Галерея автомотостарины. Грузовые. ГЗА-651, ПАЗ-651, КАвЗ-651.

ГЗА-651, ПАЗ-651, КАЗ(КАвЗ)-651

ГЗА-651, (предсерийные в 1949) 1950 - II 1952, построено 1432 шт..
ПАЗ-651 / ПАЗ-651А, 5 VIII 1952 - 1957 / 1957 - VI 1961, построено 34475 шт. (32077?).
КАЗ(КАвЗ)-651А / КАвЗ-651Б, 14 I 1958 - 1970 / 1970 - 1973, построено ? шт..

Предсерийные образцы

макет ГАЗ-71,
прототипа ГЗА-651,
КБ ГАЗ, 1946, 53кБ

единственный
ГАЗ-71,
построенный к
7 XI 1947, 83кБ

выставочный
ГЗА-651, 243кБ


У серийных ГЗА-651
не было фигуры
на капоте, букв ГЗА
на облицовке,
а водостоки были
прямыми,
передняя ракета
габаритного огня
на крыше
сдвинута вперёд.

Серийные образцы (подробные изменения по годам - см. ниже)

1950-1952, 108кБ


1950-1952, 74кБ


1957, 180кБ

1957-1961, 63кБ

КАЗ №1, 14 I 1958,
77кБ.


1960-1963, 86кБ


1963-1965, 94кБ


1965-1971, 121кБ

1965-1970, 184кБ


1971-1973, 61кБ

Технические характеристики (на КАвЗ-651А 1970 года)
Кузов, 4x2: капотный цельнометаллический (до 1957 - деревянный, обшитый металлом) автобус на грузовом шасси ГАЗ-51И.
Число мест: для сидения - 20 (до 1955 - 19), наибольщая вместимость - 25 (в 1950 - 23)
Ширина салонной двери: 711 мм (в свету), привод механический, рычагом с места водителя
Двигатель: ГАЗ-51, 70 л.с./ 2800 об/мин, карбюраторный рядный SV 6-цил, 4-тактный, 3485 см3
Жидкостное охлаждение
Степень сжатия: 6,2 : 1
Диаметр цилиндра/ход поршня: 82/110 мм
Карбюратор: К-22Г
Аккумуляторная батарея: 3-СТ-70ПД (2 шт.), 12 V, ёмкость одной батареи - 70 А*ч
Тип и мощность генератора: Г108-Г, 650 Вт
Реле-регулятор: РР24-Г2
Катушка зажигания: Б1
Распределитель: Р20
Тип и мощность стартера: СТ8
Тип запальных свечей: СН4-Г; зазор между электродами: 0,7 - 0,8 мм
Длина: 6170 мм, ширина: 2380 мм, высота: 2750 мм (до 1957 - 2625 мм)
База: 3300 мм, дорожный просвет: 245 мм
Высота подножки: 400 мм, высота пола: 857 мм
Колея передних колёс: 1589 мм
Колея задних колёс: 1650 мм
Свес: передний - 870 мм, задний - 2000 мм
Угол свеса: передний - 37o, задний - 18o
Радиус поворота: 7,6 м
Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4
Сцепление: однодисковое, сухое
Коробка передач: 4 скорости + 1 задняя
Передаточные числа: I - 6,40, II - 3,09, III - 1,69; IV - 1,00 (прямая), задняя передача - 7,82
Карданная передача: открытая, два вала с промежуточной опорой
Главная передача: пара конических шестерён со спиральными зубьями
Передаточное число главной передачи: 6,67
Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Гидравлические барабанные тормоза на все колёса
Стояночный тормоз: барабанный на трансмиссию
Передняя подвеска: зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах
Передние амортизаторы: 2, гидравлические, телескопические
Задняя подвеска: зависимая, на двух основных и двух дополнительных продольных полуэллиптических листовых рессорах
Задние амортизаторы: 4, гидравлические, рычажно-поршневые
Вес: сухой - 3150 кг, снаряжённый - 3350 кг, полный - 5300 кг
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 70 км/ч
Тормозной путь со скорости 30 км/ч: 8 м
Размер шин: 7,50 x 20 дюймов
Давление в шинах (атмосфер): передние - 3, задние - 5
Ёмкость топливного бака: 105 л
Расход топлива: 22 л/100км

Изменение внешних элементов кузова ГЗА/ПАЗ/КАвЗ-651 по годам производства (кликайте по фотографиям).
Надпись
на
боковой
панели
капота

ГЗА, 1950-1952,
как у ГАЗ-51,
"АВТОЗАВОД
им.Молотова",
178кБ

ПАЗ,
5 VIII 1952 - 1961,
"павловский
автобусный завод
им.Жданова", 225кБ

КАЗ №1, 14 I 1958,
"КАЗ", 77кБ.
Возможно, были
ещё на нескольких.

