На главную страницу
М А Т Е М А Т И К А
(четырёхлетняя начальная школа)
Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева.

Общие положения.

    С математикой мы встречаемся и используем её в повседневной жизни, следовательно, определённые математические навыки нужны каждому человеку. Каждому человеку нужно владеть понятием числа, уметь оперировать с числами, понимать пропорции, проценты и т.д. Понятие числа является стержнем, вокруг которого строится курс математики начальной школы.

    Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. Воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, формирование умения правильно, логично рассуждать - основные цели математического образования.Важнейшей задачей математического образования является овладение учащимися геометрическими знаниями. Геометрия является носителем собственного метода познания мира. Развитие геометрического мышления открывает большие возможности для развития творческих способностей личности.

    Начальная школа "берёт на себя" перечисленные выше задачи математического образования:
- формирование вычислительных умений и навыков;
- приобщение к проведению несложных доказательств и логически
- корректных рассуждений;
- знакомство с простейшими геометрическими фигурами и геометрическими конструкциями.

    Программа курса математики начальной школы решает поставленные задачи через чётко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.

    Гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих - одна из основных концептуальных идей курса математики начальной школы. Эта идея реализуется через продуманную, тщательно продотированную, методически проработанную подачу материала на каждом уроке, учитывающую возрастные особенности учащихся.

    Учащимся должны предлагаться не только отдельные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, требующие интеллектуальных усилий, связанных со всеми этими тремя направлениями одновременно.

    Стержневыми идеями курса являются идеи, присущие самой математике как науке. Это индукция, упорядочивание, симметрия, мера, математическое моделирование жизненных ситуаций. На этих же идеях строится курс математики основной и старшей школ. Эти идеи внедряются через систему проблемно-развивающих заданий, требующих от учащихся умения применять одновременно счёт и геометрию, логику и симметрию, комбинаторику и упорядоченный счёт и т.д. Полученные умения и навыки позволят учащимся начальной школы успешно осваивать курс математики в дальнейшем.

    Современная лексика, включение сказочного и познавательного материала в большинство уроков, делает процесс обучения занимательным и в то же время подводит ученика к умению отвлечься от второстепенного и выделить математическое содержание задачи.

    Для реализации современного курса математики начальной школы наряду с методическими приёмами и находками, ставшими классическими, должны быть использованы новые методики для обучения учащихся решению простейших комбинаторных и логических задач, заданий на равновеликость и равносоставленность плоских геометрических фигур.

    Курс развивается индуктивно: от понимания ситуации на наглядно-интуитивном уровне до вывода, полученного в результате длительного, последовательного изучения учебного материала.

    Алгебраический язык практически не вошёл в программу курса. Вошло несколько формул, связанных с умножением любого числа на 1 и 0, формулы для вычисления периметра и площади прямоугольника и т.д.

    Большое место в курсе занимают уравнения. Их решение подчиняется отработке вычислительных навыков, а не преобразованиям выражений, содержащих переменную. И, разумеется, уравнения не применяются для решения текстовых задач. Авторы придерживаются традиций российской системы образования и считают, что решение задач арифметическими методами требует от учащихся бо'льших интеллектуальных усилий, чем решение тех же задач алгебраическими методами.

    Программа курса полностью соответствует содержанию последующего обучения математике в средней школе. Учащиеся получают достаточные знания для усвоения курса математики средней школы.

    Система заданий, выстроенная от простого к сложному, позволяет обучать учащихся дифференцированно.

Основные вопросы курса