Галерея автомотостарины. Грузовые. Трактора в СССР (до 1967).
Завод "Большевик" (до 4 XI 1922 - Обуховский завод), Петроград/Ленинград (1919-1930)
Красный Прогресс, Токмак, Запорожская область (1923-1927). Построено более 500 тракторов "Запорожец".
Коломенский Машиностроительный Завод (КМЗ), Коломна, Московская область (1923-1925).
Красный Путиловец (с 17 XII 1934 - Кировский Завод), Ленинград (с 1924)
ХПЗ - Харьковский Паровозостроительный Завод им. Коминтерна, Харьков (1924-1939, далее с 1939 - завод №183, с 1957 - ХПЗ им. В.А. Малышева).
[Красный] Профинтерн (до 1923 - Брянский завод), Бежица (со 2 VI 1956 - район Брянска) (1925).
СТЗ - Сталинградский Тракторный Завод им. Ф.Э. Дзержинского, Сталинград (1930-1942, 1944-1961, с 1961 - ВгТЗ).
ХТЗ - Харьковский Тракторный Завод им. С. Орджоникидзе, Харьков (1 X 1931 - 1941, 1944 -).
ЧТЗ - Челябинский Тракторный Завод им. Сталина (1 VI 1933 - 6 X 1941), Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (6 X 1941 - 20 VI 1958), Челябинский Тракторный Завод (20 VI 1958 - н. вр.).
АТЗ - Алтайский Тракторный Завод, Рубцовск, Алтайский край (с 1942), с 1 VI 1946 - им. Калинина.
ВТЗ - Владимирский Тракторный Завод, Владимир (с 1944).
Завод №40, Мытищи, Московская обл. (IX 1945 -), с 20 IX 1948 - ММЗ (Мытищинский Машиностроительный Завод).
ЛТЗ - Липецкий Тракторный Завод, Липецк (с 1947).
Второй Авторемонтный Завод (2-й АРЗ, ВАРЗ), Москва (1948-1950).
ХТСЗ - Харьковский Тракторосборочный Завод, Харьков (с 1950).
МЭМЗ - Минский ЭлектроМеханический Завод, Минск (с 1953, до 1956 - завод №864).
МТЗ - Минский Тракторный Завод, Минск (с 1954).
ЮМЗ - Южный Машиностроительный Завод, Днепропетровск (с 1954).
ОТЗ - Онежский Тракторный Завод (Онегзавод), Петрозаводск (с 29 VI 1956).
УТСЗ - Узбекский Тракторосборочный Завод, Ташкент (с 1956).
КТЗ - Кишинёвский Тракторный Завод, Кишинёв (с IX 1962).

До 1917 года в Российской империи было менее двух тысяч тракторов, немалая часть которых находилась на службе в армии в качестве артиллерийских тягачей. Импортных тракторов было в несколько раз больше, чем отечественных. В дореволюционной России трактора выпускались в Балаково, Барвенково, Брянске, Кичкассе, Коломне, Ростове-на-Дону, Харькове. Возможно, где-то ещё. Но можно сказать, что до середины 1920-х годов наша страна не была тракторной державой.

Русскiй Тракторъ, нефтяной трактор в 60 л.с. завода Я.В. Мамина в Балаково, 1912-1914, более 100 выпущено, 46кБ (1912). Яков Васильевич Мамин - отец русского и советского трактора.
Артиллерийские трактора русской армии, 1914-1916, 40кБ.
Гарт-Парр (Hart-Parr 15-22 Little Devil), Оливер Фарм Эквипмент Ко., Чикаго, САСШ, 1914-1916, керосиновый, 2-цил., 15 л.с. на крюке, 22 л.с. на приводном шкиве, выпущено 725 штук. В СССР редки.
   Гарт-Парр, Ново-Николаевск, 1920-23, 79кБ. Тракторист сидит справа от единственного заднего колеса.

Уже после гражданской войны на полях появляется всё больше тракторов. Практически все эти трактора - американского производства, поскольку именно с САСШ у Советской России налаживаются интенсивные торговые связи. В 1924 году при участии Арманда Хаммера создаётся Амторг - акционерное общество для советско-американской торговли. С 1924 по 1931 при участии американских специалистов в СССР вводятся в строй тракторосборочные заводы, которые скоро становятся самостоятельными, независимыми от поставок из САСШ. Однако все модели ранних советских тракторов - практически точные копии "американцев".

Электрический трактор, 5 IX 1920, 78кБ, 59кБ.
Грузовик в качестве трактора, 1920, 85кБ.

Фордзон (Fordson 10-20 Model F), ФП, Фордзон-Путиловец, дистиллятный, 4-цил., 10 л.с. на крюке, 20 л.с. на приводном шкиве.
Самая известная у нас модель трактора в 1920-1930-х годах. Выпускалась Фордом (Генри Форд & сын, Деарборн, Мичиган, САСШ) в 1917-1928 (около 600000 штук, из них не менее 30000 поставлено в СССР) и заводом "Красный Путиловец" в Ленинграде в 1924-1932 (41600...41700 штук). Массово ушли с полей в конце 30-х, но попадались и в конце 50-х. По сути, имя Фордзон стало нарицательным, - люди, далёкие от сельского хозяйства, называли Фордзонами и трактора СТЗ-ХТЗ, и даже "Универсалы".
   Облицовка американского выпуска, 38кБ.
   Облицовка ленинградского выпуска 1924-1925, 91кБ.
   Облицовка ленинградского выпуска 1925-1931, 78кБ.
   На облицовке "1929", 78кБ, фото 1930. А справа - заводской номер, 51кБ.
   А на облицовке 1000-го трактора (1927) в этом месте пусто, только место для заводского номера справа, 56кБ, фото 1932.
   На облицовке 2000-го трактора там есть надпись, 58кБ, фото 1928-1929.
   В 1929 году появляются дисковые передние колёса (дальний трактор), 93кБ, фото 7 XI 1929, Ленинград.
   В июне 1931 выпущен 25000-й трактор, 59кБ.
   А это январь 1932, - облицовка без надписи, 57кБ, и таких много (196кБ), 194кБ. При этом у всех таких тракторов поздние дисковые колёса (это не "американцы"). Вероятно, в условиях мирового кризиса на заводе экономили металл и удешевляли производство.
   Фордзон, Чистополь, 1920, 56кБ, Фордзон, 5-6 X 1924, 157кБ, Фордзон, 25 X 1925, 178кБ.
   Испытания 1924 года трактора Фордзон-Путиловец, Луга, 85кБ, 59кБ, 103кБ, 86кБ.
   Фордзон с лебёдкой Хуберта, 15 XI 1925, 47кБ, и такой же ФП, 18 IV 1927, 89кБ, а что у Фордзона внутри?, 1926, 149кБ.
   Фордзон с косилкой, VII 1928, 67кБ, ФП с сеялкой, 1928, 90кБ, Фордзон с сеялкой и бороной, 93кБ, ФП сзади, 1928, 68кБ.
   Полугусеничный Фордзон, 1927-28, 111кБ, полугусеничный Фордзон, Минусинск, 73кБ, Фордзон с комбайном Gleaner, 85кБ.
   Новые ФП, готовые к отправке, 1929, 58кБ, погрузка новых ФП, 64кБ, Фордзон с веялкой, 1930, 68кБ.
   Фордзон с насосом, д. Фролово Кесовогорского р-на Московской обл., 236кБ, ФП-лебёдка на пароме, 58кБ.
   Отчёт и планы на Нарвских воротах, 1931, 219кБ, ФП дорожной службы с прицепом 2-П-1,5, Горький, 1936, 70кБ, он же с поливочной цистерной, 1936, 72кБ.
   С 1934 года московский завод Аремкуз достраивал застеклённые кабины на тракторах, 1934, 78кБ.
   Этот Фордзон-Путиловец проводил суда через шлюз №32 в Вытегре до 1958 года, 49кБ, технические характеристики, 37кБ.

Хольт (Holt 75), Хольт Мануфакчуринг Компани, Пеория, Иллинуаз, САСШ, 1914-1924, бензиновый, 4-цил., 75 л.с.. В IV - V 1925 фирмы Бест и Хольт образовали фирму Катерпиллар.
   Хольт 75, 1921, 57кБ, Хольт 75, 43кБ. Около 2000 выпущено в Америке, плюс 442 в Англии. Поставлялись в русскую армию, с 1920 до 1925 50 штук собрано на Обуховском заводе в Петрограде, но, тем не менее, в России и СССР нечасты.