КАЗ/КАвЗ, 1958-1973,
"курганский
автобусный завод,
97кБ.
Имя КАвЗ возникло
между 1962 и 1965.
Кроме этих, было
немало различных
боковин капота
от ремзаводов.
Все боковины
взаимозаменяемы,
а потому их можно
было встретить на
обычных ГАЗ-51.
Диски
колёс

ГЗА и ранний ПАЗ,
1950-1952,
2 отверстия,
78кБ

ПАЗ и КАвЗ,
1952-1973,
6 отверстий, были
варианты, 121кБ
Не стоит датировать автобус
по дискам, - они взаимозаменяемые.
Автобус на левой фотографии
выпущен в 1957-1958 годах,
а его колесо - в 1947-1952.
Схемы
окраски

часть I

(годы -
по
годам
выдачи
номеров
машин
на
старых
фото)


ГЗА, ПАЗ, 1950-1955,
основная схема
,
экспорт ?-1957-?
тёмный низ, светлый
верх, граница
продолжает нижнюю
кромку капота,
нижний молдинг
светлый, верхний
молдинг тёмный,
иногда переход с
капота на кузов
со ступенькой,
89кБ, 114кБ, 74кБ


ГЗА, 1951,
ПАЗ, 1956-1958,
КАвЗ, 1967,
1970-1973,
тёмный низ,
светлый верх,
граница по молдингу,
нижний молдинг
тёмный, верхний
молдинг светлый,
108кБ









поздние ГЗА,
ранние ПАЗ,
1951-1955,
основная схема
,
тёмный низ,
светлый верх,
граница под окнами
выше молдинга,
оба молдинга
светлые,
173кБ, 114кБ







Симферопольский
АРЗ, 1951-1953-?,
Юрьевский АРЗ №3,
1954-1959,
тёмный между
молдингами,
светлые верх и юбка,
симферопольские
отличаются от ПАЗ
только окраской,
159кБ, 171кБ

Схемы
окраски

часть II



гражданские
санитарные
ПАЗ-651В и
КАвЗ-651В
1953-1963-?,
КАвЗ-651, 1965,
одноцветные,
белые и молочные,
военные обычные
и санитарные,
тёмно-зелёные,
88кБ, 64кБ





поздние ПАЗ,
1956-1961,
основная схема
,
Алма-Атинский АРЗ,
1967-1968,
тёмный низ,
светлый верх,
граница по молдингу,
нижний молдинг
светлый, верхний
молдинг тёмный,
180кБ, 63кБ




ПАЗ, 1957-1958,
авторемзаводы:
Ленинград, Москва,
Луганск, Ташкент,
Киев, Симферополь,
1954-19??,
КАвЗ, 1970-1973,
тёмный низ, светлый
верх, граница по
молдингу, оба
молдинга тёмные,
192кБ, 230кБ



КАвЗ,
1958-1970, 1973,
основная схема
,
тёмный низ, светлый
верх, граница по
молдингу, оба
молдинга светлые,
86кБ, 190кБ
Габарит-
ные огни
на крыше

1950-1954,
стекло передней
ракеты над дверью,
114кБ

1954-1957,
начало передней
ракеты над задней
кромкой дверцы,
180кБ

1957-1965,
передняя ракета
сдвинута ещё назад
со стыка листов
крыши, 94кБ

1965-1973,
после перемещения
буксирных крюков
на верх буфера,
короткие лампы
вместо ракет, 121кБ
Щиток
приборов

ГЗА и ранний ПАЗ,
1950-1954,
прямоугольные,
приборы, 66кБ

поздний ПАЗ, КАвЗ,
1954-1973,
круглые приборы,
67кБ
Шасси поставлялись с ГАЗа,
поэтому многие изменения ГАЗ-51
происходили и с ПАЗ-651.
Задний
буфер

1950-1951,
хромированный
с клыками, 74кБ

1951-1955,
хромированный
3 выштамповки,
69кБ

1955-1960,
хромированный,
2 половинки, 103кБ

1960-1969(-1970?),
окрашивался
в цвет кузова,
2 половинки, 190кБ

(1970?-)1971-1973,
жёрдочка, 91кБ
Число
мест

ГЗА и ранний ПАЗ,
1950-1955,
19 мест, 1 место за
водителем,
спинкой к окну,
225кБ

поздний ПАЗ, КАвЗ,
1955-1973,
20 мест, 2-местный
диван за водителем,
лицом вперёд,
180кБ
У ранних автобусов передние
сиденья одиночные, спиной к окну.
На левой фотографии в первом
пассажирском окне виден поручень спинки
одиночного кресла у стены.
На правой фотографии на этом месте
2-местный диван, такой же, как все (63кБ).
Задний ряд сидений - такие же два
двухместных дивана. Сиденье у двери (179кБ)
салона оставалось одиночным спиной к
окну весь период производства.
Козырёк
от
солнца

1955-1973, 45кБ
До 1955 солнечного козырька не было.
Передний
буфер

1950 - начало 1957,
хромированный,
гладкий, 173кБ

начало 1957 - 1960,
хромированный,
горизонтальные
выштамповки, 314кБ.
Этот автобус ещё
ПАЗ-651 без буквы.

1960-1973,
окрашивался
в цвет кузова,
выштамповка под
номер в центре, 197кБ

76кБ
Смена 1960 года
связана с реформой
номерных знаков
1959 года. Старый
знак крепился перед
левым крылом.
Новые знаки стали
длиннее, и решено
было переместить
их в центр буфера.
ПАЗ-651А В 1957 году ПАЗ перешёл
с деревянного каркаса,
обшитого металлом (ПАЗ-651),
на цельнометаллический
кузов (ПАЗ-651А).
Главное внешнее отличие -
3 раковины вентиляции на крыше
у ПАЗ-651А (2 впускные, 1 выпускная).

