Галерея автомотостарины. Номерные знаки. Финляндия.

178k карта Филиппин Фотографии архивов часто датированы ошибочно, поэтому номера на датированных фотографиях иногда противоречат тексту. Текст тоже - не гарантия истины, разные источники противоречат друг другу.

Первый автомобиль в Гельсингфорсе - 1903. C 1950-х годов на парадах старинных автомобилей выставляются Ford T с разными кузовами и с плакатами "первый автомобиль 1903!". Однако, Форд Т выпускался с 1909 года. Был ли самый первый автомобиль Фордом? Вряд ли. 1903 - год появления автомобилей Форд на рынке, их ещё никто не знал. Тогда Америка была автомобильным захолустьем, а автозаводы только начали появляться. Законодателями автомобильных мод тогда были французы. С отставанием от них шли немцы, англичане и бельгийцы. Вот почему в Российской империи, частью которой была Финляндия, "американцы" появились с опозданием. По другим данным первый автомобиль в Финляндии появился в 1905 году, первый мотоцикл - в 1895 году. У дореволюционных извозчиков были тёмные номера со светлыми 1-3-значными числами (такие же, как на фотографиях 1909, 1927 и 1937 годов ниже). На всех дореволюционных фотографиях велосипеды номеров не имеют.

Первый закон об автомобильных номерах для Гельсингфорса (Хельсинки) появился 22 июля 1907 года (всего в 1907 в городе было 40 машин). По нему номер должен был располагаться сзади. Красный на белом фоне для частных автомобилей, белый на тёмном фоне - для профессиональных автомобилей. В Лахти номера появились в 1908, в Або (Турку) - в 1910, в Таммерфорсе (Тампере) и Выборге (Вийпури) - в 1911, в Выборге частные номера были чёрные на белом, профессиональные - белые на красном.
1907: нет переднего номера, омнибус неустановленной марки, Гельсингфорс, 176к фото.
1909:
   нет переднего номера, пожарный электромобиль Braun, Гельсингфорс, 156к фото.
   извозчик 119, Гельсингфорс, 72к фото.
1910: чёрные символы на белом, простой порядковый номер на частных автомобилях, порядковый номер + название города на такси и наёмных автомобилях.
   нет переднего номера, пожарный электромобиль Braun 1909 года, Гельсингфорс, 193к фото.
   нет переднего номера, Clément-Bayard, Гельсингфорс, 225к фото.
1911: новые правила. Теперь два номера, передний и задний (исключение - Выборг, там до 1922 только задний знак). На номере требовалось (но не всегда соблюдалось) название города после порядкового числа, для Гельсингфорса H-FORS или H-KI, для других городов: H-LINNA (Hämeenlinna), PORI (или B-BORG, Björneborg), TURKU. Известны номера с ALASTARO, KOKEMÄKI, NOUSIAINEN, ULVILA, VEHMAA. Цвет - белый с чёрными символами, общественный транспорт использовал чёрные номера с белыми символами. Впервые появляются знаки KOE (испытания, аналог наших номеров ПРОБА, см. в конце страницы). За всю историю финских знаков передние и задние знаки были одинаковыми.
   14 H-FORS, такси Opel, Гельсингфорс, 121к фото, номер крупно.
   535 H-FORS, бортовой Arbenz, Гельсингфорс, 116к фото.
   107, такси Adler, Гельсингфорс, 94к фото.
   115, такси Clément-Bayard, Гельсингфорс, 86к фото.
1912:
   20, такси Adler, Гельсингфорс, 197к фото, задний номер, 89к фото.
   35, такси N.A.G., Гельсингфорс, 189к фото
1914:
   47 H-FORS, Daimler, Гельсингфорс, 151к фото.
   нет номера, фургон Adler, Гельсингфорс, 115к фото.
   огромное, 884к фото целого моря автомобилей, Гельсингфорс, номеров почти ни у кого нет. Это не 1914?
год неизвестен: H-FORS 237, неустановленный таксомотор, Гельсингфорс, 87к фото.
1915: В Гельсингфорсе появляется буква A в номере, в Оулу - буква O. Высота букв и цифр - 120мм, ширина - 15мм (для мотоциклов высота 100мм). У машин скорой помощи был белый квадрат с красным крестом рядом с номером. У полицейских - с чёрным крестом. Номера всех типов машин теперь белые с чёрными надписями.
1916:
   129, бортовой Opel, Гельсингфорс, 27к фото.
   не видно номера, пожарный Scania-Vabis, Гельсингфорс, 96к фото.