Мак-Кормик-Диринг 10-20 (McCormick-Deering 10-20), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1923-1939, керосиновый, 4-цил., 19.60 л.с. на крюке, 24.8 л.с. на приводном шкиве.
Интернационал 10-20 (International 10-20), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1920-1939, керосиновый, 4-цил., 19.60 л.с. на крюке, 24.8 л.с. на приводном шкиве.
   Примечание: это один и тот же трактор, с того же завода, но с разными именами. Сделано 214886 штук (видимо, 15-30 тоже включены сюда).
Мак-Кормик-Диринг 15-30 (McCormick-Deering 15-30), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1923-1929, керосиновый, 4-цил., 26.67 л.с. на крюке, 34.91 л.с. на приводном шкиве.
Интернационал 15-30 (International 15-30), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1921-1929, керосиновый, 4-цил., 26.67 л.с. на крюке, 34.91 л.с. на приводном шкиве.
   Примечание: это один и тот же трактор, с того же завода, но с разными именами.
   Модели 10-20 и 15-30 поразительно похожи внешне. Отличаются моторами, чего не видно снаружи, и габаритами. Если мысленно снять зубья с заднего колеса, то у 10-20 между передним и задним колесом влезет ровно ещё одно заднее колесо без зубьев. У 15-30 расстояние между передним и задним колесом заметно больше. Ещё один способ отличить. Прямо перед трактористом расположен топливный бак. Обратите внимание на его нижнюю кромку. У 10-20 эта кромка находится ниже, чем верхняя точка обода заднего колеса (колесо с зубьями, но смотреть надо по ободу). У 15-30 нижняя кромка бака заметно выше верхней точки обода заднего колеса.
Мак-Кормик-Диринг 22-36 (McCormick-Deering 22-36), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1929-1934, керосиновый, 4-цил., 30.07 л.с. на крюке, 40.66 л.с. на приводном шкиве.
Интернационал 22-36 (International 22-36), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1929-1934, керосиновый, 4-цил., 30.07 л.с. на крюке, 40.66 л.с. на приводном шкиве.
   Примечание: это один и тот же трактор, с того же завода, но с разными именами. Сделано 57464 штуки.
   Модель 22-36 сменила 15-30 в 1929 году, однако в СССР ещё в июле 1931 рекламировали 15-30, и только с августа 1931 стали рекламировать 22-36. 22-36 отличается от 15-30 более мощным мотором с принудительной системой охлаждения. Внешне на правой линии боковых лувров капота появился глухой выпуклый прямоугольник, чтобы не цеплять выпирающий карбюратор, у модели 10-20 левая линия лувров тоже стала прерывистой (95кБ). Рычаг сцепления шкива переместился за опору бака со стороны водителя.
СТЗ-ХТЗ (СТЗ-1, СХТЗ-15/30), 1930-1937, советская копия модели 15-30 (390500 построено на СТЗ (17 VI 1930 - 15 V 1937, 207081 штук), ХТЗ (1 X 1931 - VII(?) 1937) и ВАРЗ (1948-1950) (96k)).
   Трактора Мак-Кормик-Диринг и Интернационал были очень популярными в Советском Союзе с середины 20-х до середины 30-х, а СТЗ-ХТЗ стал основным лёгким трактором в стране с начала 30-х до начала 50-х годов.
   Мак-Кормик-Диринг, курсы трактористов, Алтай, 1923, 115кБ, Интернационал 10-20, 1924, 119кБ, Мак-Кормик-Диринг 10-20, 1925, 89кБ, Интернационал 10-20, Череповец, 1924-25, 63кБ.
   На последней фотографии хорошо видны крепёжные отверстия для грунтозацепов заднего колеса. Здесь самое распространённое расположение зубьев - в два ряда по 16 штук в каждом. Гораздо реже ставили зубья в три ряда по восемь штук, как на фотографии 1924 года выше. На фотографии 1925 года (выше) поставлены косые лопасти, как у Фордзона, но они от какого-то другого трактора или самодельные.
   Интернационал 15-30, Астраханская обл., 1926, 72кБ, Интернационал 15-30, 1927, 379кБ, это какой-то ранний вариант, с короткими луврами боковин капота и именем фирмы прямо над ними, а не на капоте.
   В Сибири, надпись на руле "7410 TA", 1927, 88кБ, землеройная машина, 1929, 139кБ, Интернационал, МТС (Машинно-Тракторная Станция), Джанкой, 1929, 315кБ и 415кБ.
   Интернационал 15-30 "Коммуна", чтобы соседи не угнали, 1929, 52кБ, Фордзон и Интернационал, курсы трактористов, Стерлитамак, 1929, 203кБ.
   Интернационал 10-20, уже с новым левым щитком мотора, 1929-30, 89кБ, он же справа, 94кБ, реклама в журнале "За Рулём", №9, 1930, 154кБ, рисунок из рекламы крупно, 98кБ.
   Интернационал 15-30 в качестве двигателя веялки или молотилки, 1930, 66кБ, средний Интернационал с короткими луврами более ранний, чем правый, дальше - два Форзона, 52кБ.
   Реклама в журнале "За Рулём", №10, 1931, 148кБ, Интернационал 10-20, 1932, 71кБ, "От винта!", кривой стартер, 84кБ, 58кБ, 70кБ, 111кБ.
   Мотор Интернационал 15-30, 84кБ, мотор Интернационал 10-20, 58кБ, это лебёдка для невода разработки ВНИРО, лебёдка для невода в работе, 55кБ, поздний мотор 10-20, 1931, 84кБ.
   Мак-Кормик-Диринг, 149кБ, "Мак-Кормик-Диринг сбоку написано по-русски", а на облицовке - по латыни, 36кБ.
   Вы, вероятно, обратили внимание, что машины с надписью "International" попадаются значительно чаще, чем "McCormick-Deering". Это не случайно. В 1923 году фирма приняла решение, что трактора моделей 10-20 и 15-30 отныне будут выпускаться исключительно под маркой "McCormick-Deering", и они известны всему миру именно под этим именем. Однако прежнее название "International" воспринималось в СССР как "Интернационал" и было гораздо приятнее революционному слуху. Это был очень правильный рекламный ход, - оставить старое имя тракторам, экспортируемым в Советский Союз.
   Сталинградский тракторный завод начинал со сборки тракторов Интернационал из комплектов, поставленных из САСШ (1930, 57кБ). Трактора на снимке - редкий шоссейный вариант. Интересна и надпись на ящике: "AMTORG 135444. NEW YORK. TRACTORSTROY. STALINGRAD VIA NOVOROSSIISK. CASE NO. 15".
   Сборка 1-го трактора СТЗ, Сталинград, 1930, 80кБ, 1-й СТЗ - подарок XVI съезду ВКП(б), Сталинград, 1930, 103кБ, 1-й СТЗ, Москва, 1930, 60кБ, 1-й СТЗ, Москва, 1930, 74кБ.
   Статья в журнале "За Рулём" о строительстве ХТЗ и о выпуске тракторов в I половине 1931., №15, август 1931, 367кБ, 1-й трактор ХТЗ, 1931, 66кБ, сборка ХТЗ, 1931, 73кБ.
   Отгрузка готовой продукции, СТЗ, IV 1931, 75кБ, 69кБ, СТЗ, X 1931, 51кБ, СТЗ, 1931, готовая продукция, СТЗ, V 1931, 86кБ, 50кБ, СТЗ, 1931, конвейер СТЗ, 1931, 66кБ.
   СТЗ в поле, 1931, 148кБ, готовая продукция, СТЗ, 1932, 64кБ, ХТЗ, Усть-Вымь, Коми, 1932, 127кБ, СТЗ, колхоз "Кок-Джар", Аламедин, Киргизия, 1933, 60кБ.
   5000-й СТЗ, 58кБ, моторные части трактора во дворе ХТЗ, 80кБ, СТЗ, соцсоревнование, 81кБ.
   Есть 100000-й СТЗ!, IV 1934, 56кБ, 100000-й СТЗ, IV 1934, 73кБ, зубья заднего колеса набиты на резину шоссейной модели, 1935, 64кБ, ХТЗ в поле, 1935, 73кБ.
   Паша Ангелина, 1935, 70кБ, ХТЗ, первый трактор в Усть-Цильме, Коми, 7 VIII 1936, 186кБ, 100000-й ХТЗ, 1936, 54кБ, готовая продукция, СТЗ, 1936, 78кБ.
   Паша Ангелина, 1937, 70кБ, конвейер ХТЗ, 137кБ, ХТЗ, Лопатино Новоторского р-на Калининской обл., 1939, 157кБ.
   В 1941-1942 много наших тракторов попало в плен к немцам, 41кБ, фашисты даже издавали книги по ним, VII 1942, 68кБ, Ленинградский Сельхозтехникум, 1946,78кБ.
   После войны Второй Авторемонтный Завод (ВАРЗ) сначала ремонтировал, а в 1948-1950 наладил выпуск СТЗ-ХТЗ (Москва, 1947, 81кБ) с собственной эмблемой (Псков, 96k).
   Обмолот зерновых с помощью шкива СТЗ-ХТЗ, 1948, 173кБ, стогометатель, 1953, 41кБ, посадочные работы, 1950-е годы, 220кБ, в 1959-м СТЗ-ХТЗ ещё верно служили, 67кБ.
   А этот ХТЗ проработал с 1935 по 1965 год, 1969, 61кБ.
ХТЗ ИТ-2 газогенераторный, опытная разработка Института Торфа, Минск, 1939, 65кБ, 54кБ, 54кБ, 64кБ.
Газогенераторный СХТЗ-Г58У (в центре) на ВСХВ в Москве, очень редкий, 1939(?), 220кБ.
Экскаватор "Комсомолец", завод "Машиностроитель", Красная Пресня, Москва, 1934(?) - 1940. В качестве двигателя служил трактор СТЗ-ХТЗ. В 1940 завод передали в НКПС, и выпуск экскаваторов прекратили.
   Экскаватор "Комсомолец", строительство Нового Тагила, 10 X 1935, 246кБ.
Самоделка на базе СТЗ-ХТЗ, Новосибирск, 1936, 48кБ.