ПАЗ-651,
гладкая крыша,
114кБ

ПАЗ-651А, 63кБ

КАвЗ-651А, 121кБ
Задняя
дверца

1950-1958,
на 3 петлях,
104кБ

1958 - 1970,
на 2 петлях,
166кБ

1970 - 1973,
на 2 петлях, ниша
для номера, 227кБ
Номер в нише освещался двумя
лампочками, скрытыми в потолке ниши.
Подфар-
ники

ГЗА, ПАЗ, КАЗ,
1950-1958,
подфарники ПФ3-В,
почти плоское стекло,
257кБ

ПАЗ и КАвЗ,
1958-1973,
подфарники и
указатели
поворота ПФ10,
выпуклое стекло,
169кБ
Вскоре после
появления поворотников
рядом с фарами
исчезли "победовские"
поворотники под
ветровыми стёклами.
Подфар-
ники

ГЗА, ПАЗ, КАЗ,
1950-1958/59,
подфарники ПФ2
от ГАЗ-М20 "Победа",
97кБ

ПАЗ и КАвЗ,
1958/59-1973,
на этом месте
молдинг,
86кБ
В декабре 1958 на конвейере КАвЗа
эти подфарники ещё ставили (67кБ),
На фотографиях 1959 года попадаются
КАвЗы без этих подфарников.
На ПАЗе они исчезли в 1958-м.
Задние фонари от "Победы"
продержались на автобусах дольше,
чем передние, до февраля 1963 года.
Это один автобус: 74кБ, 78кБ.
Задние
фонари

1950 - II 1963,
задние фонари ФП2
от ГАЗ-М20 "Победа",
166кБ

II 1963 - ?,
вместо победовских
по две круглые
лампочки, внизу
катафоты, 190кБ

? - 1965 - 1970,
4 фонаря,
нижний левый ещё
по традиции и
освещает номер,
катафотов нет,
184кБ

1970 - 1973,
4 фонаря,
нижний левый
без функции
освещения номера,
227кБ
Буксир-
ные
крюки

ГЗА, ПАЗ, КАвЗ
1950 - 1965,
буксирные крюки
под буфером, 78кБ.

КАвЗ, 1965 - 1973,
буксирные крюки
над буфером, 131кБ.
Авторемзаводы обычно с самого начала
оставляли буксирные крюки над буфером,
как было на базовом грузовике ГАЗ-51,
отказавшись от непрактичной и
сомнительной красоты крюков снизу,
которой следовали ГЗА, ПАЗ и ранний КАвЗ.
Крюки перекочевали наверх до появления в том
же 1965-м коротких габаритных огней на крыше.
Аншлаг
ГЗА, ПАЗ, КАвЗ
1950 - 1971,
3 окна, 78кБ.

КАвЗ,
1971 - 1973,
2 окна, 191кБ.
КАвЗ-651Б получил отопление салона,
это его главное отличие от КАвЗ-651А.

