Галерея автомотостарины. Номерные знаки.
Германия, Советская зона оккупации (с 1945 года).

Номера Германии до 1945 года здесь.

Вступительное слово
После Победы над Германией в Советской зоне оккупации большинство машин носили номера Красной Армии, к которой и принадлежали. Комплектные и некомплектные немецкие машины свозились на спецстоянки для отправки в Советский Союз, докомлектации и ремонта.
   Восточная Пруссия (1945, 64кБ).
   Форст, Бранденбург (1945, 86кБ).
   Место не известно (V 1945, 92кБ).
Эти машины позволили частично восстановить утраченный во время войны автопарк нашей страны. Большинство легковых машин попали в различные организации. В Ленинграде сотней трофейных ДКВ-Ф7 и Ф8 был укомплектован весь парк такси.
   ДКВ такси (Ленинград, 20 X 1946, 70кБ).
Постановление ГКО №9036 от 9 июня 1945 позвляло генералам получить бесплатно один трофейный автомобиль, а офицерам - мотоцикл или велосипед. Многие получали транспорт там же, в Германии:
   СБ-10-558 (ДКВ СБ200 и его паспорт, 5 IX 1945, 127кБ).
Я не нашёл документа, но после июня 1945 года личными трофейными автомобилями обзавелись и старшие офицеры. Это решалось на уровне местного армейского руководства (офицеры ещё очень долго оставались в Германии, не получая отпуска на Родину).
Эти трофейные автомобили и мотоциклы по сути ввели в советскую жизнь понятие о личном транспортном средстве, - до войны автомобили в личном пользовании были у считаных единиц уважаемых людей, а мотоциклов в довоенном СССР, можно сказать, что не было.

Вскоре после Победы стало очевидно, что на оккупированной территории нужно как-то привести в порядок местный гражданский транспорт. Знаки фашистской Германии были заменены нашими очень быстро, однако, где-то фашистские номера продержались, как минимум, до февраля 1946.
   Th-135... (Опель-Кадетт К38, Рудольштадт, Тюрингия, II 1946, 43кБ).

Ранние номера, 1945-1948, кириллица

Номера начинались на букву С (Советская зона оккупации), вторая буква - название земли Германии, первые две цифры - код города, остальные цифры после тире - порядковый номер.
Исключение - номера Восточного Берлина, где номера автомобилей начинались буквами БГ, а мотоциклов - БМ. Впрочем, после 1946 они не встречаются, - возможно, заменены в 1947-м номерами GB (см. ниже). Или у меня просто мало материала, и это правда.
Некоторые знаки 1948 года имеют инверсную окраску - чёрный фон, белые символы.
Номера берлинских мотоциклов перечёркнуты красной диагональю. У меня нет точных данных, но несложно догадаться о её назначении. Во время войны на знаках гражданских машин, которым разрешено было передвижение, штамповался "Rot Winkel" - красный угол (179кБ).
Личный транспорт наших офицеров тоже носил эти гражданские номера.
В зонах оккупации союзников номера начинались: американская - на A, британская - на B, французская - на F, Западный Берлин - свой стандарт вида KB 086 674 (Kommandantur Berlin, Фольксваген Т1, 50кБ).

