Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР образца 1932 года.
Это первый общесоюзный стандарт номерных знаков. До него в каждом городе были собственные знаки, но это почти не вызывало трудностей, поскольку до 1932 года машины редко уезжали далеко от гаража. Номера нового стандарта содержали букву региона и четыре порядковые цифры. Буквы автомобилей и мотоциклов в одном регионе не всегда были одинаковыми.
Картина ещё далека от полноты. Комментарии и дополнения приветствуются.

Автомобили

А (1-я серия Ленинградской области)
   А-47-13 (ГАЗ-А Ленинградского автодорожного института, шофёр - Николай Владимирович Грозмани, III 1934, 457кБ).
   А-52-40 (Линкольн К 1932, Ленинград, 666кБ).
   А-70-28 (Я-5 поливо-моечный, Ленинград, 1933, 151кБ).
   А-74-21 (ГАЗ-А, Детское Село, 1934, 60кБ).
   А-92-28 (Я-5 бортовой, 171кБ).
Б-00-24 (2-я серия Ленинградской области)
   Б-00-24 (ГАЗ-АА бортовой, совхоз "Орлинский", Красногвардейский район, 1934, 151кБ).
Б-5?-?? (Казакская АССР)
   Б-5?-?? (Форд-А фаэтон 1930 года, Алма-Ата, 3 IV 1932, 117кБ).
В (Северо-Кавказский край)
   В-00-01 (Клеман-Бояр, Новочеркасск, 72кБ).
   В-14-50 (ГАЗ-АА, Ростов-на-Дону, 73кБ).
   В-29-29 и В-60-79 (АМО-Ф15 пожарные, 40кБ).
   В-50-84 и В-58-?? (Греф унд Штифт легковой и ГАЗ-АА, автопробег Ростов-Ленинград, 21 XI 1933, 292кБ).
   В-66-03 (АМО-3, Московская МТС-4, Московский район Ставропольского округа, 348кБ).
   В-77-13 (ГАЗ-А, Сочи, 1933-1934, 109кБ).
Г (1-я серия Москвы до серий Я и Д. Истрачена вся или почти вся (по крайней мере, до Г-95-73) в 1932 году при обязательной замене старых московских номеров.)
   Г-02-18 и другие (Линкольны КБ 1932 года Интуриста, Москва, лето 1932, у второй машины ещё старый номер, 135кБ).
   Г-33-03 (Греф унд Штифт бортовой, Москва, 1932, 273кБ).
   Г-94-43 (Линкольн КБ 1932 года Интуриста, Москва, 1933, 185кБ).
   ПРОБА Г-44 (ГАЗ-АА, автосборочный завод им. КИМ, Москва, VIII 1934, 215кБ).
   ПРОБА Г-67 (ГАЗ-А "Аэро" 1934 года, Москва, IX-X 1934, 82кБ, задний знак такой же, 36кБ).
151к Линкольны КБ 1932 года Интуриста, Москва, 1934Д 00-00 ... Д 18-06 (3-я серия Москвы после серий Г и Я. Выдавались с зимы 1933/1934.)
   Д-00-00 (Форд-А 1930 года, Москва, 44кБ). В последующих стандартах сочетание 00-00 не применялось.
   Д-00-13 (Паккард 1929 года, встреча челюскинцев, Москва, 19 VI 1934, 116кБ).
   Д-09-11 и Д-09-15 (Линкольны КБ 1932 года Интуриста, Москва, 1934, 151кБ).
   Д-10-87 (АМО-3 бортовой, отгрузка продукции фибролитового производства, 1933, 71кБ).
Д 25-00 ... Д 25-99 (экспериментальный цех АМО / ЗиС, в 1933 уже встречались)
   Д-25-20 (АМО-4 автобус, Москва, 1933, 156кБ).
   Д-25-63 (АМО-3 Дизель, 107кБ).
Д 26-00 ... Д 40-96 (номера автомобилей дипломатических миссий, с 1932. Полторы тысячи дипломатических номеров - безумно много, скорее всего, им была выделена 26-я сотня, а по её исчерпании - 40-я, но номеров в промежутке мне не попадалось. В следующем стандарте дипломатическими были сотни 0-25-??, 0-27-??, 0-28-?? МОСКВА.)
   Д-26-58 (Роллс-Ройс Спрингфилд Фантом I американского посольства, Москва, 27 X 1932, 105кБ).
