Галерея автомотостарины. Грузовые. МАЗ.
1944 - н.вр., Минский Автомобильный Завод, Минск, СССР.

До войны в Красном Урочище в 7 км к юго-востоку от Минска базировалась 26-я танковая дивизия. В 1941-м немцы устроили в военном городке концентрационный лагерь, а танковые ремонтные мастерские использовали по назначению. С использованием труда военнопленных они возвели здесь ремонтный завод для танков и автомобилей. 3 июля 1944 года был освобождён Минск, а уже 9 августа выходит постановление ГКО за подписью Сталина об организации в Красном Урочище автосборочного завода импортных и отечественных автомобилей мощностью 150 автомашин в сутки и предоставлении части площадей завода для ремонта танков и автомобилей.
С октября 1944 на заводе началась сборка из комплектов ленд-лизовских грузовиков Макк НР (164к фото) и Студебекер УС6.

Таблица производства автомобилей в С.С.С.Р..

МАЗ-205, (1947-)1948-1966, 4x2 5-тонный самосвал на базе ЯАЗ-200 (до 1950) / МАЗ-200 (после 1950), 48к фото, 104к фото, 150к фото
  АЦ-45 (М205) ЦА, 6-тонная пожарная цистерна Новоторского машиностроительного завода, 60к фото
  Внешние изменения МАЗ-205 по годам:
    Вариант 1947 года, ЯАЗовские 3 боковых лувра капота, 194кБ.
    Более поздний вариант 1947 года, боковые молдинги капота разной длины, 2 лувра, 135кБ. Всего в 1947-м сделано 18 предсерийных экземпляров.
    Серийный вариант 1948 года, вместо фигурки зубра на капоте - две половинки на боковинах капота, 2 лувра без молдингов, нет вертикального молдинга на облицовке, 28кБ. Хорошо видна необшитая вагонка кабины и ранний кузов с тремя рёбрами бортов. Задний борт высокий, с двумя горизонтальными рёбрами, 207кБ.
    В 1951 году кабину обшили металлом, 48кБ, и сделали металлическими подножки, вместо деревянных. Сначала кабины имели высокую угловатую крышу.
    Иногда фигурка зубра возвращалась на капот разных моделей, 184кБ. Вероятно, это выставочные или экспортные машины.
    Не позже 1953 года научились делать красивую обшивку крыши, 120кБ. У всех ранних МАЗов подфарники находятся рядом с фарами.
    В 1955 году подфарники стали не только габаритными огнями, но и указателями поворотов. Их стёкла из плоских стали выпуклыми. А сами подфарники сильно сместились к краям машины, 104к фото. В 1955 или 1956 ящики аккумуляторных батарей исчезли с подножек, на правой подножке появился инструментальный ящик (виден на той же фотографии), а батареи расположились под сиденьем в кабине. Одновременно поменялось крепление буфера с двух квадратов из 4 заклёпок, 120кБ, на два вертикальных ряда из 3 заклёпок, 64кБ.
    В 1958 году изменился кузов, - на бортах стало четыре ребра, 150к фото. Задний борт стал ниже, с одним горизонтальным ребром, 46к фото.
    В 1959 году ветровые стёкла перестали быть открывающимися и получили резиновые уплотнители, отчего углы окон стали округлыми, 150к фото. Эти "бронеполосы" над задними колёсами начинаются в 1958 ещё на старых кузовах, и встречаются примерно у половины МАЗ-205 выпуска 1959-1965 годов (в 1966-м выпущен 1 экземпляр). Других внешних изменений до конца выпуска я не вижу.

МАЗ-200, 1951 - 31 XII 1965, 4x2 7-тонный бортовой грузовик с рядным мотором ЯМЗ-М204А, 110 л.с., 105к фото
  МАЗ-200Г, 1951-1957, с высокими решётчатыми бортами, съёмным тентом и откидными скамейками для перевозки людей, 184к фото
  МАЗ-200Д, шасси для установки специальных кузовов:
    Поливочная цистерна, 64к фото
    К-51, 1951-1960, 5-тонный автокран Ивановского завода автокранов, 65к фото
    АЛМ-32 (200) ЛА, 1955-1957, 30-метровая пожарная лестница Новоторского машиностроительного завода, 49к фото
  МАЗ-200П, 1962-1965, МАЗ-200 с V-образным мотором ЯМЗ-236, 180 л.с.
  МАЗ-200Ш, шасси для установки тяжёлых военных кузовов:
    АДКС-70, 1962-1965, кислорододобывающая станция Кировского автоагрегатного завода, 49к фото, 51к фото
  Внешние изменения МАЗ-200 по годам - см. МАЗ-205.
МАЗ-200В, 1952-1966, 4x2 12-тонный седельный тягач, 96к фото
  МАЗ-200М, 1962-1967, МАЗ-200В с мотором ЯМЗ-236, 180 л.с.
  МАЗ-200Р, 1962-1967, МАЗ-200В с мотором ЯМЗ-236, 180 л.с. и гидроаппаратурой для опрокидывания кузова самосвального полуприцепа МАЗ-5232В
  с 1955 или 1956 упрощённое крепление запасок за кабиной, 97к фото
  с 1959 ветровые стёкла с резиновыми уплотнителями, 251к фото

