Галерея автомотостарины. Легковые. ГАЗ-21 "Волга" такси.

ГАЗ-21 "Волга" такси

Годы производства: 1956-1957-1958-1962-1963-1965-1970
Произведено всего: ?
Безрамный, 4x2; 5-местный 4-дверный седан-такси
ГАЗ-21Б (М-21Б), X 1956 - осень 1957. Базовая модель - ГАЗ-21Г.
Нижнеклапанный мотор, окраска, как у "Победы"-такси, с длинным рядом шашечек вдоль борта. Обратите внимание, что на колпаках колёс уже выдавлена буква Т (творчество некоторых таксопарков), чтобы не крали.

Москва, 246k

окраска
"Победы"-такси,
Рига, 98k

заводская табличка,
1957, 67k
   ГАЗ-21Б не отличались снаружи от следующей модели ГАЗ-21А. Эта чёрная "Волга" без номера помещена в раздел ГАЗ-21Б, поскольку фотография наверняка 1957 года: две "Победы"-такси в старой окраске и ЗиС-155 на заднем плане, плюс мальчишка, пожелавший сфотографироваться на фоне новой "Волги". В 1958 году к "Волгам" уже привыкли. У всех московских такси до 1960 года был только задний номер, поэтому кажется, что на этой чёрной машине номера нет.
   От обычных "Волг" такси отличались наличием фонарика за правым верхним углом ветрового стекла. Если фонарик горит зелёным, значит, такси свободно. Особенно удобно в тёмное время суток. У такси не было радиоприёмника и, следовательно, антенны над центром ветрового стекла. Отличались они более простыми картами дверей и обивкой сидений, чтобы можно было чаще их мыть. И, конечно, у них был таксометр.
ГАЗ-21А (М-21А), VI 1957 - XI 1958. Базовая модель - ГАЗ-21В.
Верхнеклапанный мотор, окраска 1957 года - с длинным рядом шашечек вдоль борта, 1958 - на передних дверях "птичка" из Т в круге и крылышками из шашечек.

конвейер ГАЗа, линия
шашечек короче, не
уходит за заднюю
дверь, III 1958, 85k

НР 40-13,
Новосибирск, 113k

ЛЖ 62-48,
Ленинград, 142k

10-11 ЛЕГ, Ленинград,
1961, 255k

ЭЖ 14-79, Москва,
1959, 163k

СО 54-90, Сочи, 210k

12-04 СОЧ, Сочи, 63k

заводская табличка,
1957, 162k
   "Волга" НР 40-13 со старой схемой шашечек выпущена в начале 1958, судя по номеру, а потому определена как ГАЗ-21А. Ленинградская "Волга" ЛЖ 62-48 - уже в схеме окраски 1958 года, с шашечками не только на дверцах, но и на капоте. С ГАЗа такси выходили с чистыми капотами, в Ленинграде шашечки дорисовывали в таксопарках, это особенности ленинградских такси. С 1964-го шашечки на капоте и багажнике рисовали сразу на ГАЗе. Обратите внимание, что у этой "Волги" вместо оленя на капоте так называемая капля, олени были только на ранних такси. В 1962 году олени и капли вообще исчезли с капота на всех выпускаемых "Волгах". В детстве я слышал от взрослых, что оленей перестали ставить, потому что при аварии он травмоопасен. Все ленинградские "Волги"-такси до 1960 года носили номерные знаки служебной серии ЛЖ. В 1960 эти номера заменили новыми, серии ЛЕГ для государственных автомобилей (см. фотографию 10-11 ЛЕГ), когда эта серия была исчерпана, таксомоторы стали получать номера серии ЛЕП. Обратите внимание на ранний таксометр ТА-49 образца 1949 года, он занимал место внизу в центре торпедо. ЭЖ 14-79 - московская машина. Серия ЭЖ была выделена исключительно таксопаркам. В отличие от других регионов, номера были не жёлтые с чёрными буквами и цифрами, а чёрные с белыми надписями, и в Москве требовался только задний номер, - считалось, что передний номер портит вид машины. В 1960-м все номера ЭЖ поменяли на номера нового стандарта серии ММТ, тоже чисто таксомоторной. И с этих пор передний номер стал обязателен. Серии ЭЖ и ММТ - говорящие, первая цифра указывала на номер таксопарка, вторая - на внутренний номер автоколонны. Когда таксопарков в Москве стало больше 10, новым таксопаркам выделили серию ММЛ, но правила нумерации остались, буква Л играла роль первой единицы в номере таксопарка. После успели начать серию МММ, но это уже про ГАЗ-24 такси, и не наша тема. В таксопарках номера передавались от списанной машины на новую, чего не допускалось на обычных автобазах.
ГАЗ-21А (М-21А), XI 1958 - IV 1962. Базовая модель - ГАЗ-21И. Индекс модели такси не изменился.
Верхнеклапанный мотор, окраска образца 1958 года.
Отличие ГАЗ-21А от ГАЗ-21А =) (для примера взяты базовые модели, не такси)
ГАЗ-21А
1957-1958
ГАЗ-21А
1958-1962
ГАЗ-21А, 1962-1963
ГАЗ-21Т, ГАЗ-21ТС,
1963-1970
Облицовка
радиатора,
эмблема,
подфарники
и передний
бампер