1917-1922 - в каждом городе свои номера или их отсутствие.
год неизвестен:
   19 и 6, неустановленные автомобили, 120к фото.
   A50, бортовой Opel трамвайного депо, Хельсинки, 287к фото.
1918: A34?, Opel, Хельсинки, фон номера явно не белый, 127к фото.
1921: FIAT A617, Benz? A491, FIAT A619, грузовик A223, Хельсинки, фон номеров явно не белый, 233к фото.

1922-1929: в Финляндии общегосударственные номерные знаки появились в 1922 году, документ от 18 мая 1922. Во всей Финляндии в 1922 году было 1754 автомобиля. Белые номера с чёрными буквами региона (см. таблицу внизу) и цифрами (от 1 до 4 цифр). Знак с годами не менялся, но к заднему номеру каждый год прикреплялась новая маленькая прямоугольная налоговая табличка. С 1926 налоговая табличка добавлялась к переднему номеру, а не к заднему. Фон налоговой таблички был белым в чётные годы и синим или голубым - в нечётные (на Оландских островах всегда чёрные на белом фоне). Размер налоговой таблички 1925 года - 195 х 135 мм. На налоговых табличках 1928 и 1929 годов была круглая красная печать с надписями по-фински "KATSASTETTU" и по-шведски "BESIKTIGAD" (осмотрено). В конце 1929 таксисты получили право красить каёмку номеров в красный цвет, чтобы отличаться от других автомобилей. С 1927 года номерные знаки изготавливают заключённые в тюрьмах. Дополнительная табличка с красным крестом по-прежнему использовалась на автомобилях скорой помощи, а чёрный крест на полицейских автомобилях отменён с 1922 года. Номера пожарных автомобилей - белые на красном фоне. Высота символов с 1922 года - 100мм (мотоциклы - 80мм), ширина - 15мм. Номера на мотоциклах теперь, и сзади, и спереди. C 1922 года в Хельсинках номера А-1 ... А-500 выдавались частным автомобилям, а номера с А-501 - общественному транспорту.
1922: (налоговая табличка содержала только цифры "22".)
   ÅL247 (возможно, год не 1922)
1923:
   2228, Austro-Daimler, Хельсинки, 233к фото, номер крупно, (это не может быть раньше, чем 1923, 2228 - слишком большой номер для 1922 года).
   A420, такси Opel, Хельсинки, 137к фото, номер крупно.
   A825, бортовой FIAT, Хельсинки, декабрь 1923, 89к фото.
   без переднего знака, мотоцикл D-Rad, Хельсинки, 98к фото.
1924: (налоговая табличка содержала в нижней строке "1924", высота цифр 50мм (мотоциклы - 30мм), в верхней строке номер без буквы региона, высота цифр 25мм.)
   A86, Dodge, Хельсинки, 27 июля 1924, 138к фото (у второго автомобиля знак серии SA на капоте).
   A745, неустановленный грузовик, Хельсинки, 2 марта 1924, 142к фото, номер и налоговая табличка крупно.
   A854, неустановленный грузовик, Хельсинки, 2 марта 1924, 132к фото, налоговой таблички нет.
   A1037, неустановленный грузовик, Хельсинки, 2 марта 1924, 132к фото, налоговой таблички нет.
   A41, неустановленный мотоцикл, Хельсинки, 110к фото.
1925:
   Austin A583, Overland? A1593, мотоциклы А, Хельсинки, 111к фото.
   A2064, Austin Seven, Хельсинки, 78к фото.
1926:
   A175 без налоговой таблички, Packard, Хельсинки, 145к фото.
   A256, Brockway?, Хельсинки, 154к фото. Слева на мотоцикле номер с налоговой табличкой. Правый полицейский Harley-Davidson без переднего номера.
   A784, бортовой Benz, Хельсинки, 80к фото.
   A942, неустановленный грузовик, Хельсинки, 80к фото, налоговой таблички нет.
   A1035, скорая помощь Mercedes(?), Хельсинки, 193к фото, номер крупно, на переднем автомобиле номера нет.
   A1180, FIAT(?), Хельсинки, 106к фото.
   A1384 и A2623, неустановленные бензовозы, Хельсинки, 285к фото, сзади и спереди Renault с французскими номерами.
   A2026, финский Ford T автобус , Хельсинки, 89к фото, номер крупно.
1927:
   A-1 и А-2, Studebaker President президента Лаури Кристиана Реландера, Хельсинки, 145к фото. Возможно, дефисы были у номеров с малыми числами.
   A3391, такси Essex, Хельсинки, 133к фото.
   A4565, автобус Mercedes-Benz, Хельсинки, 152к фото, номер крупно.
   извозчик 245, Вийпури, 58к фото.
1928:
   A4849, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 113к фото.
   A6158, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 99к фото.
   A6994, финский REO автобус, Хельсинки, 88к фото, номер крупно.
   T3698, финский REO автобус, Турку, 138к фото.
1929:
   A25xx, бортовой финский Ford AA, Хельсинки, 119к фото.
   A11x, мотоцикл Ariel с грузовой коляской, Хельсинки, 220к фото.
   U1137, мотоцикл Rudge?, Хельсинки, 126к фото.