МАЗ-501, 1955-1966, 4x4 15-тонный лесовоз, 85к фото, 109к фото
  МАЗ-501Б, 1962-1966, МАЗ-501 с мотором ЯМЗ-236, 180 л.с.
  МАЗ-501В, 1957-1959-?, МАЗ-502 4х4 седельный тягач с двускатными задними колёсами, 22к фото
МАЗ-502, 1957-1966, 4x4 4-тонный бортовой грузовик, 62к фото, 78к фото
  МАЗ-502А, 1957-1959-?, МАЗ-502 с лебёдкой, 27к рисунок Александра Николаевича Захарова
  С 1959 у МАЗ-502 были глухие ветровые окна и другие диски колёс, 267кБ.
МАЗ-502В, 1959-1966, МАЗ-502 4х4 седельный тягач с односкатными задними колёсами, 94к фото
МАЗ-525, 1951-1959 (1959-1965 - БелАЗ-525), 4x2 25-тонный карьерный самосвал, 6010 экз., 72к фото, 81к фото, прототип, 41к фото
МАЗ-530, 1957-1960 (в 1960-1963 выпускался БелАЗом в Жодино), 6x4 40-тонный карьерный самосвал, 83к фото, 78к фото, 30 экз.
МАЗ-500, III 1965 - 1970, 4x2 7,5-тонный бортовой грузовик (с 1970 - 8-тонный МАЗ-500А)
  МАЗ-500В, 196?-19??, МАЗ-500 с высокими решётчатыми бортами, съёмным тентом и откидными скамейками для перевозки людей
  МАЗ-500Г, 196?-19??, длиннобазный МАЗ-500
  МАЗ-500С (МАЗ-512), 1965-1970, северный МАЗ-500, утеплённый, с прожектором над кабиной и сзади, с противотуманными фарами на буфере
  МАЗ-500Ш, шасси для установки специальных кузовов, 91к фото
  МАЗ-500Ю (МАЗ-513), 196?-19??, южный МАЗ-500, с изолированной кабиной и двойной крышей
  МАЗ-513А, 196?-19??, МАЗ-513 для левостороннего движения
МАЗ-503, 1965-1970, 4x2 7-тонный самосвал на базе МАЗ-500 с корытообразным кузовом для скальных пород, 119к фото
  МАЗ-503Б, 196?-1970, МАЗ-503 с прямобортным кузовом, 83к фото
МАЗ-504, 1965-1970, 4x2 седельный тягач, 145к фото
  МАЗ-504Б, 1965-1970, МАЗ-504 с гидроаппаратурой для опрокидывания кузова самосвального полуприцепа МАЗ-5232В или для полуприцепа-цементовоза С-570, 117к фото
МАЗ-509 (МАЗ-509П), 1966-1969, 4x4 лесовоз на базе МАЗ-500, 75к фото
МАЗ-535А, 1958-1961 (1961-1964 - на КЗКТ, Курган), 8x8 7-тонный бортовой грузовик, 92к фото, 68к фото
  МАЗ-535, 1956, прототип
МАЗ-535В, 1959-1963, седельный тягач на базе МАЗ-535А
МАЗ-537, 1960-1964 (1963-1990 - на КЗКТ, Курган), 25-тонный седельный тягач, развитие МАЗ-535В с увеличенной базой, мотором Д12А-525 и другими вентиляционными люками моторного отсека, 42k фото
МАЗ-543, 1962-1967, 8x8 19,1-тонный бортовой грузовик, 32к фото, 49к фото
  МАЗ-543П, шасси для установки специальных кузовов
  МАЗ-543А, 1966 - н.вр. (прототип в 1963), 8x8 19,6-тонный бортовой грузовик, кабины незаметно сдвинуты вперёд, внешне не отличается от МАЗ-543, 95k фото