звезда,
гладкий бампер, 249k

вертикальные окна,
фигурный бампер,
249k

мелкие брусья,
узкий бампер без
клыков, нижняя часть
в цвет кузова, 51k
Птичка
багажника,
задние
фонари,
задний
бампер

гладкие стёкла,
фигурный бампер, 77k

красные цилиндры
катафотов
на стёклах (с II 1959),
фигурный бампер, 95k

узкий бампер без
клыков, нижняя часть
в цвет кузова, 83k
Старые фотографии ГАЗ-21А второй серии

ЭЖ 43-24, Москва,
18 X 1959, 123k

Москва, 1961, 167k

Москва, 1961, 192k

73-44 ММТ, Москва,
1965, 290k

Москва, 1966, 201k

11-70 ЛЕГ,
Ленинград, 1962, 239k

21-35 ЛЕГ, Ленинград,
1962-1963, 62k

21-64 ЛЕГ,
Ленинград, 89k

07-23 ИРВ, Братск
Иркутской обл., 283k

28-70 ОГО,
Анатолий Папанов,
Дубровка, 72k
   73-44 ММТ, обратите внимание на шашечки на багажнике (на капоте они тоже есть). Их ввели и нарисовали в 1964 в московских таксопарках. Однако, по соседней машине видно, что по крайней мере 5-й таксопарк ещё в 1965 году этого не сделал. Шашечки на капоте в светлое время позволяли ловящим такси издалека заметить машину и успеть протянуть руку горизонтально в останавливающем жесте (почти исчезнувшем в наше время заказа такси по интернету). На фотографии, сделанной в Москве в 1966 году, интересна средняя машина. Чёрная точка над ветровым стеклом показывает, что там была антенна. То есть, это обычная ГАЗ-21И, попавшая на службу в такси и переоборудованная в таксопарке (на место радиоприёмника устанавливался таксометр), - такое встречалось не так уж редко. 21-35 ЛЕГ, - ещё одна ГАЗ-21И в одежде такси, у неё даже осталась антенна радиоприёмника, зато снят олень и молдинг в центре капота, а вместо молдинга - какая-то чёрная полоса, скорее всего, изолента, закрывающая отверстия.
   28-70 ОГО, такси на Дубровку из "Бриллиантовой руки", - тоже ГАЗ-21А второй серии. В действительности такого номера не существовало. Первые буквы ОГ после исчерпания ОБ были в Оренбургской области, но позднее, уже в середине 70-х, да и не дошло там до ОГО, последняя серия - ОГЕ. 28-70 - цена бутылки водки до реформы 1961 года. В 1968 году люди ещё хорошо помнили эти цифры и понимали значение номера 28-70 ОГО.
ГАЗ-21А (1962-1963), ГАЗ-21Т и ГАЗ-21ТС (обе 1963-1970), IV 1962 - весна 1963 - 15 VII 1970. Базовые модели - ГАЗ-21Л (1962-1965), ГАЗ-21Р (1965-1970).
Верхнеклапанный мотор, окраска образца 1958 года. ГАЗ-21ТС - экспортный вариант, с хромированными облицовкой, рамками ветрового и заднего стекла, молдингами под окнами, стрелами по верху передних и задних крыльев и надписями "Волга" на передних крыльях. Были варианты без некоторых этих украшений.
Отличие ГАЗ-21Т от ГАЗ-21А
"За Рулём", март 1963 "За Рулём", июль 1963