1930-1940: знаки менялись каждый год, в чётные годы чёрные с белыми надписями, в нечётные - белые с чёрными надписями. В левой части знака - последние две цифры года над печатью. Между кодом региона и цифрами появился дефис. В 1930 цифры угловатые, в 1931-1934 - очень узкие, рунического шрифта, с 1935 - маленькие и красивые, они и сейчас на финских номерах. Комбинация цифр на номере из года в год оставалась той же для каждого автомобиля.
1930:
   A-2285 и A-4297, финские Chevrolet фургоны, Хельсинки, 103к фото.
   A-2571, H-3240, Durant, Хельсинки, 68к фото.
   A-2761, финский бортовой Ford?, Хельсинки, 140к фото, номер крупно.
   A-3996, финский Fisher бензовоз, Хельсинки, 99к фото.
   A-4275, финский Brockway, Хельсинки, 74к фото.
   Essex? KoeVA22, Chevrolet VA-3555 и Dodge H-1475, Вааса, 153к фото.
   H-5304, H-3835, H-3321, H-4002, H-4343, Хямэ, 229к фото.
   H-4502.
   ÅL115, номера Оландских островов в 30-е годы оставались теми же, что и в 20-е.
1931:
   A-297, такси Willys (красная кромка номера), Хельсинки, 165к фото.
   A-1616 и A-4211, FIAT и финский Republic автовышки, Хельсинки, 333к фото.
   A-3564, автобус REO, Хельсинки, 78к фото.
   A-4946, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 78к фото.
   A-6133, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 57к фото.
   H-3879.
   H-4596.
   T-512.
   U-1527, пожарный Ford-AA, Уусимаа, 104к фото.
   Chevrolet KOE U204, GMC U-4741, GMC V-5267, Уусимаа, 156к фото.
1932:
   A-1372, финский International автобус, Хельсинки, 113к фото.
   A-1770, финский Ford AA автобус, Хельсинки, 151к фото.
   A-2273, финский Chevrolet интегральный фургон, Хельсинки, 111к фото, задний номер.
   A-3517, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 94к фото.
   A-3920, финский Brockway автобус, Хельсинки, 124к фото.
   A-5508, финский REO автобус, Хельсинки, 139к фото.
   A-6497, финский Brockway автобус, Хельсинки, 285к фото.
   A-6722, неустановленный грузовик, Хельсинки, 33к фото.
   A-7099.
   U-2455, финский Willys автобус, Хельсинки, 130к фото.
   U-5012.
1933:
   A-405, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 133к фото.
   A-3905, Sisu, Хельсинки, 133к фото.
1934:
   A-1750, финский Ford AA, Хельсинки, 179к фото.
   A-3213, финский Ford AA бортовой, Хельсинки, 85к фото.
   A-1750, Chevrolet, Хямэ, 59к фото.
   O-2135.
   U-1527, пожарный Ford AA, Уусимаа, 175к фото, тот же Форд, что и U-1527 1931 года. Обратите внимание, что на номерах менялся только год, а цифры оставались теми же.
   VA1087 (дефиса нет, его место занимает буква А).
   VA1996.
   VA2726.
1935:
   U-3265, обратная сторона, размер знака 387 х 140 мм.
   V-1961.
   V-2165.
   мотономер T-726 (шрифт мотономеров остался вытянутым и сохранится таким до 60-х годов).
1936:
   A-3243, A-3818, финский Ford AA и неустановленный легковой автомобиль, Хельсинки, 183к фото.
1937:
   A-1462, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 89к фото.
   Va-684.
   извозчик 25, Хямээнлинна, 58к фото.
1938:
   A-3612, автобус Sisu, Хельсинки, 418к фото.
   Opel Olympia A-5814 и Packard A-8075, Хельсинки, 84к фото.
   A-7140, Ford, Хельсинки, 134к фото.
   мотономер H-721, обратная сторона, длина знака 258 мм.
1939:
   A-2455, A-5242, A-5243, A-6290, U-2229, Хельсинки, 463к фото.
   T-102.
   мотономера A-171, A-385, Norton A-421, A-479, Хельсинки, 290к фото.
   мотономер H-879, длина знака 256 мм.
1940: (часть автомобилей не успела получить номера 1940 года и вполне легально ездила с номерами 1939)
   A-4062, газогенераторный автобус Büssing-NAG с эмблемой Volvo, Хельсинки, 101к фото, задний номер, 219к фото.
   A-9130, газогенераторный канадский Dodge, Хельсинки, 385к фото.
   O-1283, автобус Ford?, Яккимаа, 89к фото.
   V-4574 (1939), пожарный Ford с номером 1939 года, Выборг, 1940, 85к фото.