  Очень редкие и экспериментальные:
    МАЗ-205Б, 1952, МАЗ-205 с ковшеобразным кузовом
    МАЗ-525 троллейвоз ХТТУ, Харьков, 1954, 57к фото
    МАЗ-528, 1955, 4x4 седельный тягач для 30-тонного полуприцепа, 54к фото, 74к фото
    МАЗ-529, 1956, 1-осный тягач для прицепа-скрепера, с 1958 выпускался серийно как МАЗ-529В на МоАЗе в Могилёве, с 1961 - 9,2-тонный МАЗ-529Е, 44к фото из архива НАМИ, Москва
    МАЗ-541, 1956, 4x4 85-тонный аэродромный тягач, 3 экз., 197к фото
    МАЗ-532, 1957, 4x4 18-20-тонный лесовоз в паре с 2-осным прицепом, 74к фото, бортовой вариант, 44к фото
    МАЗ-500 прототип, XI 1958, ВСХВ, 63к фото
    МАЗ-503 прототип, XI 1958, 10к фото
    МАЗ-1500, 1959, гоночный, 2 экз.
    МАЗ-506, конец 1950-х, 6-тонный самосвал с двусторонней боковой разгрузкой
    МАЗ-500 прототип, 1961, 68к фото
    МАЗ-503 прототип, 1961, 56к фото
    МАЗ-505, 1962, 4x4 бортовой грузовик на базе МАЗ-502 и кабиной МАЗ-500, 2 разных опытных экз.
    МАЗ-511, 1962, самосвал с двусторонней боковой разгрузкой с верхними петлями боковых бортов, 54к фото.
    МАЗ-511Б, 1962, самосвал с двусторонней боковой разгрузкой с нижними петлями боковых бортов.
    МАЗ-508В, 1963, 4x4 седельный тягач на базе МАЗ-502 и кабиной МАЗ-500, с мотором ЯМЗ-236, 180 л.с. и двускатными задними колёсами, несколько опытных экз.
    МАЗ-538, 1963, 4x4 тягач, 62к фото, выпускался с 1964 года на КЗКТ, Курган
    МАЗ-514, 1965, 6x4 бортовой грузовик на базе МАЗ-500
    МАЗ-515, 1965, 6x4 седельный тягач на базе МАЗ-500
    МАЗ-520, 1965, МАЗ-504 с колёсной формулой 6х2 (средний мост сразу за передним, задний мост ведущий)
    МАЗ-516, 1966, 6x2 14-тонный бортовой грузовик на базе МАЗ-500 с подъёмной задней осью
    МАЗ-500Г, начало 1960-х, длиннобазный (4850 мм) прототип МАЗ-500
    МАЗ-503В, 196?, МАЗ-503 с обогревом дна кузова отработавшими газами
    МАЗ-503Г, 196?, МАЗ-503Б с обогревом дна кузова отработавшими газами
    МАЗ-509Б, 196?, МАЗ-503Б 4х4
    МАЗ-510, 196?, МАЗ-503 с одноместной кабиной
    МАЗ-510Б, 196?, МАЗ-503Б с одноместной кабиной
    МАЗ-510В, 196?, МАЗ-503В с одноместной кабиной
    МАЗ-510Г, 196?, МАЗ-503Г с одноместной кабиной

  Прицепы:
    МАЗ-5203 - низкий 2-осный полуприцеп для перевозки тяжёлой техники. Тягач - ЯАЗ-210Д или ЯАЗ-210Г (со специальной дополнительной осью), 106к фото
    МАЗ-5215 - бортовой 12-тонный полуприцеп для МАЗ-200В
    МАЗ-5215B - бортовой 12,5-тонный полуприцеп для МАЗ-200В
    МАЗ-5217 - 11-тонный полуприцеп-фургон для МАЗ-200В, 89к фото
    МАЗ-5232B - самосвальный полуприцеп для МАЗ-200Р
    МАЗ-5245, 1957-1975, бортовой 13,5-тонный полуприцеп для МАЗ-200В, 96к фото.

  Очень редкие и экспериментальные прицепы:
    МАЗ-847, 1962 - 2-осный самосвальный прицеп с двусторонней боковой разгрузкой для МАЗ-511

Источники фотографий и информации, благодарности:
Архив автора.
Архив Дениса Орлова, Москва.
Архив НАМИ, Москва.
Журнал "За рулём".
Рисунок Александра Николаевича Захарова.
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Фото Василия Грабаря (Ростов-на-Дону).
МАЗ, официальный сайт.

Что ещё в интернете:
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.
Ad Modum, мастерская великолепных масштабных моделей автомобилей и прицепов МАЗ, 1:43, огромный объём исторической информации.
МАЗ, официальный сайт.

Вход   Галерея    Грузовые   ЯАЗ    Ссылки   In English

Последняя правка 2 I 2022. Контакт. Андрей Богомолов.