Клетрак 12-20 (Cletrac 12-20), Клевеланд Трактор Компани, Клевеланд, Охио, САСШ, 1916-1932, керосиновый, 4-цил., 15.52 л.с. на крюке, 24.94 л.с. на приводном шкиве, не самый распространённый в СССР.
   Клетрак 12-20 в качестве привода лесопилки, 1923, 79кБ, Клетрак 12-20, 1925, 132кБ, 50кБ, 66кБ, технические характеристики, 60кБ.

Хольт 40 (Holt 25-40/Caterpillar 25-40), Хольт Мануфакчуринг Компани, Пеория, Иллинуаз, САСШ, 1919-1925/1925-1926, бензиновый, 4-цил., 33 л.с. на крюке, 36/40 л.с. на приводном шкиве. В IV - V 1925 фирмы Бест и Хольт образовали фирму Катерпиллар. В СССР считанные единицы.
Большевик (сначала так и назывался "Хольт"), почти копия Хольт 40, завод "Большевик", Ленинград, VIII 1924 - 1930, 5-тонный бензиновый, 4-цил., 33 л.с. на крюке, 40 л.с. на приводном шкиве. Выпускался очень малыми сериями и в СССР был редок.
   Технические характеристики Holt 25-40, 63кБ.
   Большевик, испытания в Тимирязевской академии, IX-X 1924, 50кБ, Большевик, Ленинград, 1925, 204кБ.

Большевик 2,5-тонный, завод "Большевик", Ленинград, 1924, бензиновый, 4-цил., 20 л.с.. Опытный экземпляр?
   Большевик 2,5-тонный, Ленинград, 1924, 206кБ, на заднем плане 5-тонный Большевик.

Динос (Dinos), Динос Аутомобиль-Верке А.Г., Берлин, Германия, 1922-1924, бензиновый, 4-цил., 35 л.с., считанные единицы в СССР.
   Динос Архангельского ОМЕСа (Отдела местного транспорта), 7 XI 1924, 53кБ, он же с катком, 89кБ.

Коломенец-1, Коломенский Машиностроительный Завод, Московская губ. (1923-1925), завод Профинтерн, Бежица Брянской губ. (1925), нефтяной, 2-цил., 25 л.с., выпущено 206 в Коломне, 25 в Бежице. Редкость даже для 20-х годов.
   1-й трактор завода Профинтерн, 1 V 1925, 157кБ, 67кБ.

Большевик 1,5-тонный, завод "Большевик", Ленинград, 1925, бензиновый, 4-цил., 12 л.с.. Опытный экземпляр?
   Большевик 1,5-тонный, 1925, 104кБ, 76кБ.

Ганомаг ВД 50 (Hanomag WD Z 50), Ганноверше Машиненбау АГ, Ганновер-Линден, Германия, 1919-1931, бензиновый, 4-цил., 50 л.с.. В СССР редки.
Коммунар, внешне, но не внутренне, копия Ганомага ВД 50, ХПЗ им. Коминтерна, Харьков, 1924-1936, керосиновый, 4-цил., 50 л.с. (модель 9Г), c 1929(?) бензиновый, 4-цил., 75 л.с. (модели 9ГУ и 9ЕУ), с 1930(?) бензиновый, 4-цил., 90 л.с. (модель 3-90). Построено 3900 штук. В СССР были не самыми распространёнными, но встречались. Применялись в Красной армии в начале войны. Многие попали к немцам в плен. Во второй части войны и после войны уже сошли со сцены.
   Hanomag WD Z 50, артиллерийский тягач немецкой армии, конец 10-х годов, 17кБ, Ганомаг ВД, Зерноград Северо-Кавказского края, 1931, 254кБ и 161кБ.
   Коммунар 9Г, 1926, 53кБ, тракторный цех ХПЗ, 1927, 63кБ, тракторный цех ХПЗ, 1927, 68кБ, тракторный цех ХПЗ, 1926-27, 60кБ, Коммунар 9Г, район Омска, 1929, 45кБ.
   У моделей 9ГУ и 9ЕУ плоская облицовка радиатора заменяется клинообразной.
   У модели 3-90 кроме облицовки радиатора изменились боковые крышки гусениц, выхлопная труба уже не проходила через крышу кабины, а заканчивалась сразу после глушителя (горизонтальный цилиндр слева от капота), изменились поручни в кабину, исчезли вертикальные показатели уровня топлива в торцах топливного бака.
   Коммунар 3-90, 1930, 69кБ, Коммунар 3-90, 1932, 32кБ, Коммунар 3-90, Пинега, 1931-32, 26кБ, Коммунар 3-90, 1933, 245кБ.
   Коммунары 3-90 с 76-мм зенитками, Киев, 1 V 1935, 187кБ, Коммунары 3-90, мыс Шмидта, Чукотка, 1935, 48кБ, Коммунар 3-90, 1938, 59кБ.
   Газогенераторный Коммунар (в серию не пошли), 267кБ, плакат с Коммунаром на автотракторных курсах, 78кБ, Коммунар 3-90, 37кБ, Коммунар 3-90, 49кБ.
   Коммунар 3-90 немецкой группы "Норд", 1941, 55кБ, брошенный Коммунар 3-90 (слева ГАЗ-АА, вдали СХТЗ-НАТИ), 1941(?), 69кБ.

Клетрак 20-27 (Cletrac 20), Клевеланд Трактор Компани, Клевеланд, Охио, САСШ, ?-1926-1930-?, 4-цил., 24.53 л.с. на крюке, 30.15 л.с. на приводном шкиве, редкий в СССР.
   Клетрак 20-27, 1926, 129кБ, технические характеристики, 55кБ.

Йохн Деере (John Deere 15-27 Model D), Деере & Ко., Молине, Иллинуаз, САСШ, 1923-1939, любое топливо, 2-цил., 28.53 л.с. на крюке, 36.98 л.с. на приводном шкиве. Всего сделано 143799 штук.. Не такой уж редкий в СССР. Исчезли с наших полей к середине 30-х.
   Йохн Деере, Сибирь, 1927, 107кБ, Йохн Деере, 1929, 122кБ, Йохн Деере, Бухара, 1931, 45кБ, Йохн Деере, Мерв, I 1933, 54кБ, Йохн Деере, 57кБ, технические характеристики, 66кБ.

Ланц-Бульдог ХЛ 12ПС (Lanz-Bulldog HL 12PS), Хайнрих Ланц АГ, Маннгейм, Германия, 1921-1927, нефтяной 1-цил., 12 л.с. на крюке, 15 л.с. на приводном шкиве, редкий в СССР.
   Ланц Бульдог ХЛ 12ПС, 1926-27, 79кБ и 104кБ.

Ойль-Пуль 20-35 (Oil-Pull 20-35 Model M), Адванце-Румели Ко., Ля Портэ, Индиана, САСШ, 1924-1927, керосиновый, 2-цил., 20 л.с. на крюке, 35 л.с. на приводном шкиве, выпущено 4102 штук. В СССР редки.
   Ойль-Пуль 20-35, 114кБ.

Касе (Case 25-45), Й.И. Касе Трешинг Машине Ко., Расине, Висконсин, САСШ, 1924-1927, керосиновый, 4-цил., 34.65 л.с. на крюке, 52.59 л.с. на приводном шкиве, выпущено ? штук. В СССР редки.
   Касе, 85кБ, реклама, 1926, 13кБ.

Клетрак 30-45 (Cletrac 30), Клевеланд Трактор Компани, Клевеланд, Охио, САСШ, ?-1928-1930-?, 4-цил., 30 л.с. на крюке, 45 л.с. на приводном шкиве, редкий в СССР.
   Клетрак 30-45, Архангельск, 1928, 67кБ.

Клетрак 40-55 (Cletrac 40), Клевеланд Трактор Компани, Клевеланд, Охио, САСШ, ?-1929-1932-?, 6-цил., 40 л.с. на крюке, 55 л.с. на приводном шкиве, самый распространённый средний трактор в СССР в конце 20-х - начале 30-х.
   Клетрак 40, 1929, 258кБ, обучение, совхоз "Бенардаки" Нижне-Волжского края, 1929, 61кБ, вывоз леса на санях, Северодвинский округ, 1929, 61кБ.
   Клетрак 40, Забайкалье, X 1929, 47кБ, вспашка, Коми, 1930, 92кБ, вывоз леса на санях, 1931, 65кБ, трамбовка зимней дороги, 1931, 73кБ.
   Вывоз зерна на станцию, совхоз "Гигант", Сальск, 1931, 62кБ, 91кБ, 1932, 144кБ, 1929-30, Форд А 1929-30 года и ряд Клетрак 40, Кижи, 48кБ.
   Клетрак 40, Петропавловск-Камчатский, 164кБ, Клетрак 40, 46кБ, технические характеристики, 53кБ.
   На фотографиях 1932 внешний вид машины немного меняется, но это несомненно Клетрак 40. Труба теперь выходит с левой стороны капота, а ящики на левой платформе заменяются баком и ящиком(?).
   1932, 70кБ, 1932 (левый), 98кБ, с кабиной, 95кБ.

