На главную страницу >> Мнения учителей
М А Т Е М А Т И К А
(четырёхлетняя начальная школа)
Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева.

Мнения учителей, использующих данный курс.
.
Т.Н. Плоткина (учитель начальных классов школы №1994 г. Москвы).

    Уважаемые коллеги! Впервые познакомилась с учебником по математике Гейдмана Б.П., Ивакиной Т.В., Мишариной И.Э. в 1995 году. К нам в школу попала реклама, я нашла в магазине учебник, почитала и решила применить в своей педагогической деятельности. В дальнейшем этот учебник не вошел в комплект учебников для начальной школы. Стали возникать проблемы с начальством. Приходилось отстаивать свою точку зрения. К счастью, Гейдман Борис Петрович всё время помогал в работе. В итоге пришлось перейти в школу №1994, где администрация не только разрешила, но рекомендовала работать по этому учебнику, чему я была очень обрадована.
    Учебник проработан поурочно. Каждый урок вытекает один из другого. Идёт постоянное повторение и закрепление пройденного материала. Преимущество в том, что учителю не надо думать, где найти материал для устного счета, для повторения. Интересные цепочки примеров, задания, где надо решить пример и отгадать слово, круговые примеры, примеры, где надо между цифрами поставить математический знак, чтобы получилось верное равенство. По данному учебнику очень легко построить творческий урок.
    Большое значение имеет обучение с увлечением. Детей данного возраста трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для поступления в различные учебные заведения, для нормальной жизни в обществе. Для младшего школьника эти перспективы ещё не играют ведущей роли. Учитель начальных классов, обучая детей, вынужден обращаться к более близким целям, реальным и понятным детям. Поэтому мотивация реализуется через:
    а) активизацию и развитие познавательных интересов посредством поощрения, увлечения, понимания математики;
    б) использование занимательных материалов, применение игровых приёмов, конкурсов, викторин, олимпиад, выставок и прочее;
    в) отбор дидактического материала - яркого, высокохудожественного, разнообразного, интересного детям;
    Возьмём учебник для первого класса. Идёт знакомство с числами и цифрами. Урок начинается со стихотворения о числе. Очень интересные упражнения для письма. Развивается моторика руки, внимание, глазомер.
    Каждый урок объединён определённой литературной темой. Уроки становятся интегрированными с чтением, с природоведением, с русским языком. Решая задачи, ребята вспоминают названия произведений, сказочных героев. На одном уроке дети совершают путешествие в лес, к Лесовичку, на другом они в гостях у Бабы-яги, летали в город Бремен к бременским музыкантам и так далее. Данный комплект учебников очень многогранно подходит к развитию мотивации у детей. И хочется ещё раз подчеркнуть, что учитель тратит на это всё не так много сил и времени.
    Каждый изучаемый в школе предмет развивает определенные способности ребёнка. Математика развивает способности к логическому мышлению, умение переключатся от одной умственной операции к другой. Главная задача - научить детей размышлять. Если заглянем в прошлое, то раньше математика была разделом философии. Ломоносов говорил: "Математику уже за то учить следует, что она ум в порядок приводит". Учебник по математике Б.П. Гейдмана, Т.В. Ивакиной, И.Э. Мишариной действительно заставляет детей рассуждать, мыслить и думать. В него входят задания развивающего характера, на сообразительность, логические и комбинаторные задачи, математические ребусы и головоломки.
    Практически с первых уроков вводятся элементарные упражнения для развития логического мышления. Например, "продолжи последовательность, найди отличия", много упражнений с палочками. В дальнейшем дети с интересом заполняют "магический квадрат". Это задание играет огромную роль и для развития счётных навыков, и для развития логики рассуждений, также это прекрасный способ для каждого почувствовать то, что он может решить.
    Логические задания учат детей рассуждать. В них не надо считать, а только думать. Если ребёнок не очень хорошо считает, то в данном задании он может реализоваться. Почему-то родители и многие учителя боятся таких заданий, считают, что для детей это очень трудно. Но только эти задания могут научить ребёнка нормально мыслить.
    Также данный комплект учебников включает в себя геометрический материал. "Геометрия является могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать", - писал Галилео Галилей. Геометрия - основа пространственного мышления. В программу начальной школы входит знакомство с различными геометрическими фигурами. В учебнике Гейдмана Б.П., Ивакиной Т.В., Мишариной И.Э. на одном уроке вводятся понятия квадрата, круга, треугольника и прямоугольника. Дети учатся узнавать и различать геометрические фигуры, вычерчивать их, сравнивать, находить периметр и площадь. На этапе, пока дети не знают мер длины, сравнение размеров фигур можно выполнять, сравнивая количество палочек, из которых составлены фигуры. Например, треугольник можно составить из трех, шести, девяти, двенадцати, и так далее палочек, четырехугольник можно составить из 4, 8, 12, 16 и так далее палочек. Очень важным для детей данного возраста является задание, в котором ребята составляют фигуру из палочек, затем путем перекладывания палочек данная фигура изменяется в другую геометрическую фигуру.
    Есть упражнения, где ребята рисуют различные фигуры, не отрывая карандаш от бумаги. Это развивает и логическое мышление, и моторику пальцев, и пространственное мышление. Много заданий на определение количества фигур. Например, сколько треугольников на рисунке.
    Задания типа разрежь фигуру на две одинаковые части, развивают геометрическое видение. Уже к концу первого класса ребята легко ориентируются в геометрических фигурах, понимают, чем одна фигура отличается от другой, чётко представляют, что такое линия, отрезок, вычерчивают, обозначают латинскими буквами, находят длину отрезков.
    Геометрия развивает пространственно-ориентировочное мышление, комбинаторные способности, формирует логическое мышление. Каждый ребёнок - творец. Геометрический материал развивает творческое мышление, самостоятельность, инициативу. В данном комплекте учебников геометрии уделено должное внимание, и из урока в урок происходит отработка геометрических умений и навыков.
    Данный комплект учебников - это действительно классический подход в обучении математике младших школьников. Учебники помогают организовать систематическую работу в трёх направлениях: развитие вычислительных навыков, знакомство с началами геометрии, решение задач на сообразительность. А поурочное расположение материала, методическая проработка каждого урока позволяют учителю рационально использовать время при подготовке к урокам.
    По результатам выполнения итоговых контрольных работ успеваемость по математике у детей в моём классе оказывалась выше, чем в параллельных классах на 28 - 30 %.
    УМК авторского коллектива Б.П. Гейдмана, Т.В. Ивакиной, И.Э. Мишариной доказал свою эффективность.

На главную страницу >> Мнения учителей