СБ - Бранденбург.
18к номер СБ-04-468    СБ-04-468 (задний номер, 18кБ).
   СБ-10-558 (ДКВ СБ200 и его паспорт, 5 IX 1945, 127кБ, обложка, 60кБ).
   СБ-14-350 (НСУ-100, 321кБ).
   СБ-18-084 (ДКВ КМ200, 15 XI 1945, 43кБ).
   СБ-19-306 (ДКВ(?), 1946-1947, 144кБ).
   СБ-27-154 (Триумф-С350, Берлин, 71кБ).
   СБ-29-434 (БМВ Р11, 1948, 77кБ).
   СБ-30-281 (БМВ Р51, 1948, 44кБ).
БГ - Берлин Город, автомобили.
   БГ-20-458 (Мерседес-Бенц 290 ланг пулльман-лимузин газогенераторный, Берлин, 1946, 66кБ). Во время войны на машины ставили газогенераторы Имберт, работающие на угольных брикетах. После войны их постепенно убрали.
   БГ-20-592 (Ганомаг-СС100, 83кБ).
   БГ-20-592 (Ганомаг-СС100, 60кБ).
БТ - Берлин Такси.
   БТ 02-74 (ДКВ Ф2 кабриолимузин, 172кБ).
БМ - Берлин Мотоциклы.
   БМ-02-11 (передний номер, 8кБ, другая сторона, 8кБ).
   БМ-1-540 (ДКВ РТ125, 22кБ).
   БМ-2-065 (БМВ Р6, 108кБ).
СМ - Меккленбург?
   СМ-84-87 (Ганза-1100 лимузин, 32кБ).
СТ - Тюрингия?
   СТ 32-66 (Адлер-Трумпф-Юниор кабриолет, 77кБ).
   СТ 50-05 (Хорьх-930Фау лимузин, Берлин, фашистское логово, 1946, 70кБ).
В-К - не знаю, что, Военная Комендатура? Это может быть вообще творчество масс, - два других трофея без номеров.
   В-К-14-45 (Хорекс-Колумбус, Германия, 1945, 317кБ).
ЗБ - ?
   ЗБ 02-91 (ДКВ-НЦет500, 87кБ).
О - ?
   О-365 и О-364 (ДКВ-КС200 и ДКВ-СБ200, Германия, VII 1945, 98кБ).

Поздние номера, 1948-1953, латиница

Принцип кодировки тот же, но код города мог состоять из одной цифры, без незначащего нуля. На номерах 1948 года были маленькие цифры 48, номера 1949 года уже без этих циферок.
На некоторых номерах буквы располагались рядом, на других - одна над другой.

26к Ява-250 BP - Провинция Бранденбург (Brandenburg Provinz).
   BP 03-85 (Ява-250, 27кБ).
MF - Свободный Меккленбург (Mecklenburg Freistaat).
GB - Берлин (Gross Berlin). Собственный стандарт по типу западноберлинских номеров KB.
   GB 007-012 (передний автомобильный номер, 72кБ).
   GB 040-346 (задний мотономер на довоенном знаке, 52кБ, старая печать крупно, 58кБ).
SB - Бранденбург.
   SB 11-0250 (передний мотономер 1948 года, 11 - код Потсдама, 56кБ).
   SB 29-9319 (автомобильный номер 1948 года, 15кБ).
SF - Свободная Саксония (Sachsen Freistaat).
   SF-2-86-30 (ДКВ Ф7 Люксус кабриолет, 11кБ, номер крупнее, 8кБ).
   SF 2-95-94 (автомобильный номер, 38кБ).
SL - Саксония (L - Лейпциг).
   SL 21-4184 (автомобильный номер 1948 года, 31кБ).
SM - Меккленбург.
SN - Саксония-Анхальт.
SP - Саксония Провинция (Sachsen Provinz).
   Pol-SP0-91-64 (ДКВ Ф8 лимузин полиции, 93кБ).
   SP3-32-65 (Адлер Трумпф Юниор 1Е кабриолимузин, 17кБ).
ST - Тюрингия.
   ST 43-0140 (Адлер Трумпф Юниор 1Е лимузин, 36кБ).
TF - Свободная Тюрингия (Thüringen Freistaat).
   TF 38-17 (задний мотономер, 48кБ).

Пример номера американской зоны оккупации (первая буква А):
   AH 32-5866 (автомобильный номер, 2кБ).

В 1953 году в ГДР прошла реформа номерных знаков, которые стали выглядеть так:
   ТА 23-15 (БМВ-340 санитарная, Москва, 155кБ).
Две буквы указывали на город (TA - Аннаберг), а цифры были порядковым номером.

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
eBay Deutschland.
Francoplaque.
"Registration Plates of the World", Neil Parker, John Weeks, Reg Wilson, Europlate, 3rd edition.
Auction.ru.
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
Архив Дмитрия Пантелеева.
Коллекция Виктора Демина.
Архив Павла Блинова, Рыбинск.

Вход   Галерея   Номерные знаки   Германия до 1945   Ссылки

Последняя правка 23 III 2024. Контакт. Андрей Богомолов.