Галерея автомотостарины. Номерные знаки образца 1946 года.
Ярославская область, страница 2.
Содержимое журналов регистрации автотранспорта.
Журналы с 1953 года и комментарий к первому журналу (1948 - 1950))


Комментарий к журналу 1948-1950 годов и более поздним:
1. Одной из восьми областных картотек ГАИ, в которых я побывал в поисках автостарины, стала в 1984 году Ярославская. Когда наиболее богатые автостариной ранние серии были изучены, я натолкнулся на эти старинные регистрационные журналы. Было очевидно, что ими очень давно не пользовались, и ни для кого, кроме меня они здесь интереса уже никогда не представят, но на мою дерзкую просьбу подарить хотя бы самую старую из тетрадей радушные "хозяйки" картотеки ответили отказом и были формально правы. После чего я решил выписать хотя бы немного содержимое журнала по моделям, чтобы представить картину, чего и сколько было тогда. К сожалению, судьба этих журналов известна почти наверняка, - обычно их уничтожают, в Ярославле они уцелели до 1984 года просто чудом. Теперь в этом бывшем двухэтажном здании ГАИ в начале улицы Емельяна Ярославского находится отделение связи и какие-то частные фирмы.
2. Сами журналы представляли собой обычные амбарные книги (с вертикальными листами формата А4, они и сейчас продаются точно такие же). Первый журнал имел наиболее потрёпанный вид. Журналы 1953-1959 годов (кажется, их было три или четыре) я уже не имел времени переписывать, да и задачи в ГАИ у меня были совсем другие - искать то, что ещё уцелело из самих автомобилей.
3. Журнал начинается не с самых первых номеров, но предшествующие номера точно были выданы - см. ниже. В первом журнале (в отличие от более поздних) вообще нет никакой датировки, но в картотеке ГАИ принято иногда при перерегистрации использовать старые карточки, зачёркивая старые данные и ставя новые (номерной знак, дата регистрации и т.п.). Так, из находящейся в той же комнате картотеки мне стали известны даты выдачи двух из номеров, упомянутых в первом журнале. К тому же, о датировке косвенно можно судить и по появлению (или непоявлению) новых на то время моделей.
4. Тип кузова бортовых автомобилей у меня обозначен только как "бортовой", но в журналах часто писали также и "грузовой" (что почти всегда означает "бортовой") или "платформа".
5. В советских документах иностранные легковые машины почти никогда не назывались по моделям (исключение - Опель и Форд), а только по маркам. В моделях иностранных фирм особо не разбирались, иногда ставили число цилиндров (ДКВ-2, Форд-4, кстати, Опель-4 в конце таблицы совсем не обязательно - Опель П4, и, уж коли речь зашла об Опеле, некоторые машины называли Опель-Адам, по надписи на табличке, хотя такой модели не существовало.). В журналах регистрации писали только, что кузов - легковой, а открытый или закрытый писалось в карточке картотеки.
6. Для наиболее редких машин, особенно коммерческих, я выписывал и адреса владельцев, хотя в 1984-м это уже вряд ли имело смысл. Расшифровки сокращений в названиях организаций - мои, для этого у меня достаточный опыт рытья в картотеках ГАИ. Большинство адресов 1-го и все адреса остальных журналов относятся к Ярославлю и окрестностям. Это наводит на мысль, что в других 4 группах районов были выданы другие сотни из этих же серий (см. список в конце страницы). Нижеследующие районы к 1984 году были давно упразднены, и их очертание можно только угадывать: Середской, Курбский, Перев. (мне так и не удалось выяснить полное название этого района, оно попадалось только в таком сокращении), всё это недалеко от областного центра. Само имя Ярославль в графе адресов не записывалось, а только подразумевалось.
7. Вместо Штейр часто писали Штеер, вместо М-20 - Победа или ГАЗ-20, скорее всего в конце списка я для скорописи все их обозначал как М-20, слово Студебекер иногда написано с двумя "к", один раз в картотеке Подмосковного ГАИ мне встретилось даже написание "Студобекарь", а в Киргизской ГАИ - "улица Салтыбекова-Цедрина", но это уже не в тему.
8. Для грузовиков со специальными кузовами пришлось записывать их ведомственную принадлежность, чтобы хоть как-то оценить характер специализации. Кстати, скорее всего, что большинство специальных ЗиС-150 стройтрестов - на самом деле самосвалы ЗиС-585. Ну не могло быть в Ярославле столько автокранов и ни одного самосвала ЗиС! Обратите внимание, как относительно мало ГАЗ-51 и как далеко не с самого начала списка, но во множестве появляются ГАЗ-ММ. Грузовые "Москвичи" в списке были, я это помню, но уже в той части, из которой от нехватки времени я записывал только довоенные модели.

