Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР, Москва 1903-1932 годов.

В тёплое время 1932 года в СССР были введёны общесоюзные номерные знаки, к осени 1932 полностью заменившие местные номера. До этого в больших городах выпускались собственные знаки (тогда их называли жестянками), сильно различающиеся между собой. Иногда эти жестянки держались несколько лет, иногда менялись каждый год. Такая система во многом копировала дореволюционную. В начале 1920-х годов почти повсеместно транспорт пришёл в упадок, и надобности в нумерации транспорта не было, однако к концу 20-х годов автомобилей стало больше, а потому вернулись к жестянкам. Тогда автомобили почти не ездили между городами, поэтому система с собственными знаками в каждом городе всех устраивала.
В Москве 1928-1932 годов была принята простая порядковая нумерация, знаки выдавались надолго. Было две жестянки - передняя и задняя. Передняя у всех машин располагается по центру, на буфере, под облицовкой радиатора или на бугеле между фарами, в отличие от середины 1920-х, когда передний номер крепился вертикально на верхней точке левого крыла.
Фотографии расположены по годам съёмки.
83k Форд-АА почтовый автобус, 1932 1932
   14547 (Форд-АА конца 1931 года, Каланчёвская улица, 182кБ).
   13985 (Линкольн КБ фаэтон 1932 года, Тверская улица, 126кБ).
   13985 (Линкольн КБ фаэтон 1932 года, Большая Пироговская улица, 110кБ).
   13766 (Линкольны КБ фаэтоны 1932 года Интуриста у гостиницы "Метрополь", у большинства машин уже новые номера, 192кБ).
   12021 (Форд-АА бортовой конца 1931 года, хлебозавод №6, 127кБ).
   9857 (Форд-АА почтовый автобус конца 1931 года, Москва, 83кБ).
   3851 (Форд-А тюдор 1928-1929 года, пробег Москва - Нижний Новгород, 91кБ).
   458 (Линкольны КБ фаэтоны 1932 года Интуриста у Октябрьского вокзала, лето 1932, у остальных машин уже новые номера, 135кБ).
   301 (Бьюик 1931 года, приезд Н.М. Шверника (4-й справа) на инструментальный завод, Павлово Нижегородского края, 8 VII 1932, 59кБ).
   Без номера (АМО-3 автобус, до 1938 года у рейсовых автобусов номеров не было, только гаражные, нарисованные на кузове, Тверская улица, 114кБ).
   Без номера (Магирус пожарный, у пожарных машин номеров тоже не было, II 1932, 42кБ).
1931
   1133x (неустановленный седан у гостиницы "Метрополь", 80кБ).
   10862 (Бюссинг-НАГ бортовой, обломки храма Христа-спасителя, 57кБ).
   8053 (Форд-АА скорая помощь второй половины 1931 года, Мясницкие ворота, 96кБ).
   7098 (Форд-А 1928-1929 года, 1931, 113кБ, звёздочка на номере говорит о принадлежности к Красной Армии).
   6611 (Форд-А 1928-1929 года, Москва, из журнала "За рулём" №21 (декабрь) 1931, 151кБ).
   6521 (Аутокар самосвал, Ленинградское шоссе, 115кБ).
   3715 (Форд-А родстер с тёщиным местом, Кузнецкий мост, 96кБ).
   1280 (Харлей-Дэвидсон ВС 1931 года греческого посольства, проспект Мира, 113кБ).
   1025 (Харлей-Дэвидсон Й 1929 года, I 1931, 54кБ).
   ТАКСИ 1234 (Форд-А такси 1928-1929 года, Кузнецкий мост, 99кБ).
   Без номера (Я-6 автобус 4 маршрута "площадь Свердловá - Серебряный бор", Дружинниковский гараж, гаражный номер 235, 98кБ).
   Без номера (автобус , Бахметьевский гараж, 62кБ).
   Без номера (Бьюик 1927 года греческого посольства, проспект Мира, 103кБ).
317k нормальные номера на Фордах-АА, 1930 1930
   6270 (Форд-А фаэтон, Каретный ряд, 147кБ).
   4082 и 4078 (Форд-АА бортовые 1929 года, Миусская площадь, 317кБ).
   3719 (неустановленный фаэтон, Кузнецкий мост, 101кБ).
   940 (Роллс-Ройс Фантом I, XVI съезд ВКП(б), Сталин и Каганович выходят из Большого театра, 26 VI 1930, 76кБ).
   Туринский номер 22221 TO (Лянча автобус, Москва, 68кБ).
1929
   1920 (Греф унд Штифт автовышка, Москва, 68кБ).
   Без номера (АМО-Ф15 пожарный, у пожарных машин номеров не было, Электрозавод, 63кБ).
   АВТОДОР 19 МОСАВТОКЛУБ (НАМИ-1, 154кБ).