Автобусы типа 651 различных авторемонтных заводов
ПАЗообразные:
Алма-Атинский "Аремкуз"
два ПАЗ-651, заднее окно квадратное, слева - "босоножка", местный автобус-кабриолет (ВДНХ Казахской ССР, Алма-Ата, 1961, 73кБ).
ПАЗ-651, заднее окно квадратное, справа - местный прицеп к ЗиС-155 (ВДНХ Казахской ССР, Алма-Ата, 1961, 82кБ).
ГАЗ-51 автобус школы-интерната с номерами ТКБ, принадлежавшими в 1959-1968 Алма-Атинской области (Алма-Ата, улица Пастера, 17 VIII 1967, 111кБ).
ГАЗ-51 автобус c кустарными окнами и аншлагом, возможно, сделан ещё где-то (Талды-Курганская область, 142кБ).
ГАЗ-51 автобус 1957 года со скруглённым окном двери, своими рамками угловых окон, двойным аншлагом, крашенным буферов с буксирными крюками над ним, возможно, сделан ещё где-то (Акмолинская область, 209кБ).
Барнаульский АРЗ?, Алтайский край.
КАвЗ-651 с номером 1962 года, но буксирные крюки над буфером и свои боковины капота (Бийск, 1962, 103кБ).
Ворошиловградский АРЗ?
ПАЗ-651 1954-1957 с номером 1953 года, но плоская облицовка, буксирные крюки над буфером, кустарно окрашен, буфер закрашен (179кБ).
Краснолучский АРЗ, Красный Луч, Ворошиловградская область.
ПАЗ-651, номер 1960-1961 годов, но крюки над буфером, своя схема окраски, буфер закрашен (Красный Луч, 1965-1966, 129кБ).
ПАЗ-651, номер 1962 года, но крюки над буфером, упрощённые боковины капота, буфер закрашен (Красный Луч, 192кБ). На заднем плане автобус с другим аншлагом и другой врезкой углового окна кабины.
Симферопольский АРЗ, ранние отличались от ГЗА-651 только схемой окраски со светлой юбкой.
ГЗА-651 1951 года (Алушта, Набережная, 1954, 171кБ).
ПАЗ-651 1953 года (Алушта, Малый Маяк, 159кБ).
ПАЗ-651 1954-1955 года, но дверь на 2 петлях (1958+), "висюльки" на стойках между окнами, своя схема окраски, номер 1960-1965 годов (Ялта, 104кБ).
Рижский АРЗ, Рига, 1953-1955, 445 шт.. Плоская облицовка, без победовских фонарей, сложная схема окраски, флажок на капоте.
ПАЗ-651 до 1954 года, но без победовских задних фонарей, взамен мелкие на молдинге, крашенный буфер и, похоже, неоткрывающиеся окна, задняя дверь на 2 петлях, номер 1955 года (станция Лопасня, Московская область, 1955, 169кБ).
АРЗ "Ленпроммеханизация", Отрадный, Кировский район, Ленинградская область, 1959 - 1970-е.
ранний, отличается от ЦАРМ Мособлавтоуправления вертикальным аншлагом (без наклона) и круглой облицовкой (он более ранний), возможно, сделан где-то ещё (Ленинград, площадь Искусств, 1964, 38кБ).
ПАЗ-651 1954-1955 годов, но с вырезанными арками колёс и крашенным буфером, возможно, отремонтирован где-то ещё (Ленинград, Ольгинская улица, номер выдан в 1963-м, 150кБ).
с 1967 года выпускали таких цельнометаллических уродцев (Ленинград, улица Халтурина, 1 V 1974, 141кБ).
ещё один (Ленинград, Конюшенная площадь, 1981, 233кБ).
Тосненский АРЗ, Новолисино, Ленинградская область.
АТ-3, IV 1955 - 1958. От щёкинского автобуса отличается почти ПАЗовским аншлагом и задним окном, узенькими овальными угловыми окнами.
регистрация 1958 года, но буфер до 1957 года (дорога Белгород - Короча, 1958, 84кБ).
передняя ракета габаритного огня сдвинута назад, регистрация 1957 года (Московская область, 138кБ).
ХФ 42-52 (регистрация 1955 года, Инта, Коми АССР, 61кБ).
АТ-6, 1955-1958, 2-дверный 27-местный (+ 7 стоящих) цельнометаллический автобус на удлинённой базе ГАЗ-51, сделано 340 штук.
Два АТ-6 и слева АТ-3 (заводское фото, 159кБ).
Ковенский авторемонтный завод (КАГ), Литва. КАГ-1 (1952-1956) отличается от ПАЗ-651 покатой задней частью с двумя прямоугольными окнами, плоской облицовкой, буксирными крюками над буфером, 2-оконным аншлагом.
КАГ-1 1955 года (Юнигеда, 1958, 93кБ).
КАГ-1 (Литва, 101кБ).
КАГ-1 (Кайшядорис, Привокзальная площадь, 1960-е, 51кБ).
КАГ-1 (Тифлис, площадь Героев Советского Союза, 87кБ).
КАГ-1 1956 года (Рига, Ратушная площадь, 278кБ).
Борисовский авторемонтный завод, Минская область, 1953-1982. Автобусы А-51 московского Аремкуза, но широкий 2-оконный аншлаг и собственные схемы окраски, сзади - копия ПАЗа-651.
укороченный почтовый автобус 1955 года (выпускались с 1955 года, Молодечненская область, 43кБ).
пассажирский середины 50-х (Пинская область, 153кБ).
пассажирский начала 60-х (Гродно, автовокзал, 86кБ).
поздний, многократно перекрашен (на памятнике перед автобусным парком в Волковыске, Гродненская область, 70кБ).
укороченный, середина 60-х, возможно, построен где-то ещё (Минск, главный корпус БГУ, 129кБ).
Аремкуз, Москва. Автобусы А-51 (1953-1960-?), плоская облицовка, буксирные крюки над буфером, без аншлага, переднее окно из 4 плоских стёкол, задняя дверь двустворчатая.
ранний, переходный от 16-местной модели, 3 длинных пассажирских окна, задние окна полукругом, заднее боковое скруглено сверху (Северодонецк, улица Ленина, 1953, 83кБ). Сделан в Москве или на Северодонецком АРЗ?
ранний, переходный от 16-местной модели, 3 длинных пассажирских окна, задние окна полукругом, заднее боковое скруглено сверху (Москва, площадь Восстания, 1957, 329кБ).
ранний, переходный от 16-местной модели, 3 длинных пассажирских окна, задние окна полукругом, заднее боковое скруглено сверху (Москва, улица 25 Октября, дом 15, 42кБ).
ранний, 1955 года, 4 пассажирских окна, задние окна прямоугольные, заднее боковое ещё скруглено сверху, нет среднего молдинга, ракеты-фонари на крыше (светофор у Большого театра, 1957-1958, 235кБ).
ранний, 1955 года, средний молдинг продолжает нижнюю кромку капота (агитационный Московского планетария, Кривандино, 1955, 64кБ).
поздний, заднее боковое окно квдратное (Казань, заводоуправление "Казаньоргсинтез", 1960, 90кБ).
поздний, заднее боковое окно квдратное (игротека, городской пионерлагерь "Звёздочка", Кунцево, 1969, 137кБ).
поздний 1960 года, арка заднего колеса не круглая (70кБ).
101-й Центральный АРЗ Минобороны, Москва. Автобусы АП-4 (1953-1964), которые ни с чем не перепутаешь.
ранний, с победовскими подфарниками, раковины вентиляции на сгибах крыши, без флажка на капоте, хромированные буфера (Разлив, VII 1955, 62кБ).
ранний, с победовскими задними фонарями, раковины вентиляции на сгибах крыши, хромированные буфера (Молотовск, 1955, 136кБ).
ранний, 1956 года, задний буфер ещё длинный, но уже закрашен (Курский вокзал, 1965, 159кБ).
ранний, до 1957 года, появился флажок на капоте (в 1956-1957 точно был), крашенные буфера (Ленинград, 54кБ).