   Д-40-96 (Мерседес-Бенц 290 ланг у германского посольства, Москва, начало 1934, 175кБ). Интересно, что у дальней машины очень высокий задний номер. Вероятно, там "ДК" в верхней строке.
Д 43-51 ... Д 96-22 (Московская область вне Москвы, выдавались в 1932-1934 годах. Вероятно, первые две цифры указывали на район.)
   Д-43-51 (НАТИ-2, НАТИ располагался вне Москвы, 1932, 80кБ).
   Д-73-48 (АМО-Ф15 пожарный, Ефремов, 1 V 1934, 124кБ).
   Д-96-22 (ГАЗ-АА бортовой, Ново-Деревенская МТС, за Рязанью, 1933, 57кБ).
Е 45-69 ... Е 68-67 (Ивановская Промышленная область)
   Е-45-69 (ГАЗ-АА автобус, Иваново, 1933-1934, 87кБ).
   Е-45-99 (Мерседес-Бенц пожарный, Иваново-Вознесенск, 1932, 119кБ, вид сзади, 147кБ).
   Е-47-75 (Форд-А фаэтон 1931 года, 46кБ).
   Е-55-14 (АМО-4 пожарный, Иваново, 206кБ).
   Е-60-2? (ГАЗ-АА бортовой, Иваново, 1934, 191кБ).
   Е-68-67 (ГАЗ-А, Данилов, площадь Революции, 1 V 1933, 72кБ).
   Е-ПРОБА-11 (Я-5 Коджу, Ярославль, II-III 1934, 68кБ).
Е-60-01 (Красноярский край)
   КРАС. КРАЙ Е-60-01 (ГАЗ-АА бортовой, 61кБ).
Этот "переходный" номер пересекается с диапазоном Ивановской Промышленной области. Красноярский край образован 7 XII 1934, и по времени не должен был застать номера образца 1932 года, однако, полный переход на новые номера запоздал до 1935 года.
Е-70-62 ... Е-71-15 (Башкирия)
   Е-70-62 (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов Башдортранса, 1933, 112кБ).
   Е-71-15 (Штайр фаэтон Башдортранса, 1933, 113кБ).
   Е-72-?? (Форд-АА бортовой второй половины 1931 года, 74кБ).
Е-81-72 ... Е-83-44 (Западная область)
   Е-81-72 (Мерседес-Бенц Л2 бортовой, 389кБ).
74к Форд-АА бортовой Ж-00-05... Ж-57-34 (Уральская область)
   Ж-05-86 (Бюссинг бортовой, Пермь, 1932, 83кБ).
   Ж-12-64 (Форд-АА, Шадринск, 206кБ).
   Ж-16-90 (АМО-3 бортовой, строительство Камского ЦБК, Краснокамск, 18 X 1932, 126кБ).
   Ж-57-34 (ГАЗ-А, Соликамск, 1934, 73кБ).
Ж-76-57 ... Ж-77-4? (Нижне-Волжский край)
   Ж-76-57 (Вольво, 138кБ).
Ж-84-02 ... Ж-84-71 (Чувашия)
   Ж-84-02 (ГАЗ-АА фургон, Чувашия, 1933, 120кБ).
   Ж-84-06 (ГАЗ-А, Мало-Яльчиковский район, Чувашия, 1933, 91кБ).
З-43-45 (Киевская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   З-43-85 (ГАЗ-3, Киев, 1933-1934, 91кБ).
З-96-66 (Одесская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   З-96-66 (Форд-А фаэтон 1931 года, Одесса, обком партии, 1932, 248кБ, номер крупнее, 4кБ).
И-00-01 ... И-34-00, И-35-01 ... И-35-67 (Горьковский край (до 7 X 1932 - Нижегородский край))
Нижний Новгород начал в 1932-м с И-00-01, а когда в 1934-м добрался до И-34-00, пришлось перепрыгивать через сотню И-34-хх, выделенную Якутии в 1932-м.
   И-01-47 (ФИАТ-509, Нижний Новгород, выдан 16 I 1932, прежняя жестянка "538" была выдана 30 VIII 1931, 73кБ).
   И-05-00 (ГАЗ-3 автобус, Киров, 1934-1935, 75кБ).
   И-07-57 (Форд-А родстер 1928 или 1929 года, Горький, 25кБ).
   И-08-76 (АМО-4 автобус гаража ГАЗ, Горький, V-VI 1933, 90кБ).
   И-10-92 (ГАЗ-АА скорая помощь, Балахнинский бумкомбинат, 59кБ).
