На главную страницу >> Статистика
М А Т Е М А Т И К А
(четырёхлетняя начальная школа)
Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева.
Московский институт открытого образования
(МИОО, бывший МИПКРО).
Анализ итоговой контрольной работы по математике в выпускных классах школ г. Москвы за 2002/2003 учебный год.
   Итоговая контрольная работа проводилась в конце апреля 2003 года. Её целью являлась проверка усвоения учащимися за курс начальной школы следующих умений и навыков:
 - умения решать задачи в 2 действия;
 - умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;
 - устных и письменных вычислительных навыков.
   Проанализированы работы 41483 учащихся, что на 6,5% ниже количества учащихся в прошлом учебном году.
   Учащиеся выпускных классов обучались по программам и учебникам следующих авторов: М.И. Моро (78,2%), Л.Г. Петерсон (10,3%), Б.П. Гейдмана (4,8%), И.И. Аргинской (3%), Н.Б. Истоминой (2,8%). В рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучались 0,7% выпускников. Процентные данные свидетельствуют о том, что по отношению к прошлому году несколько снизилось количество учащихся, обучающихся по учебникам Л.Г. Петерсон (на 1,5%), Б.П. Гейдмана (на 0,2%) и И.И. Аргинской (на 1%). Увеличилось количество учащихся, обучающихся по учебникам М.И. Моро (на 3,2%) и Н.Б. Истоминой (на 0,8%).
   По программам всех вышеобозначенных авторов обучались учащиеся Северного, Западного, Восточного и Юго-Восточного округов. В Северо-Западном округе не обучались по программам Н.Б. Истоминой, в Центральном - по программам И.И. Аргинской и В.В. Давыдова. Также по программе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова не обучались выпускники СВАО, ЮАО, ЮЗАО и Зеленограда.
   Анализ процентных показателей позволяет сделать вывод о том, что в текущем учебном году увеличилось количество безошибочных работ, количество учащихся, выполнивших работу на 4 и 5, осталось прежним:
| Контролир. элемент | Учебный год | 
| 2001/2002 | 2002/2003 | 
 
| Выполнили всю работу без ошибок | 45% | 49,5% | 
|---|
| Выполнили работу на 4 и 5 | 81% | 81% | 
|---|
   Наибольшее количество учащихся, выполнивших всю работу без ошибок, обучались по учебникам Б.П. Гейдмана и в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (по 55%), тогда как по учебникам М.И. Моро таких учащихся 43%.
По сравнению с прошлым учебным годом несколько снизилось количество учащихся, верно решивших задачи, однако увеличилось количество учащихся, не допустивших ошибок в вычислениях:
| Контролир. элемент | Учебный год | 
| 2001/2002 | 2002/2003 | 
 
| Верно решили задачи | 84% | 81% | 
|---|
| Не допустили вычислительных ошибок | 56% | 58% | 
|---|
   Наилучшая результативность по этим показателям у учащихся, обучающихся в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, И.И. Аргинской и Б.П. Гейдмана.
| Контролир. элемент | Учебник | 
| Система Давыдова
 | И.И. Аргинской | Б.П. Гейдмана, Т.В. Ивакиной,
 И.Э. Мишариной
 | 
 
| Верно решили задачи | 87% | 85% | 83% | 
|---|
| Не допустили вычислительных ошибок | 60% | 61% | 60% | 
|---|
   Как положительное, следует отметить и то, что в текущем учебном году снизились показатели допущенных вычислительных ошибок в действиях с многозначными числами:
| Контролир. элемент | Учебный год | 
| 2001/2002 | 2002/2003 | 
 
| Вычитание | 10% | 7% | 
|---|
| Деление на однозначное число | 7% | 4% | 
|---|
| Деление на двузначное число | 14% | 8% | 
|---|
   Однако в текущем учебном году впервые снизились качественные показатели у учащихся, обучающихся по учебникам Н.Б. Истоминой (в среднем на 5,5%) и Л.Г. Петерсон (в среднем на 10%):
| Контролир. элемент | Авт. учебника, год | 
| Л.Г. Петерсон | Н.Б. Истомина | 
 
| 2001/2002 | 2002/2003 | 2001/2002 | 2002/2003 | 
 
| Выполнили всю работу без ошибок | 56% | 47% | 51% | 46% | 
|---|
| Выполнили на 4 и 5 | 83% | 78% | 81% | 80% | 
|---|
| Верно решили задачи | 92% | 74% | 94% | 79% | 
|---|
| Не допустили вычислительных ошибок | 63% | 56% | 60% | 59% | 
|---|
   Видимо, не все учителя выпускных классов в достаточной степени овладели содержанием и методикой работы по вышеобозначенным учебникам, т.к. тенденция снижения прослеживается впервые и не во всех округах.
   В целом следует сделать вывод о том, что программа начального звена по математике выпускниками усвоена (справились 99% учащихся). Стабильно высокая результативность на протяжении ряда лет прослеживается у выпускников, обучающихся по учебникам Б.П. Гейдмана. Впервые за много лет хорошую результативность показали учащиеся, обучающиеся в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что свидетельствует о том, что учителя этой параллели владеют содержанием и методикой работы в рамках системы  Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Учителям других параллелей, работающих в этой системе требуется методическая помощь.
   В связи с ухудшением качественных показателей в рамках программ Н.Б. Истоминой и Л.Г. Петерсон следует уделить пристальное внимание учителям, работающим в 2003/2004 учебном году по этим программам в отдельных округах (см. таблицу показателей по программам Н.Б. Истоминой и Л.Г. Петерсон).