средний, 1958 года, раковины вентиляции сместились, без флажка на капоте, буфер образца 1957 года (АГ-5 агитационный, Эстония, 1959, 97кБ).
средний, 1959 года, раковины вентиляции, как в 1958-м, нижний молдинг ещё широкий, с победовскими подфарниками (до 1959 года?) (АГ-5 агитационный, Казань, улица Карла Маркса, 1966, 73кБ).
средний, 1960 года, с победовскими задними фонарями, раковин вентиляции нет, задний буфер из 2 частей, нижний молдинг узкий (Икшанская колония, Московская область, 1966, 322кБ).
поздний, с новой задней светотехникой (Хабаровск, улица Шевченко, 1967, 168кБ).
поздний, буфер образца 1960 года (59кБ).
ЦАРМ Мособлавтоуправления, Московская область. Отличия от КАвЗ-651 - двойной сближенный аншлаг, скруглённые большие пассажирские окна, "висюльки" на стойках между окнами, буксирные крюки над буфером.
пассажирский (Реутов, улица Ленина, Московская область, 1970, 163кБ).
перевозка медикаментов (84кБ).
Кировские механические мастерские, прииск Кировский, Свердловская область.
ранний, круглая облицовка, аншлаг с 2 окнами, скруглённые окна, крюки над буфером, боковины капота КАвЗ, колёса УралЗиС (210кБ).
то же, но уже с плоской облицовкой, задние окна - разделённый полукруг (Свердловск, Филармония, 1960, 195кБ).
то же, но заднее окно типа ПАЗ-651 (Первоуральск, проспект Ильича, 1961, 125кБ).
то же, но двухэтажные окна, задние окна - разделённый полукруг (номер выдан в 1962 году, Свердловск, Филармония, 227кБ).
ветровое стекло из 4 плоских стёкол (тульский вариант), без аншлага, 3 длинных пассажирских окна (субботник на Уралмаше, IV 1970, 73кБ).
такой же, но 4 квадратных пассажирских окна (номер выдан в 1972 году, Свердловск, улица Малышева, 49кБ).
Ташкентский АРЗ, Ташкент. ПАЗ-651, но буксирные крюки над крашенным буфером, сзади - обычные ПАЗы, только буфер крашенный.
ПАЗ-651А 1957-1958 годов (Ташкент, гостиница "Ташкент", 1957-1958, 78кБ).
ЕЧ 41-93 (Самарканд, Ташкентская улица, XI 1961, 272кБ).
Щёкинский ДОК (?-1958-1972), Скуратовский АРЗ (1972-1977), Тульская область. Автобусы типа А-51 московского Аремкуза. Отличаются от московских аншлагом из двух овалов, двумя подоконными молдингами, заднее окно квадратное, дверца там только на ранних.
ранний, 1958 года, передние подфарники от "Победы", нет нижнего молдинга, ракеты фонарей на крыше прямо на надоконном молдинге (Олонец, Карелия, I 1959, 104кБ).
ранний, 1958 года, задние фонари от "Победы", нет нижнего молдинга, ракеты фонарей на крыше прямо на надоконном молдинге (Пенза, 1959, 37кБ).
ранний, грузопассажирский вариант с длинными скамейками вдоль бортов, аналог ПАЗ-651Г (Рязань, Театральная площадь, 1964, 184кБ).
ранний, 1959 года, появился нижний молдинг (Москва, 1960, 13кБ).
средний, 1963 года, ракеты фонарей выше надоконного молдинга, нет передних победовских подфарников (до 1959?) (Великоустюгский район, 159кБ).
средний, 1963 года, задние фонари ещё от "Победы" (Иркутск, улица Литвинова, 1967, 301кБ).
средний, 1963-1964, дверца в задней стенке исчезла (кинотеатр "Октябрь", Пермь, 26 VIII 1966, 255кБ).
поздний, регистрация 1967-1968 года, задние фонари ещё от "Победы" (Пермская область, 1982, 68кБ).
поздний, 1968 года, заднее пассажирское окно квадратное (Коряжма, Архангельская область, 109кБ).
поздний, 1972 года, новая светотехника сзади (Ленинград, 1973, 112кБ, вид сзади, 79кБ).
Прилукский завод ППО "Пожмашина", Ладан, Черниговская область. Учебно-экзаменационный автобус ГАИ для водителей-профессионалов.
около 1966 года выпуска (Уразово, Валуйский район Белгородской области, 1967, 193кБ).
Юрьевский АРЗ №3, ТАР (1954-1959), Эстония. Отличаются от ПАЗ-651 плоской облицовкой радиатора, пассажирские окна большие и скруглённые, передние победовские подфарники расставлены шире, высокая крыша, окраска - юбка и крыша светлые, подоконный пояс тёмный.
обычный вариант, 1954-1959, 427 шт.
ранний, 3-оконный аншлаг (Кемь, Карелия, 1956, 118кБ, 127кБ).
ранний, 3-оконный аншлаг (заводская фотография, 34кБ).
средний, длинный аншлаг (?-1955-1959), буфер 1954-1957 годов (Якутск, проспект Ленина, 1959-1960, 178кБ).
поздний, длинный аншлаг, буфер 1957-1959 годов (заводская фотография, 191кБ).
вид сзади (Онежский район Архангельской области, 117кБ).
ТА-1А, длинный 28-местный вариант, 1955-1957, 169 шт., над аншлагом цветные маршрутные лампочки
ранний, 1955 года (Ленинград, Дворцовая площадь, 198кБ).
ранний, 1956 года, одиночное заднее окно (Боровичи, Новгородская область, 1957, 21кБ).
ранний, одиночное заднее окно, пригородный 25-местный с багажником на крыше (заводская фотография, 37кБ).
поздний, двойное заднее окно от ТА-6, городской 28-местный (Райком КПСС, Галич, Костромская область, 66кБ).
городской 28-местный (Темрюк, улица Ленина, Краснодарский край, 75кБ).
Ярославский АРЗ №132?
регистрация - 1956, но плоская облицовка, кузов КАвЗ после 1959, буфер - 1957-1960 с буксирными крюками сверху (служебный автобус Шинного завода, Ярославль, 142кБ).
регистрация - 1960, но буксирные крюки над буфером, кустарная окраска под ветровыми окнами (Рыбинск, проспект Ленина, 1964, 247кБ).
КАвЗ-651Б 1973 года, но пассажирские окна глухие (служебный автобус Рыбинского завода полиграфических машин у заводоуправления, 191кБ).
Неизвестный производитель или ремонтник.
   Выборг, Ленинградская область
   ГАЗ-51, скорее всего, с довоенным финским автобусным кузовом (Выборг, Привокзальная площадь, 1957, 65кБ).
   Инта, Коми АССР
   КАвЗ-651, но со странной задней светотехникой (Инта, 1971-1972, 217кБ).
   Рабочий посёлок, Коми АССР. ПАЗ-651А 1957-1958 годов, но со светлой юбкой, что не свойственно ПАЗам, и без заднего буфера.
  37-71 КМБ (временный мост через Ухту в Рабочем посёлке, 167кБ).
   Курск
   ПАЗ-651, но буксирные крюки над буфером (Курск, Привокзальная площадь, 1954, 179кБ).
   Москва
   плоская облицовка, высокие ветровые окна, угловые окна "вверх ногами", 2-оконный аншлаг, номер 50-х годов (Лужники, 1964, 157кБ).
   Московская область
   ГЗА-651 1950 года по номеру, но с плоской облицовкой, буфером 1957-1960 годов с крюками сверху, мелкими габаритными огнями на крыше (Узловая Московской (потом Тульской) области, 111кБ).
   Березники Пермской области
   ЦМ 02-44 (Березники, перекрёсток проспекта Сталина и улицы Пятилетки, 1956, 375кБ).
   Пермь
   КАвЗ-651, но квадратное заднее окно, простая задняя светотехника, нет заднего буфера, регистрация 1975-1976 (Пермь, Педагогический институт, 195кБ).