Как я уже говорил, у меня тогда не было времени, да и желания, копировать всё содержимое всех журналов. Самым интересным был, конечно, первый. Из остальных я ради интереса быстренько выписал каждую сотую машину (все номера, оканчивающиеся на 47). Вот что из этого получилось:
номер - марка автомобиля - тип кузова
ЯА 31-47 Мерседес-Бенц легковой
ЯА 32-47 ГАЗ-АА бортовой
ЯА 33-47 ЗиС-16 автобус
ЯА 34-47 ЗиС-150 бортовой
ЯА 35-47 ЗиС-150 бортовой
ЯА 36-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯА 37-47 ЗиС-150 бортовой
ЯА 38-47 ЗиС-150 специальный, Стройтрест
ЯА 39-47 ЗиС-150 бортовой
ЯА 40-47 ГАЗ-ММ бортовой
ЯА 41-47 ГАЗ-АА бортовой
ЯА 42-47 ЗиС-5 бортовой
ЯА 43-47 ГАЗ-93 самосвал
ЯА 44-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯА 45-47 ГАЗ-93 самосвал
ЯА 46-47 ГАЗ-ММ бортовой
ЯА 47-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯА 48-47 ЗиС-150 бортовой
ЯА 49-47 ЗиС-150 бортовой
ЯВ 50-47 ЗиС-150 бортовой