Катерпиллар 60 (Caterpillar Sixty Model A 50-60), Катерпиллар Трактор Ко., Сан Леандро, Калифорния, САСШ, 1925-1931 (в 1919-1925 - Best 60), бензиновый, 4-цил., 61.33 л.с. на крюке, 72.51 л.с. на приводном шкиве, выпущено 18948 штук за 12 лет.
До 1931 года окрашивались в серый цвет с красной отделкой, после 1931 - в жёлтый с чёрной отделкой (этих у нас было мало).
   Катерпиллар 60 + грейдер Катерпиллар, строительство дороги, совхоз "Гигант", Сальск, 1929, 64кБ, реклама в журнале "За Рулём", №16, 1930, 192кБ.
   Вид сзади, с плугом, 1930, 64кБ, 104кБ и 71кБ, оба 1931, технические характеристики, 58кБ.

Ойль-Пуль 40-60 (Oil-Pull 40-60 Model Z), Адванце-Румели Ко., Ля Портэ, Индиана, САСШ, 1929, керосиновый, 2-цил., 40 л.с. на крюке, 60 л.с. на приводном шкиве, выпущено 215 штук. В СССР редки.
   Ойль-Пуль 40-60, совхоз "Гигант", Сальск, 1929, 71кБ, Ойль-Пуль 40-60, 1929, 51кБ, технические характеристики, 68кБ.

Массей-Харрис (Massey-Harris 20-30, он же Wallis 20-30), Массей-Харрис Ко., Расине, Висконсин, САСШ, 1927-1932, бензиновый, 4-цил., 27.01 л.с. на крюке, 35.29 л.с. на приводном шкиве, выпущено ? штук. В СССР иногда встречались.
   Массей-Харрис, 19 III 1930, 85кБ, Массей-Харрис, 1930, 62кБ, Массей-Харрис, VIII 1931, 55кБ, комбайн Массей-Харрис, 1920-е(?), 103кБ.

Аллис-Чалмерс (Allis-Chalmers 20-35), Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1922-1930, бензиновый, 4-цил., 33.20 л.с. на крюке, 44.29 л.с. на приводном шкиве, выпущено 24185 штук. В СССР редки.
   Аллис-Чалмерс и Форд-А, Покровка Средне-Волжского края, 1930, 245кБ, технические характеристики, 40кБ.

Фармол (Farmall), Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1924-1932, бензиновый, 4-цил., 13.27 л.с. на крюке, 20.05 л.с. на приводном шкиве. Выпущено 134650 штук, раньше 1930 года упоминаний в СССР не встречал.
   Текстовое упоминание, реклама в журнале "За Рулём", №9, 1930, 154кБ, реклама в журнале "За Рулём", №10, 1931, 148кБ, технические характеристики, 72кБ.
Farmall F-20, Международная Компания Жатвенных Машин, Чикаго, САСШ, 1932-1939, дистиллятный, 4-цил., 20.66 л.с. на крюке, 28.0 л.с. на приводном шкиве. Выпущено 154398 штук. В СССР я таких не встречал, но именно с них скопирован наш "Универсал":
Универсал-1 (3-колёсный, для высоких стеблей), "Красный Путиловец" (Кировский завод с 17 XII 1934) 1934-1940, ВТЗ 1945-1955
Универсал-2 (4-колёсный), "Красный Путиловец" (Кировский завод с 17 XII 1934) 1934-1940, ВТЗ 1944-1955
   керосиновый, 4-цил., 22 л.с.. Выпущено 211500 штук "Универсалов" всех модификаций. Массово ушли с полей на рубеже 50-х - 60-х годов.
   Универсал-1, 1934, 70кБ, Универсал-1, Узбекистан, 1936, 79кБ, Универсал-2, 80кБ, Универсал-2 около Тимирязевской Академии, Москва, 1937-38, 80кБ.
   Универсал-2, Кировский завод, III 1939, 76кБ, Универсал-1, ВСХВ, Москва, 1939, 168кБ.
   Универсал-1, Кировский завод, 58кБ, Универсал-2, Куйбышевская обл., 64кБ, Универсал-1, 66кБ, Универсал, IV 1942, 52кБ.
   Универсал-2, попавший в плен к немцам, 36кБ, фашисты даже издавали книги по ним, II 1943, 14кБ.
   Универсал-2 на конвейере Владимирского Тракторного Завода, 1944, 89кБ, Универсал-2 (в центре), 1946, 58кБ, Универсал-2, 1949, 114кБ, Универсал-2, 1951, 79кБ.
   Универсал-2 с какими-то дополнительными выхлопными трубами, 1951, 69кБ, Универсал-1, 1952, 96кБ, Универсал-2, 69кБ.
   Начиная с 1953, на фотографиях появляются "Универсалы" с дополнительной высокой выхлопной трубой, проходящей через центр капота слева, и с трёхспицевым автомобильным рулём (57кБ). Но встречается много тракторов уже с дополнительной трубой, но ещё с четырёхспицевым рулём.
   Универсал-2, 1953, 48кБ, Универсал-1, 1954, 80кБ, Универсал-1, 1954, 71кБ, Универсал-2, 1955, 156кБ, Универсал-2, 1956, 61кБ, ДТ-54 и Универсал-2, Омская обл., 1957, 69кБ.
   Универсал-2, 1957, 90кБ, Универсал-2, 1960, 66кБ, Универсал-2, 113кБ, Универсал-1, 79кБ, Универсал-2, 80кБ, Универсал-1, 79кБ, Универсал-1, 101кБ, Универсал-1, 77кБ.
   Универсал-2, 141кБ и 136кБ, музей под открытым небом в Тольятти, фотографии Василия Грабаря (Ростов-на-Дону). Литьё ВТЗ впереди появилось не сразу, примерно к 1949-му. Ещё раньше, но тоже не сразу, на боковых стойках радиатора появляются литые вертикальные надписи, на левой - ВТЗ, на правой - УНИВЕРСАЛ. Универсал-2 ВТЗ ещё без передней эмблемы, 127кБ
   McCormick, который на самом деле похож на Farmall F-30 (названия разные, - завод один), снято оккупантами на территории СССР. Скорее всего, немцы привезли его с собой, или он - с территории, вошедшей в состав СССР в 1939-1940, 45кБ.

Катерпиллар 30 (Caterpillar Thirty Model S), Катерпиллар Трактор Ко., Сан Леандро, Калифорния, САСШ, 1921-1938 (в 1921-1925 - Best 30), бензиновый, 4-цил., 33.21 л.с. на крюке, 37.83 л.с. на приводном шкиве, выпущено ?. В СССР немало, но меньше, чем Катерпилларов 60.
До 1931 года окрашивались в серый цвет с красной отделкой, после 1931 - в жёлтый с чёрной отделкой (этих у нас было мало).
   Катерпиллар 30, 1930, 74кБ, подвоз труб на нефтепромысел Северная Оха, японская концессия в Охе, 1936, 49кБ.
   Катерпиллар 30 с сеялками, 74кБ, технические характеристики, 56кБ.

Монарх 75 (Monarch 75), Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1928-1931, бензиновый, 4-цил., 78.17 л.с., выпущено 1066 штук. В СССР редки. Наверняка имя сыграло роль.
   Монарх 75 и Харлей-Дэвидсон, район Смоленска, 1930, 44кБ, технические характеристики, 68кБ, уцелевший Монарх 75 1930 года, 81кБ, 78кБ, 107кБ, 130кБ.

Трактор Дальзавода, судоремонтный завод "Дальзавод", Владивосток, 1930, опытный(?) экземпляр.
   1-й трактор Дальзавода, 1930, 64кБ, больше никакой информации найти не удалось. Это копия американского Булль 12-24 (Bull 12-24).

Ланц-Бульдог ХР6 (Lanz-Bulldog HR6-22/38 PS), Хайнрих Ланц АГ, Маннгейм, Германия, 1929-1935, нефтяной 1-цил., 22 л.с. на крюке, 38 л.с. на приводном шкиве, редкий в СССР.
   Ланц Бульдог ХР6, Углич, 1930, 21кБ.

Катерпиллар 10 (Caterpillar Ten), Катерпиллар Трактор Ко., Сан Леандро, Калифорния, САСШ, 1928-1932, бензиновый, 4-цил., 14.9 л.с. на крюке, 18.1 л.с. на приводном шкиве, выпущено 4929 штук.
До 1931 года окрашивались в серый цвет с красной отделкой, после 1931 - в жёлтый с чёрной отделкой. В СССР были редки.
   Реклама в журнале "За Рулём", №24, 1930, 92кБ, уцелевший в США экземпляр, 9кБ. Он очень маленький, ниже дверных ручек автомобиля справа.

Клетрак 80-60 (Cletrac 80-60), Клевеланд Трактор Компани, Клевеланд, Охио, САСШ, 1930-1937, бензиновый 6-цил., 80 л.с. на крюке, 96 л.с. на приводном шкиве, редкий в СССР.
   Реклама в журнале "За Рулём", №15, 1931, 145кБ. Всего сделано 944 штуки.