1941-1945: Автомобили носили знаки 1940 и 1939 (кто не успел получить знак 1940 года). Новые автомобили шли в армию и получали армейские номера серии SA (см. ниже). Знаки 1939 и 1940 разрешено было использовать до 1948, хотя в 1946 уже начали выдачу новых знаков. Говорят, что знаки 1941-1945 встречаются, но мне не попадались. Во время войны очень многие автомобили были временно переведены на газогенераторные двигатели (на дровах или на угле), у таких автомобилей часто встречаются номера КОЕ (см. ниже). Возможно, эта испытательная серия использовалась в отсутствие номеров 1941-1945.
1941:
   A-10202 (1940), ЗиС-101 посла СССР, 24 июня 1941, Хельсинки, 140к фото, номер крупно.
   велономера A и армейские SA, Хельсинки, 172к фото.
1942: V-7657 (1940), грузовой Volvo, 10 июня 1942, Выборг, 60к фото.
1945:
   A-2101 (1940), Studebaker, Хельсинки, 88к фото.
   три номера 1940 года и один 1939, Хельсинки, 176к фото.

Коды губерний (lääni, ляани, 1922-1949) на номерах:
A - Хельсинки (Helsinki)
H - Хямэ (Häme)
K - Куопио (Kuopio)
L - Lappi (Лаппи, Лапландия, выделена в 1938 году из ляани Оулу)
M - Mikkeli (Миккели)
O - Oulu (Оулу)
в Petsamo (Петсамо) своей буквы не было, в 1922 ляани Петсамо вошло в состав ляани Оулу.
R - Rajalääni (Раяляани, пограничное ляани, Kymi, Кюми, с 1945(?), остаток ляани Вийпури, не перешедший к С.С.С.Р.)
T - Turku и Pori (Турку и Пори)
U - Uusimaa (Уусимаа, Новая земля, область вокруг Хельсинки)
V - Viipuri (Вийпури, Выборг, до 1945)
V - Vaasa (Вааса, с 1945)
Va (VA) - Vaasa (Вааса, до 1945)
VI - Viipuri (Вийпури, Выборг, с 1922 до ?)
ÅL - Ahvenanmaa (Ахвэнанмаа, Окунёвая земля, Оландские (Аландские) острова)

