номера появились весной 1942 года.
Д-8-69-61 (ГАЗ-ААА, Ржев, 1943, 37кБ)
П-5-85-20 (ГАЗ-М1, Калинин, 1949, 177кБ)
Подробнее о номерах Красной Армии здесь.

71к фото ГАЗ-АА
Номера образца 1934 года (белые).
Надпись на номере: КАЛИНИН. Номера этого стандарта были на дорогах с первой половины 1934 до середины 1937. Внизу указывалось имя автодора. При этом в официальном списке 1934 года автодора КАЛИНИН ещё не было, - Калининская область образована позже - 29 января 1935 года из 51 района Московской, Западной и Ленинградской областей. Соответственно, на номерах до января 1935 на транспорте были имена автодоров ЗАПАД, МОСКВА и ЛЕН-ГРАД.
У мотоциклов были такие же номера меньшего размера, причём, передний (на крыло) был двусторонним. Фотографий пока не нашёл.




Велосипедные номера.
До начала 60-х годов, а в некоторых областях и позже, велосипедам тоже выдавались номера. В отличие от автомобильных и мотоциклетных, велономера менялись каждый год. В каждом населённом пункте или районе номера были свои, часто сильно отличающиеся по форме, размерам и окраске. Даже собрать данные обо всём этом разнообразии не представляется возможным.
646 (номер 1954 года с надпечаткой 1955, Калязин, 146кБ)
14563 (номер на вело-мопед без указания года, Калинин, 33кБ). Видимо, и на велосипеды, и на мопеды. вело-мопед (38кБ), Калинин (46кБ). Особенно хороша обратная сторона (31кБ). Номер сделан из банки лака для волос "Прелесть люкс". Интернет говорит, что этот лак схватывал намертво, и два дня ни одна волосинка не шевелилась.

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Автомобильные номера СССР.
Молоток.ру.
Александр Федотов (С.П.Б.).
Автобусный транспорт.
Auto.ru.
avto-nomer.ru.
Avito.ru.
Коллекция Петра Шляхина (tank-21) на Drive2.ru.
Фото со страницы http://ninick.narod.ru/samodelkin.html Персональных страниц Николая Хмелевского (Москва) любезно предоставлено автором - Устиновым Александром.
Pastvu.com
Meshok.net

Спасибо за помощь Евгению Певзнеру, Москва.
Вход    Галерея    Номерные знаки   Магазин    Ссылки
Знаки 1959 года   Знаки 1947 года    Знаки 1937 года   Знаки 1934 года

Последняя правка 13 X 2021. Андрей Богомолов. Контактная информация.