Из моих клубных поисковых записей 80-90-х годов из картотеки Подмосковного и Евпаторийского МРЭО.
Обратите внимание, что в документах ГАИ павловские автобусы с самого начала именуются ПАЗ-651, а не ГЗА-651.
У всех ПАЗов номера шасси ГАЗовские, у КАвЗов - собственная нумерация шасси. Все двигатели с номерами ГАЗа.
Орфография сохранена. Простые КАвЗы-651 не выписывал, они тогда к старинным и редким не относились.
рег. номер,
старый номер
модельцветгод
вып.
год
последн.
регистр.
действ.
№ двиг. № шассивладелецадрес
05-13 КРЕПАЗ-651-1950 1965- 233187Донузлавская
птицефабрика
Ново-Ивановка,
Черноморский р-н
95-36 ЮБА
(ЮЮ 36-92)
ПАЗ-651-1952 1970475122 366032Тучковский автотехникумРузский р-н
45 49 МЕТПАЗ-651-1953 1987замена 468716завод стройматериалов
Глуховского хлопчато-
бумажного комбината
Ногинск, ул. Ильича, 2
54-82 ЮАЯПАЗ-651-1954 1972замена 603551совхоз "Соболевский"Соболево,
Орехово-Зуевский р-н
24-84 ЮАЯ
(72-46 ЮАЛ)
ПАЗ-651-1954 1971932228 640935Уваровское линейное
управление автодорог
Уваровка, Можайский р-н
52-21 ЮАЯ
(83-46 ЮАЗ)
ПАЗ-651-1955 1971987169 816389Загорская птицефабрикаНаугольное, Загорский р-н
72-90 ЮБАПАЗ-651-1955 19701044184 867252Кунцевская птицефабрика5-й км Рублёвского шоссе
33-51 ЮБЧПАЗ-651-1956 19761089588 908696Можайский водоканалМожайск, ул. Фрунзе, 17
48-00 КРДПАЗ-651-1956 1967- 1151836совхоз "Авангард"Фрунзевка, Сакский р-н
42 23 МЕН
(09-03 ЮАБ)
ПАЗ-651
фургон
зелёный1956 1984замена 2075754торгДедовск, Истринский р-н
99-42 ЮБА
(60-40 ЮАЛ)
ПАЗ-651-1957 1969замена 2102041Экспериментальный
завод по производству
деталей домов для села
Брынь-Буньково
Ногинский р-н
98-43 ЮБАПАЗ-651голубой1957 1988замена 2104655Ногинский межрайонный
трест газового хозяйства
Ногинск, ул. Ревсобраний, 1
82-87 ЮБЧ
(52-89 ЮАК)
ПАЗ-651-1957 19751350255 2124491Орехово-Зуевское
торфопредприятие
Верея
49-93 ЮВЛ
(69-50 ЮАЮ)
ПАЗ-651-1957 1978замена 2198364Рем.-Строй. УправлениеМожайск, ул. Карасёва, 23
67-16 ЮАЯПАЗ-651-1958 19771486373 255635Лосино-Петровская
шелкоткацкая фабрика
Авдотьино, Ногинский р-н
90-45 ЮВД
(09-69 ЮАТ)
ПАЗ-651-1958 19801534693 3543Суконная фабрика
"Спартак"
пос. Быково, Раменский р-н
38-01 КРС
(27-03 КРГ)
КАвЗ-651-1958 1986- 6103колхоз КироваВеселовка, Сакский р-н
04-54 ЮАЯПАЗ-651-1958 19701557554 2306602Московский Лесо-
Технический Институт
ст. Строитель
Мытищинский р-н
04-69 ЮБА
(67-85 ЮАЛ)
ПАЗ-651-1958 19691575119 2320504Волоколамская машинно-
мелиоративная станция
Волоколамск, пос. ММС
80-11 ЮАЮПАЗ-651-1958 1968замена 2346365совхоз "Маслово"Маслово, Зарайский р-н
06-53 ЦСБ
(52-90 КРЖ)
ПАЗ-651-1958 1987- 2379535колхоз им. КалининаНаташино, Сакский р-н
92-36 ЮБАПАЗ-651-1958 1969замена 2460181совхоз "Рузский"Никольское, Рузский р-н
81-91 ЮАЮПАЗ-651-1959 1970замена 2489541совхоз "Зарайский"Зарайский р-н
60-45 КРХПАЗ-651-1959 1976- 2493928Сакское РайДРСУСаки, Промышленная ул., 7
26-16 ЮАЯПАЗ-651-1959 19771778279 2499562совхоз
"Павлово-Посадский"
Алфёрово,
Павлово-Посадский р-н
21 10 МЕТ
(7634 МЕЛ)
ПАЗ-651-1959 1986замена 2515388п/о ГжельТурыгино, Раменский р-н
36-99 ЮАЮПАЗ-651-1959 19841875677 2578376списан в 1984-м-
63-71 ЮАЮ
(17-25 ЮАА)
ПАЗ-651-1959 1973замена 2599641совхоз "Барыбино"ст. Барыбино,
Домодедовский р-н
52-13 КРЖ
(75-38 КРГ)
ПАЗ-651-1959 1970- 2600029совхоз "Озёрный"Охотниково,
Сакский р-н
57-85 КРС
(00-96 КРД)