Пробные номера KOE (испытания). Появились с 1911 года. Устанавливаются автомобильными компаниями до получения машиной обычного номера. Жёлтые с чёрными символами.
1927: KOE A16, финский REO рекламный автобус, Хельсинки, 146к фото, вид спереди.
1930: KOE A206, финский Republic автовышка, Хельсинки, 193к фото, номер крупно.
1930: Hudson? Koe VA22, Chevrolet VA-3555 и Dodge H-1475, Вааса, 153к фото.
1931: KOE U16x, неустановленный автомобиль, Уусимаа, 126к фото.
1931: Chevrolet KOE U204, GMC U-4741, GMC V-5267, Уусимаа 156к фото.
1935: H14 KOE, интегральный фургон Diamond T COE, Порвоо, 146к фото. Обратите внимание, что строки KOE и номер поменялись местами.
1937: KOE U-242, неустановленный автобус, Хямэ, 45к фото. Новый стандарт номеров.
1941: KOE A-823, газогенераторный автобус Büssing-NAG, Хельсинки, 191к фото, номер крупно.
1944: KOE A-112, газогенераторный Buick, Хельсинки, 329к фото.

Армейские знаки серии SA (S.A.), Suomen Armeja.
Появились в 1922, одновременно с гражданскими общегосударственными знаками. Чёрные символы на светло-коричневом фоне. Во время войны число на знаке было пятизначным (по крайней мере до 40654), чтобы сбить с толку разведку Красной Армии, - на самом деле такого количества машин в финской армии не было.
1923: S.A. 1, неустановленный автомобиль, Хельсинки, 199к фото.
1924: SA 10, Rolls-Royce, Хельсинки, 27 июля 1924, 80к фото, правая сторона, 63к фото, номер крупно.
1941:
   SA 1, Mercedes-Benz 320 Маннергейма, Олонец, 100к фото.
   SA 3, Buick Маннергейма, Олонец, 201к фото.
   велономера SA и гражданские A, Хельсинки, 172к фото.
   1939-1944 велономер SA 3742, 33к фото, обратная сторона SA 1421 / 252, 23к фото. Номер из моей коллекции, подарок Петра Шляхина. Размер знака 120 х 100 мм без учёта крепёжного треугольника.
1942:
   SA 35533, Mercury, Выборг, 62к фото.
   SA 40654, De Soto, Зеленогорск, 217к фото, задний номер, 124к фото.
   SA Koe 1, Steyr 1500 Маннергейма, Медвежьегорск, 153к фото.
1944:
   SA 1, Chrysler Маннергейма, 48к фото.
   [SA] 35766, газогенераторный Chevrolet, Сортавала, 109к фото. Буквы SA на номере отрезаны. Видимо, для введения в заблуждение противника. У трофейных советских автомобилей они тоже зачем-то отрезали буквы.

Краткий обзор знаков после 1945 года. Не моя тема, но надо же куда-то девать накопленный материал.

1946-1949 - продолжение довоенного стандарта с ежегодной сменой фона белый/чёрный.
1946: A-4651, бортовой финский Chevrolet, Хельсинки, 74к фото, номер крупно.
1949: (первая половина года)
   A-10809, BMW-321, Хельсинки, 170к фото.
   KOE A-6276, Chevrolet, Хельсинки, 188к фото.