Катерпиллар дизель 60 (Caterpillar Diesel Sixty Model A 50-60), Катерпиллар Трактор Ко., Сан Леандро, Калифорния, САСШ, 1931, дизельный, 4-цил., 65.11 л.с. на крюке, 77.08 л.с. на приводном шкиве, выпущено - ? штук.
Сталинец С-60 (ЧТЗ), копия Катерпиллара дизель 60, (1931 -) 1 VI 1933 - III 1937, выпущено около 69100 штук (c СГ-60). Первый советский дизельный трактор.
С-60 - основной гусеничный трактор в СССР с 1933 до конца 40-х годов и основной тяжёлый артиллерийский тягач во время войны.
   Катерпиллар дизель 60, 1931, 45кБ.
   Первый Сталинец, ещё с овальным баком, II 1931, 65кБ.
   Опытный ЧТЗ, уже с круглым баком, X 1932, 47кБ.
   Испытания 1933 года, Челябинск, V 1933, 55кБ, 57кБ, ещё без ЧТЗ на облицовке, 67кБ.
   Серийный C-60 №1, 1933, 63кБ, Первые серийные C-60, ещё без фары, 1 VI 1933, 73кБ, C-60 №1, осень 1933, 55кБ.
   C-60 №13, уже с фарой, 1933, 45кБ, он же, 55кБ, C-60 на праздновании 16-летия Октября, Свердловск, 7 XI 1933, 135кБ, ручная работа, 1933, 60кБ.
   Новые C-60, ЧТЗ, 1935, 47кБ, C-60 с зерноуборочным комбайном Сталинец-1 и с самодельным тентом, 1936, 61кБ, С-60 и СТЗ-ХТЗ, 1936, 63кБ, вид сзади, 1936, 59кБ.
   Ремонт C-60, 1936, 93кБ, C-60 с лебёдкой, завод "Северный Коммунар", Вологда, 1936, 65кБ, реконструкция Садового кольца в Москве, 1936, 152кБ.
   Начиная с 1937 года на фотографиях появляются С-60 с двумя передними фарами.
   заправка С-60, II 1937, 51кБ, C-60, Ташкентский Институт Механизации, 1937, 27кБ, C-60 и ТБ-4, остров Рудольфа, 1937, 53кБ, С-60 лесовоз, Вологда, 1938, 110кБ.
   C-60 на лесоразработках, 1939, 271кБ, C-60, колхоз им. Ленина, Амгинский р-н, Якутия, 1940, 87кБ, C-60 санный поезд с лесом, 1941, 80кБ, 202кБ.
   54кБ (Узбекистан), 208кБ, 205кБ, снегоуборочный С-60 на службе у фашистов, Орёл, 46кБ, он же спереди, 24кБ, армейский С-60 с самодельной кабиной, 1945, 55кБ.
Сталинец СГ-60 с газогенератором Д-8 конструкции Декаленкова, 1936-1937, сделано 264 штуки.
   СГ-60, Манский р-н Красноярского края, VI 1941, 78кБ, СГ-60, 1941, 79кБ, СГ-60, Красноярский край, 1941, 121кБ, 83кБ, 135кБ.
   СГ-60, 1949, 80кБ, СГ-60, 1949, 87кБ, СГ-60, 1949, 82кБ, СГ-60, 1949, 67кБ, СГ-60, 179кБ.
Сталинец СГ-60 с газогенератором НАТИ, 1936, прототип(?), 124кБ, 46кБ.

Неустановленный трактор, Зерноград Северо-Кавказского края, 1931, 170кБ.

Монарх 50 (Monarch 50), Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1929-1931, бензиновый, 4-цил., 50 л.с., выпущено 2000 штук. В СССР редки. Наверняка имя сыграло роль.
   Монарх 50, 1932, 88кБ, Монарх 50, 1932, 93кБ.

Унитед (United), Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1929-1931, бензиновый, 4-цил., 30.37 л.с. на крюке, 35.04 л.с. на приводном шкиве, выпущено 8530 штук. В СССР редки. Далее выпускался до 1950 года под именем Аллис-Чалмерс У.
   Унитед, Украина, 72кБ.

Опытные гусеничные трактора Сталинградского Тракторного Завода.
   71кБ, 12 IV 1934, 55кБ, 1934, прототип СХТЗ-НАТИ, опытное поле НАТИ, 16 VII 1935, 107кБ.
   прототип СХТЗ-НАТИ и серийный СТЗ-ХТЗ, СТЗ, III 1936, 76кБ, испытание прототипа СХТЗ-НАТИ, IV 1936, 70кБ.
СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ 1ТА), керосиновый 4-цил., 52 л.с., 1937-1952, сделано 210744 штук на СТЗ (11 VII 1937 - 1942, 1944 - XI 1949), ХТЗ (17 IX 1937 - 1941, 1944 - 1949) и АТЗ (24 VIII 1942 - 1952) (124кБ)). Встречались на полях до середины 60-х годов.
   Внешне трактора разных заводов легко различить по кабине. Трактора СТЗ - с красивой кабиной с наклонным "ветровым стеклом", хотя никакого стекла там нет, открытыми боковинами и широким задним окном. У тракторов ХТЗ кабина прямоугольная. ХТЗ 1944 года получил упрощённую кабину, - место переднего окна с рамкой занял простой прямоугольный вырез, боковые окна вырезаны заметно ниже довоенных. Кабина АТЗ похожа на ХТЗ 1944 года, но, если у ХТЗ ещё сохранились лёгкий изгиб крыши и плавные переходы от неё к боковым стенкам, то крыша АТЗ плоская и наклонённая вперёд. Между 1944 и июнем 1945 произошло ещё одно изменение, - левое окно у ХТЗ и АТЗ вообще перестали вырезать. Получилась глухая стенка, - теперь можно было худо-бедно укрыться от косого дождя. Кабина продувалась всеми ветрами, и трактористы сами ставили ей глухие деревянные двери, закрывали окна досками или стеклили. Было очень похоже на сельский сортир на гусеницах, прости господи, зато тепло.
   ХТЗ, 1939, 150кБ, ХТЗ на ВСХВ, Москва, 1939, 150кБ, трофейный ХТЗ на службе в финской армии, Выборг, 1940, 86кБ, ХТЗ, 1941, 61кБ.
   Дальше будет много немецких и финских фотографий. У них в начале войны была повальная мода на фотографии, а у нас в армии не то что снимать, - вести дневники было категорически запрещено. Вот и приходится теперь пользоваться вражескими фотографиями. На этой странице - фотографии нашей оккупированной территории из немецких семейных альбомов, собранные мной с 2001 года. Большинство этих фотографий публикуется впервые. СХТЗ-НАТИ, наряду с С-60, С-65 и СТЗ-5 был основным артиллерийским тягачом в Красной Армии. Немало этих тихоходных машин попало в немецкий плен и служило в вермахте. Фотографии оккупантов:
   ХТЗ у фашистских могил, за ним Мерседес-Бенц 4500, 1941, 41кБ, ХТЗ тащит наши сорокопятки и пушку времён ещё той войны, 1941, 41кБ.
   Этот немец никогда не работал с кривым стартером, 1941, 93кБ, пленные красноармейцы, ХТЗ с советскими прицепами, Выборг, 1941, 90кБ.
   Враги называли это "сталинский асфальт", ХТЗ плывёт на помощь увязшему старому 2,5-тонному Опелю-Блитцу, Холм, 1941-1942, 39кБ.
   ХТЗ, 58кБ, немецкий Форд-3000, два ХТЗ и СТЗ-5, 61кБ, ГАЗ-АА, СТЗ и прицепы понтонного парка, 52кБ, СТЗ с нашей 85-мм зениткой, 82кБ, СТЗ-ХТЗ и С-60, Смоленск, 54кБ.
   СТЗ с нашими прицепами, 48кБ, ХТЗ с нашей 152-мм гаубицей, 48кБ, ХТЗ с пушкой, 42кБ, СТЗ на широких гусеницах с каким-то немецким хозяйством, 103кБ.
   ХТЗ с нашей 152-мм гаубицей М-10, 33кБ, ХТЗ с нашей 152-мм гаубицей М-10, 83кБ, ХТЗ и КВ-2, 48кБ, СТЗ тащит три полуторки ГАЗ-АА, 78кБ.
   ХТЗ, танкетка Т-27 и БА-10, Финляндия, 59кБ, СТЗ тащит немецкий Форд-автобус, 97кБ, ХТЗ тащит Хорьх-930Фау пикап, 61кБ, ХТЗ с нашими 37-мм зенитками 61-К, 43кБ.
   ХТЗ со старой пушкой, 48кБ, СТЗ, 41кБ, это была бы фотография Первой мировой, если бы ни ХТЗ, 38кБ, СТЗ и наша зенитка, 63кБ.
   А наша фронтовая фотография у меня всего одна:
   СТЗ с самодельной обшивкой кабины тащит 122-мм гаубицу М-30, наши артиллеристы в освобождённом Пскове, 1944, 134кБ.
   Алтайский Тракторный Завод организован на базе эвакуированного в Рубцовск оборудования Харьковского, а затем и Сталинградского тракторных заводов. 24 августа 1942 года АТЗ построил первый трактор, а сама модель стала называться АСХТЗ-НАТИ.
   1-й трактор АТЗ, 24 VIII 1942, 133кБ, сталинградский трактор участвует в восстановлении ХТЗ, X 1943, 52кБ, передача тракторов фронту, АТЗ, 8 VI 1944, 188кБ (левых окон в кабине уже нет).
   "Первый опытный возрождённого конвейера" СТЗ, 1944, 48кБ, 1-е трактора СТЗ, VIII 1944, 60кБ, 1-е трактора СТЗ, 1944, 71кБ, 1-е трактора СТЗ, 1944, 58кБ.
   1-й трактор ХТЗ, 1944, 53кБ, продукция АТЗ, 1944, 124кБ, колхозам Украины, АТЗ, 1944, 161кБ, продукция АТЗ, VI 1945, 74кБ, 5000-й АТЗ, VII 1945, 70кБ.
   1000-й ХТЗ после восстановления, 18 IV 1946, 57кБ, СТЗ, 1946, 59кБ, 10000-й СТЗ после восстановления завода, II 1947, 23кБ.
   готовая продукция СТЗ, 1947, 70кБ, конвейер СТЗ, 1947, 84кБ, 10000-й АТЗ, 1946-47, 59кБ, АТЗ, вдали СТЗ-ХТЗ, Хакассия, II 1948, 55кБ, конвейер СТЗ, 1948, 91кБ.
   Конвейер СТЗ, 1948, 89кБ, ХТЗ со срезанной правой стенкой, вдали Универсал-2 и АСХТЗ-НАТИ Сталинградской сборки, 1948, 91кБ, СТЗ, 20 VI 1949, 115кБ.
   Конвейер СТЗ, 1949, 74кБ, последний АСХТЗ-НАТИ на сталинградском конвейере с какими-то жалюзи перед облицовкой, сзади виден ДТ-54, XI 1949, 40кБ.
   Готовая продукция СТЗ, 1949, 67кБ, ХТЗ, 1949, 72кБ, довоенный ХТЗ с культиватором и с 200-литровой бочкой вместо бака, 1949, 84кБ (это не дефект, это дым из трубы).
   Послевоенный ХТЗ, Вологодская обл., 26 IV 1950, 77кБ, АТЗ с 200-литровой бочкой вместо бака, 1950, 67кБ.
   Довоенный ХТЗ со срезанными передними стойками и без воздушного фильтра, Тура, 1950, 86кБ, АТЗ, Иланский р-н Красноярского края, 1952, 99кБ.
   АТЗ, Олёкминск, 1953, 102кБ, ХТЗ, Усмань, 1955, 284кБ, АТЗ, Тюменская область, 1955, 77кБ, СТЗ, 1964, 87кБ, АТЗ, Олёкминск, 75кБ, АТЗ, Олёкминск, 90кБ, АТЗ, 89кБ.
   СТЗ и грейдер Р-20, 130кБ, СХТЗ-НАТИ шли на экспорт, ХТЗ и ЗиС-5, Тува, 74кБ, АТЗ, Новокузнецк, 73кБ.
ХТЗ-Т2Г, газогенераторный СХТЗ-НАТИ, 45 л.с., 1938-1941, сделано 22000 штук (16000 по другим источникам) на ХТЗ.
   ХТЗ-Т2Г, Латвия, II 1941, 76кБ, ХТЗ-Т2Г (в центре), слева С-65 с кабиной от Опель-Блитц, справа ЗиС-5, Оленино Калининской обл., немецкая фотография III 1942, 101кБ.
   ХТЗ-Т2Г, Житомир, немецкая фотография, 12кБ.
ХТЗ-16. В сентябре и, возможно, в октябре 1941 в связи с нехваткой бронетехники на ХТЗ на базе СХТЗ-НАТИ выпускали бронированный трактор ХТЗ-16. Успели сделать 142(?) штуки, из них первые 33 были из неброневой стали. A 809 неэвакуированных шасси достались врагу, и немцы сами собирали СХТЗ-НАТИ разной степени похожести на оригинал. (Фотографии немецкие.)
   Бронетрактор ХТЗ-16 на базе СХТЗ-НАТИ, 80кБ, ХТЗ немецкой сборки, 19кБ и 10кБ.