ПАЗ-651-1959 1976- 2604682совхоз-завод
"Евпаторийский"
Вересаево,
Сакский р-н
12 10 КРА
(16-69 КРХ)
ПАЗ-651-1960 1984- 2728167совхоз "Саки"Орехово, Сакский р-н
22-66 ЮАЯПАЗ-651-1961 19702269705 2867861колхоз "Рассвет"д. Исавицы, Можайский р-н
21-83 ЮАЮ
(51-24 ЮАЗ)
ПАЗ-651-1961 1968замена 2883902Щёлковское ГАТПЩёлково, Заводская ул., 1
17-10 ЮВД
(06-48 ЮАО)
КАЗ-651
автолавка
-1962 19772711874 188810ПромторгСерпухов, пл. Ленина, 6
45 49 МЕФКАЗ-651
автолавка
-1962 1988замена 3167102Ногинский промторгНогинск, Рабочая ул., 36
83-08 ЮБА
(46-02 ЮАМ)
ПАЗ-651-1963 1969замена 287281Ленинский район
распределительных сетей
Мосэнерго
Подольск,
Домодедовское ш.
75-65 КРЛ
(31-50 ТТЕ)
КАвЗ-651-1965 1973- 3694009совхоз "Саки"Орехово, Сакский р-н
38-76 ЮАЮПАЗ-651-1968 19744158705 54416Долгопрудненский
горбыткомбинат
Долгопрудный,
Дирижабельная ул.
62-89 ЮАЮПАЗ-651-1968 19704193842 4107019ПМК-17ст. Щербинка, с. Захарино
67-92 ЮАЮПАЗ-651-1968 19684244956 4139359Московское ремонтно-
строительное управление
Правда, Пушкинский р-н
27-31 ЮБАПАЗ-651
автокатафалк
синий1969 1986замена 4175791Электростальский
комбинат благоустройства
Электросталь, Фрязевское ш.,
Ногинский р-н
98-13 ЮАЮКАвЗ-651 спец.
лаб. ЛТР-69 №84
-1970 19704616481 366516Управление
механизации - 68
Жуковский
Раменский р-н
06-10 ЮБЧКАвЗ-651 спец.-1973 19755243147 774546Куриловский АРЗБалашиха
06-11 ЮБЧКАвЗ-651 спец.-1973 19755318783 828202Куриловский АРЗБалашиха
00-80 МЕД
(55-67 ЮБЮ)
ГАЗ-651 спец.-1974 19825506163 3948487Автохозяйство №1
ГУВД МО
Москва,
Стрельбищенский пер., 30
55 36 МЕФ
(05-32 ЮГВ)
ПАЗ-653 сан.-1955 1987замена 804039Орехово-Зуевская ЦРБОрехово-Зуево,
ул. Бугрова, 1
23-47 ЮАЯПАЗ-653 сан.-1955 1970замена 860336Можайские электросетиКомсомольская пл., 3
95-50 ЮБАПАЗ-653 сан.-1956 1970977594 807412Тубсанаторий №58Кожино, Рузский р-н
10-45 ЮАЮПАЗ-653 медпом.-1956 1976замена 885543Наро-Фоминская ЦРБНаро-Фоминск, ул. Калинина
40 72 МЕИ
(77-74 ЮБА)
(ЮХ 63-60)
ПАЗ-653серый1956 19841182378 987359комбинат
"Красное Знамя"
Раменское, ул. К. Маркса, 5
95-51 ЮБАПАЗ-653 сан.-1956 1970б/н 998705Тубсанаторий №58Кожино, Рузский р-н
70-19 ЮБЧ
(69-99 ЮАС)
ПАЗ-653-1956 19751254104 2050454Раменская ЦРБРаменское
47 22 МЕУПАЗ-653 санит.-1957 1987- 2161136списан в 1987-м-
67 59 МЕР
(30-19 ЮГВ)
ПАЗ-653-1957 1986б/н 2227745ЦРБОрехово-Зуево, ул. Ленина
29-03 ЮБЧ
(55-66 ЮАТ)
ПАЗ-659-1956 19751089527 908622АТК Можайского РПСКрасный Балтиец,
Можайский р-н
76-34 МЕД
(09-38 ЮАЦ)
ПАЗ-659-1957 19801397572 2166005продторгХимки,
ул. Гоголя, 11
66-35 ЮАЮ
(36-43 ЮАВ)
ПАЗ-659
автолавка
-1960 19732010996 2675610АТК РПСПодольск,
Добрятинская ул.
38-00 ЮАЮКАвЗ-663
спец. АЭКС-900
-1956 19684085571 039733Опытно-методическая
станция ВНИИЯГГ
Раменское
74-44 ЮАЯКАвЗ-663-1963 1976замена 361881Московский
коксогазовый завод
Видное, ул. 8-я линия, 2
02-38 ЮАЮКАвЗ-663
автобус ЛП-4
-1968 19684083742 039199завод МосрентгенТёплый Стан, Ленинский р-н
39-72 ЮАЮПАЗ-651 спец.
клинич.
ПКДП-663
-1968 19694094875 4044760Раменская горбольницаРаменское
14-48 ЮАЮГАЗ-51 автобус
Аремкуз?
-1951 1974400471 303639п/я А-7467Орехово-Зуево,
ул. Дзержинского
19-06 ЮАЮ
(ЮЦ 20-95)
ГАЗ-51 автобус
Аремкуз?
-1953 1968588792 468648Буньковская ткацкая ф-каБрынь-Буньково
Ногинский р-н
43-19 ЮАЮГАЗ-51 автобус-1958 1968замена 2315902Красноп. район
энергосетей
станция Водники
Мытищинский р-н