49k

96k
Старые фотографии ГАЗ-21 такси третьей серии

Москва, стоянка у
метро "Площадь
Революции",
1964, 68k

88 Ралли Москва
1964, 24k

57-85 ММТ, Москва,
1965, 290k

54-09 ММТ, Москва,
1968, 184k

17-50 ММТ,
выпуск 1962-1963,
Москва, 81k

49-39 ММТ,
Москва, 43k

42-70 ММТ,
Москва, 72k

53-73 ММТ,
Москва, 49k

зона посадки в такси
у вокзала,
Москва, 241k

54-46 ММТ, автор,
Москва, 1968-69, 20k

58-23 ММТ,
Москва, 295k,
это радиотакси, с
высокой антенной
на правом крыле

37-81 ЛЕГ,
радиотакси, 1964,
Ленинград, 213k

73-97 ЛЕГ, весна 1968,
Ленинград, 106k

28-84 ЛЕГ,
Ленинград, 207k

88-52 СОЧ,
Сочи, 120k,
короткие шашечки

84-01 РОД,
Новочеркасск
Ростовской обл., 193k

37-40 РОЛ, 27 IV 1972,
Новочеркасск
Ростовской обл., 121k

ГАЗ-21ТС, 64-44 ГРГ,
Хелвачаурский
район, Аджария,
Грузия, 142k

ГАЗ-21ТС,
выпуск 1962-1963,
Польша, 72k

ГАЗ-21ТС, 1968,
Прага, 190k

ГАЗ-21Т на конвейере,
Горький, 137k
   На фотографии у метро "Площадь Революции" 1964 года такси 1962-1963 годов выпуска, у них дождевой жёлоб над ветровым и боковыми окнами спускается не до самого крыла. От места обрыва жёлоба вниз быстро образовывался яркий грязевой подтёк, поэтому в конце 1963 года ГАЗ стал доводить этот жёлоб до верхней кромки крыла. Ещё на этой фотографии хорошо видно отсутствие шашечек на багажнике. У машины "88 Ралли Москва 1964" шашечки на капоте уже нарисованы, явно вручную, да и чуть ниже того места, где с 1964 года их стали рисовать на заводе. А у машины 57-85 ММТ водосток уже доходит до крыла, а шашечек на багажнике нет и в 1965 году. Машина 54-09 ММТ очень интересна. Это явно ГАЗ-21Т по отсутствию антенны и "зелёному огоньку" за стеклом. На машине номер 5-го таксопарка, но на ней нет опознавательных знаков такси, а за стеклом пропуск "АПН", - агентства печати "Новости". Пётр Шляхин (tank-21) объяснил, что это автомобиль по талонам обслуживания для организаций или вообще переданный с водителем в аренду. На машине 49-39 ММТ хорошо видна табличка со временем окончания работы. Иногда таксист показывал на эту табличку и отказывался нас везти, потому что не успеет.
   54-46 ММТ, - уже в таком возрасте меня интересовали машины. Мы с бабушкой приехали на такси к маме в пансионат "Клязьминское водохранилище", и я специально попросил, чтобы на фотографии обязательно был виден номер мафыны. Кто бы мог подумать, что тот снимок пригодится через полвека. Кстати, хорошо виден типичный для ГАЗ-21Т поручень на стойке между дверями. 58-23 ММТ - радиотакси, вызовы которых регулировал диспетчер. Радиосвязь сильно упрощала жизнь пассажирам и таксистам. 37-40 РОЛ, обслуживание свадеб - одна из обычных ролей такси тех лет, частных автомобилей ещё было мало. Зарплату организациям тоже часто возили на такси.
Красная Шапочка

Москва, 1970, 353k
   Считалось, что таксомотор должен был проехать за свою жизнь 350 тысяч километров. Многие машины после этого не списывали, а отправляли на авторемонтные заводы, после чего "Волги" продолжали службу в такси. На московском Втором АвтоРемонтном Заводе (ВАРЗ) с середины 60-х годов отремонтированным машинам красили крыши в красный цвет. В народе их называли "Красными Шапочками". К началу 70-х годов таких машин стало довольно много. Москвичам они радовали глаз в общем сероватом потоке, а вот таксисты вряд ли стремились работать на них.