СТЗ-5, 3.4-тонный артиллерийский тягач на базе трактора СХТЗ-НАТИ, керосиновый 4-цил., 52 л.с., 1937 - 13 IX 1942, сделано 9944 штук (СТЗ). Изредка попадаются СТЗ-5, у которых никогда не было угловых окошек кабины. Сначала осталась только выштамповка на месте окна, затем и она исчезла. Последними исчезли тройные горизонтальные выштамповки в нижней части передних углов кабины. Всё это машины позднего, уже военного выпуска.
   Готовая продукция СТЗ - Т-34 и СТЗ-5, 1941, 211кБ.
   Остальные фотографии немецкие.
   СТЗ-5, XI 1941, 32кБ, ЗиС-5 бензовоз и СТЗ-5, 1941, 41кБ, СТЗ-5 вытаскивает Опель-Олимпию 1937 года, Крутое Смоленской обл., III-IV 1942, 90кБ.
   СТЗ-5 вытаскивает Опель-Супер 6, 47кБ, разбитый СТЗ-5, 49кБ, СТЗ-5 вытаскивает немецкий Форд-ББ фургон, 67кБ, СТЗ-5 с зениткой и ГАЗ-ААА, 141кБ.
   СТЗ-5, под которым обрушился мост, 30кБ, СТЗ-5 и Вандерер, Лепель, 51кБ, сгоревший СТЗ-5, Минск, 81кБ, сгоревший СТЗ-5 в полосе немецкой 111 пех. див., 50кБ.
   СТЗ-5, 32кБ, СТЗ-5, 62кБ, СТЗ-5, 54кБ, СТЗ-5, 56кБ, СТЗ-5 и зенитка, 45кБ, СТЗ-5, 22кБ, два СТЗ-5, 35кБ, только не подумайте, что у каждого немца был СТЗ-5, 38кБ.
   СТЗ-5 и 122-мм гаубица М-30, 81кБ, СТЗ-5 и 122-мм гаубица М-30, 36кБ, СТЗ-5, 54кБ, СТЗ-5 и 75-мм дивизионная пушка Ф-22, 36кБ, СТЗ-5 и 152-мм гаубица М-10, 68кБ.
   СТЗ-5, 48кБ, СТЗ-5, 21кБ, СТЗ-5 и 152-мм гаубица М-10, 61кБ, СТЗ-5 и 122-мм гаубица М-30, 75кБ, СТЗ-5 и 152-мм гаубица М-10, 84кБ.
   СТЗ-5 с немецкими тактическими знаками, 42кБ, СТЗ-5, 71кБ, поздний СТЗ-5 с немецкими тактическими знаками, 67кБ, он же, 62кБ.
   Взорванные СТЗ-5, 103кБ, там же, 85кБ, здесь видно, что на буксире была 122-мм гаубица М-30, а на переднем плане - остатки трёхтонки ЗиС-5.
   СТЗ-5 организации Тодта, 25кБ, СТЗ-5 и 75-мм дивизионная пушка Ф-22, справа немецкий средний командирский автомобиль, 53кБ.
   СТЗ-5 БМ-13-16, установленный в Новомосковске Тульской обл., 58кБ. В начале войны "катюши" устанавливали на многие модели транспорта. Этот СТЗ-5 достали со дна реки. Местные жители помнили, что наши бойцы, переправившись, сломали мост, разогнав эту машину с кручи. СТЗ-5 "Катюша", 53кБ, СТЗ-5 "Катюша", немецкая фотография, 7кБ. Наши "Катюши" немцы называли Stalinorgel - сталинский оргáн.
   ГАЗ-12 ЗиМ и СТЗ-5 в составе дрезины, Гайворон Кировоградской обл., 75кБ.

Сталинец С-2, дизельный артиллерийский тягач, 4-цил. 105 л.с. (ЧТЗ), IX 1940 - XI 1941, выпущено 1275 штук (12 - в конце 1939, 9 - в XII 1941, 5 в 1942).
   С-2 не сыграли серьёзной роли в войне, - слишком их было мало. Основная тяжесть орудийных перевозок легла на обычные трактора С-60, С-65 и СХТЗ-НАТИ.
   Прототип С-2-НАТИ, 1936, 36кБ, Прототип С-2 на ВСХВ в Москве, 1939(?), 220кБ.
   Захваченный немцами С-2, конец ноября 1941, 22кБ, разбитый С-2, немецкое фото, XI 1941, 22кБ, два наших С-2 буксируют КВ-1, Московская обл., 8 XII 1941, 48кБ.
   Брошенный С-2 со 152-мм гаубицей М-10, 98кБ, Брошенный С-2 со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20, 53кБ, немецкий С-2, 47кБ, он же, 45кБ, разбитый С-2, немцы, 16кБ.