1953 год:
ЯВ 20-47 М-20 легковой
ЯВ 21-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯВ 22-47 ЗиС-585 самосвал
ЯВ 23-47 ГАЗ-АА бортовой
ЯВ 24-47 ЗиС-5 бортовой
ЯВ 25-47 Форд-6 бортовой
ЯВ 26-47 УАЗ-ММ бортовой
ЯВ 27-47 МАЗ-205 самосвал
ЯВ 28-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯВ 29-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯВ 30-47 ГАЗ-АА бортовой
ЯВ 31-47 ГАЗ-АА бортовой
номер ЯВ 31-78 - первый, выданный в 1954-м году:
ЯВ 32-47, 33-47, 34-47, 35-47 - несколько месяцев в записях указывали лишь тип автомобиля - грузовой или легковой, только один раз попался Додж-3/4
ЯВ 36-47 ГАЗ-АА бортовой
ЯВ 37-47 МАЗ-200 бортовой
ЯВ 38-47 ЗиС-5 бортовой
ЯВ 39-47 ЗиС-585 самосвал
ЯВ 40-47 ГАЗ-ММ бортовой
ЯВ 41-47 ЗиС-585 самосвал
ЯВ 42-47 МАЗ-205 самосвал
ЯВ 43-47 ЗиС-5 бортовой
ЯВ 44-47 ЗиС-585 самосвал
1955:
ЯВ 45-47 ЗиС-5 бортовой (далее до ЯВ 46-00 и с ЯЖ 00-01)
ЯЖ 00-47 ГАЗ-ММ бортовой
ЯЖ 01-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 02-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 03-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 04-47 ЗиС-150 бортовой
ЯЖ 05-47 ЗиС-155 автобус
ЯЖ 06-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 07-47 ЗиС-585 самосвал
номер ЯЖ 07-62 - первый, выданный в 1956-м году:
ЯЖ 08-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 09-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 10-47 Москвич легковой (это не М-402, их записывали уже с указанием модели)
ЯЖ 11-47 МАЗ-200 бортовой
ЯЖ 12-47 ГАЗ-51А бортовой (обычно эту букву А в документах не писали)
ЯЖ 13-47 ЗиС-585 самосвал
ЯЖ 14-47 ЯАЗ-210Е самосвал
ЯЖ 15-47 М-20 легковой
ЯЖ 16-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 17-47 ЗиС-5 бортовой
номер ЯЖ 17-96 - первый, выданный в 1957-м году:
ЯЖ 18-47 ЗиС-150 бортовой
ЯЖ 19-47 ЗиС-585 самосвал
(далее до ЯЖ 20-00 плюс от ЯЖ 21-01 до номера ЯЖ 21-65, на котором журнал заканчивается)
Следующий журнал охватывает период с 27 VI 1957 по 26 III 1959, от ЯЖ 20-01 до ЯЖ 21-00 и от ЯЖ 21-66 до ЯЕ 10-08.
Номера с ЯЖ 20-01 по ЯЖ 21-00 имели отдельную хронологию и выдавались только автобусам, номера до ЯЖ 20-79 выданы в 1956-м году (ЯЖ 20-01 - 11 VII 1956), остальные - в 1957-м.
ЯЖ 20-47 ПАЗ-651 автобус
ЯЖ 21-47 МАЗ-200В седельный тягач
ЯЖ 22-47 М-20 легковой
ЯЖ 23-47 ЗиС-5 бортовой
ЯЖ 24-47 ЗиС-5 бортовой
ЯЖ 25-47 Москвич легковой (это не М-402, их записывали уже с указанием модели), частный владелец
ЯЖ 26-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 27-47 ГАЗ-63 бортовой
ЯЖ 28-47 ЗиС-585 самосвал
ЯЖ 29-47 ЗиС-150 бортовой
ЯЖ 30-47 ЗиС-50 бортовой
ЯЖ 31-47 ЗиС-151 бортовой
Номера с ЯЖ 32-34 по ЯЖ 32-77 имели отдельную хронологию и выдавались только автобусам, номера от ЯЖ 32-34 до ЯЖ 32-67 выданы в 1960-м году, от ЯЖ 32-68 до ЯЖ 32-77 - в 1961-м.
ЯЖ 32-47 ЗиЛ-158 автобус
номер ЯЖ 33-00 - последний в 1957-м году. ЯЖ 33-01 - первый, выданный в 1958-м:
ЯЖ 33-47 ЗиС-150 бортовой
ЯЖ 34-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 35-47 МАЗ-205 самосвал
ЯЖ 36-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 37-47 ЗиС-150 бортовой
ЯЖ 38-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЖ 39-47 ГАЗ-51Н грузовой (далее до ЯЖ 40-00 и с ЯЕ 00-01)
ЯЕ 00-47 ГАЗ-63 бортовой
ЯЕ 01-47 ЗиЛ-164 бортовой
ЯЕ 02-47 ЗиЛ-585 самосвал (это или самосвал на базе ЗиЛ-150 (с 1956 на капоте штамповали ЗиЛ, а не ЗиС) или самосвал на базе ЗиЛ-164, а букву индекса после 585 ставили редко. Есть ещё вариант, что даже ЗиС-150 могли записать как ЗиЛ, во всяком случае, записи ЗиЛ-5 мне попадались)
ЯЕ 03-47 ГАЗ-51 бортовой
сотня ЯЕ 04-01 - ЯЕ 05-00 будет выдана позднее, после номера ЯЕ 16-00
ЯЕ 05-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЕ 06-47 ЗиЛ-164 а/к (автокран)
ЯЕ 07-47 ГАЗ-51 бортовой
номер ЯЕ 07-58 - первый, выданный в 1959-м году:
ЯЕ 08-47 ГАЗ-51 фургон
ЯЕ 09-47 ГАЗ-12 легковой (видимо санитарный, потому что владелец - [железно]Дорожная больница)
Следующий журнал начат 26 III 1959, от ЯЕ 10-09, а заканчивается уже записями номеров нового стандарта.
ЯЕ 10-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЕ 11-47 МАЗ-200 бортовой
ЯЕ 12-47 Ганомаг легковой
ЯЕ 13-47 МАЗ-205 самосвал
ЯЕ 14-47 ГАЗ-51 бортовой
ЯЕ 15-47 ЗиЛ-585 самосвал (далее до номера ЯЕ 16-00 и с номера ЯЕ 04-01)
ЯЕ 04-47 ГАЗ-51 бортовой
После номера ЯЕ 05-00 был сразу выдан 00-04 ЯРА, оба - 25 VIII 1959 года.

Напомню, что эти журналы (по крайней мере, кроме журнала 1948-1950 годов) относятся не ко всей Ярославской области, а к Ярославской группе районов, включающей примерно нынешние территории Ярославского, Тутаевского и Некрасовского районов.

Далее - наиболее интересные (и не упомянутые ранее) машины с адресами, которые я тогда счёл нужным записать.