Старые фотографии:

ГЗА-651 СО 11-11,
Новая Мацеста, 167к

ПАЗ-651 ЕН 19-49,
Ургенч, 1956, 90к

















Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
avto-nomer.ru.
Auto.ru.
Новости РБА.
Архив Алексея Бурычева. Спасибо, Алексей!
Фото Д. Шоломовича.
Страница Бориса Константиновича Яремко.
Красный Луч Ретро.
Подборка фотографий старого Симферополя от Александра Бондарука.
Автобусный транспорт.
Государственный Каталог Узбекистана.
Фотоальбом «Екатеринбург. История города в фотографии. Том III. 1960-е – 1991 годы».
E1.ру - новости Екатеринбурга.
Фото Исая Рубенчика.
Красный Луч Ретро.
Ajapaik.
Фото Семёна Осиповича Фридлянда.
Фотоальбом 1969 года городского пионерлагеря "Звёздочка".
Транспорт Архангельской области в период СССР.
Государственный архив Пермской области/края.
Фото А.Я. Бурсина.
Фотографии Валентина Ивановича Нефедьева.
Семейный архив Татьяны Юношевой (Тарарухиной).
Брянск глазами разных поколений.
Фото Ивана Лаврентьевича Демьянова.
Фото Георгия Степановича Баландина и его сына Евгения Баландина (альбом).
Фото С.С. Сарсекеева.
Архив ОблСЮТ Омской области.
Архив Павла Блинова, Рыбинск.
Фото Петра Роста, архив Анны Рост.
Фото Юрия Толоконцева.
Фотосайт Елены Дубиной.
Семейный альбом Pekka Orava.
Выборг как это было.
Как в Инте хотели запустить трамваи.
ОАО "Гроднооблавтотранс".
Наш старый Минск: история города в фотографиях.
Минск фото история новости.
Фото Benjamino Uždvario.
Фото Георгия Анатольевича Зельмы.
Фото В.А. Семёнова.
Фото М. Галкина.
История "Выставки": от ВДНХ до "Атакента".
Фото Henk Ontrop.
Тосненский автобусоремонтный завод.
Журнал "За рулём".




Что ещё в интернете:
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.
"Отечественные автобусы и троллейбусы 1900 - 2000", Сергей Канунников, Максим Шелепенков, изд. "За рулём", 2014.
Коробочки всея Руси. Часть 1, Николай Марков, Денис Дементьев.
Коробочки всея Руси. Часть 3, Николай Марков, Денис Дементьев.
«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.1), Николай Марков, Денис Дементьев.
«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.2), Николай Марков, Денис Дементьев.
«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.3), Николай Марков, Денис Дементьев.
«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.4), Николай Марков, Денис Дементьев.
«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.7), Николай Марков, Денис Дементьев.
«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.8), Николай Марков, Денис Дементьев.
ГЗА, ПАЗ, КАвЗ-651 пассажирский автобус на шасси ГАЗ-51И.
КАвЗ-651А.
КАвЗ. Часть 1.
Список авторемонтных заводов, производящих автомобили.

Спасибо за помощь автомобильным историкам и авторам многочисленных публикаций:
Люциюсу Суславичюсу (Вильнюс),
Николаю Маркову,
Максиму Шелепенкову,
Денису Дементьеву,
Игорю Денисовцу.

Вход   Галерея    Грузовые   ПАЗ    Ссылки

Последняя правка 12 IV 2024. Андрей Богомолов. Контактная информация.