   И-11-59 (ГАЗ-АА бортовой, Уржум, 126кБ).
   И-17-11 (ГАЗ-АА бортовой, М. Пурга, 126кБ).
   И-17-30 (ЗиС-5 автобус, Киров, 186кБ).
   И-17-93 (ГАЗ-А, Глазов, 92кБ).
   И-19-52 (ГАЗ-АА бортовой, стеклозавод "Красный луч", Варнавинский район, 397кБ).
   И-23-55 (ГАЗ-АА пожарный, Бор, 1934, 174кБ).
   И-24-24 (ГАЗ-АА автобус, Киров, 1935, 184кБ).
   И-25-32 (Форд-АА бортовой 1931 года, Горький, 1933-1934, 162кБ).
   И-26-91 (Форд-АА или ГАЗ-АА бортовой, Горький, 1933-1934, 92кБ).
   И-31-89 (ГАЗ-А, Вятка, 68кБ).
   И-32-46 (ГАЗ-4, автопробег Горький-Эривань-Горький, 1934, 143кБ).
   И-32-47 (ГАЗ-А, автопробег Горький-Эривань-Горький, 1934, 143кБ).
   И-35-47 - ГАЗ-АА бортовой, Горький
   И-35-67 (ГАЗ-А, Вятка, 68кБ).
И-34-01 ... И-34-08 ... [И-35-00] (Якутия)
   И-34-08 (Форд-АА 1928-1929 годов с решётчатым кузовом, село Кельдямцы, 28 VI 1932, 289кБ).
И-46-53 (Днепропетровская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   И-46-53 (ЗиС-5 бортовой, Днепропетровск, 321кБ).
И-60-00 ... И-68-37 (Карельская АССР)
   И-60-27 (АМО-3 лесовоз, 1932-1933, 87кБ).
   И-60-50 (ГАЗ-АА лесовоз, 116кБ).
   И-60-72 (Форд-АА 1930 года лесовоз, 1933, 172кБ).
   И-60-99 (ГАЗ-АА лесовоз, 1932, 119кБ).
   И-62-46 (ЗиС-6 бортовой, Петрозаводск, авторемонтный завод, 1935, 101кБ).
   И-66-31 (АМО-3 лесовоз, 1933, 93кБ).
   И-68-37 (ГАЗ-АА бортовой, Петрозаводск, авторемонтный завод, 1935, 101кБ).
И 84-22 ... И-94-11 (Крымская АССР)
   И-84-22 (неустановленный пожарный грузовик, Феодосия, Лазаретная улица, 1933, 232кБ).
   И-94-11 (АМО-3 или ЗиС-5, Симферополь, IV 1934, 113кБ).
К-00-?? (Восточно-Сибирский край)
   К-00-?? (ГАЗ-А, Забайкалье, 1934, 128кБ).
К-39-31 (Средне-Волжский край)
   К-39-31 (Форд-АА бортовой, Сызрань, 79кБ).
К-60-85 (Дальневосточный край)
   К-60-85 (АМО-3 бортовой, Никольск-Уссурийский, 1932, 169кБ и 102кБ).
К-66-02 ... К-93-20 (Западно-Сибирский край)
   66-02, К-82-75, 84-24 (ЗиС-5 бортовые, Камень-на-Оби, 1934, 216кБ).
   К-92-31 (ГАЗ-А, Бийск, 1 V 1934, 117кБ).
   К-93-20, 93-18 (ГАЗ-АА бортовые, Барнаул, 1934, 100кБ).
Л-00-51 ... Л-07-54 (Грузия)
   Л-00-51 (Паккард фаэтон 1928 года, Кобулеты, Аджария, 350кБ).
   Л-07-53 и Л-07-54 (пожарные АМО-Ф15, Абхазия).
Л-95-67 (Одесская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   Л-95-67 (Бьюик 1933 года, Одесса, 1933, 108кБ).
М-25-60 (Одесская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   M-25-60 (портальный лесовоз Росс-Карриер, Херсон, 52кБ).
М-80-76 (Харьковская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   M-80-76 (ГАЗ-АА бортовой, Чупаховка, 132кБ).
Н-39-11...Н-39-27 (Киевская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   Н-39-11 (ГАЗ-А, Киев, 265кБ).
   Н-39-27 (ГАЗ-3, Киев, 1934, 68кБ).