До конца 1928 - 1929 московские номера были несколько другими. У части машин номера начинались на Г (государственные?) и К (коммерческие?). Были и обычные порядковые номера, а также номера с ТАКСИ в верхней строчке номера. В отличие от 1929-1932 годов передний номер крепился вертикально на верхней точке левого крыла.
   Г-1118 (Амилькар почтовой службы, Москва, из журнала "За рулём" №12 (июнь) 1929, фото могло быть сделано раньше, 180кБ).
   Без номера (серый Рено НН 1928 года, купленный Владимиром Маяковским в подарок Л. Брик, район Твери, весна 1929, 90кБ, 112кБ, 130кБ. Под задней жестянкой виден французский транзитный номер - четыре цифры вверху, WW и цифра внизу. WW - признак транзитного номера, кажется, и до сих пор).
   Без номера (ФИАТ-15 тер бортовой, демонстрация МОПРа, 18 III 1929, 49кБ).
88k номер такси на Форде-А 1928
   81 и 16 (Форд-А 1928 года и Паккард, Москва, 17 X 1928, 34кБ).
   16 (Паккард, Москва, 17 X 1928, 32кБ).
   ТАКСИ 25 (Рено такси, Москва, из журнала "За рулём" №6 (сентябрь) 1928, 180кБ).
   К-733 (Форд-Т, Арбатские ворота, фильм "Дом на Трубной", премьера 31 VIII 1928, 58кБ).
   К-733 (Форд-Т, Малая Бронная, фильм "Дом на Трубной", премьера 31 VIII 1928, 73кБ).
   ПРОБА 3515 (неустановленный фаэтон, Тишинская площадь, V 1928, 124кБ).
   Г-396(?) (Рено фаэтон, Большой Кремлёвский дворец, из еженедельника "Иллюстрированная Россия", №9, 25 II 1928, 93кБ).
1927
77k Лятиль Б бортовой, Пирогово    Правила всесоюзного учёта автомобилей и мотоциклов (утверждены 2 IX 1927, 141кБ).
   2589 (Лятиль Б бортовой, Пирогово, 77кБ).
   К-1746(?) (Форд-Т передвижной киоск, 123кБ, окраска номера инверсная).
   Гаражный номер 56 (Лейланд автобус, площадь Свердловá, 180кБ).
   Без номера (Лейланд автобус, автобусный парк на Бахметьевской улице, 33кБ).
1926
   741 (Мерседес(?) поливомоечный МосКомХоза, 55кБ).
   ПРОБА 428 (на переднем крыле грузовика, Москва, 28кБ).
   ПРОБА (на пожарном АМО-Ф15, выпускались с 1926, Москва, 60кБ).
1925
   2424 (Рено седан у гостиницы "Метрополь", 50кБ).
   2080(?) (бортовой грузовик, Владимирское шоссе, 95кБ).
   ТАКСИ 1031 (Рено такси у Октябрьского вокзала, 50кБ).
   489 (неустановленный фаэтон, Кузнецкий мост, 63кБ).
   ТАКСИ 396 (Рено такси, Верхняя Масловка, 42кБ).
   131 (Бюссинг тип III Г бортовой, площадь Революции, 148кБ, 131 - слишком большой номер, скорее всего регистрационный).
   107 (АМО-Ф15 бортовой, автопробег Ленинград–Москва–Курск–Москва, Москва, 28 VIII 1925, 60кБ, возможно, это пробеговый номер, участвовало 83 грузовых и легковых машины, легковые шли до Тифлиса, а не до Курска).
   107 и 106 (АМО-Ф15 бортовые, автопробег Ленинград–Москва–Курск–Москва, Красная площадь, 59кБ, возможно, это пробеговые номера).
   107 и 106 (АМО-Ф15 бортовые, автопробег Ленинград–Москва–Курск–Москва, Красная площадь, 56кБ, возможно, это пробеговые номера).
   36 (почтовый Харлей-Дэвидсон ЙС 1925 года, Москва, 67кБ).
1924 (чёрные цифры на белом фоне)
   2317 (неустановленный дубль-фаэтон, Красная площадь, 7 XI 1924, 270кБ).
   999 (неустановленная седанка у Брянского вокзала, 56кБ).
   358 (американский ФИАТ 60/90 л.с. турер, 129кБ).
   Г-1815(?) (НСУ(?), старт мотопробега Москва-Лондон-Москва, автомотоклуб, гостиница "Метрополь", 154кБ, Харлей-Дэвидсон без номера).
   Номер на крыле (бортовой грузовик, Мансуровский переулок, 75кБ).
   Различима только звезда на номере (Мерседес фаэтон, Тверской бульвар, 47кБ).
   Номер неразличим, если он есть (фаэтон, улица Петровка, 40кБ).