C 1949 произошла смена системы регистрации. Введены постоянные (не меняющиеся каждый год) чёрные номера с белыми символами, состоящие из двух букв и чисел от 1 до 999. До конца 1951 допускались никелированные буквы и цифры. Первая буква обозначала регион, вторая буква - переменная. Использовались буквы ABCDEFGHIJKLMNOPRSTUVXYZ, вторая буква X - только у такси (например, AX-25), но с 1956 таксомоторам стали давать обычные номера, признаком такси стала оранжевая рамка вокруг номера, а номера со второй X раздали обычным автомобилям во всех регионах. Поначалу новые номера выдавали только новым автомобилям, а старые номера были действительны до 30 VI 1954. При этом за владельцами старых номеров были забронированы аналогичные новые комбинации, т. е. вместо старых номеров A-94, A-462, A-2876, A-5229, A-11615 выдавались номера AA-94, AA-462, AC-876, AF-229, AL-615 соответственно. И только старым номерам вида A-7000 в новом стандарте не было замены, вместо них выдавались номера, как на новые автомобили. С 1949 до 1960 загнутые края и срезанные уголки, с 1958 - закруглённые уголки, непрерывная канавка-выштамповка по всему периметру, в 1958-1960 - переходный период, когда выдавали оба варианта. С апреля 1960 каёмка окрашена в белый цвет, но до августа 1961 параллельно выдавались и знаки с неокрашенной каёмкой.
   AG-704, AJ-428, HK-509, IS-325, KJ-152, VU-744.

Коды губерний (lääni, ляани, с 1949) на номерах:
Хельсинки (Helsinki) - A (с 1949), B (с 1952), CA, CB, CE (c начала 60-х)
CC и CD - дипломатические автомобили.
Хямэ (Häme) - H (с 1949), I (с 1955), N (с 1960)
Куопио (Kuopio) - K (с 1949), S (1952-1960), кроме сочетания SA, принадлежавшего армии
Северная Карелия (Pohjois-Karjala) - S (с 1960)
Лапландия (Lappi) - L (с 1949)
Миккели (Mikkeli) - M (с 1949)
Оулу (Oulu) - O (с 1949)
Кюми (Kymi) - R (с 1949), G (с 1961)
Турку и Пори (Turku и Pori) - T (с 1949), E (с 1954), F (1960-1961)
Уусимаа (Uusimaa, область вокруг Хельсинки) - U (с 1949), Z (с 1958)
Вааса (Vaasa) - V (с 1949), Y (с 1956), X (2 V 1959 - 28 II 1960)
Центральная Финляндия (Keski-Suomi) - X (с 28 II 1960)
Оландские (Аландские) острова (Ahvenanmaa) - Å (там номера всегда отличались от материковых)
Прицепы - P, вторая буква - код региона, по исчерпании P её заменила буква W, затем D.

В 1959 году в Хельсинках была полностью исчерпана буква B, а в Хямэ - буква I. В качестве временной меры стали выдавать номера со вторыми буквами Ä и Ö, которые до этого не использовались. Такие номера выдавали до 1962 года, в Лапландии LÖ - до 1963 года. В Миккели эти две буквы вообще не применялись, поскольку в них не было необходимости.
В 1962 году в некоторых регионах этот стандарт приблизился к исчерпанию, поэтому постепенно вводились номера с тремя буквами и числами от 1 до 99. В остальном внешний вид номеров не изменился. Первыми на такие номера перешли Хельсинки, Хямэ, Оулу, Турку и Пори, с 1963 - Миккели и Лапландия, с 1964 - Уусимаа, Куопио, Центральная Финляндия и Вааса, с 1966 - Кюми. Трёхбуквенные сочетания начинались с самой старой буквы (1949) региона. Годы первого задействования дополнительных первых букв: BAA - 1965, IAA - 1965, EAA - 1965, GAA - 1966, ZAA - 1967, YAA - 1969.
   UMC-98.