Сталинец С-65, дизельный, 4-цил. 75 л.с. (ЧТЗ), 20 VI 1937 - 1941, выпущено 37626 штук.
   С-65 был одним из основных тягачей артиллерийских орудий во время войны. С-65 сошли со сцены в начале 50-х.
   С-65 на конвейере, VI 1937, 61кБ, готовая продукция, II 1938, 190кБ, С-65, 1938, 73кБ, С-65 на конвейере, IX 1939, 60кБ, готовая продукция, IX 1939, 59кБ, готовая продукция, IX 1939, 52кБ.
   С-65, IX 1939, 73кБ, С-65 на конвейере, 1939, 79кБ, съёмка кинофильма "Трактористы", 1939, 60кБ, павильон "Механизация" на ВСХВ, Москва, 1939, 57кБ и 93кБ.
   Между сентябрём 1939 и мартом 1940 трактора получили жёсткую кабину.
   100000-й Сталинец, III 1940, 66кБ.
   Дальше опять идут фотографии оккупантов.
   С-65, VIII 1941, 150кБ, С-65, шоссе Николаев - Первомайск, VIII 1941, 42кБ, Брошенный С-65 со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20, 1941, 55кБ, и ещё один, Слоним, 1941, 42кБ.
   С-65 с кабиной от Опель-Блитц (слева), в центре ХТЗ-Т2Г, справа ЗиС-5, Оленино Калининской обл., III 1942, 101кБ, С-65, Новгород, 1942, 103кБ.
   С-65 со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20, справа полуторка ГАЗ-АА, слева наша 37-мм зенитка 61-К, 85кБ, С-65, 88кБ, С-65, 61кБ, С-65, 57кБ, С-65, 44кБ, С-65, 155кБ.
   С-65, 89кБ, С-65 с кабиной от ХТЗ 1944 года, справа - Бюссинг Г31, 29кБ, С-65 со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20, 57кБ, перевёрнутый взрывом С-65, Острово, 64кБ.
   С-65 с кабиной от Мерседеса-Бенца, 46кБ, С-65, Третьяково Калининской или Смоленской обл., 60кБ, С-65, 66кБ, С-65, 72кБ, С-65 со старой пушкой, 67кБ, С-65, 64кБ.
   С-65 с огромной деревянной кабиной и ЗиС-16, 28кБ и 32кБ, 49кБ, С-65, 37кБ, С-65 со 152-мм пушкой Бр-2, 71кБ.
   Сожжённый С-65 со 152-мм гаубицей М-10, намеренно повреждённой нашими ушедшими артиллеристами (горсть песка в ствол и выстрел), 49кБ.
   С-65 со 152-мм гаубицей М-10, сзади 1-тонная цугмашина Sd.Kfz.10, 44кБ, С-65 с кабиной от ХТЗ тащит автобус Мерседес-Бенц, заливка топлива, 44кБ.
   С-65 с кабиной от немецкого Форда, 55кБ, и, конечно, для С-65 немцы тоже выпустили бетрибсанляйтунг, 9кБ.
   А это снова наши фотографии.
   С-65 со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20, Тихвин, 1941, 119кБ, С-65 тракторный подъёмник, Сахалин, 1942, 78кБ.
   С-65 со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20, Курильские о-ва, 1945, 25кБ, С-65, 1951, 71кБ, С-65 на параде со 152-мм пушками Бр-2, 47кБ, С-65, Амгинский зерносовхоз, Якутия, 100кБ.
Сталинец СГ-65, с газогенератором НАТИ-Г-25, 4-цил. 65 л.с. (ЧТЗ), 1937 - 1941, выпущено 7365 штук.
   Слева виден СГ-65, III 1940, 66кБ, СГ-65 в финском плену, сзади Шевроле 1939 года, Кююрёля, VI 1942, 207кБ.
   СГ-65, 18кБ, СГ-65, 80кБ, СГ-65, 56кБ, брошенные СГ-65 в полосе немецкой 19 танковой дивизии, 41кБ.

Коминтерн, 14-тонный артиллерийский тягач, бензиновый, 4-цил. 131.2 л.с. (ХПЗ (с 1939 это завод №183)), 1934 - 1940, выпущено 1798 штук. Использовалась кабина от ЗиС-5, водительское подъёмное стекло которой перенесено на правую сторону.
   Коминтерн, Ленинград, 1 V 1938, 124кБ, Коминтерн, Москва, 7 XI 1940, 147кБ, Коминтерн, Москва, 7 XI 1940, 59кБ.
   Дальше немецкие фотографии.
   Коминтерн, Ломжа, 26 VI 1941, 124кБ, Коминтерн, Харьковский котёл, VI 1942, 32кБ, Коминтерн и два танка БТ, 40кБ, разбитый Коминтерн 1939-40 года выпуска и КВ-2, 101кБ.
   Коминтерн c пушкой-гаубицей МЛ-20 и полуторка, 42кБ, Коминтерн (слева) и Ворошиловец, 38кБ, та же пара с другой стороны, 40кБ.
   Коминтерн c пушкой-гаубицей МЛ-20, 57кБ, Коминтерн, на переднем плане ЗиС-5 и Цюндапп-К800, 99кБ, Коминтерн, 49кБ.
   И единственная наша военная фотография.
   Коминтерн с трофейной 105-мм пушкой, взятой в районе Красного Села, Ленинград, 22 I 1944, 135кБ. На всех остальных фотографиях Коминтерны буксируют исключительно пушку-гаубицу МЛ-20.

Т-20 "Комсомолец", лёгкий артиллерийский тягач, бензиновый, 4-цил. 50 л.с., 1937 - VII 1941, выпущено 7780 штук (7740 - Завод №37, Москва, 40 - ГАЗ (1937-1938)). У ранних выпусков были люки со скруглёнными углами, сварные, а не на заклёпках, передние углы кабины, на каплевидной задвижке около пулемёта ещё нет выступа в центре "круга". Этого выступа нет и на первых "Комсомольцах" с квадратными люками и клёпанными углами кабины. Все фотографии немецкие.
   Парад Красной Армии, Польша, 1939, 92кБ, обратите внимение на разную форму люков, Комсомолец, Польша, 1939, 52кБ.
   Комсомолец, 24 VI 1941, 42кБ, Комсомолец, слева Крупп Протце и 8-тонная цугмашина, Днепр, 1941, 42кБ, Комсомолец, 17кБ, ранний Комсомолец, 80кБ, Комсомолец, 47кБ.
   Корпус Комсомольца как часть баррикады, Харьков, Сталинград или на этой линии, 68кБ, Комсомолец, 92кБ, ранний Комсомолец, 17кБ, Комсомолец, 23кБ.
   Комсомолец, виден мотор, 54кБ, Комсомолец, 84кБ, Комсомолец и сорокопятка, 26кБ, Комсомолец, 95кБ, Комсомолец и зенитка, 74кБ, месть Комсомольца, 52кБ.
   Комсомолец, 42кБ, Комсомольцы и сорокопятка, Карасйок, Финляндия, 129кБ, Комсомолец, 25кБ, диван, 65кБ, Комсомолец, Симферополь, 27кБ, Комсомолец, 32кБ.
ЗиС-30, "Комсомолец" с 57-мм пушкой ЗиС-2, VII 1941, переделано около 100 "Комсомольцев". Участвовали в битве под Москвой.
   ЗиС-30, X 1941, 54кБ.
   А это немецкий аналог, 37-мм противотанковая пушка Pak.35/36 на шасси "Комсомольца". И хоть одна наша фотография.
   Наши бойцы обходят подбитую немецкую самоходку на базе "Комсомольца", 103кБ.

Ворошиловец, 22-тонный артиллерийский тягач, дизельный В-2В, 12-цил. 375 л.с. (1939 - 1941, ХПЗ (с 1939 это завод №183) - 1123 штуки, СТЗ - 230 штук). С началом войны мощные танковые дизели отдали танкостроителям, а на Ворошиловцы устанавливали дизельный 6-цилиндровый В-4 (300 л.с.) или бензиновый V-12-цилиндровый М-17Т (400 л.с.) от танка БТ-7. Использовалась расширенная кабина от ЗиС-5.
   Ворошиловец, Москва, 7 XI 1940, 52кБ, Ворошиловец, 82кБ, Ворошиловец, Берлин, 69кБ, Ворошиловец, Германия, 79кБ. Остальные фотографии - немецкие.
   Ворошиловец, Житомир, 7кБ, Ворошиловец, 53кБ, Ворошиловец и два БТ, 41кБ, Ворошиловец и БТ, 41кБ, Ворошиловец, 53кБ.
   Ворошиловец, 49кБ, Коминтерн (слева) и тот же Ворошиловец, 38кБ, та же пара с другой стороны, 40кБ, Ворошиловец, 49кБ.

Я-11, 2-тонный артиллерийский тягач, два бензиновых ГАЗ-М, 2 х 4-цил. 86 л.с., 6 штук (1942 - прототип, 1943 - 5 штук, ЯАЗ).
Я-12, 2-тонный артиллерийский тягач, 8-тонный прицеп, дизельный Джи-Эм-Си 4-71, 4-цил. 112 л.с., 2916 штук, VIII 1943 - XII 1946 (1943 - 218, 1944 - 965, 1945 - 1666 (1046 - до 9 V 1945), 1946 - 67 штук, ЯАЗ).
Я-13, 2-тонный артиллерийский тягач, 5-тонный прицеп, бензиновый ЗиС-5, 6-цил. 73 л.с., 71 штука (1943, ЯАЗ).
Я-13Ф, 2-тонный артиллерийский тягач, 6-тонный прицеп, бензиновый ЗиС-МФ, 6-цил. 95 л.с., 5 штук (1944 - 3, 1945 - 2, ЯАЗ). Внешне Я-12, 13 и 13Ф не отличались.
М-12A, 2-тонный артиллерийский тягач, 8-тонный прицеп, дизельный Джи-Эм-Си 4-71, 4-цил. 112 л.с., ? штук, IX 1945 - 1948 (Завод №40, Мытищи, Московская обл., с 20 IX 1948 - ММЗ). По сравнению с Я-12, кабина обшивалась кровельным железом, платформа шире на 305мм, борта выше, широкий бампер, клиренс больше.
М-13А, 2-тонный артиллерийский тягач, 6-тонный прицеп, бензиновый ЗиС-МФ, 6-цил. 95 л.с., ? штук, 1946-1948 (Завод №40, Мытищи, Московская обл., с 20 IX 1948 - ММЗ). Внешне М-12А и 13А не отличались.
   Я-11, 39кБ.
   Я-12, Москва, 64кБ, Я-12, 34кБ.
   М-12А, Мытищи, 40кБ.
М-2, 2-тонный артиллерийский тягач, 6-тонный прицеп, дизельный ЯАЗ-204Б (советский Джи-Эм-Си 4-71), иногда находили Джи-Эм-Си 4-71 из старых запасов (до 1953), 4-цил. 110 л.с., около 2500 штук (по моим оценкам), 1948 - 1955 (Завод №40, Мытищи, Московская обл., с 20 IX 1948 - ММЗ). По сравнению с М-12А (М-13А), появилась правая фара.
   М-2, Москва, 1 V 1952, 18кБ, М-2, Москва, 1 V 1954, 206кБ.

