Галерея автомотостарины. Грузовые. УралзиС.
8 VII 1944 - 1961, Уральский автозавод имени Сталина, Миасс, Челябинская область, С.С.С.Р..
(после 1961 - УралАЗ)

УралзиС-5, 8 VII 1944 - 1950, 3-тонный грузовик, 60кБ, уральский вариант московского и ульяновского ЗиС-5
Внешние изменения УралзиС-5 по годам:
15 X 1941 года московский ЗиС получает приказ на эвакуацию в Миасс, Ульяновск, Челябинск и Шадринск, где разворачивается производство узлов и агрегатов ЗиС. Сборка ЗиС-5 началась в Ульяновске 30 IV 1942. Там же вскоре разработана упрощённая модель ЗиС-5 (о ней ниже). Всего до 1944 на УАСЗиС собрано 7653 ЗиС-5. 6 I 1942 ГКО принимает решение возобновить производство автомобилей в Москве и в июне 1942 ЗиС уже выпустил упрощённый ЗиС-5. 8 VII 1944 производство ЗиС-5 (85кБ) началось на УралзиСе, куда его передали из Ульяновска.
ЗиС-5 1942 года (46кБ) отличался от довоенного экономией материалов, где возможно: кабина и дверцы из доски-вагонки, деревянные подножки вместо металлических, крылья, гнутые из листового железа (15кБ), деревянная спинка сиденья (35кБ). У кузова открывался только задний борт, а на середине бортов было не по две, а по одной скрепляющей доски планке. Тормоза работали только на задние колёса. Исчезли обе фары, козырёк кабины, лючок вентиляции перед ветровым стеклом и стеклоочиститель, зато на передних концах рамы появились буксирные крюки, а заднее окно защищали 4 вертикальных прута (25кБ).
Довольно быстро в том же 1942-м стали устанавливать левую фару (134кБ). Поначалу дверцы набирались из узких вертикальных планок, под окном шла такая же горизонтальная планка, а за дверцами - три широкие вертикальные планки. Чуть позже эти широкие планки заменили набором узких планок (в IV 1944 уже были, 418кБ, довоенный козырёк кабины часто устанавливали сами водители).
Предположительно с 1944-го стали использовать только широкую вагонку (57кБ), в том числе и подоконная планка стала шире. Вторую фару стали устанавливать чуть позже (в конце 1944?).
Предположительно с 1945-го стали использовать фары меньшего диаметра с выпуклым стеклом (73кБ).
В первой половине 1946-го открывающимися стали снова все три борта (80кБ, VII 1946) а в середине бортов снова появились две вертикальные планки, вернулся ручной стеклоочиститель, здесь же видно, что не позже июля УралзиСовские ЗиС-5 получили на облицовке надпись УралзиС со звездой (124кБ). Их производство продолжалось в Миассе до 1955 года. Вероятно, одновременно с трёхсторонним открытием кузова появился и этот инструментальный ящик под кузовом (31кБ, фото 1947 года).
В 1947-м на ЗиСе дверцы стали обивать листовым металлом (24кБ), остальная вагонка кабины оставалась открытой. На УралзиСе вагонку дверей тогда же заменили фанерой в деревянной рамке (410кБ). Мне пока не известно, когда вернули передние тормоза.
УралзиС-21А, 1946 - III 1952, газогенераторный 2,5-тонный грузовик на базе УралзиС-5
УралзиС-50, УралзиС-5 с мотором ЗиС-150
УралзиС-5М, 1950 - II 1956, 3-тонный грузовик, 83кБ
УралзиС-351, 195?-195?, самосвал на базе УралзиС-5М, редкий
УралзиС-352, III 1952 - 1956, газогенераторный 2,5-тонный грузовик на базе УралзиС-5М, 72кБ
УралзиС-355, II 1956 - VIII 1957, 3-тонный грузовик, 192,5 тысяч штук, 52кБ
УралзиС-355В, VIII 1957 - X 1958, УралзиС-355 с мотором УралзиС-355М
УралзиС-355М, X 1958 - 17 X 1965, 3,5-тонный грузовик, 34кБ
УралзиС-354, 1954, газогенераторный УралзиС-355, прототип, 41кБ
УралзиС-356, газогенераторный УралзиС-355М, 42кБ
УралзиС-358, самосвал на базе УралзиС-355М
УралзиС-381, полноприводный УралзиС-355М, 10 штук
Таблица производства автомобилей в С.С.С.Р..
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Архив автомобильного историка Дениса Орлова.
Что ещё в интернете:
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.
Вход Галерея
Грузовые
Ссылки In English
Последняя правка 16 X 2025. Контакт. Андрей Богомолов.