В 1972 пришла пора менять стандарт. Фон номера стал белым светоотражающим, с тремя чёрными буквами и тремя цифрами от 100 до 999. На белых номерах использовали меньше букв: ABCEHJKLMNOPRSTUVX. В 1985 году Хельсинки перешли с AXX на BAA, а Турку и Пори - с TXX на EAA. В 1987 Уусимаа перешла с UXX на ZAA, а Хямэ - с HXX на IAA. С С октября 1989 года первая буква номера перестала указывать на регион регистрации, номер выбирает генератор случайных комбинаций из тех, которые свободны, в номера введены ранее не использовавшиеся буквы FGIYZ. Размер белых номеров 397 х 123 мм.
   BHJ-585, BLH-566, EFL-759, RMT-639, JCU-391, PCZ-245, URL-201, VOU-653, XIY-268, XME-866, ZGA-257.
Короткие знаки. С 1973 букву N использовали в коротких двухбуквенных номерах (340 мм а не 397 мм), чтобы номер помещался в небольшое окно для номера у американских автомобилей, однако, такие номера выдавали и обычным автомобилям. Старые чёрные знаки продолжают действовать и сейчас, а сочетания NA...NJ уже были использованы в старых номерах, поэтому "американские" номера начали с NK, дошли до NZ, и только после этого, в 1979 году, вернулись к NA...NJ, а уже в 1980-м перешли к NAA, NAB, ... с двумя цифрами. В 1991 "американские" 5-символьные короткие знаки начинались и буквой J, при этом начали с последнего сочетания JZZ. В 1997 году закончились короткие N-номера, а в 2006 - короткие J-номера, и с тех пор 5-символьные номера начинаются с буквы C. Их тоже начали распределять задом наперёд, с серии CZZ. Такси не имели право носить N-номера, чтобы видна была их региональная принадлежность (до 1989). Таким такси давали первую букву региона, но номер был короткий, не больше 5 знаков.
С 1989 за отдельную плату можно было заказать номер с 1 или 2 цифрами. Запрещена была первая буква P (она была у номеров прицепов), но с 1998 года разрешили и её и любые неиспользуемые буквы финского и шведского алфавита.
   BAR-1.

С 1 мая 2001 в левой части добавился евросоюзовский символ, но можно заказать номер старого вида, без этого поля. Одновременно с этим введены квадратные номера для тех, кому такие номера удобны.
   KPC-526, RSS-930, UNY-206.

Мотоциклы.
До 1949 включительно - знаки довоенного типа, как и до войны два знака, передний и задний. Две буквы и от 1 до 3 цифр. С 1949 до примерно 1965 - постоянные, не меняющиеся каждый год знаки, исчез год и печать в левой части, в остальном ничего не изменилось, тот же неприятный шрифт, длина знака 260 мм. В 1965-1974 - более приземистый и более красивый шрифт. С 1974 года - только задний знак, квадратный по форме, вверху буквы, внизу цифры. У современных знаков в левом верхнем углу знак Евросоюза.
   LD-264, TG-454, VG-608 (образца 1949).
   HL-751 (до 1974).
   TR-855 (с 1974).

Мопеды?
А вот эти квадратные знаки, говорят, что мопедные.
   12 MNV, 462 YYH, 683 YRA, FLD 322.
   18 CBV, 36 ATF, 52 HKF, 74 VCX, 99 TGN.

Трактора.
Выдача знаков началась в 1958. Один знак спереди, 2-3 цифры и две буквы, первая из которых - код региона. Красные символы на оранжевом фоне. С 1975 года - светоотражающий жёлтый фон, чёрные символы. С 1982 года - 6-значные номера.
   156-ZK.

Современный временный знак: IV-0258.

Последняя цифра номера финского транспорта - месяц прохождения техосмотра.

Источники информации и фотографий:
Архив автора.
Helsinkikuvia.fi.
eBay.
Francoplaque.
"Registration Plates of the World", Neil Parker, John Weeks, Reg Wilson, Europlate, 3rd edition.
License Plates of the World.
Wikipedia.
Kilpipaja.com.
Pastvu.com.
Signe Brander, фотографировавшая Гельсингфорс в 1907-1913 годах.
Иван Тимирязев, фотографировавший в Финляндии на заре автомобилизма.
SA-kuva-arkisto.
Finna.fi.
Retro-Magic форум.

Вход   Галерея   Номерные знаки   Магазин   Ссылки

Последняя правка 2 III 2021. Андрей Богомолов. Контактная информация.