Уцелевшая ГАЗ-21Т 1966 года

117k

116k

84k

176k

пепельница, 135k

123k

Таксометр Т-9Д, 113k

колпак "антивор"
со штампом "Т"
172k

155k

103k

148k

заводская табличка
ГАЗ-21Т, 1966, 184k

заводская табличка
ГАЗ-21ТС, 1965, 61k
Технические характеристики:
Двигатель: 70л.с.(с 1962 - 75л.с.)/4000об/мин, 4-цил.,
4-тактный OHV (ГАЗ-21Б - SV 65л.с.), 2446,3см3 (ГАЗ-21Б - 2432,8см3)
Степень сжатия: 6,6:1 (ГАЗ-21Б - 7,0:1)
Диаметр цилиндра/ход поршня:
92/92 мм (ГАЗ-21Б - 88/100 мм)
Длина: 4770мм, ширина: 1800мм, высота: 1620мм
База: 2700мм, дорожный просвет: 190мм
Колея задних колёс: 1420мм
Радиус поворота: 6,3м
Коробка передач: 3 скорости + задняя,
синхронизатор на 2-й и 3-й скоростях
Масса: 1360 кг, заправленная
Максимальная скорость: 130 км/ч (ГАЗ-21Б - 120 км/ч)
Размер шин: 6.70x15 дюймов
Ёмкость бензобака: 60 литров
Расход топлива: 9.0 л./100км

   В детстве мне много раз доводилось ездить на этих такси. Особенно любил переднее сиденье, рядом с водителем. Совершенно не помню, что это кресло было проще остальных. Вот что было действительно неудобно, так это нижняя кромка окон почти на уровне глаз, зато прямо передо мной был счётчик рублей и копеек. Примерно раз в одну-две секунды он перещёлкивался на одну копейку с характерным тихим звуком, а в ночное время ещё и загадочно светился. В общем, завораживающее зрелище. А ещё внутри этих машин всегда был какой-то особенный сложный запах, похожий на запах шкуры молодого дермантина с примесью недорогого табака.
   Перед вокзалами и аэропортами для посадки в такси были выделены специальные зоны. Иногда там выстраивались немалые очереди с чемоданами, а в другое время, наоборот, такси было много, - выбирай - не хочу. Таксисты, стоявшие первыми и ждавшие дольше, обижались и даже спорили, если мама подходила не к ним, а к машине, до которой ближе нести чемоданы. Редко попадались такси-универсалы ГАЗ-22. Их старались не брать, потому что у них километр был чуть дороже, а даже для большого багажа универсал был не нужен, - в обычный седан умещалось очень много. Таксисты тоже не любили универсалы, потому что с седанами было трудно конкурировать, и выручка была меньше. Их шанс был на вокзалах во время прихода поездов дальнего следования, когда поймать любое такси считалось удачей.

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Pastvu.com.
"За рулём".
Журнал "Огонёк", 1955.
Avtonomer.net.
Avito.ru.
Auto.ru.
Профиль tank-21 на Drive2.ru (Пётр, спасибо за справедливые корректировки!).
Мешок.
eBay.
Альбом фотографий "Москва", 1965.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.

Что ещё в сети:
ГАЗ-21.
Волга ГАЗ-21Т такси.
Кто заказывал такси на Дубровку? "Волга" ГАЗ-21Т.
ГАЗ 21Т "Волга".
ГАЗ 21Т "Волга".
Автомодельное бюро: ГАЗ-21А / ГАЗ 21Т "Волга".
Garage M-21.

Вход   Галерея    Легковые   ГАЗ    ГАЗ-21   Магазин    Ссылки   In English

Последняя правка 4 IV 2021. Андрей Богомолов. Контактная информация.