ЯЖ 20-01 ЗиС-5/8 автобус, а/к (автоколонна или автокомбинат) пассажирского транспорта [Ярославль]
все с ЯЖ 20-02 по ЯЖ 20-11 ЗиС-154 автобус, там же
ЯА 04-41 ЗиС-154 автобус, там же
ЯЖ 01-28 ЗиС-154 автобус, там же
все с ЯВ 42-12 по ЯВ 42-30, ЯВ 42-98, ЯВ 42-99 ЗиС-154 автобус, там же
все с ЯЖ 32-39 по ЯЖ 32-43, ЯЖ 32-55, ЯЖ 32-58 ЗиЛ-127 автобус, там же
ЯЖ 21-74 ГАЗ-55, Ярославский Аэроклуб ДОСААФ
ЯЖ 26-81 Макк, ЯАЗ
ЯЖ 37-17 Дэ Сото легковой, Ярославский участок треста Центроэнерго
ЯА 01-79 АМО, Яросл. завод п/я 14
ЯА 10-62 ЗиС-11 пожарный, Перев. нефтебаза
ЯЕ 02-29 М415, Ярославская нефтебаза
ЯЕ 08-75 Амфибия-Ф (Форд - ?, АБ), автомотоклуб
ЯЕ 09-95 ЗиС-6, Аэроклуб ДОСААФ
ЯВ 21-27 ЗиС-154, театр им. Волкова
ЯВ 23-63 ЗиС-16, завод п/я №88
ЯВ 24-93 ГАЗ-410, Яросл. фанерно-тарный комбинат
ЯВ 25-46 ЯГ-6, Кондитерская фабрика "Путь к социализму"
ЯВ 29-24 ЗиС-5С, самосвал, Шинный завод
ЯВ 37-90 ГАЗ-42, УВРЗ (вагонно-ремонтный завод, это в Заволжье), г. Ярославль
ЯВ 43-85 ГАЗ-55, СМУ №4 Нефт. пром.
ЯЖ 01-03 ГАЗ-М415, а/б Сев. ж.д. (автобаза Северной железной дороги)
ЯЖ 01-21 ЯГ-6, фабрика "Красный Перекоп"
ЯЖ 02-31 Блейхерт, УНР-318
ЯЖ 04-77 ЯГ-6, завод "Красный Маяк"
ЯЖ 05-62 ЗиС-16, театр им. Волкова
ЯЖ 06-18 М-1 фургон, Яр. обл. планетарий
ЯА 24-86 ГАЗ-55, автобаза Кр. Перекоп
ЯЖ 19-29 М-1 пикап, Яр. полиграфкомбинат
ЯА 00-41 АМО-4, отд. в/охран. СЖД (отделение военизированной охраны Северной железной дороги)
ЯЖ 21-61 ЯГ-6 Яр. хлебозавод №1

Я утомил Вас окончательно, но напоследок ещё несколько жёлтых номеров из тех карточек в картотеке, где указывались прежние номера машин. По ним можно понять, какие сотни номеров в каких группах районов выдавались (теперь уже по всей области). Адреса принадлежности даны по новым (чёрным) номерам, но машины редко меняют место прописки, обычно смена номерного знака - следствие смены стандарта номерных знаков, замены двигателя/кузова или реорганизации предприятий-владельцев. Напомню регистрационные группы районов и их центры (картотеки) по состоянию на 1984 год, они вряд ли сильно менялись:
Ярославль - Ярославский, Тутаевский и Некрасовский районы,
Андропов (до 1984 и сейчас - Рыбинск, в 1946-1957 - Щербаков) - Андроповский, Пошехонский и Брейтовский р-ны,
Петровск (Ростовского района) - Ростовский, Переславский, Борисоглебский и Гаврилов-Ямский р-ны,
Углич - Угличский, Большесельский, Некоузский и Мышкинский р-ны,
Пречистое (райцентр Первомайского р-на) - Первомайский, Любимский и Даниловский р-ны.

(в скобках - новый (чёрный) номер)
ЯО 00-64 (02-16 ЯРА) ЗиС-5, Подсобное хозяйство при инфекционной больнице, Ярославль, Тутаевское ш., 5
(это ещё чёрный номер довоенного стандарта! Год выдачи - 1947 (!, отставание провинции от центра?))