   Без номера (АМО-Ф15 бортовой, старт автопробега Москва-Ленинград-Москва, автомотоклуб, гостиница "Метрополь", XI 1924, 102кБ).
   Без номера (Уайт бортовой 5-тонный с искажённым ремонтом радиатором, Тверская улица, 2 V 1924, 130кБ).
1923 (тёмные цифры на светлом фоне)
   225 (Роллс-Ройс у Совнаркома (Сенатский дворец), 135кБ).
   Без номера (неустановленный фаэтон, Петровские ворота, 29 VI 1923, 64кБ).
1922 (белые цифры на чёрном фоне)
   4256 (Металлуржикь фаэтон, 95кБ).
   4115 (неустановленный автомобиль, Средние торговые ряды, 172кБ).
   2615 (Локомобиль, Средние торговые ряды, 139кБ).
   2?08 (неустановленный грузовик у Кремля, 1 V 1922, 65кБ).
   1197 (неустановленный автомобиль, мастерские КОМПАС, 160кБ).
   9 (странный номер) (Уайт, отремонтированный на заводе АМО, 46кБ).
   номера не видно (Паккард с гусеничным движителем Кегресса у храма Христа Спасителя, 283кБ).
1921 (белые цифры на чёрном фоне)
   1759 (Локомобиль, делегаты X съезда РКП(б) у 3-го дома Советов, 202кБ).
   ?416 (циклекар, тракторная испытательная станция Моземотдела, 109кБ).
   117 А/Б (ФИАТ, Красная площадь, 308кБ, это вряд ли номер, 117-й автобатальон?, на грузовых ФИАТах номеров нет).
   без номера (Уайт бортовой, Неглинный проезд, 201кБ), возможно, армейский, у которых номеров не было.
1920 (тёмные цифры на светлом или на белом фоне)
   2200 (ФИАТ 15 бортовой, Красная площадь, 27 VII 1920, 78кБ).
   К-56 и К-97 (Лейланды бортовые, Красная площадь, 1920, 260кБ).
   без номеров (Паккарды бортовые, Красная площадь, 27 VII 1920, 75кБ).
   без номера (неустановленный лимузин, Москва, Кремль, 1920?, 162кБ).
1919 (тёмные цифры на белом фоне)
   133? (неустановленный грузовик, Ленин, 25 V 1919, 116кБ).
   без номера (неустановленный английский грузовик, 57кБ).
1918 (белые цифры на тёмном фоне)
81k Hurlburt бортовой у Кремля, V 1918    2762 (Hurlburt бортовой у Кремля, V 1918, 81кБ).
   2762 (тот же грузовик в тот же день, Неглинная улица, V 1918, 165кБ).
   1999 (неустановленный автомобиль, 5-й Всероссийский съезд Советов, Большой театр, 4-10 VII 1918, 295кБ).
   1102 (Рено-40 Ленина, реконструкция покушения на Ленина, завод Михельсона, 30 VIII 1918, 241кБ).
   456 (Бьюик(?), Никитский бульвар, 262кБ).
   ?11 (неустановленный автомобиль, Тверская улица, 1 V 1918, 118кБ).
   ?25 (неустановленный автомобиль, Сталин идёт в Большой театр на 5-й Всероссийский съезд Советов, 4-10 VII 1918, 36кБ).
   номер в инверсных цветах с буквой впереди (Лянча, Троцкий идёт в Большой театр на 5-й Всероссийский съезд Советов, 4-10 VII 1918, 57кБ).
   без номера (Остин, Садовая-Черногрязская улица, 125кБ).
1917 (белые цифры на тёмном фоне)
   2598 (Бразье, Керенский на Ходынском поле, 22 V 1917, 53кБ).
   ?605 (неустановленный грузовик, Страстной бульвар, III 1917, 74кБ).
   564 (Паккард бортовой, Тверская улица, VI 1917, 138кБ).
1916 (белые цифры на тёмном фоне, у военных и у машин гаража е.и.в. номеров не было)
   ?0 (Опель, Ходынское поле, 71кБ).
   переднего номера нет (Паккард, Шереметевский переулок, 166кБ).
1915 (белые цифры на тёмном фоне)
   535 (Бенц у сада "Эрмитаж", 277кБ).
   без номера (военный Индиан Ц 1915 года, 22 XI 1915, 98кБ).
1914 (белые цифры на тёмном фоне)
   1604 (ФИАТ, Кузнецкий мост, 145кБ).
   не разобрать (Индиан Турист 1914 года в экспортном исполнении, знаменитый лётчик Пегу, Ходынское поле, 64кБ).
   МАО-3 (санитарный автомобиль Московского Автомобильного Общества, Савёловский вокзал, 154кБ).