Н-71-78 ... Н-77-97 (Татарская АССР)
   Н-71-78 (Я-5 бортовой, 1932, 58кБ).
   Н-76-17 (ГАЗ-АА бортовой, Казань, 187кБ).
   Н-77-97 (Форд-А, Казань, 1 V 1933, 12кБ).
Н с неустановленной пропиской.
   Н-26-95 (ГАЗ-А, 162кБ).
П-14-68 (Грузия)
   П-14-68 (Бьюик седан 1933 года, Абхазия, 102кБ).
П-48-03...П-48-53 (Киевская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   П-48-03 (автовышка, Киев, 1932, 186кБ).
   П-48-53 (ГАЗ-А, Киев, 397кБ).
П-66-02 ... П-71-51 (Днепропетровская область. 27 II 1932 Украина разделена на 7 регионов.)
   П-66-02 (ЗиС-5 бортовой, Днепропетровск, 321кБ).
   П-71-51 (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, Днепропетровск, проспект Карла Маркса, кинотеатр "Коминтерн", 75кБ).
С (Армения (ЗСФСР))
   С-00-25 (автобус тбилисской мастерской Закавтопромторга на шасси Лянча, Армения, 154кБ).
   С-02-32, С-02-96, С-05-28 (Форд-А фаэтон 1931 года, Форд-АА бортовой нижегородской сборки, ГАЗ-АА бортовой, гараж на северной окраине Нубарашена, 1933, 97кБ).
Т-00-06 ... Т-09-87 (Узбекистан)
   Т-00-06 (Форд-А фаэтон 1928-1929 года, Ташкент, 26кБ).
   Т-03-25 (АМО-3, Нижне-Чирчикский район, X 1933, 68кБ).
   Т-09-87 (ГАЗ-АА бортовой, Ташкент, 59кБ).
Т-58-86 (Белоруссия)
   Т-58-86 (ГАЗ-3, Могилёв, 126кБ).
Т с неустановленной пропиской
   Т-19-47 (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, 87кБ).
   Т-92-69 (ФИАТ 15 Тер бортовой).
У с неустановленной пропиской
   У-70-05 (ЗиС-6 БЗ-35 1935 года выпуска, лето 1936(?!), 181кБ).
Ф-57-66 ... Ф-58-?? (Таджикистан), вероятно, одни номера с Узбекистаном.
   Ф-57-66 (НАЗ-АА бортовой, Вахшстрой, 1935, 256кБ).
   Ф-58-?? (Форд-АА автобус, 94кБ).
Ф-58-46 (Узбекистан), вероятно, одни номера с Таджикистаном.
   Ф-58-46 (ЗиС-5 бортовой, рынок Чорсу, Ташкент, 75кБ).
   Ф-58-46 (ЗиС-5 бортовой, 73кБ).
Ц-30-73 ... Ц-31-86 (Татарская АССР)
   Ц-30-73 (ГАЗ-А, Казань, 83кБ).
Ц-42-57 (Дальневосточный край)
   Ц-42-57 (ГАЗ-А, Владивосток, 1933-1934, 73кБ).
Ц-50-12 ... Ц-51-06 (Чувашия)
   Ц-50-12 (ГАЗ-А, дорога Чебоксары - Канаш, 101кБ).
   Ц-51-06 (ГАЗ-АА бортовой, Чувашия, 163кБ).
Ц-85-28 (Уральская область)
   Ц-85-28 (ГАЗ-А, Ревда, 137кБ). Первоисточник говорит, что эта "эмка" - первая легковая машина в Ревде, 1932 год. Но это не эмка и не 1932 год. Эмки выпускались с 1936-го, ГАЗ-А - с декабря 1932, а на фотографии явно не декабрь. Там же сказано, что Игнатий Ерёмин служил на Дальнем Востоке. Возможно, это снято там.
Я (2-я серия Москвы после серии Г, перед серией Д. Начата в 1932 году, выдана к концу 1933.)
   Я-25-69 и другие (ГАЗ-А и Форд-А, Москва, 30 VII 1933, 630кБ).
   Я-27-08 (ГАЗ-А, 186кБ).
   Я-62-15 (ГАЗ-А такси, Москва, 1933-1934, 169кБ).

Специальные знаки:
Проба (треугольные знаки "проба", как у мотоциклов, на автомобилях тоже встречались)
Знаки прежних местных типов, применявшиеся до 1934 года (знаки "Проба" всегда отставали по времени):
   ПРОБА-38 (ГАЗ-4, Горький, ГАЗ, 1934, 92кБ).