ЯА 14-93 (02-57 ЯРА) ЗиС-5, АТО - центр. гараж., Ярославль
ЯА 22-90 (27-00 ЯРА) ГАЗ-АА фургон, совхоз "Новый Север", п/я 29 (год выдачи номера - 1948)
ЯА 37-33 (14-16 ЯРБ) ГАЗ-ММ, Закобякинская ср. шк., Любимский р-н
ЯА 41-69 (16-49 ЯРА) ГАЗ-ММ, Обл. управление гострудсберкасс, Яр., Кирова, 16
ЯА 48-69 (07-84 ЯРА) ЗиС-5, г. Ярославль, п/о Филино, совхоз Михайловское
ЯА 62-27 (00-99 ЯРА) ГАЗ-АА, Яргортопсбыт, Кирова, д. 5
ЯВ 01-63 (32-23 ЯРБ) автобус ЗиС-21 Т-82, Любимский леспромхоз
ЯВ 07-13 (16-28 ЯРА) ЗиС-5, совхоз Новосёлки, Ярославский р-н, Телегинский сельсовет
ЯВ 15-19 (14-11 ЯРА) Студебекер, Ярославский трест столовых, пр. Ленина, 10.
ЯВ 17-89 (36-05 ЯРБ) Опель-Кадетт, частный, Рыбинск (номер выдан в 1952-м)
ЯВ 21-29 (16-39 ЯРА) ЗиС-5, а/к №30, Ярославль, Б. Октябрьск., 122
ЯВ 23-85 (06-38 ЯРА) ЗиС-5, АТО - центр. гараж., Ярославль
ЯВ 26-25 (06-39 ЯРА) ЗиС-5, АТО - центр. гараж., Ярославль
ЯВ 26-27 (67-57 ЯРА) ЗиС-5, ДЭУ-378 (Дорожно-Эксплуатационное Управление), Ярославль, Б. Норская, 37.
ЯВ 45-98 (14-78 ЯРБ) ЗиС-5, Любимский ЛПХ МТП (ЛесПромХоз Мин. Топливной Промышленности)
ЯВ 47-14 (45-18 ЯРБ) ЗиС-5, колхоз "Память Кирова", Первомайский р-н, Кукобойский сельсовет
ЯВ 58-29 (15-42 ЯРБ) ГАЗ-67, государственный, Рыбинск (номер выдан в 1952-м)
ЯВ 67-03 (56-44 ЯРВ) ГАЗ-67, государственный, адрес у меня не записан, но номер выдан в 1953-м
ЯВ 71-21 (16-51 ЯРВ) Опель-Олимпия закр., частная, Переславль.
ЯВ 75-78 (70-21 ЯРБ) ЗиС-5, Переславский горпромкомбинат, Кирпичный завод
ЯВ 80-42 (12-36 ЯРБ) Москвич-400 кабриолет, Ростовская гор. прокуратура, Советская пл., 8 (год выдачи номера - 1951)
ЯВ 85-68 ( 77-40 ЯРБ) УралЗиС-5, АТХ-4, Рыбинск (номер выдан в 1953-м)
ЯВ 87-23 (12-33 ЯРБ) ЗиС-5, Петровский леспромхоз (Ростовского р-на, когда-то был и Петровский р-н) (год выдачи номера - 1953)
ЯЖ 12-41 (06-63 ЯРА) ГАЗ-АА, ср. шк. №39, пос. Иваньково Перев. р-на, Ярославль.
ЯЖ 30-49 (14-80 ЯРЖ) ЗиС-5, Первичная оршанизация ДОСААФ завода "Пролетарская Свобода", Яр., ул. Ем. Ярославского, 103
ЯЖ 42-55 (90-24 ЯРБ) ЗиС-5, Любимская ср. шк. №2, ул. Октябрьская
ЯЖ 45-71 (07-04 ЯРБ) ЗиС-21, Пречистенский райпромкомбинат
ЯЖ 46-40 (01-78 ЯРБ) ЗиС-50, Любимский лесхоз
ЯЖ 48-22 (14-66 ЯРБ) ЗиС-5, Даниловский райпромкомбинат
ЯЖ 76-97 (01-66 ЯРВ) ЗиЛ-164 1958 года (и машина и номер), Пошехонье-Володарск.
ЯЕ 01-73 (16-93 ЯРА) УралЗиС-50, а/б №8, Ярославль, ул. Стачек, 57
ЯЕ 01-77 (17-05 ЯРА) ЗиС-5, колхоз им. Ильича, Боровской сельсовет, д. Рыбницы.
ЯЕ 05-41 (16-43 ЯРЖ) ГАЗ-АА, Ср. шк. №53, Ярославль, ул. Ем. Ярославского
ЯЕ 07-29 (25-08 ЯРЖ) УралЗис-5, комбинат "Стройдеталь", Кр. Перекопский р-н [Ярославля]
Довоенный стандарт (серия ЯЩ):
ЯЩ 00-24 (03-23 ЯРА) ЗиС-5, а/к №2, Ярославль, Тутаевское шоссе, 36
ЯЩ 34-02 (03-27 ЯРА) ЗиС-5, АТХ-2, г. Рыбинск.
Мой адрес - Контакт. Андрей Богомолов.
Вход Галерея Номерные знаки Ярославская область Знаки 1946 года Магазин Ссылки

Последняя правка 23 II 2010.