1913 (белые цифры на тёмном фоне)
   2053 (Комникк, Манеж, 14 IX 1913, 220кБ).
   1547 (Даймлер поливалка у гостиницы "Метрополь", 104кБ).
   1458 (неустановленный автомобиль, 12 VI 1913, 27кБ).
   без номеров (автобусы Н.А.Г. и Аргус, Останкино, 235кБ).
1912 (белые цифры на тёмном фоне)
   982 (Берлие, Московский Сельскохозяйственный Институт, 153кБ).
   921 (Берлие дубль-фаэтон, Лопасненский уезд, Венюково, семья и дом фабриканта В.Л. Медведева, 302кБ).
   Положение о регистрации автомобилей в Москве (Московское Автомобильное Общество, 337кБ).
1911
   3319 (мото (и вело) знак, размер 126 х 77 мм, 68кБ).
   2652 (мото (и вело) знак, 9кБ).
   475 (Р.А.Ф. лимузин, театр в Перловке, 128кБ, номер крупнее, 128кБ).
   без номера (новый?) (Нэккарзульм, VI 1911, 236кБ).
   Состав автомобилей в Москве на 1 I 1912 (Московское Автомобильное Общество, 185кБ, Делаге и Делажъ - одна и та же французская Delage).
1910
   694 и 687 (Ля Бюиры 10/15 л.с. 1-тонные почтовые фургоны с кузовом П. Ильина, 86кБ).
   559 (Ля Бюир дубль-фаэтон, 1910, 145кБ).
   Без номера (Ля Бюир 24/32 л.с. 3-тонный почтовый фургон с кузовом П. Ильина, 93кБ).
1909
   19 (Дарракк - такси Товарищества Автомобильного Передвижения, Петербургское шоссе, 325кБ).
1908
   без номера (Бразье?, Нижний Лесной переулок, 199кБ).
   Номера Богемии O915 и O914 (Лорен-Клеман (Лаурин-Клемент) ФЦС у Каменного моста, пробег Санкт-Петербург - Москва, 189кБ).
1903
   115? (Де-Дион-Бутон тонно 1903 года, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями, Архангельское, Ильинское шоссе, 1903, 318кБ).
   20?? (на ступице переднего колеса) (Экспресс, Серебряный Бор, 10 VIII 1903, 325кБ).
   585(?) (на ступице переднего колеса) (Нэккарзульм 1900-1902 года, деревня Щукино, 10 VIII 1903, 173кБ).
   Без номера (неустановленный автомобиль, князь Ф.Ф. Юсупов, Архангельское, Ильинское шоссе, 1903, 285кБ).

Мне пока не известно, когда появились первые номера на моторном транспорте.

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Фото Бранзона ДеКу.
Фото Эммануила Ноевича Евзерихина.
Фото А.Т. Лебедева.
Фото Александра Родченко.
Архив журнала "За рулём".
"Иллюстрированная Россия", №9, 25 II 1928.
Художественный фильм "Дом на Трубной", премьера 31 VIII 1928.
Журнал "Советское фото".
Фото А.М. Межуева.
Магия Ретро.
Документальный фильм "Москва. 1927 год".
Художественный фильм "Шахматная горячка", 1925.
Художественный фильм "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", 1924.
Фото В. Савельева.
Журнал "Прожектор", 1923.
Фото Аркадия Самойловича Шайхета.
Фото Александра Ф. Дорна.
Фото П. Павлова.
Архив Станислава Кирильца. Спасибо за помощь!
Ежегодник 1910-1911 Московского Автомобильного Общества.
Ежегодник 1912-1913 Московского Автомобильного Общества.
Фото Александра Лущинского.
Веломузей Андрея Мятиева.
Фото Н.М. Щапова.
Фото А.А. Вепринцева.
Семейный архив Н.Б. Глазковой.
Издательство А.А. Горожанкина, Москва, 1911.
М. Клычникова, Г. Мелентьев - Мытищи и окрестности. Мытищинская волость на рубеже XIX-XX веков.
Личный архив Александра Бучина.
Страница Александра Домина Вконтакте.
Автобусная экскурсия "Москва Константина Мельникова".
Музейная Москва онлайн.
Фильм "Папиросница от Моссельпрома", режиссёр/оператор Юрий Желябужский, ''Межрабпом-Русь'', 1924.
Государственный Исторический музей.
Иллюстрированное прибавление к газете "Московский листок" № 42 от 1910 г..
Фото В. Куприянова.
Архив Сергея Суворова.
Ретро Мото Экипировка (HD, BMW, СССР, 1916-1980).
Коллекция Дмитрия Пантелеева.
Ajapaik.

Вход   Галерея   Номерные знаки   СССР    Москва    Ссылки

Последняя правка 5 I 2024. Контакт. Андрей Богомолов.