   ПРОБА-85 (ГАЗ-3, Горький, VI-VII 1934, 123кБ).
Знаки нового образца:
   Е-ПРОБА-11 (Я-5 Коджу, Ярославль, II-III 1934, 68кБ).
   ПРОБА Г-44 (ГАЗ-АА, автосборочный завод им. КИМ, Москва, VIII 1934, 215кБ).
   ПРОБА Г-67 (ГАЗ-А "Аэро" 1934 года, Москва, IX-X 1934, 82кБ, задний знак такой же, 36кБ).
Номера автопробегов (были разными, в зависимости от фантазии художника)
   17 (ЗиС-5 бортовой, автопробег Москва-Каракум-Москва, 1933, 60кБ).
   21 (ГАЗ-А на шинах-супербаллонах, автопробег Москва-Каракум-Москва, 1933, 89кБ).
   П-21 (ГАЗ-АА бортовой с тем же(!) номером, тот же автопробег Москва-Каракум-Москва, 16 VII 1933, 192кБ).

Мотоциклы

Г-11-87 ... Г-26-52 (Ленинградская область)
148к Индиан Чиф 1923 года    Г-12-95 (Харлей-Дэвидсон Д 1929 года, 6 X 1932, 80кБ, номер крупно, 24кБ).
   Г-13-41, Г-21-59, пробный 33, пробный 3, пробный 2 (Л-300 Красный Октябрь, Ленинград, IX 1933, 375кБ).
   Г-14-20 (Л-300 Красный Октябрь, Ленинград, 4 V 1932, 81кБ).
   Г-21-95 и другие (Л-300 Красный Октябрь, Ленинград, 80кБ).
   Г-26-52 (Индиан Чиф 1923 года, 148кБ).
Д-35-67 ... Д-43-65 (Москва и Московская область)
   Д-35-67 (Виктория, 225кБ).
   Д-37-79 (неустановленный мотоцикл, Москва, 1933, 271кБ).
   Д-41-09 (БМВ-Р11 ОРУД, 67кБ).
Е-85-11 ... Е 88-66 (Ивановская Промышленная область)
   Е-85-11 и Е 88-66 (Иваново, 1 V 1933, 162кБ).
Ж-11-93 ... Ж-12-14 (Горьковский край (до 7 X 1932 - Нижегородский край))
   Ж-11-93 (неустановленный мотоцикл, Ижевск, 3 VIII 1933, 109кБ).
   Ж-12-12, Ж-12-13 (НАТИ-А750, Ижевск, 1933, 92кБ).
Ж-32-01 ... Ж-32-23 (Татарская АССР)
   Ж-32-01, Ж-32-10, Ж-32-23 (Индианы, Казань, 157кБ).
И-69-32 (Северо-Кавказский край)
   И-69-32 (Харлей-Дэвидсон Й 1926-1927 годов, Динскáя МТС, Динской район, 1932, 151кБ).
Мотоциклетная проба
   пробный 2 (Л-300 Красный Октябрь, Ленинград, 1933, 61кБ).

Этот стандарт официально был введён в действие с 1 января 1932 года, однако, даже в Москве весной 1932 всё ещё были номера старого типа. Ленинград на несколько месяцев опередил Москву.
Номера этого стандарта нужно было полностью заменить новыми с 1 января по 1 июля 1934, и так оно, в основном, и произошло, однако, например, в Кирове они оставались в ходу даже в начале 1935 года.
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Макс Пензон.
Кто был первым водителем легкового автомобиля в Ревде.
Vk.com.
Архив Андрея Никитина-Перенского.
Архив журнала "За рулём".
История гражданской обороны Ивановской области.
The Russian Times.
Мой город - Херсон.
Архив Алексея Клишина.
Архив Андрея Мятиева (Веломузей Андрея Мятиева, Москва).
Архив Евгения Смирнова.
Автобусный транспорт.
Семейный архив Юрия Николаевича Грозмани.
Комитет по делам архивов Курганской области.
Форум Новочеркасск.net.
Фото Бранзона ДеКу.
Индустриализация. Фотохроника трудового подвига.
ДружнаяГорка.Ру.
Михаил Николаевич Свирин, "Танковая мощь СССР, часть II".

Вход    Галерея   Номерные знаки   СССР   Ссылки

Последняя правка 11 III 2024. Андрей Богомолов. Контактная информация.