В 1941-м с немецкой армией на нашу территорию попало много немецких тракторов, служивших в вермахте. Половина из них была шоссейного типа, специально для буксировки прицепов по шоссе (в Германии - очень распространённое явление), но и сельскохозяйственных тракторов у немцев тоже хватало. В 1941-1942 немцы захватили много наших тракторов, но, отступая в 1943-1944, оставили брошенными немало своих. Нельзя сказать, что немецкие трофейные трактора сыграли заметную роль в нашем народном хозяйстве, но они были, а потому их тоже надо упомянуть. Самыми распространёнными были трактора Ланц-Бульдог.
Ланц-Бульдог ХР7 (Lanz-Bulldog HR7), Хайнрих Ланц АГ, Маннгейм, Германия, 1935-1944, дизельный 1-цил., 30 л.с. (1935-1936), 35 л.с. (1937-1944).
   Трофейный Ланц-Бульдог ХР7 или 8, Курская МТС, 1943, 54кБ, на номере стёрты буквы WH (Wehrmacht Heer, вооружённые силы), только эти номера были о семи цифрах.
   ХР7, немцы в Никополе, 3 II 1944, 33кБ, Ланц Бульдог ХР7 в освобождённом Севастополе, V 1944, 64кБ и 74кБ, Ланц Бульдог ХР7 или 8, Архангельская обл., 1953, 47кБ.
Ланц-Бульдог ХР9 (Lanz-Bulldog HR9), шоссейный тягач, Хайнрих Ланц АГ, Маннгейм, Германия, 1937-1944, дизельный 1-цил., 55 л.с..
   Ланц-Бульдог ХР9, Ostfront, где-то в Советском Союзе, стало быть, 69кБ и 72кБ, Ланц-Бульдог ХР9 кабриолет, немцы на Псковщине, 17кБ.
Ланц-Бульдог ХРК (Lanz-Bulldog HRK 55PS), гусеничный, Хайнрих Ланц АГ, Маннгейм, Германия, 1937-1944, дизельный 1-цил., 55 л.с..
   Ланц-Бульдог ХРК, немцы в Ялте, 130кБ и 105кБ.
Аллис-Чалмерс М (Allis-Chalmers M), гусеничный, Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1932-1942, бензиновый, 4-цил., 29.65 л.с. на крюке, 35.43 л.с. на приводном шкиве, построено 14524 штук.
   Аллис-Чалмерс-М, немецкое 5-е тракторное отделение, Карелия, лето 1941, 42кБ.
ФАМО Боксер (FAMO Boxer), гусеничный, ФАМО Фарцёйг- унд Моторенверке, Бреслау, Германия, 1932-1944, дизельный, 4-цил., 42 л.с. на крюке, 45 л.с. на приводном шкиве, построено ? штук.
   ФАМО Боксер, немецкое 5-е тракторное отделение, Карелия, лето 1941, 50кБ.
Ганомаг Дизель (Hanomag Diesel SR 45), Ганноверше Машиненбау АГ, Ганновер-Линден, Германия, 1936-1942, дизельный, 4-цил., 45 л.с..
   Колёсный шоссейный трактор-тягач Ганомаг Дизель, СССР, 1941, 82кБ.
Дёйтц (Deutz F 2 M 315), Клёккнер-Дёйтц-Магирус, Ульм, Майнц, Германия, 1934-1942, дизельный, 2-цил., 28 л.с., сделано 11888 штук.
   Колёсный шоссейный трактор-тягач Дёйтц, на заднем плане айнхайтс-дизель, Киев, 1942, 29кБ.
ХСЦС КВ-50 (HSCS KV-50), Хофхерр, Шрантц, Клэйтон & Шуттлеворс, Кишпешт, Венгрия, 1941-1944, нефтяной, 1-цил., 55 л.с. на крюке, 60 л.с. на приводном шкиве, сделано 485 штук.
   ХСЦС КВ-50, наши артиллеристы, Восточная Пруссия, 1945, 56кБ.

В 1942-1945 годах по соглашению о ленд-лизе в СССР поступило некоторое количество тракторов из САСШ.
Аллис-Чалмерс ХД-10ДубльВ (Allis-Chalmers HD-10W), Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1940-1950, дизельный, 4-цил., 82.2 л.с. на крюке, 98.5 л.с. на приводном шкиве, построено 10198 штук, 413 штук поставлено в СССР по лендлизу в 1942-1945.
   Аллис-Чалмерс-10, Чукотка, 1946, 77кБ, Аллис-Чалмерс-10 и С-65, Чукотка, 1946, 74кБ, уборка снега, Молотов, 113кБ.
Аллис-Чалмерс ХД-7ДубльВ (Allis-Chalmers HD-7W), Аллис-Чалмерс Мфг. Ко., Милваукее, Висконсин, САСШ, 1940-1950, дизельный, 3-цил., 57.31 л.с. на крюке, 68.68 л.с. на приводном шкиве, построено 18086 штук, 2106 штук поставлено в СССР по лендлизу в 1942-1945.
   Аллис-Чалмерс-7, Норильск, 114кБ.

Послевоенные модели.





Post-1945 agricultural tractors:
KD-35, 1947-1960, tracked field tractor (LTZ)
KDP-35, 1950-1958, tracked field tractor (113600 built by LTZ (KD-35 + KDP-35))
DT-54, 1949 - 1979, 54hp Diesel, 957900 built by STZ, HTZ and ATZ, 34k and 35k rear view
HTZ-7, 1950-1956, 12hp kerosene garden wheel tractor, 48000 built by HTSZ and HTZ
DT-14, 1956-1959, Diesel garden wheel tractor built by HTZ
DT-20, 1958-1969, 20hp field wheel tractor, 248400 built by HTZ
MTZ-2, 1954 - 1958, 37hp wheel field tractor, 148800 built by MTZ and JuMZ, 55k photo
MTZ-5 (MTZ-7), 1957-1972, 40hp (50hp) wheel field tractor, 644000 (2800) built by MTZ and JuMZ
DT-24, 1956-1958, 24hp wheel field tractor, 17300 built by VTZ and UTSZ
T-28, 1958-1964, 28hp wheel field tractor, 82500 built by VTZ and UTSZ
T-28H3 (T28H4), 1960-1995, 40hp (50hp) wheel field tractor, 681100 built by UTSZ
DSSh-14, DVSSh-16, 1956-1961, self-propelled farm wheel tractor chassis, 23100 built by HTZ
T-16, 1961-1967, self-propelled farm wheel tractor chassis, 63500 built by HTZ
T-75, 1960-1962, field fulltrack tractor, 45800 built by HTZ
T-74, 1960-1984, field fulltrack tractor, 880700 built by HTZ
DT-75, DT-75M, field fulltrack tractor, 2520000 made by VgTZ (ex-STZ) (incl. made by PTZ, 1963- )
T-40, 1961-1977, 40hp wheeled field tractor (LTZ)
T-40A, 1963-1977, 40hp wheeled field tractor (1196200 built by LTZ (T-40 + T-40A))
T-4, 1964-1970, 110hp tracked field tractor, 33900 built by ATZ
MTZ-50 (MTZ-52), 1962-1958 (1965-1985), 55hp wheeled field tractor, 1256800 built by MTZ
T-25, 1966-1972, field wheel tractor, 99000 built by HTZ (incl. those built by VTZ in 1972-1973)
ChTZ, 1950's - 1960's, ?hp, ?-ton towing capacity, many made, 27k photo
1950's rod roller, 32k photo

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
"За рулём".
Журнал "Огонёк".
Avtonomer.net.
Avito.ru.
Auto.ru.
Мешок.
eBay Deutschland.
Bart Vanderveen, "Historic Military Vehicles Directory", "After the Battle" publication, 1989.
Мешок.
Living History Farm.
"Техника Молодёжи", 9, 1936.
Proxibid.
Pastvu.com.

Что ещё в сети:
Living History Farm (американские трактора 1920-х годов).
TractorData.com.
Трактора "Большевик".
Первый "Коммунар".
Lanz Bulldog.
Алтайский Тракторный Завод. История.
HSCS.
Артиллерийские тягачи Советской Армии, статья Евгения Игнатьевича Прочко.


Photos are from:
"Ogonyok" magazine, USSR.
Jacco van Snippenberg, the Netherlands, (Dutch Drab Domain).
Bart Vanderveen's book "Historic Military Vehicles Directory", "After the Battle" publication, 1989.
Kruse International.
cartinki.ru - photogallery of Sergei Ryabcev (Moscow).
eBay Deutschland.
eBay Österreich.
Goskatalog.ru.
Canadian Centre for Architecture.

Вход   Галерея    Грузовые   Магазин    Ссылки   In English

Последняя правка 12 V 2021. Андрей Богомолов. Контактная информация.